Проект организации научно-исследовательской работы учащихся стал результатом многолетней работы руководителем научного общества в лицее. В нем представлены основные направления деятельности учителя, обозначены формы работы и сроки выполнения намеченного.
Тема проекта: Организация научно-исследовательской деятельности учащихся 7-11 классов на базе курса географии.
Цель: Создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся на базе курса географии.
Задачи:
1. Развитие критического и творческого мышления как необходимого условия самостоятельности при проведении исследования.
2. Обучение навыкам работы с научной и научно-популярной литературой, публицистическими и архивными материалами, информацией СМИ.
3. Обучение умению формулировать тему, ставить цели и задачи исследования.
4. Развитие коммуникативных навыков общения учащихся в ходе сотрудничества с различными учреждениями и организациями при написании работы.
5. Обучение умениям оформления текстовых, графических, статистических и других материалов.
6. Формирование навыков публичного выступления, продуманной аргументами собственных выводов, культуры рассуждения, ведения дискуссии.
7. Развитие волевых качеств, инициативы, умения преодолевать трудности и препятствия для достижения намеченной цели.
Постановка проблемы
Окружающее информационное пространство, субъектом которого является ученик, отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объемом информации. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в этом потоке новой информации, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей деятельности.
Выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация научно-исследовательской деятельности. Тем более, что современная система ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а не организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей далеко за рамки учебной программы и позволяющей создавать новое знание.
Организация исследовательской деятельности даст возможность вооружить учащихся необходимым инструментарием (знаниями, умениями, навыками) для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации внепрограммного материала по одному из направлений в виде научно-исследовательской работы.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Предполагается, что в результате реализации проекта выпускник лицея будет обладать следующими качествами личности:
- Уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике
- Критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи.
- Грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследования факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения.
- Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
- Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.
Стратегия и методы реализации проекта
Для реализации проекта, выполнения поставленных задач и достижения цели планируется работа учащихся в динамике с 7(8) по 11 класс.
Весь период организации научно-исследовательской деятельности делиться на 4 этапа, на каждом из которых решаются определенные задачи: от диагностирования и выявления учащихся, склонных к исследовательской деятельности, до формирования у учащихся навыков самостоятельного исследования, определения перспектив дальнейшей работы и самоанализа.
I этап – диагностический. 7(8) – 9 класс.
Цель: выявить учащихся, обладающих развитыми творческими способностями и склонных к исследовательской деятельности, для создания микрогруппы.
Задачи:
- Разработка системы практических работ с элементами творческих заданий и работ с элементами исследования.
- Анализ результатов выполнения практических работ.
- Мониторинг уровня креативности учащихся.
Содержание деятельности:
- Разработка практических работ, в соответствии с содержанием курса географии 7(8)-9 класса.
- Введение в практические работы заданий разного уровня сложности
- Составление диагностических карт учащихся по результатам успешности выполнения ими практических работ.
- Создание микрогруппы учащихся, отличающихся высоким уровнем креативности.
1 уровень. Вопросы и задания предполагают применение знаний и умений в знакомой ситуации. Контроль умений переноса изученного материала из теоретической плоскости в область практического применения.
2 уровень. Задания связаны с творческим применением знаний и умений в новых учебных условиях и ситуациях. Контроль умений нахождения нестандартных решений.
3 уровень. Задания исследовательского характера, требующие интеграции знаний, полученных на разных предметах и вне учебного процесса. Контроль умений вырабатывать программу действий и создавать собственный продукт труда.
II этап – обучающий, практический, 9-10 класс.
Цель: осуществить теоретическую подготовку учащихся на уровне, позволяющем им самостоятельно выполнять реферативные работы и планировать свои дальнейшие исследования.
Задачи:
- Организовать изучение теоретического материала по выполнению реферативных и исследовательских работ.
- Провести мониторинг интересов учащихся с целью определения области знаний, в которой будет выполняться работа.
- Научить формулировать тему работы, цели и задачи исследования.
- Осуществить написание реферативных работ каждым членом микро группы.
Содержание деятельности:
- Теоретическая подготовка учащихся включает в себя:
- знакомство с источниками информации;
- изучение способов сбора, обработки и хранения информации;
- изучение видов и методов исследования;
- знакомство с видами научных работ;
- знакомство со структурой работы и требованиями к ее оформлению;
- и т. д.
- Совместно с психологом проведение мониторинга интересов учащихся и определение области знаний (разделов географии, смежных с ней наук), где будет выполняться работа.
- Индивидуальные консультации с учащимися, родителями.
- Обучение умениям определять перспективные направления работы, формулирование темы реферативной работы.
