Изобразительное искусство и компьютер. Интегрированный курс для младших школьников

Разделы: Информатика, Начальная школа, МХК и ИЗО


Пояснительная записка

В настоящее время значительно усилилось внимание к развитию творческих способностей детей. Исследования по эффективности творчества сегодня оказываются под воздействием жизненно важных требований общества. С одной стороны, проблема развития творческих способностей – личностная проблема, т.к. творчество – это постоянное усовершенствование интеллекта. В творчестве человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои интересы и потребности, задатки и способности. С другой стороны, формирование творческой личности – это социальный заказ современного общества. Люди, обладающие способностью мыслить творчески, занимают активную жизненную позицию, предлагают новые идеи, разрабатывают оригинальные технологии и так далее.

Именно поэтому одной из основных задач современной педагогической науки и практики является разработка и использование таких технологий обучения, которые способствуют развитию творческих сил личности.

Развитие творческих способностей ребенка средствами изобразительного искусства (традиционными способами, а также с использованием новых технологий) – это процесс, объединяющий различные сферы деятельности и проявляющийся во взаимосвязанных элементах, таких как:

  • творческое восприятие мира;
  • выражение индивидуального восприятия мира через средства искусства;
  • навыки работы в различных изобразительных техниках и технологиях;
  • воображение, творческое мышление и т.д.

Каждый из этих элементов выходит на различные виды деятельности в области изобразительного искусства, предполагая как теоретические знания, так и практическую работу.

Курс “Изобразительное искусство и компьютер” является интегрированным курсом, использование которого в общеобразовательной школе преследует три цели:

  • Образовательную - приобщить ребенка к работе на компьютере для решения прикладных задач;
  • Развивающую - развивать творческое воображение средствами изобразительного искусства на компьютере;
  • Воспитательную - помочь ребенку осознать место компьютера в современной жизни; понять то, что компьютер не может заменить творчество человека непосредственно, а только помогает его реализовать.

Основные учебные задачи курса сочетают в себе два направления:

  • овладение учащимися приемами работы на компьютере;
  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения.

Методические рекомендации

Интегрированный курс предполагает использование компьютерной среды иллюстративной графики, обладающей большим и разнообразным набором режимов работы, инструментов и их свойств. Мы используем графический редактор PAINT компьютерного пакета FUN’N GAMES. Курс рассчитан на полтора года обучения (50 часов: 34 часа – I год обучения и 16 часов – II год обучения) по одному занятию в неделю и рекомендуется для детей младшего школьного возраста, у которых ведется предмет “Изобразительное искусство” по программе Б.Н. Неменского. При этом необходимо учитывать количество времени, проведенное ребенком непосредственно за компьютером, т.е. соблюдать санитарные нормы и правила, следить за здоровьем детей.

Темы курса не связаны с четвертями учебного года, т.к. программа курса представляет собой равномерное и постепенное освоение компьютерных режимов работы и инструментов с поддержкой в изобразительной деятельности. Усложнение заданий происходит по мере изучения очередных режимов работы, инструментов и их свойств.

Как правило, дети в этом возрасте уже знакомы с компьютером и имеют некоторые навыки работы на нем. Но есть категория детей, которая не имела возможности доступа к компьютерам. Поэтому изучение курса уместно начать со знакомства с компьютером, его составляющих: системный блок, монитор, клавиатура, “мышка”. Желательно посмотреть на различные детали, платы, провода и т.д., обсудить из чего состоит компьютер внутри. Ребята, которые умеют работать на компьютере, охотно вызываются рассказать об имеющихся знаниях по этому вопросу. В итоге, на первом занятии дети рисуют компьютер, стоящий на столе. Это доставляет им большое удовольствие. Получившиеся рисунки еще раз демонстрируют степень знакомства ребенка с компьютером. Некоторые ребята изображают монитор пустым (выключенным), а часть детей изображает на мониторе любимую игру и с удовольствием рассказывают о правилах и сюжете данной игры.

Второе и третье занятия посвящаются знакомству с компьютерным редактором FUN’N GAMES /PAINT/. Сразу, с первого знакомства с редактором, ребята определятся в терминах и понятиях (панель режимы работы, панель инструменты и их свойства, чистый лист и т.д.). На этих двух занятиях ребята усваивают режимы работы программы, принципы работы с инструментами.

