Музыкальная гостиная "Не ручей имя ему, а море"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Музыкальная гостиная “Не ручей имя ему, а море”.

Цель: формирование личности учащихся, их нравственных убеждений, эстетической культуры, духовности на основе знакомства с музыкальным творчеством композитора XVIII века И.С. Баха.

Задачи:

  • формирование музыкальной культуры, целостного представления образного строя музыки Баха;
  • развитие музыкальных способностей (слух, голос, эмоциональная сфера);
  • вооружение учащихся системой опорных знаний, способов деятельности, которые обеспечат базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой и другими искусствами;
  • формирование духовной свободы как основы индивидуальной художественной культуры;
  • приобщение к шедеврам западноевропейской классической музыки.

Оборудование: портрет И.С.Баха, фотографии, связанные с его жизнью; портреты А.Дюрера и Л. Кранаха; магнитофон, проигрыватель, аудио- и видеозаписи.

Звучит “Шутка” из cюиты №2 И.С. Баха

Лейпцигский кантор – божественное явление: и ясен, и всё-таки необъясним.
И. Гёте

В самой музыке таилась величайшая красота, она лишь не так очевидна, как мы ждём. Она скрыта глубоко внутри. Но воздействие её безгранично во времени.
Л. Бернстайн

Учитель: Дорогие друзья! Мы рады встрече в нашей музыкальной гостиной!

Давайте попытаемся представить, что мы оказались в современном городе, с его императорскими дворцами и высотными домами, с парадными площадями. И этот город вдруг зазвучал бы как оркестр. Представили? Чья великая музыка зазвучала бы тогда?

(Oтветы ребят.)

А какие это были бы произведения?

(Oтветы ребят.)

Их строгая архитектоника математически безупречна, как и строгие линии, запечатлен-ные в архитектурных формах городов мира.

(Звучит фрагмент органной прелюдии.)

Удивительно, как современна его музыка. Странно! Ведь когда Бах писал её, мир был совсем иным – ещё передвигались на лошадях, стреляли из мушкетов, контрданс слыл дерзким танцем, а фортепиано было в диковинку. И жизнь тащилась медленно и сонно, как почтовая карета из Лейпцига в Гамбург.

(Звучит ария из “Страстей по Иоанну” (фрагмент) аранжировка А. Абакумова.)

Из прошлого с портрета смотрит Иоганн Себастьян Бах. Парик с буклями. Чёрный кафтан. Белый шейный платок. Смотрит на нас через три века. Упрямый, волевой подбородок поджат. Твёрдо сомкнуты губы. Словно он готов к испытаниям судьбы. Как пришёл в этот мир такой великий композитор? Как сложилась его судьба? Какая тайна хранится в его музыке и почему она безгранична во времени? На эти вопросы мы сегодня и постараемся ответить. А помогут мне музыковеды, музыкальные историки, эрудиты, и вы, уважаемые гости. Итак, открываем первую страничку нашей гостиной.

(Звучит “Шутка” из сюиты №2.)

В семье ждали ребёнка. Суетились родственницы в накрахмаленных чепцах и фартуках, грелась вода на очаге…Если появится на свет мальчик, что же, одним музыкантом будет больше: мальчики в роду непременно пополняли этот цех.

Да! Славный род Бахов… Давайте обратимся к музыкальным историкам. Что они нам расскажут об этом великом семействе…

Музыкальный историк: Все представители рода Бахов в дар от самой природы получили лю-бовь к музыке и музыкальный талант. И, начиная с прародителя рода, Фейта Баха, на протяжении семи поколений посвящали свою жизнь музыке. Органисты, флейтисты, капельмейстеры, церковные канторы, придворные композиторы – неутомимый цех Бахов…

Учитель: Окружённый с детства атмосферой музыки, Иоганн Себастьян постигает начала народной духовности. Для него традиции немецкой музыки и традиции семейные были одним целым. Бах воспринимает мир творчески, действительность даёт ему темы для размышлений. Вот один из примеров. Послушайте музыковедов.

Музыковед: Бах написал фугу, основой которой стало мелодическое сочетание, увиденное им в собственном имени: В – А – С – Н. В – это нота си-бемоль, А – это ля, С – до, Н – си. Звуки обозначены буквами, это был и есть общепринятый способ записи голосов.

Учитель: Как вы думаете, ребята, как раскрывается в этом биографическом факте композитор?

(Ответы ребят.)

Обогатилось ли наше представление о нём, как о личности?

(Oтветы ребят.)

Да! Конечно уважение к предкам, традициям отличает Иоганна Себастьяна. А вот интересный случай из жизни композитора. Музыкальным историкам слово.

