Урок-путешествие.
ЦЕЛИ: Совершенствование навыков устного счёта в пределах 1000, закрепление приёмов письменного сложения, вычитания, умножения и деления, закрепление умений читать и записывать многозначные числа, развитие “математической” речи учащихся, внимания, интереса к предмету, воспитание у детей любви к малой родине, взаимопомощи, ответственности.
ОБОРУДОВАНИЕ: плакат “Терса ХIX в.”, карточки чисел, капельки, облака, буквы с числами, карточки с заданием, запись народной песни.
ХОД УРОК А
- ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА.
- АКТИВИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
- Из чего состоят облака?
- Облака летят дальше, и сегодня вместе с ними мы отправимся в путешествие.
- Послушайте запись “Шум волн”. А где вы могли его слышать? ( На Волге.)
- Назовите самое маленькое число? Самое большое число? Числа в порядке возрастания.
- На правом берегу Волги находится наше село. Мы узнаем его название. И в этом нам поможет луч.
- Купили 3 пакета семян тыквы, по 200 г в каждом, 4 пакета семян моркови, по 100 г в каждом. Сколько граммов семян купили?
- Сравни: > , < , = 3. Выполни вычисления:
- Каким числам на числовом луче соответствуют точки В, С, Е, К.
- Наше село находится в 15 км от г. Вольск, вверх по Волге. Своё название получило по названию реки Терса.
- Что показывают нули в записи числа?
- Как можно записать его в виде суммы разрядных слагаемых. (Устно)
- От берега Волги мы поднимаемся вверх и попадаем на сельскую площадь.
- Что мы видим?
- Учитель:
- Шарлотте Карловне фон Ливен (1797 – 1917 гг) 5 апреля 1797 г. Павел I пожертвовал статс-даме наше село. И её род владел нашим селом 120 лет. Показ фотографии.
- Это любимая песня односельчан.
- М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова
- Воскресенский С. Г., А. М. Делин, А. В. Скляров
- Лунин А. А.
- Залезский К. В.
- Власов П. В.
- Любавский М. К. “История географии России в связи с колонизацией”. М. 1909 г.
Прозвенел звонок.
Начинаем урок.
Облака, облака, все летят
куда-то.
Облака, облака, белые, как вата.
Поскорей их отгадать нужно нам, ребята.
Чтение на доске темы: “Закрепление”. (Запись в тетради.)
На капельках напечатаны недостающие числа. Найдите их. Для этого надо прочитать пример, назвать компоненты и рассказать, как находится неизвестный компонент:
Дети выполняют устно.
А за ответы вы будете получать капельки. В конце урока подсчитаем, у кого больше.
Волны принесли нам числа. Прочитайте:
169 11 37 3688 480 1380000
Это интересно: А теперь послушайте, что могут рассказать числа о нашем крае.
11 км – максимальная ширина р. Волга.
37 м – максимальная глубина р. Волга.
169 рек – притоков р. Волга в Саратовской области.
480 км – протяжённость реки по нашей области.
3688 км – длина реки с севера на юг.
1380000 кв. км – площадь бассейна р. Волга.
Волга – красавица и царица русских рек.
В переводе с финского означает “светлая”, “священная”. (Чтение карточек).
А В С Е К N
I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I-----
Луч приготовил задание ребятам. (Индивидуальная работа на II доске по карточкам 3 уч-ся.)
Задача.
3 п. по 200 г
? г 200 * 3 + 100 * 4 = 1000 г.
4 п. по 100 г
94785 . . . 94784 | 61000 : 1000 |
200030 . . . 200003 | 61000 - 1000 |
8999 . . . 9000 | 4200 * 10 |
26999 . . . 26888 | 4200 + 10 |
Фронтальный опрос класса.
Чтение карточки: ТЕРСА.
Прочитайте число 246000000
246000000 руб. (старыми). Такую сумму собрали терсинские купцы в 1881 г. на ярмарке в Н. Новгороде.
