Начиная с №1 в журнале “Преподавание истории в школе”, была открыта новая рубрика “История и развивающее обучение”, каждую публикацию которой я жду с большим нетерпением. Ответы на принципиальные вопросы, стоящие передо мной, я обнаружила в статье Сухова В.В., Морозова А.Ю., Абдулаева Э.Н. “Лес проблем и вариант дороги (поиск путей обновления школьного исторического образования)” (Преподавание истории в школе. 2000. №1. с.50–55.) и в целом ряде других публикаций. Я согласна с тем, что главная задача учителя истории – научить детей анализировать историческую информацию для того, чтобы ориентироваться в настоящем с опорой на опыт прошлого. Учитывая то, что история – наука об истоках настоящего, очень важно научиться делать выбор в историческом веере альтернатив. В подходе сотрудников лаборатории “Метар” меня также привлекает то, что знания не представляются как нечто самоценное. Важны не знания, а то какой цели они служат. Я полагаю, что одним из показателей успешности работы учителя является уровень познавательной активности учащихся, повышение которого немыслимо без деятельностного подхода, активных форм обучения.
Итак, разработки и рекомендации представителей лаборатории “Метар” были мною успешно апробированы, в частности по курсу истории России (6 класс). В организации деятельности учащихся по решению учебных задач в действительности самым сложным оказалось формирование умения у учащихся обнаруживать противоречия, формулировать УЗ, а также самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос с опорой на имеющийся источник информации. В работе по реализации данной системы мною были использованы:
– “Дневник учителя”, разработанный командой под руководством Сухова В.В., в котором представлены материалы (документы) для исходного противоречия, учебные задачи курса, раздела, урока, план организации учебной деятельности, тезисы к этапу контроля и коррекции;
– История России с древнейших времен до конца XVIII века. 6–7 кл.: Дидактические материалы / В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев и др. – М.: Дрофа, 2000.
– Публикации журнала “Преподавание истории в школе” за 2000–2002 гг.
Важной составляющей курса истории является региональный компонент. История края (автономной республики, округа, области, города) – часть истории России, всемирной истории. Мы живем на Ямале. Учитывая тот факт, что здесь живут люди разных национальностей, отсутствует единство культуры, в сознании учащихся необходимо формировать образы “большой” и “малой” Родины. Важно способствовать воспитанию любви к тому краю, в котором живешь, уважения к коренным жителям, их истории, обычаям и традициям. Учитывая это, мною была осуществлена попытка (вслед за представителями лаборатории Метар) реализации принципов развивающего обучения, сформулированных Элькониным Д.Б., Давыдовым В.В., в рамках внедрения регионального компонента. Предлагаю вашему вниманию авторскую методическую разработку вводного урока к изучению истории Ямала в рамках курса истории России (6 класс). Его главное назначение состоит в том, чтобы возбудить интерес к дальнейшему изучению истории края.
Тема урока: ЯМАЛ СКВОЗЬ ВРЕМЕНА.
Цель урока: воспитание и развитие человека, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним учебных задач. В ходе урока учащиеся могут прийти к пониманию того, что залогом успеха и процветания нашего края может быть глубокое знание и бережное отношение к его истории и культуре.
Задачи урока:
– прийти к пониманию необходимости изучения истории Ямала;
– формирование мотивации учебной деятельности через решение УЗ; развитие познавательного интереса; развитие логического, образного мышления, коммуникативной сферы;
– воспитание любви к “малой” Родине, уважения к коренным жителям Ямала, их обычаям и традициям.
Тип урока: вводный к изучению истории Ямала в рамках курса отечественной истории (6 класс).
Структура и основное содержание урока:
I. Вводно–мотивационный этап:
Цель: постановка и мотивация УЗ в ходе совместной деятельности учащихся и учителя.
Методы, приемы: беседа, ТСО (видеопроектор, слайды), наглядность, работа с книжкой “Ямал сквозь времена”. (Дидактические материалы разработаны автором). "рис. 1"
При разработке данной книжки использовались
материалы популярного иллюстрированного очерка
истории края с древнейших времен “Ямал: грань
веков и тысячелетий” (Изд. Салехард “Артвид”,
Санкт–Петербург “Русская коллекция”, 2000).