Музыкальный историк: В возрасте 50-ти лет, в 1735 г. Бах описал жизнь своего прапрадеда Фейта Баха. В этой же родословной Иоганн Себастьян приводит сведения о себе…

И.С. Бах: Иоганн Себастьян Бах, младший сын Иоганна Амброзиуса, родился в Эйзенахе в 1685 году, 21 марта. Был придворным музыкантом в Веймаре в 1703 году, а в 1704 году переехал в Арнштадт, где мне предложили место органиста в новой церкви.

Учитель: Красочные возможности органа всегда привлекали Баха. А к какому виду инструментов относится орган? Вопрос гостям.

(Ответы ребят.)

Орган – единственный инструмент, имеющий десятки и сотни регистров. Он занимает царственное место в музыке предшествующих столетий, XVII–XVIII веков. Именно органу Бах отдал предпочтение в Арнштадте, Мюльхаузене и Веймаре. Послушаем музыкальных историков.

Музыкальный историк: В Арнштадте Бах основательно изучил органное искусство, постиг секреты органных мастеров. В композиции и игре на органе Иоганн Себастьян достиг немалых успехов, но ещё большей была его жажда совершенства.

Учитель: В юности композитора уже завязывался узел поразительного несоответствия: полный обывательских трений, невзгод, болей ущемлённого самолюбия, житейский путь Баха и возрастающая сила его творчества, которому предстояло стать достоянием всей европейской, всемирной музыкальной культуры. В самом деле, что великой его музыке до столь приземлённых бытовых происшествий! Некоторым биографам Баха хотелось бы вовсе пройти мимо одного инцидента.

Музыкальный историк: В октябре 1705 г., получив у начальства отпуск на месяц, Иоганн Бах отправился в Любек поучиться у прославленного композитора-полифониста того времени Дитриха Бухстехуде.

Учитель: В некоторых документах говорится о том, что Бах весь путь из Арнштадта в Любек проделал пешком, а это более 300 километров! Так сильна была тяга Баха к совершенствованию игры на органе. Но не будем прерывать наших историков. Что же было дальше?

Музыкальный историк: Мы не знаем, учился ли он у Бухстехуде или только слушал его. Во всяком случае, он был так увлечён музыкой, что забыл о возвращении. Он провёл в Любеке рождество и весь январь и лишь в середине февраля вернулся в Арнштадт. И тут ему приходится спуститься с небес на землю. 21 февраля его вызвали на заседание консистории – церковного Совета.

Учитель: То, что происходило дальше подробно описано в протоколе, который вёлся на этом заседании. Поэтому следующую картину мы можем увидеть довольно точно, уже с помощью не только фантазии, но и документов. Итак, слово нашим историкам. (Рис.1)

Фотография 1

Музыкальный историк За длинным столом сидят господа члены Совета с суровыми, строгими лицами, словно сошли с портретов Дюрера и Кранаха.

Учитель: Вопрос эрудитам. Кто такие Альбрехт Дюрер и Луказ Кранах?

Эрудит: Альбрехт Дюрер и Луказ Кранах – великие немецкие художники эпохи Возрождения.

1 член Совета: Пусть Бах ответит, где он был так долго в последнее время? От кого он получил разрешение на отлучку?

И.С.Бах: ( с радостью) Я был в Любеке, чтобы там совершенствовать в некоторых отношениях своё мастерство. Разрешения просил у господина суперинтенданта.

Суперинтендант: (не выдерживает) Бах просил разрешения отлучиться всего на четыре недели, а отсутствовал в четыре раза дольше!

2 член Совета: У органиста слишком независимый, прямой и вспыльчивый нрав. Он не умеет ладить с хористами!

3 член Совета: Ещё летом его вызывали в консисторию за стычку с великовозрастным учеником Гейерсбахом. Это верно, что Гейерсбах плохо играет на фаготе. Но нельзя же так прямо заявлять, что он “свинячий фаготист”!

Бах: Я сгоряча, именно так и выразился, потому, что слушать скверную игру Гейерсбаха невозможно!

1 член Совета: Нет слов – органист он искусный. Но, играя на органе во время богослужения, он делает в хорале странные вариации, примешивает в звучание такие необычные тона, что собравшиеся испытывают вследствие этого смущение…

И.С.Бах: Можно ли музыке ставить пределы? Музыкант – не подмастерье.

Учитель: А как вы, ребята, понимаете это выражение великого композитора?

(Ответы ребят)

И.С.Бах:

“Хотя искусною игрою
Ты нам лишь радости, о музыка, несёшь,
В раздумье нынче ты поникла головою,
Узнав, что многие тебя не ставят в грош”.

