Моя Родина
Охранять природу – значит охранять
Родину.
М.Пришвин
Цель: учить читать выразительно, продолжить коррекцию речевого развития; воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе.
Оборудование: CD диск с записанным уроком. На доске написана тема урока “Моя Родина” и эпиграф “Охранять природу – значит охранять Родину”.
Словарь: Родина, родня, родственники, род.
Отечество, отец.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя.
- Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”. Учитель рассказывает фрагмент из очерка В. Пескова “Отечество”.
- Учащийся читает наизусть стихотворение М. Ножкина “Россия”.
- М. Пришвин так и назвал свои воспоминания о детстве “Моя Родина”. Думаю, что вам запомнился рассказ писателя об охоте. Что больше всего привлекало М. Пришвина в охоте? Прочитайте.
- И тогда лес будет таким прекрасным, как в стихотворении И. Бунина “Лес, точно терем расписной…”.
- А теперь вы будете рисовать на компьютере (тропинку в лесу, ручей; птиц, летящих на юг; дом…).
- Заключительное слово учителя.
Сегодня мы будем читать стихи, вспоминать художников, которые любили природу и изображали её на своих картинах; слушать музыку П.И. Чайковского из альбома “Времена года”, чтобы понять значение слов “Родина”, “Отечество”.
На экране картины природы.
Вопрос: Почему человеку нужно “знать свои корни”? Найдите объяснения в тексте.
(“Человеку нужно знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже”.)
Вопрос: Сравните эпиграф и рассказ В. Пескова “Отечество” со стихотворением “Россия”. Какая мысль их объединяет? Почему вы так думаете? (На экране вопрос, стихотворение и эпиграф). (Их объединяет мысль о любви к Родине, России).
“Моя охота была и тогда и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, что я ещё не видел и, может быть, никто ещё в своей жизни с этим не встречался…”
(На экране необычные животные, насекомые. Учитель комментирует кадры.)
Давайте, ребята, вспомним обращение автора к молодым читателям (2-3 учащихся).
“Мои молодые друзья!” до слов “и охранять природу – значит охранять Родину”.
Итак, Пришвин призывает нас охранять природу – значит охранять Родину. Как выполнить его совет? (Не загрязнять водоемы, не засорять леса, не поджигать их окурками, кострами, то есть быть настоящими хозяевами природы.)
Оценить рисунки, ответы.
На следующем уроке мы продолжим разговор о лесе.
Домашнее задание: составьте устный рассказ об осени или нарисуйте осень в лесу, саду, школьном дворе.
Приложение.
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди.
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц –
Не небо!
А море без рыб –
Не море!
И земля без зверей –
Не земля!
Р. Рождественский
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите…
М. Дудин