Преподавание психологии в школе

Разделы: Школьная психологическая служба


Тема: «Воображение как процесс и его значение в жизни человека»

Цели:

  • формирование потребности развивать воображение,

  • совершенствовать навыки саморегуляции, воспитание толерантного поведения.

Что нужно

Знать:

  • определение воображения;

  • виды воображения;

  • значение воображения.

Уметь:

  • искать и находить решение проблем с помощью воображения;

  • создавать и воссоздавать образы;

  • выслушать собеседника.

Ключевые слова: воображение, познавательный процесс, представления, образы, опыт, произвольное, непроизвольное, творческое, воссоздающее, мечта.

Оборудование урока: таблички с ключевыми словами, магниты, цветная бумага, диск, видеозаписи с релаксационной музыкой, видеомагнитофон, телевизор, компьютер.

Ход урока:

1.У Константина Паустовского есть воспоминание: « На столе в классе стояли залитые сургучем бутылки с желтоватой водой. На каждой бутылке была наклейка. На наклейке неровным старческим почерком было написано: «Вода из Нила», « Вода из реки Лимпопо», « Вода из Средиземного моря»… Но, сколько мы не разглядывали эту воду, во всех бутылках она была одинаково желтая и скучная на вид. Мы приставали к учителю географии Черпунову, чтобы он разрешил нам попробовать воду из Мертвого Моря… . Но попробовать воду Черпунов не позволял…» Позже узнали, что в бутылках была самая обыкновенная водопроводная вода.

Как вы думаете, почему учитель географии держал у себя на столе эти бутылки?

Черпунов справедливо полагал, что таким путем дает толчек развитию воображения.

Мы будем сегодня изучать познавательный процесс воображения, продолжим развитие воображения каждого из нас, уделим внимание умению слушать, доброжелательности и корректности во взаимоотношениях с одноклассниками. Управляемое воображение будет главным героем и помощником сегодня.

2.1. Сейчас мы с вами сотрудники научной лаборатории. Первая задача лаборатории - создание определения процесса воображения. Взгляните на доску. На ней записаны понятия, которые могут войти в наше определение: процесс, представления, опыт. Вопросы также являются вашими помощниками.

Какой процесс воображения?

Что образуется в результате воображения?

Благодаря чему возможно воображение?

Запишите  определение в тетради. Прочтите, его: воображение – познавательный процесс создания новых представлений на основе жизненного опыта человека. Как любой процесс, воображение бывает различных видов. Научная лаборатория продолжает работу по выявлению и демонстрации видов воображения.

2.2. Сядьте удобно, закройте глаза, слушайте и представляйте: « Однажды, после сильного дождя, умытое озеро замерло в ожидании чуда. Никого из людей не было вокруг. Казалось, время остановилось. Но вдруг из полураскрытых цветов, растущих на берегу, вылетели маленькие крылатые существа. Это были лесные эльфы. Они взялись за руки и со смехом полетели к озеру. Их звонкий смех разбудил русалок, дремавших под шум дождя на дне озера. Они выглянули из воды и зажмурились. Дело в том, что смешинки эльфов превращались в радужные искорки, которых стало так много, что воздух вокруг светился. Выглянули из норы гномы, чтобы вдохнуть последождевую свежесть. Их тоже поразили искорки-смешинки. Гномы принялись их ловить и складывать в мешки. Это так развеселило эльфов, что смешинок становилось все больше и больше. Так после дождя ожил чудесный мир, и случайно попавший сюда странник мог бы сказать: «Я знаю, что такое волшебство». Побудьте еще немного в нашей воображаемой стране, а на счет три возвращайтесь к нам в класс. Один, два, три.

При создании волшебной страны была ли необходима произвольность, активность?

Вид воображения, которым мы сейчас пользовались, называется… произвольным активным (необходимо прикрепить на доску цветную табличку с названием этого вида воображения).

Если представления, образы создаются помимо нашей воли, сменяются, возвращаются, а мы в это время пассивны, все происходит непроизвольно, то такой вид воображения назовем…непроизвольным, пассивным. Вспомните ситуации, когда такое происходило с вами. Часто так мы воображаем перед сном (вывешивается цветная табличка на доске).

