Задачи. Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы и природно-хозяйственных зонах России. Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями посредством использования отрывков художественных произведений и научных статей. Продолжить формирование знаний о возможностях хозяйственно использования природных зон, совершенствовать умение работать с индивидуальным материалом и принимать активное участие в коллективных формах работы.
Оборудование: карточки с отрывками художественных произведений и научных статей на каждого ученика с заданиями к каждому отрывку. Тетради для каждого ученика, на доске заранее начерчена таблица.
Структура урока:
1. Работа может быть частью итогового занятия по теме: “Природно-хозяйственные зоны России”.
2. Выполняется индивидуально в тетради, можно в группах по два человека.
3. Вторая часть работы выполняется на доске. По мере работы заполняется таблица.
4. Работа по объяснению значений новых терминов и незнакомых слов дается на дом. Слова записываются в тетради.
5. Инструктивная карточка (записано на доске):1. Записать число
2. Указать тему урока
3. Прочитать отрывок
4. Прочитать задание к отрывку
5. Указать номер карточки в тетради
6. Записать ответы в тетрадь по порядку вопросов
7. Заполнить таблицу на доске по мере выполнения работы
8. Выписать новые термины и слова в тетрадь.
Таблица на доске:
Название природной зоны |
Виды хозяйственной деятельности |
Новые термины и понятия |
Работа учащихся с дидактическим материалом.
В отрывках намеренно не указано название природной зоны для создания рабочего азарта у учащихся. Количество карточек можно регулировать по количеству столов в кабинете.
Карточка № 1
“Солнце появилось над горизонтом и все живое обернулось к нему, восхищаясь и ликуя. Белый олень-менурей высоко вскинул гордую голову и протрубил призывно и громко. Глупый песец удивленно высунул из снежной норки острую мордочку с черными бисеринками глаз и тоненько пискнул. Даже ветки тальника словно ожили под негреющими лучами Солнца, стряхивая с себя серую изморозь зимы. А люди все повылазили из чумов и заворожено смотрели, как оранжевый шар медленно-медленно катился по краю горизонта…”. Суфтин Г.И. След голубого песца. - Архангельское книжное издательство, 1978, с. 5 |
1. Определите
природную зону. 2. О каком времени года говорится в отрывке? 3. Какие животные символизируют животный мир природной зоны? 4. Почему все обрадовались Солнцу? 5. Выпишите незнакомые слова, попробуйте объяснить их значение |
Карточка № 2
“Шумишь ты днем и ночью, непокорная и щедрая кормилица медведей, маралов, сохатых, пушистых белок, золотистых соболей и всякой живности. Не здесь ли звенят хрустальные ключи-истоки рек? Не в твоих ли недрах покоятся несметные сокровища? Вольготно здесь летом. По падям рассох и гор, по берегам малых речушек наливается жгучей чернотою смородина, черника, голубика. А в июле начинает красной осыпью созревать малина. Чего тут нет! Кругом разлита сытая истома хвойного леса и разнотравья. А дикий хмель – по чернолесью…” Черкасов А., Москвитина П. Черный тополь (т. 3). – М.: Издат. дом “Максим”, 1994, с. 291 |
1. Определите
название природной зоны 2. Каковы особенности рельефа в этой природной зоне? 3. Какую пользу приносит людям природная зона? 4. Чем богата природная зона? 5. Как названы источники пресной воды? 6. Выпишите незнакомые слова себе в тетрадь |
Карточка № 3
“Высокие, красноватые сосны развесили свои иглистые вершины, а зеленые елочки выгибают свои колючие ветви. Красуется белая, кудреватая березка с душистыми листочками, дрожит серая осина, а коренастый дуб раскинул шатром свои вырезанные листья. Из травы глядит глазок земляники, а рядом уже краснеет душистая ягодка. Белые сережки ландыша качаются под ветерком. Где-то рубит крепконосый дятел, кричит жалобно желтая иволга, отсчитывает года бездомная кукушка. Серый зайчик шмыгнул в кусты. Далеко слышны звуки падающих деревьев, на лесных полянках лежат валы скошенной травы, слышны голоса людей, собирающих лечебные травы и ягоды…” Ушинский К.Д. В лесу летом//Юный натуралист. - № 4 |
1. Какая природная
зона описана в отрывке? 2. Приведите доказательства 3. Какие хвойные деревья описаны здесь? 4. О каких птицах пишет автор? 5. Какими видами хозяйственной деятельности занимаются в этой природной зоне? 6. Выпишите незнакомые слова себе в тетрадь |
Карточка № 4
“Здесь у рощицы
березовой, где к лугам сбегает рожь Кашки белой, кашки розовой, кашки алой не сочтешь! С колокольчиком, с ромашкою, клевер весело цветет, И его “пчелиной кашкою” называет наш народ. Где не глянешь – ульи новые, на лужайке, у села, А над кашками пунцовыми тихо крутится пчела. Косят клевер, пахнет росами, нежно, сладко, как в саду. Свежий воздух над покосами весь настоен на меду…”
Рождественский В. Клевер. С любовью к природе. – М.:Педагогика, - 1976,- с. 216 |
1. Определите
природную зону 2. Назовите дикорастущие растения 3. Укажите существенные признаки этой природной зоны по типам растительности 4. Назовите занятия населения в этой природной зоне 5. Выпишите незнакомые слова себе в тетрадь |
Карточка № 5
“Наряду с лесотундрой и лесостепью это еще одна зона переходного типа. В ней нередко закономерно и мозаично чередуются участки, нередко мелкие пятна особого ландшафта. Причина такой пестроты кроется, прежде всего, в различиях доступа растений к влаге. Осадков в этой зоне мало. Повсюду распространены солонцы и солончаки и много соленых озер. Климат континентальный, растения не высоки. На степных пятнах – это дерновые злаки: типчак, житняк, ковыли; на пустынных: полукустарники с мощными корнями, черная полынь, бинергун, кокпек, прутняк. Здесь хорошая территория для пастбищ…”.
