Вид занятий: Декоративное рисование в 1 классе.
Тема урока: Нарядный узор Дымково.
Цели урока:
- закрепить знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки;
- формировать умения создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов;
- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности;
- воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
Оборудование урока: для учащихся: лист бумаги, гуашь или акварель, баночка с водой, кисти, вырезанные из белой бумаги выкройки фартучков; для учителя: образцы народных глиняных игрушек (изделия, фотографии, репродукции из альбомов), элементы орнаментов используемые для росписи игрушек; две бумажные модели фартуков; бумажная фигура дымковской барыни; кроссворд – логориф.
Ход урока:
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, дети. Посмотрите на меня, друг на друга. Улыбнитесь. Тихонько сядьте.
II. Знакомство с темой урока. Закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке.
– От вашей улыбки в классе стало светлее, а может быть и от того, что к нам пришли эти удивительные игрушки.
Учитель обращает внимание детей на игрушки, расположенные на подставке у доски.
– Кто на них изображён?
– Дети называют фигурки (барыня, олень, индюк и т.д.).
– Тише – тише! Послушаете, дети! Игрушки что–то говорят. Вот какую историю они мне рассказали.
В некотором царстве, в волшебном государстве есть игрушечный город, в котором жили–были весёлые яркие, нарядные игрушки. Каждый, кто не взглянет на эти игрушки, невольно улыбнётся. Как много в них света, словно солнышко играет, словно весёлая песня звучит. Все они жили в своей стране весело и свободно. Но однажды случилось вот что.
К ним в город прилетела злая, старая колдунья. Она похитила самую красивую игрушку и заточила её в темнице своего мрачного подземелья. Все жители игрушечного города стали грустными и унылыми.
На помощь к ним пришла добрая волшебница. Она рассказала, что злые чары колдуньи сможет разрушить одно волшебное слово, но чтобы его узнать, нужно ответить на вопросы изовикторины, так как именно в ответах на вопросы спрятана разгадка. Игрушки узнали, что в 1 классе тема урока изобразительного искусства “Нарядный узор” и подумали, что может быть дети смогут помочь? Поэтому они и пришли сегодня к нам.
Вы готовы помочь? Тогда давайте быстрее разгадаем и узнаем, какую игрушку похитила и заточила в своём подземелье колдунья.
Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать. Ответ состоит из одного слова.
На доске мелом нарисован кроссворд–логориф. Учитель читает вопросы, записывает в него ответы детей.
белый глин
а геомет
рический д
ымково свисту
нья в
ятка
- На какой фон наносятся яркие узоры? /Белый/
- Из чего лепят игрушки? /Глина/
- Каким узором украшают мастера игрушку? /Геометрическим/
- Как называется старинная слобода, из которой пришли эти удивительные игрушки? / Дымково /
- Как называется праздник, который проходит на берегу реки Вятка? /Cвистунья/
- Как называется город, рядом с которым находится Дымково? /Вятка /
– Какую игрушку похитила колдунья? (Барыню).
Раздается стук в дверь. Учитель предлагает детям посмотреть, кто пришел. За дверью ребята видят бумажную фигуру барыни. Приглашают ее в класс.
– А вот и она. Посмотрите дети, что вы заметили? (Барыня грустная).
Рот Барыни с опущенными уголками губ нарисован на небольшом листе бумаги и прикреплен скотчем на улыбку, изображенную на ее лице.
– Что же с ней случилась? Как вы думаете?
Дети высказывают свои предположения.
– А вот, что сказала мне Барыня. Оказывается мы не смогли разрушить все чары злой колдуньи, но Вы, Барыня, не огорчайтесь. Мы что–нибудь придумаем.
Давайте станцуем для барыни, может быть развеселим ее.
Физкультминутка.
Дети выполняют лёгкие плясовые движения. Дыхание свободное. Необходимо следить за осанкой. Взрослый поёт вместе с детьми. Используется русская народная мелодия (по выбору педагога).
– А что же нам еще придумать?
Давайте фартучек распишем нарядным узором. Только какой узор нам выбрать? Где живет Барыня? (Дымково) Значит, распишем фартучек нарядным узором Дымково. А чем же нам расписать фартучки, чтобы они стали яркими? (Красками) Какие цвета используют в росписи мастера?
Дети готовят краски к работе.
Посмотрите, какой красивый и нарядный узор.
Чтобы фартучки для нашей Барыни получились красивыми и нарядными, давайте вспомним, что необходимо знать при составлении дымковского узора и потренируемся в составлении узора на доске.
Две группы детей работают у доски с моделями, остальные внимательно наблюдают за их действиями. Исправляют ошибки.
III. Практическая работа.
– У меня есть выкройки фартучков, они вам помогут. Обведите их.
Дети обводят шаблоны фартучков.
– Чем работают художники? (Кистью и красками).
– Поэтому мы как настоящие художники будем сразу работать кистью. Выполняя рисунки, придумайте конец нашей истории.
IV. Выставка и анализ работ.
Дети примеряют расписанные фартучки барыне. Учитель незаметно снимает рисунок рта Барыни, прикрепленный скотчем. Барыня улыбается.
V. Итог урока:
– Какую игрушку расписывали? Какие элементы узора использовали? Расскажите, чем закончилась наша сказка?
План–конспект урока по изобразительному искусству.
Вид занятий: Декоративное рисование во втором классе.
Тема урока: Филимоновская игрушка.
Цели урока:
- познакомить с филимоновской игрушкой;
- научить выделять элементы узора росписи (узкие черточки – полоски, еловые веточки, пятнышки, ягодки и цветы, похожие на солнце);
- развивать восприятие цвета, умение выделять характерные особенности росписи филимоновской игрушки (на розоватом фоне желтый, красный, малиновый, зеленый и синий цвета);
- развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам;
- воспитывать уважение и любовь к народному искусству.