Вся моя жизнь прошла среди глухих. Глухие величества и высочества, глухие магистраты и консистории, глухие города и княжества – можно сойти с ума! Глухой мир, в который я пришёл, ничего не имея, кроме пристрастия Бахов к музыке, да ещё рук и ног, обученных игре на органе…

Учитель: Известному учёному и музыканту Альберту Швейцеру принадлежит такая фраза: “ Бах – человек двух миров: его художественное восприятие и творчество протекают, словно не соприкасаясь с банальным бюргерским существованием, независимо от него”.

Уважаемы гости, мы познакомились с личностью великого Иоганна Баха, а теперь наша следующая страничка. В ней мы узнаем о музыкальном творчестве композитора. Слово нашим музыковедам.

Музыковед: Бах сочинял музыку почти во всех известных в то время музыкальных жанрах. Преобладание какого-либо музыкального жанра объясняется условиями работы, вкусами хозяев и заказчиков. Всё музыкальное творчество Баха состоит из трёх периодов. Первый период главный – органный прошёл в Веймаре. Именно там имелся превосходный орган.

Учитель: А какие известные произведения для органа вы знаете?

(Oтветы ребят.)

А что такое токката, фуга?

(Oтветы ребят.)

Это подлинное чудо – построение Баховской фуги. Она воздвигается, как на фунда-менте, на теме – мелодии, которая сначала звучит без сопровождения. Послушаем же, как рождается органная фуга ре-минор. Тема её напоминает колокольный перезвон.

(Учитель исполняет тему фуги на фортепиано.)

А теперь послушаем это бессмертное творение.

(Звучит Токката и фуга ре-минор.)

Учитель: Как говорилось выше, орган был самым любимым инструментом великого Баха, а как вы думаете почему?

(Ответы ребят.)

Что дополнят музыкальные историки?

Музыкальный историк: В игре на органе Бах глубоко проявил своё “я”. Он мог доверить органу высокое духовное начало, строгость и серьёзность помыслов, величие чувств. Орган давал Баху возможность обращаться к людям на том языке, который был ему особенно близок. Но великий Бах прославился не только органными произведениями.

Учитель: Следующий период в творчестве композитора прошёл в городе Кётен. Отправимся туда и мы.

Музыковед: Кётен – это небольшой немецкий городок, и Бах был приглашён на должность придворного музыканта к князю. В придворной церкви находился плохой, маленький орган, поэтому Бах должен был писать пьесы для сольных инструментов: клавесина, скрипки, виолончели, или оркестрового ансамбля. Таким образом, в Кётене были созданы шедевры инструментального творчества, нисколько не уступающие шедеврам органной музыки.

Учитель: Послушаем арию из сюиты №3 для камерного оркестра. (Рис. 2)

Фотография 2

 

(Звучит ария из сюиты №3.)

Хочется обратить ваше внимание на то, что Бах был не только гениальным композитором, но и замечательным педагогом, и лучшим подтверждением этому является тот факт, что он воспитал среди других детей четырёх сыновей композиторов, которые вошли в историю западноевропейской музыки. Какие же произведения Бах сочинил для своих учеников? Слово нашим музыковедам.

Музыковед: В Кётене были написаны двух- и трёхголосные инвенции, первая часть “Хорошо темперированного клавира”. Бах эти произведения называл так: “для пользы и упражнения жаждущей учиться музыкальной молодёжи”. Эти произведения являются настольной книгой каждого мыслящего музыканта, необходимое – на всю жизнь! – учебное пособие и вместе с тем неиссякаемый источник самого чистого наслаждения.

Учитель: А сейчас мы послушаем наших гостей.

( В исполнении учеников музыкальной школы звучат “Прелюдия до-минор” из “ХТК” и фуга соль-мажор).

Какие же произведения Кётенского периода стали шедеврами мировой музыкальной культуры? (Ребята называют основные произведения, в том числе и Чакону из сюиты для скрипки ре-минор, вспоминают особенности её построения. Учитель предлагает видеозапись исполнения Чаконы Д.Ойстрахом. Учащиеся делятся своими впечатлениями о прослушанной музыке).

А что же наш Бах? Как дальше складывается его творческий путь?

И.С. Бах: Я полагал пробыть в Кётене на службе всю жизнь, но склонность к музыке моего князя стала блекнуть, и я решил отправиться в Лейпциг. Там я стал мюзик-директром и кантором в школе при церкви святого Фомы. Но нахожу, что служба сия не так ценна, прибавьте ко всему странное и мало преданное музыке начальство. Я принужден жить в постоянных огорчениях, среди зависти и преследований…

Учитель: Последуем и мы в старинный немецкий город Лейпциг, где Бах провёл свой последний творческий период.

Что же представлял собой Лейпциг второй половины XVIII века? Обратимся к нашим музыкальным историкам.

(Музыкальные историки рассказывают об этом городе.)