Ефремов Ю.К. Природа моей страны. – М.:Мысль. – 1985, с. 93-94 |
1. Что является
причиной разнообразия ландшафтов? 2. Почему много соленых озер? 3. Назовите виды растений пустыни 4. Назовите признаки континентальности климата 5. Как население использует территорию природной зоны? 6. Выпишите незнакомые слова себе в тетрадь |
Карточка № 6
“Гигантские буковые леса в скалистом поднебесье. Ели-великаны, у которых темно и прохладно даже в самый жаркий день. Столетние дубы, как сединой покрытые серым, пушистым мхом в окружении зарослей колючих кустарников. Непроходимые дебри вверху, а у подножия гор, в приморских долинах – буйное цветение флоры: пальмы, лавры, олеандры, мимозы, магнолии, азалии, каштаны. Плантации роз и лаванды, винограда и лимонарии встречают путешественника. Миллионы розовых, изумрудных, яшмовых, янтарных плодов, как елочные игрушки, украшают сады. Край богат теплом и влагой круглый год. Бесконечной вереницей тянутся по побережью белоснежные, хорошо оснащенные санатории…”.
Иванов А., Михайлов П. Лазурный берег. Краткий путеводитель. – М.: Госиздат - 1956 |
1. Назовите
природную зону. 2. Каковы главные особенности растений этой природной зоны? 3. Какие растения выращивают на плантациях? 4. С чем сравнивают плоды авторы? 5. Почему очень разнообразен растительный мир? 6. Выпишите незнакомые слова себе в тетрадь |
Карточка №7
“Ветер перевалил через хребты, в бешеном галопе срывался по склонам вниз, в долины рек, поросшие столетними кедрами, старался смять, растоптать, снести и уничтожить на своем пути все живое. В союзники себе он взял мороз. Лишь шумели вершины крон. И жизнь шла своим чередом. Кедровки, дятлы, клесты, поползни, белки, соболь обследовали отсвечивающие янтарем крупные шишки. Повсюду ощущается горький запах хвои. Сосна, пихта, кедр, можжевельник выделяют большое количество этих веществ. Лес заботливый хозяин. Он регулирует содержание воды в почве, не дает расти оврагам, оберегает полноводность рек, выращивает сырье для получения лекарств, дает нам бумагу, кислород…”.
Рахилин В. Зеленый океан. – М.: Молодая гвардия. - № 8. – 1979, с. 1-3 |
1. Определите
название природной зоны 2. Какими признаками отличается зимняя погода? 3. Какова роль данной зоны в природе? 4. Перечислите хвойные деревья 5. К каким группам по образу обитания можно отнести птиц? 6. Какое значение для хозяйственной деятельности человека имеет природная зона? 7. Выпишите незнакомые слова себе в тетрадь |
Карточка № 8
“Эта северная окраина моей страны протянулась вдоль побережий от Мурманска до Чукотки. Вошло в обычай считать природу этой зоны суровой и скудной, но знатоки утверждают, что она обильна и красива. В краткие летние месяцы она превращается в цветущий и ягодный сад. Она пестрит яркими венчиками лепестков, огоньками светятся бусинки брусники, клюквы, морошки, голубеет сизоватая голубика. В суровой зоне фантастически обильна жизнь. И мхи, и лишайники устилают ее сплошными коврами, птиц на лето прилетают легионы, земля кишит грызунами-леммингами – это превосходная добыча для песцов. Растения приспособились к краткости срока вегетации. Окраска меха зверей и перьев птиц маскирующая их зимой, лишь на короткое лето сменяется пестрой. Жизнь здесь крайне уязвима, и ее легко подорвать…”.
Ефремов Ю.К. Природа моей страны. – М.: Мысль. – 1985, с. 85 |
1. Назовите
природную зону 2. В какое время года она обильна и красива? 3. Как приспособились животные к жизни в этой природной зоне? 4. Почему у растений короткий срок вегетации? 5. Что привлекает здесь птиц? 6. Какие виды животных являются промысловыми? 7. Выпишите незнакомые слова себе в тетрадь |
Итоги коллективной работы подводятся на уроке. Итоги индивидуальной работы оцениваются учителем.
Задание на дом: найти пояснения новым терминам и понятиям.