На четвертом и пятом занятиях ребята знакомятся с режимами альбом и заливка, инструментом картинка, а также со свойством палитра. Таким образом, к концу пятого занятия, малыши могут легко задать режим работы, выбрать инструмент, назначить его свойство, а также у них закрепляются навыки координации “мышка – экран”, что является важным условием дальнейшего успешного освоения компьютерной техники изображения.

Далее, на шестом, седьмом и восьмом занятиях ребята продолжают раскрашивать картинки, но уже по заданию учителя. На этих занятиях вводится теория изобразительного искусства, в частности вопросы цветоведения – теплые “рис. 1” и холодные цвета “рис. 2”. Выбор картинки ребятами производится самостоятельно, с учетом выбранной цветовой гаммы или времени года “рис. 3”, “рис. 4”.

Рис. 1 Рис. 2
Рис. 1 Рис. 2
Рис. 3 Рис. 4
Рис. 3 Рис. 4

Дальнейшее содержание курса предполагает выполнение заданий, как на компьютере, так и непосредственно с художественными материалами. Это облегчает изучение и усвоение детьми режимов, инструментов и свойств программы, а также помогает ребенку сравнить процесс и результат рисования на компьютере и художественными материалами, и понять возможности и ограничения того и другого способа рисования.

По мере дальнейшего изучения курса, детям даются задания на закрепление пройденного материала. Например, изучив режим рисование, инструменты кисть и карандаш, ребята рисуют пейзаж, после освоения инструмента симметрия – дерево, бабочку и т.д.

Часто художественные материалы помогают изучить очередной инструмент и его свойство. Так, например, перед освоением режима рисование и инструмента растушевка, ребятам предоставляется возможность поработать с художественными материалами – углем, сангиной и пастелью. Опробовав технологию работы с данными материалами на бумаге, ребята прекрасно начинают ориентироваться в смысле и значении применения аналогичного инструмента компьютерной программы.

В ходе изучения курса детям дается возможность поработать с графическим редактором самостоятельно, поэтому в тематическом планировании курса предусматривается “свободное рисование” на компьютере.

В конце первого года обучения предусмотрены творческие задания – игры (учитель – ученик, и ученик – ученик). Суть их заключается в том, что ребенок должен повторить изображение, заданное ему учителем или другим учеником “рис. 5”, “рис. 6”. Целью такой работы является выявление степени ориентации детей в компьютерной среде, умений ими использовать нужные режимы, инструменты и их свойства при создании своих композиций. Это позволяет скорректировать дальнейшую работу с детьми.

Рис. 5

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 6

Второй год обучения начинается с повторения возможностей компьютерной среды для создания изображений. Далее предусмотрен цикл заданий на развитие творческого воображения непосредственно. В частности это темы: рисунки – загадки “рис. 7”, “рис. 8”, “рис. 9”, “на что похоже?”, ниткография “рис. 10”, “рис. 11”, монотипия “рис. 12”. Вместе с этим осваиваются темы по изобразительному искусству: натюрморт “рис. 13”, “рис. 14”, графическая композиция “рис. 15”, “рис. 16”, ритм в изобразительном искусстве и композиционный центр в изобразительном искусстве. В конце изучения данного курса ребята выполняют иллюстрацию к сказке, используя весь арсенал возможностей компьютерной среды, а также накопленные к этому времени знания по изобразительному искусству. Безусловно, запланировано свободное рисование “рис. 17”, “рис. 18”, что позволяет провести анализ проделанной работы и увидеть результат изучения интегрированного курса “Изобразительное искусство и компьютер”.

Рис. 7 img8.jpg (24788 bytes)
Рис. 7 Рис. 8

Рис. 9

Рис. 9

Рис. 10 Рис. 11
Рис. 10 Рис. 11
Рис. 12 Рис. 13
Рис. 12 Рис. 13
Рис. 14 Рис. 15
Рис. 14 Рис. 15
Рис. 16 Рис. 17
Рис. 16 Рис. 17
Рис. 18
Рис. 18

Программа данного курса предполагает творческое отношение учителя к работе. При составлении тематического планирования необходимо учитывать возраст детей, их подготовку по предмету “Изобразительное искусство”, а также уровень владения навыками работы на компьютере.