Оборудование урока:
Для учителя:
- образцы филимоновских и дымковских игрушек – изделия, фотографии, рисунки (таблица №1);
- шаблоны филимоновских игрушек;
- таблица № 2 “Элементы филимоновской росписи”;
- динамическая таблица№ 3 “Последовательность росписи филимоновской игрушки”, карточки–опоры (см. приложение к урокам).
Для учащихся:
- художественные материалы, ножницы.
Ход урока:
- Организация класса.
- Вводная беседа.
Учитель обращает внимание детей на дымковские и филимоновские игрушки, находящиеся у классной доски.
- Сегодня у нас в гостях игрушки. С некоторыми мы уже познакомились ранее. С какими?
Дети называют знакомые им игрушки.
Почему игрушки называются дымковскими? (Свое название игрушки получили от названия села, где их делали).
- Из чего делали эти игрушки? (Из глины).
- Назовите характерные особенности росписи дымковских игрушек.
(На белоснежном фоне узор, состоящий из геометрических элементов: круги, овалы, прямые и волнистые линии, точки, штрихи, клетка и т.д. Краску для росписи используют яркую: красный, алый, синий, зеленый, желтый, оранжевый цвет).
- Сегодня мы познакомимся еще с одной глиняной игрушкой. Эту игрушку лепят мастера в разных городах и селах, но название этой игрушки, как и дымковской, происходит от названия деревни, где зародилась игрушка. С давних времен известна тульская деревня – Филимоново. По всей России–матушке и за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки–свистульки.
- Рассмотрите филимоновские игрушки. Что вы можете о них рассказать?
(Ответы детей).
Учитель обобщает ответы детей, знакомит их с филимоновской игрушкой:
– Делают их из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Лепят из нее барышень и солдат, птиц и коней, козликов и прочих зверушек. Все игрушки забавные, высокие, веселые и такие вытянутые, будто они всегда чему–то удивляются, да так удивляются, что все на длинношеих жирафов похожи. Все они – не простые игрушки, а свистульки. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.
Лепят такие игрушки–свистульки мастерицы с доброй душой и теплыми, сильными руками, лепят и приговаривают: “Ух ты, какая серьезная получилась! Сейчас мы тебя развеселим. Давай–ка улыбнись!”. Выполненные игрушки–свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в тех же оврагах, где добывали глину. Игрушки на огне сначала раскаляли докрасна. А потом добела. Игрушки остывают, становятся бледно–розовыми и твердыми, как камень. После обжига игрушку расписывают. Какие узоры, краски используют в росписи?
(Украшают чаще всего цветными полосками, а еще елочками, пятнышками, простыми ягодками и цветами, похожими на солнце. И краски берут яркие, летние, солнечные: желтые, красные, малиновые, зеленые, синие).
Обобщая ответы учащихся, учитель помещает на доску таблицу “Элементы филимоновской росписи”.
– В Филимоново мастерят игрушки, сохраняя вековые народные традиции.
- Практическая работа
- А теперь представьте, что вы настоящие мастера, и находитесь не в классе, а в мастерской.
На доску помещается динамическая таблица “Последовательность росписи филимоновской игрушки”.
- С чего начинается работа? (Добывают глину и лепят игрушки).
- Давайте представим, что размечая игрушку по шаблону, мы лепим ее из глины аккуратно, красиво.
Дети размечают игрушки по шаблону.
- После того как игрушка готова, что делают дальше? (Обжигают в печи. А после обжига игрушки становятся бледно–розовыми).
- Как нам получить такой цвет? (Развести белую краску с красной).
Дети покрывают силуэт игрушки бледно–розовым цветом. Пока игрушка высыхает, проводится физкультминутка
Физкультминутка.
Мы веселые игрушки:
Ладушки, ладушки.
Рыбки, птички и зверюшки
Ладушки, ладушки.
Мы в нарядах наших пестрых
Ладушки, ладушки
Так забавны и красивы
Ладушки, ладушки.
Дети выполняют легкие плясовые движения. Дыхание свободное. Необходимо следить за осанкой. Взрослый поет вместе с детьми. Используется русская народная мелодия (по выбору педагога).
- Что делаем дальше? (Украшаем игрушку).
- Какие краски будем использовать? (Яркие, летние, солнечные: желтые, красные, малиновые, зеленые).
- Какими узорами украшают игрушку? (Украшают цветными полосками, елочками, пятнышками, цветами и ягодами, похожими на солнце).
Дети расписывают свои игрушки.
- Выставка работ: коллективное панно “Игрушки”.
- Итог урока.
На большом листе бумаги учитель рисует мастерскую: в ней есть груда глины, печь, полки для готовых изделий, на которые и помещаются детские работы.
- Какие игрушки были у нас в гостях? (Дымковские и филимоновские).
- В чем сходство игрушек? (Названия происходят от названий деревень, игрушки лепят из глины).
- Чем отличаются игрушки?
Дети отмечают черты сходства и различия игрушек. Учитель, обобщая ответы детей, помещает на доску карточки–опоры, выстраивая их на доске в виде таблицы.
Дымковская игрушка Филимоновская игрушка–свистулька Основа Белая Розовая Узор Круги, овалы, волнистые и прямые линии, клетка, штрихи, точки и т.д. Полоски, елочки, пятнышки, цветы и ягоды похожие на солнце
Экспресс–анкета:
Посмотрите у нас на уроке есть тучка и солнышко. Если у вас от того, что происходило на уроке, хорошее настроение – то улыбнитесь солнышку и положите в его кармашек своё сердечко, ну а если плохое настроение, то положи сердечко в тучку.