Проверка индивидуальных заданий.
Задача на смекалку.
Из г. Вольска в с. Терсу выехал рейсовый автобус, а из Терсы в Вольск через 20 мин. выехала легковая машина. Встретились на остановке АЦИ. Какой из видов транспорта находится ближе к нашему селу?
Вольск | АЦИ | Терса |
I---------------------------------------------- | -I---------------------- | -I |
Наше путешествие продолжается.
Работа по схеме.
Показ фотографии “Церковь с. Терса 1911 – 1917г.г.”.
Задания для вас на карточках (разного цвета) по вариантам:
I вариант (зел.) 208 * 4 + 867 =
II вариант (фиол.) 493 + 402 * 3 = 1699
III вариант (бел.) (120 * 10) + (499 * 1) =
Прочитайте ответ.
1699 г. – это год образования нашего села.
Давайте запишем его в виде суммы разрядных слагаемых:
1699 = 1000 + 600 + 90 + 9
А сейчас мы узнаем, что было в нашем селе до революции, т. е. в начале XX века.
Решим уравнения (по вариантам):
1 уч-ся у доски – Х * 10 = 100 Х=10
I вар. - 320 : Х = 40 | II вар. - 96 : Х = 48 |
Х = 8 | Х = 2 |
В нашем селе до 1917 г. было – 2 школы, 2 пожарки, 8 магазинов, 10 водяных и ветряных мельниц, 1 пристань, училище.
Новая школа в нашем селе была открыта в 1972 г.
А старое здание, I этаж – 1878 г.
В магазинах продавали всё, кроме рыбы и мяса. А как вы думаете, где жители покупали рыбу и мясо?
Физкультминутка “Волженская лужайка”
Мы с волженской лужайки вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.
Мы отдохнули, а теперь решим задачу по учебнику
Работа по учебнику: с. 38, задача 20. Чтение и разбор задачи.
Запишем краткую запись, используя условное табличное значение:
Привезли Продали Осталось Р. 5 м по 40 кг 130 кг ? кг Пш. 7 м. по 35 кг 140 кг ? кг Решение:
1). 40 * 5 = 200 (кг) – привезли ржи
2). 200 – 130 = 70 (кг) – осталось ржи
3). 35 * 7 = 245 (кг) – привезли пшена
4). 245 – 240 = 105 (кг) – осталось пшена
5). 70 + 105 = 175 (кг) – осталось
II способ, если имеется время:
1). 40 * 5 = 200 (кг)
2). 35 * 7 = 245(кг)
3). 200 + 245 = 445(кг)
4). 130 + 140 = 270 (кг)
5). 445 – 270 = 175 (кг)
Ответ: 175 кг осталось.
Решение примеров.
А теперь отгадаем, кому принадлежало наше село.
На доске вы видите буквы, и каждой букве соответствует цифра. Вы решаете пример, читаете ответ и записываете рядом букву. И потом прочитаем ответ. (5 кар.)
89 135 610 1006 1228 Е Л Н И В I в. (на доске карточки с примерами):
Запишем под диктовку 304 – что можете сказать о числе?
В этом году нашему селу исполняется 304 года.
Подсчёт капелек. Оценивание.
Назовите виды углов:
Учитель переворачивает фигуры, и дети читают
“Мо-лод-цы!”
Домашнее задание: с. 38, з. 12, с. 39 пр. 25.
Подведение итогов. Слушанье песни “Хаз-Булат молодой”.
Литература
Учебники:
Математика. 4 класс. В 2-х частях М. Просвещение 2001 г.
География Саратовской области. Для 6-9 кл. Приволжское изд-во. Детская книга. 1997 г.
Книги, газеты:
“Историко-статистическое описание селений Вольского уезда.
Газета “Саратовские губернские ведомости за 1887 г.”“Сельскохозяйственная статистика Саратовской губернии” С П Т З 1957 г.
“История с. Терсы” (архивные документы, собранные односельчанами).