- Руководство учащимися по написанию реферативной работы:
- подбор первоисточников;
- составление картотеки;
- обработка теоретической информации;
- анализ информации;
- формирование доказательной базы, аргументов;
- составление собственного заключения по теме;
- оформление работы;
- Защита рефератов на общелицейской конференции. Анализ результатов участия. Рефлексия.
- Выбор направлений дальнейших исследований учащимися. Формирование темы исследования, постановка цели, определение задач. Консультации.
III этап – практический, исследовательский 10-11 класс.
Цель: формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности на уровне, позволяющем выполнять им под руководством учителя научно-исследовательские работы.
Задачи:
- Продолжить теоретическую подготовку учащихся, сосредоточив внимание на требованиях к исследовательским работам.
- Осуществлять руководство учащимися по выбору темы исследования, постановке целей и задач.
- Осуществлять мониторинг интересов и склонностей учащихся в динамике.
- Осуществить написание научно-исследовательской работы каждым членом группы.
Содержание деятельности:
- Расширение и углубление теоретических знаний учащихся о видах и методах исследования.
- Ознакомление учащихся с активными способами сбора информации: тестирование, анкетирование, интервьюирование и т. д.
- Руководство учащимися по составлению графика работы.
- Руководство учащимися по формулированию темы исследования, постановки цели и задач.
- Руководство учащимися по написанию исследовательской работы:
- подбор литературных источников;
- составление картотеки;
- составление плана работы;
- разработка опросных листов, тестов и т. д.
- написание работы;
- подготовки иллюстративного и демонстрационного материала;
- формулирование выводов и предложений в соответствии с поставленной задачей;
- оформление работы согласно требованиям;
- и др.
- Написание отзывов научным руководителем на работы учащихся.
- Руководство учащимися по подготовку к защите работы, написанию аннотаций и тезисов работы к публикации.
- Защита учащимися работ на общелицейской конференции. Анализ результатов. Рефлексия.
- Совместно с психологом осуществить мониторинг интересов и склонностей, учащихся с целью дальнейшей их профориентации.
IV этап – исследовательский, рефлексивный, 11 класс.
Цель: самоопределение учащихся на жизненном пути через организацию их самостоятельной, научно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- Продолжать теоретическую подготовку учащихся, уделив внимание формам работы с большой аудиторией.
- Осуществлять контроль написания научно-исследовательской работы учащимися на всех этапах ее подготовки.
- Провести работу по профориентации.
- Осуществить мониторинг эффективности научно-исследовательской деятельности учащихся.
Содержание деятельности:
- Обучение учащихся правилам ведения дискуссий, участия в диспутах.
- Организация “круглых столов”, тренингов для приобретения учащимися практических навыков ведения полемики, дискуссий со сверстниками и педагогами.
- Контроль научно-исследовательской деятельности учащихся на всех этапах:
- подготовка работы;
- написание и оформление;
- составление доклада, аннотации, тезисов;
- защита работы;
- анализ результатов;
- и т. д.
- Совместно с психологом осуществить мониторинг профессиональной ориентации учащихся.
- Осуществить мониторинг эффективности научно-исследовательской деятельности учащихся и определить перспективы разработки научной темы в вузе.
Творческие задания
Приведенные творческие задания дополнительно включаются в содержание программных практических работ с целью выявления творчески мыслящих детей, способных к проектированию новых идей и знаний.
8 класс
Практическая работа. Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны и определение состояния погоды по синоптической карте.
1. Составьте схему взаимозависимости и взаимовлияния между определенными климатическими показателями.
2. Выявите зависимости между показателями для конкретных пунктов.
3. Раскройте содержание и дайте объяснение всем определенным зависимостям.
Практическая работа. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования.
1. Проведите сравнение горной и равнинной рек по определенным характеристикам, показателям.
2. Выявите различия в возможности хозяйственного использования горных и равнинных рек.
3. Оцените перспективы хозяйственного использования рек с учетом природно-климатических особенностей территорий, по которым они протекают.
Практическая работа. Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов.
1. Охарактеризуйте влияние природно-климатических условий на развитие сельского хозяйства.
2. Определите влияние природно-климатических условий на развитие различных отраслей промышленности.
3. Определите влияние природно-климатических условий на развитие строительства городов и транспортных магистралей (авто -, железнодорожных), развитие речного транспорта.
4. Выявите особенности бытовых условий жизни человека (архитектурные особенности жилых домов, продолжительность отопительного сезона и т.д.).
9 класс
Практическая работа. Характеристика района добычи нефти, угля или газа (на примере сравнения Кузбасса и Канско-Ачинского бассейна).
1. Определите, какой из бассейнов наиболее перспективен.
2. Оцените перспективы освоения и разработки бассейнов с точки зрения
а) географического положения, в т.ч. транспортно-географического,
б) условий добычи,
в) близости к потребителю продукции.
