Урок литературы в 7-м классе: "Житие Сергия Радонежского. Создание образа идеального героя"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Углубить знание детей об агиографии, познакомить с литературным памятником "Житие Сергия Радонежского";
  2. Познакомить со средствами создания характера героя в житийной литературе;
  3. Показать высоконравственный образ русского святого.

Урок-путешествие.

Оборудование: аудиозаписи, иллюстрации художника А. Ефошкина, книжная выставка: учебник "В мире литературы, 7 класс" под редакцией А.Г. Кутузова; И. Шмелев "Богомолье", издание Сретенского монастыря, М. 2000г.; Л.Нечаев "Повесть о преподобном Сергии Радонежском", "Отчий дом", М. 2000г.; С.Никулина "Игумен земли русской", "Зерна", М. 2002г., Л.Левшун "История восточно-славянского книжного слова XI - XVII веков", Экономпресс, Минск 2001г.

I Вступление - постановка цели.

Учитель: Новое произведение - новый урок - новые книги. Посмотрите, сколько их у нас сегодня. Здесь и учебник, и научные книги, и книги для взрослых, а вот эти написаны для детей. Они помогут нам сегодня, когда будем мы говорить о преподобном Сергии. Возьмём первую книгу (берётся учебник). Чему мы учимся в этом году? Вспомним, какую цель поставил перед нами учебник.

(Образ - герой - характеристика. Как создаётся образ героя в художественном произведении).

II Подготовительная беседа.

Учитель: Читала я летом очень серьёзную научную книжку. Вот она - "История восточнославянского книжного слова" (Л.Левшун, Минск "Экономпресс, 2001г.). И узнала очень интересную вещь. В Древней Руси существовало два слова для обозначения литературного творчества:

1.художьство

2.хытрость

-Ребята, как вы понимаете их? Может быть, мы сами найдём объяснение? Вот сейчас нам и поможет наш словарик.

Ответы детей:

Записываем слова в тетрадь (в скобках русскими словами "хитрость" и "художество"). Словом "художество" принято было обозначать те произведения, которые были проникнуты высоким смыслом, писались ради великих идей. И в первую очередь сюда относились произведения житийной литературы, которые назывались словом "агиография" - святописание (используется съёмный словарь, слова записываются в тетрадь).

Этим словом и в современной литературе обозначают жития святых.

-Итак, любое житие  - художественное произведение, следовательно, создаётся оно по законам художественного творчества. И образ главного героя-святого тоже этим законам подчиняется.

-Ах, ребята, но до чего же не хочется мне о живом и святом говорить скучно. И тут на помощь мне пришла одна книга.

-Вы ничего не слышите ? (слышится пение народной песни)

Красавица зорька
В небе загорелась.
Из большого леса
Солнышко выходит.

III Отправляемся в путешествие

Учитель: Это книга нас позвала. Вот эта (показывает книгу И.Шмелева "Богомолье"). Жил на свете мальчик Ваня Шмелев. И вот однажды он вместе со своими друзьями отправился в Троице-Сергиеву лавру, в те места, где жил и трудился когда-то преподобный Сергий. Взяли они с собой книжечку жития, чтобы "в дороге вычитывать". Давайте и мы к ним присоединимся. (Учитель читает отрывок из книги: "Все думаю, думаю - и вижу... - и во мне начинает петь, будто не я пою, а что-то во мне поет, в голове, такое светлое, розовое, как солнце, когда его нет на небе, но оно вот-вот выйдет. Я вижу леса - леса и все поет, в моей голове поет... До того я счастлив, что слезы набегают в глазах. Заря - и сейчас пойдем! И отдается во мне чудесное, такое радостное и светлое, с чем я заснул вчера, певшее и во сне со мною, светающее теперь за окнами...").

IV Образ святого

Учитель: Хорошо как написано. Радостно! Так вот с песней к Сергию Радонежскому и ехали. Значит, такой человек он был. Не случайно после смерти причислили его к лику святых.

А как становятся святыми? (Ответы детей)

Учитель: Да немало надо потрудиться, чтобы так прославили тебя. Как же складывалась человеческая жизнь Сергия? Давайте вспомним этапы его жизни.

(Ответы детей. План жития.

1)Детство.

2)Жизнь, подвиги, учение.

3)Кончина.

4)Посмертная слава

Учитель: Законы художества, законы творчества были общими для многих произведений. Какое бы житие мы бы ни взяли, мы увидим, что жизненный путь героя обрисован везде примерно одинаково.

Выделим то общее, что встретилось во всех планах. Своеобразна композиция жития.  (Вспомним, что такое композиция?). Но композиция жития отличается от композиции других художественных произведений. Нет нарастания  действия.

Вывод. Житие всегда построено так, чтобы наилучшим образом показать жизнь святого. Отсюда житие. Но в то же время оно похоже на гладкую дорогу.

Мы постоянно на уроках говорим об общих законах построения художественных произведений. Значит, и закон создания художественного образа здесь вполне действителен. Что это за закон?