– Что такое история?
(Наука, изучающая факты прошлого …)
– Значит, история – это “предание старины глубокой”?! Это только вчерашний день, и к нам сегодня, в принципе, отношения не имеет, да?
– Связано ли то, что происходит сегодня с тем, что было прежде?
– Значит, история – это не только наука о прошлом, но и наука об истоках настоящего.
– А если так, то можем ли мы, зная прошлое, лучше разобраться в настоящем, а также хоть чуть–чуть заглянуть в будущее?
– Вообще, символом времени считается дерево. А как, по–вашему, время отражено в образе дерева? (Обращение к образу дерева, желательно типичного для конкретной местности, на Ямале это – сосна).
– Какие части дерева относятся к прошлому, настоящему, будущему?
(Корни – прошлое, ствол – настоящее, крона – будущее.)
2. Постановка учебной задачи:
– Кто из вас знает, какого название полуострова, что дал часть имени нашему округу?
Кстати, в переводе с ненецкого языка на русский название полуострова означает “Край земли”. Конечно, это ЯМАЛ. "рис. 2"
– Знакомство со стихотворением Л. Лапцуя “Рождение Ямала” во вводном очерке книжки “Ямал сквозь времена”. "рис. 3"
– Сопоставление 2 тезисов (прошлое и будущее ЯМАЛА) при работе с книжкой. В результате анализа выводится УЗ: взглянув на Ямал сквозь времена, давайте попытаемся выяснить, что может явиться залогом успешного развития и процветания нашего края. "рис. 3"
II. Этап собственно учебной деятельности:
Цель: попытка решения учебной задачи (УЗ) при помощи учебно–продуктивных действий (учитель – консультант, помощник).
Методы, приемы: работа с текстом, новыми понятиями, логико–структурной схемой, лентой времени, символическими изображениями; использование ТСО (слайды), иллюстрации, решение кроссворда.
1. Знакомство со страницей древнейшей истории. "рис. 4"
На карте атласа по истории ЯНАО обозначены 93 памятника, обнаруженные археологами на территории округа, но, несмотря на многочисленные изыскания, еще существует множество загадок и им еще предстоит пролить свет на далекое прошлое нашего края.
2. Аборигены Ямала работа с текстом, новыми понятиями, логико–структурной схемой, лентой времени, символическими изображениями, заданиями. "рис. 5"
3. "Ненцы". Анализ текста, схем, иллюстраций, обсуждение по вопросам. "рис. 6"
(Анализ хозяйственной деятельности, традиций, одежды, жилища, верований).
– Какой главный вид хозяйственной деятельности характерен для ненцев? (Оленеводство).
– Что олень давал людям для жизни? (Мясо, шкуру для одежды, сухожилия для ниток, кости и рога для украшений, деталей, свежую кровь, т.е. лекарство от цинги).
– Какие еще виды хозяйственной деятельности существуют у ненцев?
– Традиционная одежда (дополнения учителя): малица – глухая одежда с капюшоном из оленьей шкуры мехом внутрь. Она имеет пришитые рукавицы. Поверх ее – маличная рубаха из сукна (от грязи и сырости). При морозах – совик – глухая одежда с капюшоном мехом наружу. Женская шуба – паны имела разрез спереди. Шилась из двух слоев оленьего меха (внутрь и наружу). Воротник из песца, лисицы с длинной затылочной частью, к которой прикреплялись металлические украшения (от ветра, злых духов). Маленьким детям шили двухслойную меховую одежду с капюшоном, по покрою напоминающую малицу. Детские штаны делали сразу с обувью. Такую одежду носили до 4–5 лет, затем переходили на одежду взрослого типа.
– Верования – поклонения различным духам.
Важный дух – Нум (дух неба). Ему весной и осенью приносили в жертву белого оленя. Прочно сохранились культы духов–хозяев:
– Я–ерв (хозяин земли); ид–ерв (хозяин реки); пэдара–ерв (хозяин леса) и другие. Под землей – дух Нга (дух болезни, смерти).