Практическая работа. Составление типового плана экономико-географической характеристики территории.
1. Определите, какие межотраслевые комплексы работают на собственном сырье.
2. Определите, какие отрасли не перспективны для развития и объясните, почему.
3. Определите наиболее перспективные для развития в этом районе отрасли. Объясните свой выбор.
4. Какие новые отрасли вы предлагаете развивать в этом районе и почему? Выскажите собственное мнение.
Практическая работа. Составление схемы внешних территориально-производственных связей Центральной России.
Дополните вывод в работе ответами на следующие вопросы:
1. Направления каких грузопотоков вы бы изменили и почему?
2. По каким линиям грузоперевозок вы бы изменили состав грузов и почему?
3. Какие из уже существующих грузопотоков вы считаете наиболее перспективными и почему?
Практическая работа. Составление экономико-географической характеристики промышленного узла (по выбору учителя).
Введите дополнительно в характеристику ответы на следующие вопросы:
1. Какие из предприятий узла работают на собственном сырье?
2. Какие предприятия работают на привозном сырье, откуда оно поставляется? Объясните, почему развитие этих предприятий в районе необходимо.
Циклограмма работы учителя
по организации и руководству научно-исследовательской деятельностью учащихся
Месяц |
Деятельность учителя |
август |
Составление календарного и тематического планирования. Составление графика конференций. |
сентябрь- ноябрь |
7(8)-9 класс. Проведение практических работ, включающих творческие задания, а также работ с элементами исследования. 9-10 класс. Формирование микрогрупп. Теоретическая подготовка учащихся. Руководство учащимися по написанию рефератов. 10-11 класс. Руководство учащимися по составлению графика выполнения исследовательской работы. Контроль выполнения графика. написание отзывов на работы учащихся. консультирование по подготовке докладов к защите. 11 класс. Контроль составления графиков написания исследовательских работ учащимися и его выполнения. Написание отзывов на работы. Контроль подготовки учащимися докладов. Консультации. |
декабрь |
7(8)-9 класс. Анализ выполнения практических работ. Составление списка учащихся, отличающихся склонностью к исследовательской деятельности. 9-10 класс. Защита учащимися рефератов на общелицейской конференции. Анализ результатов участия. Рефлексия. 10-11 класс. Участие учащихся в общелицейской конференции. Анализ результатов участия. Рефлексия. Руководство по подготовке работ учащимися к городской конференции. 11 класс. Участие учащихся в общелицейской конференции. Анализ результатов участия. Рефлексия. Контроль подготовки работ учащимися к городской конференции. Консультации. |
январь |
7(8)- 9 класс. Разработка системы практических работ, развивающих исследовательские навыки учащихся. 9-10 класс. Совместно с учащимися определение перспектив дальнейшей работы по темам рефератов. 10-11 класс. Участие учащихся в городской конференции. Анализ результатов участия. Рефлексия. Руководство деятельностью учащихся по подготовке работ к областной и региональной конференциям. Руководство по написанию аннотаций, составлению тезисов к публикации. Подготовка документов для организации конференций. 11 класс. Участие учащихся в городской конференции. Анализ результатов участия. Рефлексия. Контроль деятельности по подготовке работ к участию в областной и региональной конференциях. Контроль написания аннотаций, составления тезисов к публикации. Консультации. Подготовка документов для организаторов конференций. |
февраль-апрель |
7(8)-9 класс. Внедрение в учебную деятельность специально подготовленных практических работ для группы учащихся, склонных к исследовательской деятельности. 9-10 класс. Теоретическая подготовка учащихся. Обучение методом исследовательской деятельности. Тренинги. 10-11 класс. Анализ результатов участия в областных и региональных конференциях. Рефлексия. Руководство по определению перспектив дальнейшей работы учащихся в избранном направлении. 11 класс. Анализ результатов участия в областных и региональных конференциях. Рефлексия. Консультации совместно с психологом по профессиональной ориентации. Руководство по определению перспектив разработки темы научной работы в вузе. |
май |
7(8)-9 класс. Анализ результатов выполнения практических работ. Составление окончательного списка учащихся, склонных к исследовательской деятельности. Встречи с родителями. Беседы с детьми по согласованию дальнейшей деятельности. 9-10 класс. Руководство по выбору области знаний и формулированию темы исследовательской работы. Руководство учащимися по определению целей и задач исследования. 10-11 класс. Руководство и контроль по определению направлений дальнейшей работы над темой или выбора новой темы, постановки целей и задач исследования. 11 класс. Рефлексия. Мониторинг эффективности научно-исследовательской деятельности учащихся. |
июнь |
Самообразование. Изучение литературы по организации научно-исследовательской деятельности учащихся, перспективным направлениям исследования в географии и смежных с ней наук. |