Цели:
- и научить выделять звуки [з], [з’] в словах;
- обозначать их на письме;
- закрепить понятие о гласных и согласных звуках, - звонких и глухих;
- способствовать начальному формированию - находить и решать орфографическую задачу;
учить определять в слове сильную и слабую позиции;
- развивать фонематический слух, познавательные способности, внимание, умение слушать, наблюдать, сравнивать;
- воспитывать трудолюбие, любовь к животным.
ОБЖ – учить детей правильно применять правила личной безопасности, если остались дома одни.
Экология – повторить знания детей о диких и домашних животных.
Оборудование: “АБВГдейка” - автор Л. Ф. Климанова, пропись “Мой алфавит” автор Л. Ф. Климанова, рисунок козы, схема для чтения слогов с буквой З (зонт), иллюстрации к сказке “Волк и козлята”.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Артикуляционную гимнастику.
- Жил-был язычок, длинный-предлинный, вот такой (рот открыт, язык высовывается изо рта и убирается в рот попеременно).
- Жил он за заборчиком – зубами. Покажите, какой ровный заборчик –зубы (углы рта слегка оттянуть, как при произношении звука “И”, зубы сомкнуты и видны).
- Проснулся язычок рано утром, высунулся изо рта-окошка (широкий язык высунуть и расслабить, положить на нижнюю губу).
- И стал делать зарядку (высунуть язык, затем сложить трубочкой, языком движения влево - вправо).
- Повторение.
- На какие 2 группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные).
- Как отличить гласный звук от согласного? (гласные поются, произносятся с голосом, при произношении не встречают преграду).
- На какие 2 группы можно разделить согласные? (звонкие и глухие).
- Сообщение цели.
- Послушав отрывок из сказки, вы узнаете, кто придет к нам в гости и поможет узнать о новой букве, и в какой сказке мы с вами побываем.
- Печатанье буквы в прописи.
- Звуковая схема слова КОЗА.
- Сколько слогов в слове? 2
- Почему?
- Поставим ударение.
- На какую гласную падает ударение? (а – сильная позиция, слышится четко).
- А гласная о? (безударная).
- Сколько звуков в слове КОЗА? (4 звука, 4 буквы).
- Физминутка.
- Что за предмет нарисован? (зонт).
- С какой буквы начинается? (З).
- Итог урока.
- Д/з – нарисуйте своего любимого сказочного героя.
Сегодня на уроке давайте поработаем так, чтобы нам было интересно. А для этого работаем дружно, весело и с огоньком. А еще нам пригодится фантазия, умение мечтать и представлять.
Сегодня мы отправимся в сказку. А в какую вы скажете позже. Чтобы речь наша была правильная и красивая сделаем:
Приготовили язычок к работе, а теперь давайте вспомним, то что мы уже знаем.
Сыграем в игру “Найди букве пару”. Правильно соедините буквы левой и правой части.
БГ ёжб
ИД игды
ЁЖ тнк
Но прежде, чем услышите отрывок из сказки скажите:
Для чего мы с вами изучаем буквы? (Отрывок из сказки “Волк и козлята” зачитывается учителем).
“Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленок схоронился в печке”.
Как называется сказка в которую мы сегодня отправимся? (“Волк и козлята”).
Кто ее автор? (народ).
Кто придет к нам в гости? (коза).
Коза это кто? (животное).
Каких животных мы знаем? (диких и домашних).
Что самое ценное для здоровья человека дает коза? (молоко).
А как человек ухаживает за ней?
Какой новый звук вы услышали в слове коза? звук [з].
Пожужжите, как пчелки и определим какой это звук? (звонкий).
Звуки [з] и [з’] обозначаются одной буквой З.
На что она похожа? (высказывание детей).
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3.
3 – не просто завитушка,
3 – пружинка, крендель, стружка.
“Мой алфавит” с. 62.
[к] – согласный, глухой, твердый.
[о] – гласный, твердый.
[з] – согласный, звонкий, твердый.
[a] – гласный, ударный, твердый.
При произношении слова КОЗА вместо буквы о слышится звук [a], а пишется буква О т.к. находится в слабой позиции).
Изменим слово КОЗЫ – слышим звук [o ], значит пишем букву О – это орфограмма.
Я буду называть слово, если в слове есть твердый звук [з] – присесть, если мягкий звук [з’] – подпрыгнуть на месте.
Зебра, лавка, зубы, звезда, коса, козлята, колхоз, стена, земля.
4. Чтение слогов с буквой З.
Как правильно нужно читать согласную в слоге подскажет гласная буква (а, о, у, ы, и).
Читаем, как:
1) мямлики
2) шустрики
3) сороки
5. Работа с учебником.
“АБВГдейка” с. 111
Давайте прочитаем начало сказки и попробуем ее продолжить. Читаем плавно по слогам. (по иллюстрациям к сказке дети продолжают сказку “Волк и козлята”).
Волк какое животное? (дикое). Почему говорят, что “волка ноги кормят”? Волк не стережет свою добычу в засаде, как это делают кошки, а догоняют ее бегом. Чем сильнее волк, тем легче ему настичь свою жертву.
Как вы думаете, съел бы волк козлят, если бы в двери избушки был глазок? Какую ошибку допустили козлята? (открыли дверь незнакомому человеку).
Сейчас ребята нам напомнят правила:
1 ребенок
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком!
И не открывайте тете,
Если мама на работе.
2 ребенок
Ведь преступник, он хитер,
Притворится, что монтер.
Или даже скажет он,
Что пришел к вам почтальон.
3 ребенок
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче дверь!
4 ребенок
Если кто-то лезет в дом,
Пробивая двери лбом.
Двери держатся едва –
Поскорей звони 02!
6. Отгадывание загадок.
Коза приготовила для вас сюрприз. Давайте посмотрим в учебнике с. 112.
7. Работа со словами противоположными по значению с. 112, работа в паре (друг другу дети говорят слова).
8. В виде кого изображена буква З на странице учебника 112? (змеи). Если вдруг вас укусила змея в лесу, что будете делать? Из ранки сразу нужно выдавить в течении 4-5 минут несколько капель крови. Для отсасывания яда на нее ставят кровососную банку. Нельзя отсасывать яд ртом – это опасно, т.к. при небольших повреждениях слизистой рта или зубов, яд может попасть в организм. И пострадавшего доставить срочно в больницу.
В какой сказке мы сегодня были? Кто помог познакомиться с новой буквой? Какие звуки обозначает буква З? Дайте характеристику звуку [з]. Какие еще сказки вы знаете?