Работа нашей психологической лаборатории протекает успешно. Переходим к изучению следующего вида воображения. Это – мечта. Табличка, на которой написано это понятие, голубого цвета. Почему? Вы догадались? Люди часто говорят о голубой мечте, как о самой главной, может даже несбыточной. В мечтах образы очень яркие, они связаны с положительными эмоциями человека. Чаще всего в мечтах не прослеживаются пути достижения желаемого. В мечтах оно, как правило, достигнуто. Давайте мечтать под прекрасную музыку! Для этого у вас минута. Как ни хороша страна Мечты, но нам необходимо вернуться. Перед вами, молодыми учеными нашей лаборатории, ставится очень трудная задача: угадать мечты друг друга.

Приступайте (соседи по парте угадывают мечты друг друга).

Кому удалось угадать?

Было ли трудно?

Что помогло догадаться?

Следующий вид воображения мы используем, когда воссоздаем образы, о которых читаем в книгах, узнаем из общения с другими людьми. Это - воссоздающее воображение. Часто ли вы пользуетесь этим видом воображения? Представьте себе, что такого вида нет. Опишите последствия.

Ученые, художники, писатели, поэты создают сои произведения с помощью воображения…догадайтесь какого…, конечно, творческого! Наша научная лаборатория становится еще и творческой научной лабораторией, потому что в ней гостит творческое воображение (табличка).

Мы разделимся на группы, которые должны найти решение проблемы, применяя творческое воображение, пользуясь методом мозгового штурма. Основными правилами штурма являются следующие:

Выслушиваются, принимаются и записываются все предложения даже самые невероятные и абсурдные.

Критика и отбор осуществляются только после окончания генерирования и сбора идей.

Слушание и выдвижение предложений должно осуществляться корректно.

Секретарь, записывающий идеи, освобождается от их создания.

Спикер выбирается общим голосованием рабочей группы.

Группы получите задания.

Задание № 1

Придумайте, как можно усовершенствовать обувь, чтобы она не скользила в гололед.

Задание № 2

В одном графстве Англии на полях появились участки измятой пшеницы. Стебли колосков были сломаны пополам и направлены в одну сторону. Все дефектные участки имели правильную форму круга. Предположите возможные причины появления таких кругов.

Задание № 3

Найдите возможные варианты изменения конструкции классной доски.

Задание № 4

Изложите возможные причины гибели динозавров.

Проблемные группы работают 3 минуты.

Спикеры групп озвучивают групповые наработки. Учителю необходимо обращать внимание на культуру изложения и слушания.

Мы продолжаем работу в творческой лаборатории. Следующей задачей, которую выполнит каждый индивидуально, будет создание музыкального клипа. Наш инструмент - творческое воображение, материал и средство демонстрации – слова. Слушая музыкальный отрывок, составляйте сюжет из рождающихся образов. Несмотря на то, что мы будем слушать одно музыкальное произведение, наши клипы будут разными у всех, неповторимыми. А это просто замечательно!

Несколько учащихся рисуют словами свой сюжет для клипа.

Посмотрите, пожалуйста, как профессиональные режиссеры также талантливо, как и вы воплотили свои замыслы.

Демонстрируется профессиональный клип, созданный для ранее слушаемой музыки.

3. В качестве отчета о сегодняшней научно-экспериментальной деятельности, творческие группы, подумав, ответьте на вопрос о значении воображения в вашей жизни.

Правильно! С помощью воображения человек представляет мир в образах, программирует свою деятельность, управляет познавательными процессами и эмоциональными состояниями.

Ученые-экспериментаторы никогда не прекращают наблюдать и работать. Надеюсь, многим из вас понравилась эта роль, и вы хотите продолжить дома изучение и развитие процесса воображения. Домашнее задание поможет вам осуществить эти планы. Пожалуйста, наблюдайте себя перед тем, как вы собираетесь заснуть. Запомните и проанализируйте наблюдения. Обратите внимание на рисунки, расположенные на экране компьютера. Вы догадались, что это лишь фрагмент, который нужно дополнить, создав образ, который видите в этом изображении именно вы. Дома сделайте рисунки, используя предложенные детали. На следующем уроке, вы сможете продемонстрировать варианты рисунков и создать новые фрагменты для дорисовки в подарок тем, кому понравится задание.