Данный курс может быть реализован и продолжен при использовании иных графических пакетов, например, Kidpix, Matisse.

Характеристика графического редактора

FUN’N GAMES /PAINT/

В данном интегрированном курсе используется компьютерный редактор FUN’N GAMES /PAINT/. Он прост в освоении и представляет широкие возможности для создания рисунков, текстов, коллажей и т.п.

Редактор имеет панель режимы работы и панель инструменты и их свойства, с помощью которых детьми создаются прекрасные работы. Редактор снабжен великолепной палитрой красок, причем имеются как одноцветные “мелки”, так и “фактурные”, т.е. – с готовым узором и рисунком. Содержит готовые изображения – объекты-штампы, буквы, цифры, которые малыши могут использовать в своих работах. С данными готовыми объектами дети могут производить различные операции (увеличение – уменьшение, повороты и т.д.), что позволяет ребятам творчески относиться к своей работе, а не производить простое копирование.

Данный редактор очень удобен в использовании, т.к. содержит пиктограммы – обозначения режимов работы и инструментов по внешнему виду очень похожие на инструменты и материалы, применяемые в изобразительном искусстве. Этот факт значительно облегчает освоение компьютерной среды, т.к. у детей мгновенно возникают ассоциации со знакомыми предметами, а главное – с теми действиями, которые эти инструменты позволяют производить. Это говорит о том, что данный графический редактор логически прост в освоении, удобен и максимально подходит для младших школьников.

