Цель:
- ознакомление учащихся с основными типами взаимоотношений живых организмов;
- обучение самостоятельному приобретению знаний;
- развитие познавательного интереса;
- воспитание экологической грамотности и нравственных качеств школьника.
Методы обучения:
- словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);
- частично-поисковый (выполнение самостоятельных исследований), наглядно-образный (изучение таблицы и иллюстраций).
План урока
- Вступительное слово учителя.
- Изучение нового материала.
- Заключение. Использование человеком взаимоотношений организмов.
- Проверка усвоения нового материала.
Основные типы взаимоотношений
В любой среде обитания живут разнообразные организмы. В лесах, например, растут березы, осины, дубы, сосны, различные кустарники; живут зайцы, белки, лисицы, волки, дятлы, жуки-короеды и многие другие животные. При этом жизнь одних организмов зависит от жизни других. Между организмами, обитающими в одних и тех же местах, образовались различные взаимоотношения.
Существует 3 типа взаимоотношений:
1. Симбиотические (полезные)
симбиоз
мутуализм
комменсализм
2. Антисимбиотические (вредные)
хищничество
паразитизм
аменсализм
3. Нейтрализм (очень редок в природе)
ШАГ 1
Кадр 1
Взаимовыгодные отношения. Мутуализм (++) от латинского мутуус – взаимный.
Форма симбиоза, при котором оба из партнеров не могут существовать без другого.
Птица медоуказчик, разыскав осиное гнездо, приводит к нему своего партнера канского медведя. Тот разрывает гнездо и поедает мед и личинки пчел, а медоуказчик довольствуется остатками. Выгода обоим.
Кадр 2
Рак-отшельник (актиния)
Носорог (птица)
Кедровая сосна (кедровка)
Шмель (клевер)
Деревья (грибы)
Кадр 3
ШАГ 2
Кадр 1
Комменсализм (+0) от франц. комменсал – сотрапезник и менс – стол. “Нахлебничество”, “квартиранство”.
Совместное существование особей разных видов, при котором один из них извлекает из другого пользу, не нанося вреда своему партнеру.
Собаки служат разносчиками семян и плодов.
Тропическая рыбка амфиприона использует как убежище актинию рода дискосома, в случае опасности скрывается среди щупалец.
Кадр 2
“нахлебничество”: лев (гиена), акула (рыба-лоцман)
“квартиранство”: рыба (медуза), горчак (раковина беззубки)
Кадр3
ШАГ 3
Кадр 1
Хищничество (+ -).
Способ добывания пищи, при котором один организм ловит, умерщвляет и поедает другой организм. Животных, которые питаются другими животными и имеют приспособления к их поимке, называют хищниками, а их добычу – жертвами.
Кадр 2
Жук-плавунец (мальки рыб)
Божья коровка (тля)
Щука (карась)
Росянка (насекомое)
Кадр3
ШАГ 4
Кадр 1
Паразитизм (+ -).
Форма биотических отношений, при которых организмы одного вида (паразита) живут за счет питательных веществ или тканей другого вида (хозяина). Паразит не убивает хозяина. Некоторые паразиты имеют не одного хозяина.
Кадр 2
Аскарида (человек)
Блоха (собака)
Чага (дерево)
Кадр3
ШАГ 5
Кадр 1
Конкуренция (--).
Отношения организмов, сходных по своим потребностям в питании или в пользовании мест для постройки гнезд, нор и других укрытий.
Под защитой светолюбивых деревьев (сосны) хорошо развиваются всходы ели, т.к. на открытых местах они вымерзают. Подросшие теневыносливые ели своими густыми ветвями сильно затеняют молодые деревца сосны, отчего многие из них гибнут.
Кадр 2
Культурные растения (лебеда)
Большие дубы (мелкие дубы)
Волк (лиса)
Кадр 3
ШАГ 6
Кадр 1
Использование человеком взаимоотношений организмов.
Между живыми организмами в природе сложились сложные взаимоотношения. Одни и те же организмы служат для некоторых из них жертвами, для других хозяевами или “квартирантами”, “нахлебниками”, “конкурентами”. Сложные взаимоотношения организмов помогают им сохраниться в природе. Человек издавна использует знания о взаимоотношениях организмов при разведении сельскохозяйственных животных и растений, добыче диких животных и использовании дикорастущих растений.
Кадр 2
Взаимодействие между видами (по Ю.Одуму, 1986 )
Тип взаимодействий | 1 | 2 | Общий характер взаимодействия |
Мутуализм | + | + | Облигатное (обязательное)
взаимодействие, полезное для обоих популяций. |
Комменсализм | + | 0 | Популяция комменсала (1) получает пользу от объединения с популяцией хозяина (2), для которого это объединение безразлично. |
Хищничество | + | - | Особи хищника обычно больше особей добычи. |
Паразитизм | + | - | Популяция паразита обычно меньше, чем популяция хозяина. |
Конкуренция (непосредственное взаимодействие) | - | - | Прямое взаимное подавление видов. |
Конкуренция (взаимодействие из-за ресурсов) | - | - | Опосредованное подавление, возникающее, когда появляется недостаток в каком-либо факторе, используемом обоими видами. |
Кадр 3
Проверка усвоения нового материала
Лист самооценки учащегося
Вопросы | Оценка |
1 Удовлетворены ли вы результатом своей
познавательной деятельности на уроке? 2 Осознаете ли важность полученных на сегодняшнем уроке знаний? 3 Удовлетворены ли вы сегодняшним уроком? |