Вопросы для подведения итогов:

  • Что такое воображение?

  • Какие вы знаете виды воображения?

  • Каково значение воображения для человека?

  • Как можно развивать воображение?

Какие проявления толерантности вы заметили в процессе нашего общения.

Каждая группа, оценивая себя, выбирает из следующего набора отметок, родившегося в воображении учительницы, живущей в одном маленьком городке Беларуси:

О.Х. – очень хорошо!

Х.О. – хорошо, но не очень

З.Г. – знает, но не говорит

Г.З. – говорит, но не знает.

Заканчивая урок, мне хочется устроить салют в нашу честь! Компьютер нам поможет! Ребята, считающие нашу работу ученых-экспериментаторов полезной и эффективной, на экране компьютера рисуют салют красного цвета. Те, кто думает, что только часть их деятельности была полезной и продуктивной, рисуют желтый салют. Ребята, которым не удалось увидеть в нашей работе ничего интересного и полезного, которые мечтали поскорей услышать звонок с урока, нарисуют черные залпы салюта (рисунки осуществляются в стандартной программе WINDOWS PAINT).


Тема: Семья как школа любви

Цель: Формирование позитивного видения семьи как высшей человеческой ценности.

Что нужно

Знать:

  • О значении семьи в формировании личности.

  • Социальные роли в семье.

  • Пути оптимизации микроклимата семьи.

Уметь:

  • Актуализировать свой личный опыт взаимоотношений в семье.

  • Осознавать ответственность за свое поведение в семье.

  • Уважать и любить каждого члена своей семьи.

Ключевые слова: ценность, социальная роль, микроклимат.

Оборудование урока:

Фломастеры, таблички, клейкая лента, свеча, магнитофон, видеомагнитофон, аудиокассета с записью лирической мелодии, видео кассета с фрагментами фильма «Шестое чувство» режиссера Найта Шияманака или другой фильм, отрывки которого позволяют наблюдать взаимоотношения в семье, фотоаппарат, плакат с изображением семьи.

Процедура урока:

1. Разминка.

Зажигается свеча, включается музыка.

Учитель: Я приглашаю Вас совершить восхитительное путешествие в самих себя. Посмотрите на свечу, постарайтесь удержать в памяти пламя зажженной свечи и поразмышляйте о его золотистом цвете, о его живом, теплом и нежном сиянии. Закройте глаза и представляйте себе пламя. Мысленно перенесите пламя к сердцу. Представьте, что сердце подобно цветку, медленно раскрывающему свои листки. Представьте пламя в самом центре цветка. Оно согревает и освещает твое сердце. Этот свет уносит все печали, заменяя их чувством любви. Твое сердце подобно солнцу излучает нежное тепло и чудесный свет. Этот свет избавляет тебя от торопливых слов, которые могут причинить боль другим людям. Свет поможет подбирать тебе добрые и нежные слова. Представь, что свет наполняет твои уши. И все плохое, что они слышали, исчезает. Свет поможет тебе слышать повсюду только хорошее и доброе.

Представь, что свет наполняет твои глаза. И все плохое, что они видели исчезает. Свет наполняет твою голову. И все плохие мысли, которые причиняют тебе вред и заставляют чувствовать себя несчастным, исчезают. Свет вносит чистые и добрые мысли. Солнце в твоем сердце, горячие лучи струятся к твоим рукам до самых кончиков пальцев. Свет поможет твоим рукам выполнить добрые и правильные действия, и ты сможешь помочь нуждающимся в твоей помощи. Сильный свет любви в твоем сердце, как будто хочет разделить эту любовь со всеми…

Открой свое сердце и представь, что ты посылаешь свет полный любви всем членам своей семьи. Заключи их в объятья любви и нежности. Постарайся почувствовать, что любовь существует везде. Мы возвращаемся в комнату, открываем глаза и смотрим вокруг. Мы спокойны и не забудем об этом свете любви, сияющем в нас.