Тематическое планирование

I год обучения

Урок Тема Материалы Кол-во часов
1 Вводный урок – беседа по ТБ.
Знакомство с компьютером: системный блок, клавиатура, монитор, “мышка”.
Изображение компьютера художественными материалами.
ПК.
1/4 ватмана, фломастеры.
1
2, 3 Знакомство с графической средой PAINT компьютерного пакета FUN’N GAMES: загрузка программы, выход из программы.
Панель РЕЖИМЫ РАБОТЫ. Панель ИНСТРУМЕНТЫ И ИХ СВОЙСТВА. Выбор режима работы, инструмента и его свойства.
Режим ЗАЛИВКА, свойство ПАЛИТРА.
Заливка фона однотонным цветом и “фактурным” цветом (проба цветов).
Режим МУСОРНОЕ ВЕДРО, инструмент СПОСОБ УДАЛЕНИЯ.
Режим OH NOОТМЕНА ПОСЛЕДНЕЙ ОПЕРАЦИИ.
ПК. 2
4, 5 Режим АЛЬБОМ, режим ЗАЛИВКА, инструмент КАРТИНКА, свойство ПАЛИТРА. Раскрашивание. Раскраска, цветные карандаши, фломастеры.
ПК.
2
6, 7 Свойства цвета. Теплые и холодные цвета. Смешанная техника (гуашь, аппликация).
Режимы АЛЬБОМ и ЗАЛИВКА, инструмент КАРТИНКА, свойство ПАЛИТРА.
Раскрашивание: “теплая” и “холодная” страна.
Гуашь, кисти, цветня бумага, ножницы, клеящий карандаш.
ПК.
2
8 Времена года.
Режимы АЛЬБОМ и ЗАЛИВКА, инструмент КАРТИНКА, свойство ПАЛИТРА.
Раскрашивание.
ПК. 1
9 Режим РИСОВАНИЕ, инструмент КИСТЬ, свойство ПАЛИТРА.
Изображение на бумаге “мягких” линий различной ширины кистями.
Выполнение аналогичных операций на ПК.
1/4 ватмана, кисти разной толщины, акварель.
ПК.
1
10 Режим РИСОВАНИЕ, инструмент КАРАНДАШ, свойство ПАЛИТРА.
Изображение геометрических фигур и различных предметов с помощью линейки и цветных карандашей на бумаге.
Выполнение аналогичных операций на ПК.
1/4 ватмана, цветные карандаши, линейка.
ПК.
1
11 Режим РИСОВАНИЕ, инструменты КИСТЬ и КАРАНДАШ. Режим ЗАЛИВКА, свойство ПАЛИТРА.
Пейзаж.
ПК. 1
12 Режим РИСОВАНИЕ, инструмент ПЕРО, свойство ПАЛИТРА.
Написание своего имени.
Режим РИСОВАНИЕ, инструмент ЗАПОЛНЕНИЕ ЦВЕТОМ.
Режим РИСОВАНИЕ, инструмент ЛОМАНАЯ ЛИНИЯ (ДЫМ).
Произвольное рисование.
ПК. 1
13 Режим РИСОВАНИЕ, инструмент РАМКА КВАДРАТ, свойство ПАЛИТРА.
Композиция из квадратов и прямоугольников разного цвета и размера.
ПК. 1
14 Режим РИСОВАНИЕ, инструмент ОКРУЖНОСТЬ КРУГ, свойство ПАЛИТРА.
Композиция из кругов и овалов разного цвета и размера.
ПК. 1
15 Композиция из квадратов, прямоугольников, кругов, овалов, рамок и окружностей на бумаге.
Режим РИСОВАНИЕ, инструмент РАМКА КВАДРАТ и ОКРУЖНОСТЬ КРУГ, свойство ПАЛИТРА.
Выполнение копии композиции из бумаги на ПК.
1/4 ватмана, цветная бумага, ножницы, клей.
ПК.
1
16 Режим РИСОВАНИЕ, инструмент НОЖНИЦЫ, свойство ПАЛИТРА.
Вырезание фрагмента изображения и его копирование.
Фантазийная композиция.
ПК. 1
17 Режим РИСОВАНИЕ, инструмент ДЕРЕВО, свойство ПАЛИТРА.
Режим РИСОВАНИЕ, инструмент РАСПЫЛИТЕЛЬ, свойство ПАЛИТРА.
Изображение дерева с кроной.
ПК. 1
18 Свободное рисование. ПК. 1
19 Режим РИСОВАНИЕ, инструмент УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО, инструмент ТЕКУЩАЯ КРАСКА, свойство ПАЛИТРА. Произвольная композиция. ПК. 1
20 Режим РИСОВАНИЕ, инструмент РАСТУШЕВКА.
Изображение животного на бумаге.
Выполнение аналогичной работы на компьютере.
1/4 ватмана, сангина (пастель).
ПК.
1
21 Режим РИСОВАНИЕ, инструмент СЕРАЯ РАСКРАСКА, инструмент ИЗМЕНЕНИЕ ЦВЕТА, инструмент РАМКА – ФОН.
Декоративная композиция.
ПК. 1
22 Режим РИСОВАНИЕ, инструмент СИММЕТРИЯ, свойство ПАЛИТРА.
Вырезание из бумаги способом сложения различных предметов (дерево, бабочка и т.д.). Изображение аналогичных предметов на ПК.
ПК.
Цветная бумага, ножницы.
1
23 Режим РИСОВАНИЕ, инструмент СИММЕТРИЯ и др., свойство ПАЛИТРА.

Натюрморт.

ПК. 1
24 Режим АЛЬБОМ, инструмент КАРТИНКА. Частичное удаление линий и дополнение собственных элементов. ПК. 1
25 Режим ШТАМП, инструмент ЦВЕТНЫЕ ШТАМПЫ (ГОЛУБОЙ ФОН), НЕЦВЕТНЫЕ ШТАМПЫ (ЖЕЛТЫЙ ФОН), “ЖИВЫЕ ШТАМПЫ (СИРЕНЕВЫЙ ФОН). ПК. 1
26 Режимы АЛЬБОМ, ЗАЛИВКА, ШТАМП. Вставка штампа в готовое изображение. ПК. 1
27 Режим FX, инструмент ПЕРЕВОРОТ (ВВЕРХ / ВНИЗ), инструмент РАЗВОРОТ (ВЛЕВО / ВПРАВО).
Действия со штампами.
ПК. 1
28 Режим FX, инструмент УВЕЛИЧЕНИЕ, инструмент УМЕНЬШЕНИЕ.
Действия со штампами.
ПК. 1
29 Изменение штампа по замыслу и вставка его в готовое изображение. ПК. 1
30 Свободное рисование с использованием различных режимов, инструментов и их свойств. Пейзаж. ПК. 1
31 Творческое задание - игра: повторить композицию.
(Учитель – ученик).
ПК. 1
32 Творческое задание - игра: повторить композицию.
(Ученик – ученик).
ПК. 1
33,  34 Свободное рисование. Свободное использование режимов, инструментов и свойств графического редактора PAINT. ПК. 2

