Работая с детьми на уроках, стремлюсь так управлять их деятельностью, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех в труде – первостепенное условие становления личности. Успех в труде – это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится.
Чтобы дело спорилось, ребенок должен организовать свой труд – в этом ему поможет учитель. Творчество учителя рождает творчество ученика.
Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представление по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель.
Конан Дойл, хотя и не был ученым психологом, но словами Шерлока Холмса правильно сказал, что наш мозг подобен пустому чердаку и от нас зависит, чем мы “этот чердак” заполним – хламом или нужными вещами. Если мы его забьём хламом, то тогда некуда будет поместить нужную вещь, а если в этом хламе есть что-то нужное, то его там не скоро найдешь. Следовательно, раз в единицу времени ученик может усвоить определённое, а не безграничное количество информации, надо строго отобрать сведения, нужные для решения данной задачи.
Наши дети получают в большом объеме разную информацию. Найти основу – зерно в потоке информации порой ребятам очень сложно. Помочь им найти это рациональное зерно поможет метод опорных схем Шаталова, с которым я ознакомилась при обучении в институте.
Для того чтобы ребята что-то усвоили и выполнили это на практике, им нужно знать, что от них требуется, какие этапы они должны пройти и видеть конечную цель.
Идея метода – разложить поставленную задачу на определённые этапы, отразить этапы решения задачи в схемы и выделить главное и второстепенное, опираясь на зрительную память.
Учебников по предмету много, но в одних учебниках содержится неполная информация по теме, в других много лишнего. Поэтому самым лучшим источником информации служит тетрадь.
Опорные схемы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в тетрадях в виде таблиц, карточек, чертежей и рисунков.
Компактные, опорные схемы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску.
В опорных схемах есть и элемент игры, и экономия времени и места, и знание психологии ребят.
Но главная цель – изложить изучаемое так, чтобы на основе логических связей материал стал доступен, отпечатался в долговременной памяти, а также произошло осмысление конечной цели и промежуточных этапов. В каждом листе опорных схем закодирован весь учебный материал соответствующих разделов программы по технологии.
Листы опорных схем обеспечивают логически – последовательное раскрытия темы или задание – это своеобразная основа, линия развития мысли, в том числе и творческой. Опорные схемы – это надёжный помощник восприятия, запоминания, творчества.
Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь схемой (читает её) он приобретает уверенность, снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения, а всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, осознание причинно-следственных связей. Ни один, даже самый слабый ученик, не чувствует себя беспомощным, возрастает учебная активность ребят, интерес к уроку.
Опорные схемы обеспечивают дружную работу всего класса, позволяет работать на будущие темы программы, осуществлять их перспективные изучение. Время, сэкономленное благодаря сконцентрированному изучению теории, увеличивается для выполнения практического задания.
Цель перспективы – увеличить время на усвоение трудных вопросов, тем и разделов программу. Поэтому можно дать каждому ученику и всем вместе столько часов, сколько необходимо, учитывая индивидуальные возможности и способности.
При этом постоянно и активно используются опорные схемы (обобщающие таблицы, комплекты карточек – опор) по темам. Они дают возможность после первого введения в тему оперативно проводить на уроке многократное повторение.
Очень важное условие в работе со схемами то, что они должны постоянно подключатся к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учится.
Материал для перспективной подготовки я беру из учебников, используя дополнительную литературу.
Сначала мной проводится структурно – функциональный анализ отобранной литературы, затем составляется черновой набросок важных сокращенных знаний, которые преобразуются в смысловые буквенные единицы информации. Далее происходит преобразование в блоки соответственно смысловым частям, выделение цветом и показ взаимосвязей и взаимодействий в блоках. Использование геометрических фигур, линий, знаков, цветового сигнала.
Считаю применение опорных схем для записи инструкционных карт, технологических карт, карточек – задания при объяснении нового материала учителем и устном ответе ученика в качестве наглядных пособий, необходимым и рекомендуемым.
Таким образом:
Цель метода: рациональное, мотивированное применение знаний; ликвидация перегрузок за счёт сокращения времени; воспитание интереса, активности, самостоятельности к поиску и учению; отработка предметной технологии.
Главная цель: изложить изученное так, чтобы на основе логических связей материал стал доступен, отпечатался в долговременной памяти.
Задача :научить расставлять акценты при выполнении задания; научить использовать свои знания в составление таблиц – схем, логического поэтапного пути к конечной цели; научить умению логично выстроить цепочку технологического процесса.
Значение: компактность излагаемого материала; логическая взаимосвязь, карта всей дороги (перспективность) сокращение информации по сути; изучение и овладение методом; восприятие материала: фундамент – надстройка.