4. Ханты. Селькупы. "рис. 7"
Задание: проанализируйте схемы и предположите, какие виды хозяйственной деятельности свойственны ханты и селькупам?
– Главное занятие ханты–рыболовство. На огромное его значение указывают названия (месяц вскрытия Оби, месяц щокура и др.), охотничий промысел также был важен. Между ханты и ненцами существуют различия в одежде, жилище (чум и полуземлянка), верованиях, занятиях. Но есть и множество общих черт, которые сложились в результате соседства на протяжении веков.
– Селькупы зимой занимались охотой, весной начиналось рыболовство, оленеводство имело в основном транспортное значение. Немаловажно собирательство.
5. Переход к блоку “Ямал в XX веке”. "рис. 8"
– Отдельной страницей нашей истории (округа) является освоение русскими. В “Повести временных лет” Нестора зафиксировано, что к ХI веку известны пути за Урал. Во второй половине ХI века зауральские племена были данниками Великого Новгорода. Затем были походы московских князей. Этапным был поход Ермака в западную Сибирь, после которого был отстроен Обдорск (Салехард), что открыло русским купцам и царскому правительству путь в тундру. С этого времени территория современного ЯНАО вошла составной частью в Российское государство.
- Анализ текста, беседа по вопросам (в чем суть предположения Козлова В., кто такой Подшибякин В.Т.? и т.д.).
Фиксация учителя: в результате открытий геологов, потребности СССР в углеводородах, на смену традиционному, аграрному хозяйству приходит бурное развитие газонефтедобычи.
6. Решение кроссворда “Города ЯНАО”. Учитель вносит дополнения в характеристики городов, подчеркивая отличительные особенности каждого. "рис. 9"
По горизонтали:
3. Город в переводе с языка ханты означает “семь лиственниц”. (Лапыт–Нангк, Лабытнанги; недавно отметил 25–летие).
4. Крупнейший город ямальских газодобытчиков – в 2000 г. отметил 25–летие (основан 18 августа 1975 года). (Новый Уренгой).
5. Город, названный в честь человека, под руководством и при участии которого Западная Сибирь превратилась в крупнейший нефтегазодобывающий регион страны. (Назван в честь В.И. Муравленко – I начальника “Главтюменьнефтегаз”. БуровикЛевин Г. о нем сказал: “В каждой капле тюменской нефти есть его сердце” (2000 год – 15–летие г.Муравленко)
7. Самый молодой город Ямала (этот статус присвоен в декабре 1996г.) (Губкинский).
По вертикали:
1. Единственный город в мире, расположенный на Полярном круге. Столица ЯНАО (В Книге Рекордов Гинеса сказано, что это единственный город на Полярном Круге, на берегу самой широкой в мире реке Обь; на побережье самого маленького Северного Ледовитого океана. В прошлом – Обдорск, был основан в 1595 году. Самый старый город на Ямале, город с самой богатой историей). (Салехард).
2. Самый крупный город нефтяников округа. (Образован в апреле 1982 года). (Ноябрьск).
6. Старейший город ямальских газодобытчиков (город – живая легенда, образован в марте 1972 г., в 1997 г.–25– летие). (Надым).
III. Этап контроля и коррекции:
Цель: обобщить полученные на уроке знания и попытаться решить УЗ.
Методы, приемы: тест с альтернативными ответами, обсуждение его результатов; обращение к УЗ попытка ее решить “с налету”, используя ТСО (слайды при помощи видеопроектора), иллюстрации, наглядность (образ дерева), итоговое обобщение учителя; д/з – творческое (альтернативное).