II год обучения

Урок Тема Материалы Кол-во часов
1, 2, 3 Повторение: режимы, инструменты и их свойства. ПК. 3
4 Рисунок – загадка.
Творческое задание – игра. (Учитель- ученик).
1/8 ватмана, фломастеры, цветные карандаши. ПК. 1
5 Рисунок – загадка.
Творческое задание – игра. (Ученик - ученик).
1/8 ватмана, фломастеры, цветные карандаши. ПК. 1
6 “На что похоже?”
Творческое задание – игра. (Учитель- ученик).
1/8 ватмана, восковые мелки. ПК. 1
7 “На что похоже?”
Творческое задание – игра. (Ученик - ученик).
1/8 ватмана, восковые мелки. ПК. 1
8 Натюрморт. Свободное использование режимов, инструментов и свойств графического редактора PAINT. ПК. 1
9 Графика: черное и белое.
Свободное использование режимов, инструментов и свойств графического редактора PAINT, а также художественных материалов.
1/4 ватмана, тушь, перо.
ПК.
1
10 Свободное рисование. ПК. 1
11 Ниткография.
Свободное использование режимов, инструментов и свойств графического редактора PAINT, а также художественных материалов.
1/4 ватмана, тушь, нить, фломастеры.
ПК.
1
12 Симметрия в природе и художественном изображении. Монотипия /Бабочка/.
Свободное использование режимов, инструментов и свойств графического редактора PAINT, а также художественных материалов.
1/8 ватмана, гуашь, кисти.
ПК.
1
13 Ритм в изобразительном искусстве (линии и пятна).
Покой и движение.
Свободное использование режимов, инструментов и свойств графического редактора PAINT, а также художественных материалов.
1/4 ватмана 2 шт., гуашь, кисти.
ПК.
1
14 Композиционный центр в изобразительном искусстве.
Свободное использование режимов, инструментов и свойств графического редактора PAINT, а также художественных материалов.
1/4 ватмана, цветная (самоклеящаяся) бумага, клей, ножницы.
ПК.
1
15 Иллюстрация сказки.
Свободное использование режимов, инструментов и свойств графического редактора PAINT.
ПК. 1
16 Свободное рисование. ПК. 1

Описание рисунков

  • Рис.1 – Ердякова Даша, 7 лет, “Теплая” сказочная страна”, гуашь, цв. бум.
  • Рис.2 – Нелюбин Миша, 7 лет, “Холодная” сказочная страна”, гуашь, цв. бум.
  • Рис. 3 – Анисимова Юля, 7 лет, “Лето”, компьютерная графика
  • Рис. 4 – Игнатьева Наташа, 7 лет, “Зима”, компьютерная графика
  • Рис. 5 – Фото: выполнение копии композиции из бумаги на ПК
  • Рис. 6 – Фото: выполнение копии композиции из бумаги на ПК
  • Рис. 7 – Рисунок - загадка
  • Рис. 8 – Титов Ефим, 8 лет, “Корабль”, компьютерная графика
  • Рис. 9 – Фото: Титов Ефим за работой над компьютерной композицией “Корабль”
  • Рис. 10 – Васькова Катя, отпечаток, тушь, нить
  • Рис. 11 – Васькова Катя, “Птица – балерина”, тушь, нить, цв. кар.
  • Рис. 12 – Ахмеров Рома, 8 лет, “Бабочка”, монотипия, гуашь
  • Рис. 13 – Васькова Катя, 8 лет, “Натюрморт”, компьютерная графика
  • Рис. 14 – Гладкова Лада, 8 лет, “Натюрморт”, компьютерная графика
  • Рис. 15 – Петрова Даша, 8 лет, “Новый год”, тушь, перо (палочка)
  • Рис. 16 – Гладкова Лада, 8 лет, “Разговор”, компьютерная графика
  • Рис. 17 – Козлов Антон, 8 лет, “Дракон и принцесса”, компьютерная графика
  • Рис. 18 – Кравченко Сергей, 8 лет, “Охота на зайца”, компьютерная графика