2. Основная часть урока.

2.1. Ребята, сегодня мы будем говорить о семье. Давайте вместе сформулируем тему урока, учитывая все, что с нами сегодня происходило.

Тема: «Семья как школа… любви».

В этой школе мы с вами учимся с самого рождения.
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что ты – малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
(В. Берестов)

  • Ребята, с чего начинается семья? (С любви)

  • Как вы понимаете слово любовь?

  • Подберите эпитеты к слову любовь? (Чистая, крепкая…)

Мы с вами говорили о любви, но есть и другие ценности: знание, власть, свобода, деньги, слово.

- Назовите то, что вы цените в жизни. Для меня ценным является душа человека. Ценности определяют поведение человека.

2.2. Семья – это целый мир, в котором свой микроклимат, свои ценности, традиции, взаимоотношения.

  • Довольны ли вы микроклиматом в своей семье?

  • Если довольны, то чем?

  • Если не довольны, аргументируйте свой ответ.

Таким образом, ребенок может гармонично развиваться, если его любят мама и папа, бабушка и дедушка, брат и сестра. Каждый любит по-своему.

В семье мы можем наблюдать четыре вида любви. Давайте попробуем предположить какие?

  1. Сыновние и дочерние

  2. Братьев и сестер

  3. Мужа и жены

  4. Родительская любовь

Если каждый вид любви представить сектором, то из них мы можем составить круг, а круг олицетворяет добро, мир, бесконфликтность, единство и может стать символом семьи на нашем уроке.

2.3. Каждый человек имеет множество социальных ролей. Социальная роль – это выработанная обществом и усвоенная человеком система мыслей и чувств, намерений и действий, подобающих в данной ситуации. Роль содержит в себе чувства, мысли, стремления. Социальной ролью может быть роль мужчины, женщины. В семье – свои социальные роли. Сейчас мы с вами их назовем с моей помощью.

Давайте представим, что вы маленькие дети и ответим на вопросы.

  • Кто ты бабушке? (Внук, внучек…)

  • Кто ты дедушке? (Внучок, внучище…)

  • Кто ты маме? Я, например, доченька, а ты? (Сыночек)

  • Кто ты папе? (Сын, дочь…)

Послушайте! Как двухлетний малыш ответил на вопросы, поставленные перед Вами.

  • Кто ты бабушке?

Красавец – любимчик

  • Дедушке?

Внук

  • Матери?

Сыночек

  • Отцу?

Сын

Перечислите социальные роли в семье. Каждый человек исполняет множество социальных ролей в своей семье. Сейчас мы в этом убедимся.

2.4. Упражнение: «Кто ты?»

Я буду задавать вопрос, а вы каждый раз отвечайте по-разному. Ответы запишите на табличках. – Кто ты в семье? (Сын, внук, брат и т.д.)

А теперь, пожалуйста, прикрепите таблички к плакату с изображением семьи. В результате у нас получилось милое семейное солнышко.

А сейчас давайте примерим на себя роль родителей.

Ответьте на вопрос. Когда вы будете родителями, что вы будете позволять своим детям?

2.5. Посмотрите видеофрагмент. Ответьте на вопрос. Каковы, по вашему мнению, взаимоотношения в наблюдаемой вами семье? Аргументируйте свой ответ.

2.6. Взаимоотношения определяют погоду в доме. Она может быть солнечной, а может быть дождливой. Сейчас мы с вами изобразим позу, эмоцию, которая возникает, когда ты входишь в свой дом. И сделаем снимок на память.

Какая счастливая у нас семья!!! Если бы люди всего мира относились друг к другу с такой любовью и теплотой, то все были бы счастливы.

Рефлексия урока:

  • Что нового мы узнали о семье?

  • Что ты открыл для себя на сегодняшнем уроке?

  • Какие новые ощущения и эмоции ты подаришь своей маме.