Учитель: Находит ли Бах здесь то, что искал? Может его музыка поможет нам ответить на этот вопрос? Что скажут нам музыковеды?

(Музыковеды рассказывают о наиболее известных вокальных произведениях Лейпцигского периода. Звучит ария №47 из “Страстей по Матфею”.)

Понравилась вам, ребята, ария?

(Ответы ребят.)

Эта ария принадлежит к самым потрясающим страницам баховской музыки. Как вы думаете, что хотел сказать нам композитор? Слово музыковедам.

Музыковед: Очень велико значение вокальных произведений. В противопоставление смерти и всепобеждающей силы жизни скрытый смысл. Именно в этих произведениях с предельной глубиной раскрылась подлинная природа баховского искусства, сложного и противоречивого, но могучего и прекрасного.

Учитель: Какая тайна хранится в музыке Иоганна Себастьяна и почему она безгранична во времени? Этим вопросам посвящается наша последняя страничка.

Один критик времён Баха сказал: “В его произведениях нет естественности, красота затемняется слишком большим искусством”. Как вы, ребята, считаете, что имел в виду современник композитора?

(Ответы ребят.)

Музыковеды хотят дополнить?

Музыковед: Великий Бах на протяжении всей своей жизни совершенствовал полифонию во всех музыкальных жанрах. И до сих пор только он является непревзойдённым мастером полифонии.

Учитель: А как вы думаете, ребята, почему музыка Баха была забыта на 100 лет?

(Ответы ребят.)

Музыковед: Всю жизнь Иоганн Себастьян занимал скромное положение придворного или церковного музыканта. Только часть его произведений была опубликована при жизни, и потому музыка его была малоизвестна за пределами тех городов, где Бах работал. Кроме того, в середине XVIII века на смену полифонической музыке пришла гомофония. Она не требовала от слушателей усилий для восприятия, так была доступна. В гомофонии отчётливо разделяется фон и рельеф, главная мелодия и сопровождение. Вот почему музыкальные сочинения короля органистов были забыты. И только спустя 100 лет композиторы-романтики возродили поистине бессмертную музыку Баха, от которой и в XXI веке сжимается сердце.

Музыковед: Музыка Баха является фундаментом, на котором вырастает всё музыкальное творчество разных эпох. Жизнь каждого музыканта начинается с Баха. Д.Б.Кабалевский сказал: “Любить музыку, не любя Баха, невозможно!” Послушаем произведение, написанное Иоганном Себастьяном для клавира – Прелюдию до-мажор из I тома “Хорошо темперированного клавира”. Эта музыка очень понравилась Шарлю Гуно, французскому композитору XIX столетия, и он сочинил мелодию на текст латинской молитвы. А исполнит это произведение наш школьный хор. (Рис.3)

Фотография 3

(Звучит “Аve, Maria”.)

Учитель: Бах жил и творил в эпоху Просвещения. Что же было отличительной чертой этой эпохи? Музыкальным историкам слово.

Музыкальный историк: Главным направлением этого времени была уверенность в мощи человеческого разума, его безграничных способностях, в прогрессе науки, создающем условия для экономического и социального благоденствия. Но в Германии Просвещение ещё только набирало силы. И важнейшей частью этого великого движения было творчество Иоганна Себастьяна Баха, которое не сразу поняли и оценили. Но для нас, живущих сегодня, очень важно, что он говорил. Немецкая действительность в его век была лишена гармонии, возможно поэтому, столь страстным был его творческий призыв. Бах звал к гармонии общечеловеческой. Искусство его было просветительским по духу, по своей направленности, по обращённости к человеку. Постижению Баха нет конца. В этом его устремлённость в будущее.

Учитель: Задолго до космической эры Бах выразил в своей музыке то чувство единства с Вселенной, которое пронизывает творчество поэтов наших дней.

И.С.Бах:

“В шар земной упираясь ногами,
Солнца шар я держу на руках.
Я – как мост меж землёю и солнцем,
И по мне
Солнце сходит на землю,
А земля поднимается к солнцу…”
Э.Межелайтис

Учитель: В 1977 году был запущен космический корабль “Вояжёр”, на борту которого находится золотой диск с музыкой Баха, готовой зазвучать, если этот корабль встретит жизнь на других планетах. И первыми звуками, представляющими наше человечество другим внеземным цивилизациям, будет “Бранденбургский концерт №2”.

(Звучит в видеозаписи “Бранденбугрский концерт №2” в исполнении симфонического оркестра под руководством Сэра Джона Шолти.)

Итак, наша встреча подошла к концу. Надеюсь, что она затронула ваши души. Хочется верить, что музыка великого Иоганна Себастьяна Баха зазвучала для вас по-новому, а для кого-то стала открытием.

До новых встреч в нашей музыкальной гостиной!