(Вообразить - преобразить - изобразить)

Беседа по вопросам: - Как же изображает автор Сергия? (Сопоставляет его с другими людьми, жизнь Сергия сопровождается чудесами)

-Какие чудеса были в жизни Сергия? (Использование приема идеализации героя.)

-Послушаем рассказ об одном из чудес. (Прослушивание аудиозаписи)

-Но Сергий - живой человек, и живет он среди людей. Каковы его отношения с другими людьми? Например, с братом. Возьмем книгу С.О. Никулиной "Игумен земли русской" (читать только два четверостишия).

 

Сказанье дальше продолжая,
Спешим подвижнику вослед,
Стефана-брата убеждает
Он навсегда оставить свет...

 
Стефан, уже монахом ставший,
(Жену он рано потерял),
Себе иной судьбы желавший,
Душой томился, унывал.

(Накануне была прослушана с детьми кассета - отрывок о брате Сергия).

-Сравните Сергия и Стефана.  Они сопоставлены или противопоставлены?

-Можно ли сказать, что Стефан плохой? Почему про одного мы говорим, что он совершил подвиг, а про другого нет?

-Почему же Сергий стал святым, а Стефан нет? Для чего же уходит из мира Стефан и для чего Варфоломей?

-Братья живут по-разному, разные поступки совершают.  Что такое духовный подвиг? (Оговорить, что вопрос трудный)

(Выделяем отрывки из текста "Жития...": "Чудо о медведе", "Игуменские сухари", "Битва на поле Куликовом").

-Что-то не вяжется, ребята. Вот живет на свете такой добрый человек, что даже медведь его не трогал, лютому зверю он ласковое слово говорил. Это человек для себя ничего не желает, плесневелые сухари  его могут обрадовать... Но в то же время именно он ратует за объединение князей, за создание единого государства, он благословляет князя Дмитрия на битву с Мамаем. Перед нами удивительный человек, достойный всяческих почестей. Однако ему они не нужны. Сергий всячески умаляет свои заслуги. Вспомним, как ведет себя Сергий, когда митрополит Алексий предлагает ему встать во главе церкви. Почему, сопоставляя Сергия с другими людьми, автор выделяет эти качества? (Ответы детей. Обязательно подчеркнуть скромность, любовь к Отечеству, любовь к людям, жертвенность, нестяжание и т.д.).

-Поработаем с учебником. Найдите отрывок, рассказывающий об архимандрите Михаиле. (Чтение учебника)

Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексей, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол митрополии Российской. Святой же, словно твердый адамант, пребывал неприкаянным. Взошел на престол некий архимадрит, именем Михаил, и дерзнул прежде посвящения облечься в одежду святительную и белый клобук возложить на себя. Начал же на святого Сергия и на обитель его вооружаться, возомнил, что Сергий хочет пресечь его дерзновение, ища себе митрополии. Блаженный же, услышав похвальбу Михаила, сказал ученикам своим: "Михаил похваляется относительно обители нашей и нашей худости, но не получит желаемого, поскольку гордостью побежден, и не увидит города царского. И сбылось пророчество святого: когда плыл на корабле Михаил к Царюграду, впал в недуг телесный и скончался, а на престол был возведен Ниприан.

-Для чего живут Сергий и Михаил? Мог ли Сергий совершить такой поступок?

-Сергий живет для людей, Михаил - для себя. Сергий и Михаил сопоставлены или противопоставлены? (Противопоставлены).

-Легко ли жить ради людей, служа людям?

-Снова вспомним мы мальчика Ваню Шмелева (Отрывок из книги "Богомолье").

Утро, тепло и пасмурно. Дали смутны. Мы - "у креста", на взгорье. В часовне - великий крест. Мы стоим "у креста" и смотрим: синие, темные боры. Куда ни гляди - боры. Я ищу колоколенку - розовую свечу пасхальную. Где она? Я всматриваюсь по далее, впиваюсь за темные боры и вижу... вижу, как вспыхивает искра, бьется-дрожит в глазах. Закрываю глаза - и вижу: золотой крест стоит над борами в небе. Розовое я вижу, в золоте, - великую розовую свечу, пасхальную. Стоит над борами, в небе. Солнце на ней горит. Я так её ясно вижу. Она живая, светит крестом - огнем.

-Почему ребенок видит золотой и Розовый свет? (Варианты ответа могут быть разными: солнышко заиграло, или духовный свет сквозь тучи пробился. Почему свет этот увидел только ребенок?)

Вывод:

Учитель: Ехал Ваня в лавру. А мы, получилось так, путешествовали в жизнь преподобного Сергия. С какими же героями мы познакомились? Можно ли сказать, что это герой похож на обычного человека? Что дает нам знакомство с таким героем?

-Почему едут до сих пор люди в Лавру? Что они там ищут?

-Время возвращаться из путешествия. Пусть и нами "не обладает всякое  беззаконие" после встречи с Сергием Радонежским.

(Показать детям на картинку С. Ефошкина, на которой изображен идущий по дороге Сергий) Целый урок мы с вами ехали в лавру, в гости к Сергию Радонежскому, а он сам все время шел нам навстречу.