Рассмотрим какие наглядные схемы могут применяться на уроках технологии, например в разделе “ Конструирование и моделирование одежды” в виде:
А) Инструкционная карта. “рис.1”, “рис.2”
Сравнительная характеристика методов построения чертежа путем таблицы или схемы на примере построения чертежа юбки.
|
|
Компактность излагаемого материала выигрывает, весь процесс построения умещается на одном листе, плюс еще один лист на чертеж. |
Компактность излагаемого материала проигрывает, весь процесс построения умещается на трех листах, плюс еще один лист на чертеж. |
Весь процесс построения виден сразу с изображением фундамента и надстройки. Виден принцип построения на одном листе от начала до конца, что из чего следует. |
Весь процесс построения выявляется не сразу . Фундамент и надстройка осмысливаются после построения. Чтобы понять принцип построения нужно пройти весь путь, а затем его осмыслить. |
Сразу устанавливается логическая взаимосвязь построения задней и передней половинок юбки. Каждый этап построения половинок юбки осуществляется параллельно. Сначала откладывают ширину заднего полотнища, затем переднего; середину задней вытачки, затем передней. |
Логическая взаимосвязь устанавливается несразу, весь процесс построения задней и передней половинок юбки, состоящий из нескольких этапов осуществляется последовательно: сначала строят заднюю половинку юбки, потом переднюю. |
Лучше видна аналогия построения за счет расположением блоков и за счет цветового сигнала ,что сокращает время на осмысление материала. План построения изложен в строгом соответствии расположения блоков по горизонтали и вертикали. Блоки построения задней и передней половинок выделяются соответствующим цветом, как на чертежах. |
Форма записи не дает учащимся быстро осмыслить аналогию построения задней и передней половинок за счет чего время на осмысление материала затрачивается больше. Каждый этап построения половинок учащиеся осмысливают дважды. Цветовой сигнал по восприятию информации отсутствует. |
Информация по меркам и прибавкам постоянно перед глазами. Удобство и экономия времени. |
Информация по меркам и прибавкам расположена в другой таблице. Это создает определенные неудобства. |
|
Чтение чертежа осуществляется на каждом этапе построения, что приводит к осмыслению отдельных этапов построения, а не чертежа в целом. |
Б) Технологическая карта. “рис.3”, “рис.4”, “рис.5”, “рис.6”, “рис.7”, “рис.8”, “рис.9”, “рис.10”
Анализ технологической карты на примере пошива косметички в форме схемы.
1. Показано из каких деталей состоит
изделие.
2.. Соответственно под названием каждой детали
даны чертежи и указаны размеры.
3. Весь технологический процесс пошива умещается
на одном листе. Устанавливается логическая
взаимосвязь каждого этапа.
4. Каждый этап показан в виде рисунка(чертежа) и
объяснения .Это помогает учащимся осмыслить
процесс изготовления в целом и по частям, а затем
применить его на практике. Заучивается
предметная терминология.
5. Подробное объяснение и демонстрация каждого
этапа работы учителем, а затем выполнение этих
этапов на практике учащимися исключает
подробное описание технологических узлов в
схеме и допускает использование сокращенных
терминов, что экономит время.
6. Начиная работу с простых изделий и выполняя их
по схемам с помощью учителя, учащиеся усваивают
принцип построения схем и дальше их составляют
сами.
7. Когда учащийся научится читать и составлять
технологические карты в виде схем, а также
научится по ним работать, такую схему можно
использовать в виде : домашнего задания;
карточек-заданий; применять в проектной
деятельности; использовать при устном
объяснении учеником технологического процесса.
В) Карточка-задание. “рис.11”
Анализ карточки - задания по разделу конструирование и моделирование юбки.
На карточке сразу видно различие понятий между художественным и техническим моделированием.
На одной карточке ребята выполняют несколько различных по смыслу заданий:
а) умение показать эскиз;
б) умение показать конструктивные линии за счет которых изменяется фасон изделия по отношению к основе чертежа;
в) умение правильно показать детали кроя, мысленно выполняя техническое моделирование, используя эскиз модели.
Г) Объяснение нового материала учителем.
На примере темы “Процесс создания модели” “рис.12”.
1. Из схемы видно из каких основных этапов состоит процесс.
Каждый этап состоит из отдельных блоков, которые при необходимости можно объяснить, используя схемы, относящиеся к каждому блоку.
Например. Первый этап конструирования рассматривается в следующих схемах: “Общие сведения о конструировании одежды”. (рис.13) ; “Способы конструирования швейных изделий” (рис.14) ; “Классификация мерок” “рис.15” .
Второй этап : моделирование представлен с помощью следующих схем: “Выбор фасона изделия” “рис.16”, “рис.17”; “Таблица сравнений” “рис.18”; “Моделирование фартука” “рис.19”, “рис.20”; “Моделирование юбки” “рис.21”, “рис.22”.
Третий этап раскроя изделия может быть легко усвоен с помощью схемы “Раскладка выкроек” “рис. 23”.
Рекомендации в использовании схем.
В схеме “Выбор фасона изделия” помогает учащимся лучше разобраться в понятиях и требованиях по выбору изделия.
В схемах “Моделирование фартука” и “Моделирование юбки” учащимся объясняется, как сделать зарисовки модели, давать соответствующие описания модели, наносить конструктивные линии на чертеж основы, выполнять детали кроя изделия.
Мы разобрали лишь часть примеров, которые можно использовать на уроках. Такие схемы-карты можно составить по каждому размеру или теме. Компактные опорные схемы надежно работают, когда они станут обязательной частью целостной методической системы.