1. Тест “Верно ли, что…” (результаты фиксируются, затем обсуждаются, учащимся необходимо аргументировано обосновать свой ответ)
1) Коренные народы полностью приспособились к суровым условиям Севера, их культура основана на неразрывной связи человека и природы. (Да)
2) История Ямала полностью известна современным ученым–археологам. (Нет)
3) Традиционное хозяйство коренных народов безнадежно устарело и ему на смену должно прийти повсеместное развитие газонефтедобывающей промышленности. (Нет)
4) Для сохранения малых народов Севера необходимо сохранять и возрождать традиционные виды хозяйства, культуру. (Да)
5) Главная ценность Ямала – газ и нефть. (Нет)
2. Попытка решения УЗ урока. (Собеседование)
3. Обобщение (эмоциональное слово учителя, слайды, обращение к образу дерева, иллюстрациям и тексту книжки). "рис. 10 – 11"
Конечно же, наш край богат не только газом и нефтью, но и замечательными памятниками глубокой старины, удивительной культурой коренного народа, талантливыми и трудолюбивыми людьми.
Сила любого растения (обращение к образу дерева) зависит от его корней, духовное благополучие народа от глубины его исторической памяти. На протяжении тысячелетий Ямальская земля принимала людей и становилась их домом. Здесь переплетались языки и культуры. Огромная равнина тундры знала и чум ямальских кочевников и эта самая тундра приняла на себя города из бетона и стали. Если мы с вами будем любить свой край, знать его историю, то всем найдется место на ямальской земле, тундра всех нас объединит для будущего. А будущее нашей “малой” Родины зависит от каждого из нас.
4. Домашнее задание (по выбору):
– составить рассказ “Ямал сквозь времена” с использованием знаний, полученных на уроке;
– написать письмо другу (о родном городе, о прошлом, настоящем и будущем Ямала).
Использованная литература
I. История и развивающее обучение.
1. В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев и др. Дневник учителя. История Отечества с древнейших времен до конца XVIII века. – М.: Дрофа, 2000.
2. В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев и др. История России с древнейших времен до конца XVIII века. 6–7 кл.: Дидактические материалы – М.: Дрофа, 2000.
3. В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев // статьи в журнале “Преподавание истории в школе” № 1, 3, 4, 5, 7, 10 / 2000 г.; № 2, 7 / 2002 г.
II. История Ямала.
а) основная:
1. Быковский В.А. Есть город на Ямале – Муравленко. “Екатеринбург”, 1999 г.
2. Головнев А.В., Зайцев Г.С. История Ямала. Тобольск – Яр–Сале, 1992.
3. Деревянченко А.А. ЯНАО – субъект РФ. Салехард, 1997.
4. Знакомьтесь, Ямал! С.–П., “Русская коллекция”, 1998.
5. Исторический атлас ЯНАО. Москва, 1999.
6. Харючи С.Н. Современные проблемы коренных народов Севера. Томск, 1999
7. Ямал: грань веков и тысячелетий. Салехард, С. – П., 2000г.
8. Ямальский меридиан. Историко–культурный научно–популярный журнал. № 1, 5–10 / 2000 г.
б) дополнительная:
1. Бабаскин Ю. Люди, которых люблю. Екатеринбург, 1999.
2. Гецевич И. Город, где согреваются сердца. Екатеринбург, 2000.
3. Дудников Н. Пуровский вариант. Москва, 1996.
4. Живут в Муравленко дети. Изд. “Баско”, 2000.
5. История освоения. http: www.yamal.ru / new/ obinfo 02.htm.
6. Космос севера. Сборник статей. Тюмень, 1996.
7. Курганова М. Дом на брусничном стойбище // Граждановедение, №№ 14–15,98.
8. Любимый город! Четверть века… Изд. “Аркор”, 2000.
9. Материалы научно–исследовательской конференции по итогам полевых исследований 1999 // Научный вестник. Вып.3. Арх. и этногр. Салехард, 2000.
10. Мутный А. Люди Севера. Кто они ? 1995.
11. Наш город №№ 32, 34, 37/ 2000; №№ 12–13, 31 / 2001.
12. Окно на Север. Альманах. Надым, 1997.
13. Сонина Н. Сохранение малых народов Сибири – национальный интерес России. Реферат. Муравленко, МОСШ №2, 1997.
14. Тутутина П.Г. По тропам моих предков и моего детства. “Баско”, 2000
15. Ямало–Ненецкий округ за 40 лет. Статистический сборник. Салехард, 1971.
16. Ямало–Ненецкий окружной краеведческий музей им. Шемановского. 1996.