Творить ауру добра

Разделы: Организация школьной библиотеки


Классный час по статьям и письмам Д.С.Лихачева.

(Звучит музыка А.Вивальди “Времена года”: “Весна”, ларго.)

Чтец:
Не лишай себя жизни, Господь, погляди:
посреди пепелища расцветает уже орхидея,
не лишай себя жизни, Господь: вот в воронке
от бомбы журчать начинает ручей,
не лишай себя жизни, Господь: вот уж небо
присыпало инеем шрамы свои, и уже океан
наложил из кораллов повязку на свои глубокие раны…

(Ален Боске)

Ведущий: … Статьи и “Письма о добром” написаны Д.С.Лихачевым несколько десятилетий назад, но они необыкновенно актуально звучат и сегодня, как злободневно и своевременно все то, что проникнуто гуманистической идеей.

Послушаем мысли академика о жизни: “Заметить красоту в природе, поселке, городе, улице, не говоря уже о человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек…

Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее, просто “хорошее”, “заслоненную красоту”. Умение искать и находить лучшее обогащает человека духовно. Ведь жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы “предчувствие” открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира, растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем…”

Ведущий: Чтобы сделать жизнь интереснее, бодрее, успешнее, надо обеспечить сначала одно условие, которое кажется настолько очевидным, что о нем часто забывают. Это условие – право каждого из нас на жизнь. О нем напомнили самолеты, атаковавшие небоскребы Нью-Йорка 11 сентября. Погибли тысячи невинных людей из десятков стран мира. Они осыпались пеплом на улицы и дома нижнего Манхэттена, не найденные спасателями, пропавшие без вести…

Ценность человеческой жизни нельзя ставить в зависимость от природных качеств и одаренности человека. Это не просто академический вопрос, поскольку распространение точки зрения, согласно которой ценность жизни зависит от степени развития человека, пользовалась в прошедшем, ХХ веке колоссальной популярностью и имела далеко идущие последствия. За примерами далеко ходить не надо: антисемитизм Гитлера, массовые убийства в Камбодже, дети-бродяги в некоторых малоразвитых странах…

Чтец: Но вернемся к письмам Д.С.Лихачева, где он продолжает размышлять о жизни: “Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание…

И если у человека великая цель, то она должна проявляться во всем - в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели”.

Ведущий: Итак, после всех рассуждений приходим к выводу: ценность человеческой жизни заключена в самой жизни. И она объективна. Люди не являются просто материей. Каждый из нас еще и личность, а не только совокупность нейронов и электрохимических явлений. Человек – это и материя и дух. И поскольку человек – дух, он осознает, что он выше материи. Любой из нас в действительности обладает большей значимостью и ценностью, чем весь материальный мир Вселенной.

Обратимся вновь к американской трагедии. Цивилизованный мир вокруг нас разнообразен, беспечен и разобщен, а Америка – его воплощение. Поэтому такое глубокое эхо у падения нью-йоркских башен: в один миг забылись мелкие разногласия, которые еще вчера казались важными, слетела беспечность, а разобщенность сменилась единством. Мир ответил правильно, нравственное чувство не подвело жителей планеты.

(Снова звучит Вивальди, “Времена года”: “Весна”, ларго)

Чтец:

Все не так уж убито страданьем, Господь:
колос пшеницы прорастает уже из глазниц
тех, кто умер от голода,
и девочки скачут с веревочкой
под сенью тех, кто казнен.
Все не так уж трагично, Господь:
потому что в бескрайние дали дорога ведет.
На которой даже изгнание будет забыто,
потому что под нежными пальцами ветра
даже вздохи и те веселеют,
потому что вокруг все в голос кричит
о великой радости жизни.

(Ален Боске)

(Музыка смолкает)

Ведущий: Писатель Даниил Гранин как-то заметил, что абсолютно уверен в том, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Он считает это чувство врожденным, оно дается нам вместе с инстинктами, с душой. Д.С.Лихачев, как бы вторя ему, говорит, что в способности к восприятию, в способности понимать другого человека проявляется прежде всего интеллигентность, которую определял как отношение к миру и к людям. Воспитывать в себе, пишет академик, нужно не столько манеры, сколько то, что в них выражается, бережное отношение к миру, обществу, к природе, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь…

Но начинается все с близких тебе людей и с тех, с кем встречаешься в повседневной жизни. В. письме “Возвышать друг друга” Дмитрий Сергеевич говорит об обращении и общении со стариками. Академик пишет: “Общаться со стариками нелегко. Это ясно. Но общаться нужно и нужно это общение сделать легким и простым”.

Старость делает людей ворчливее. Требовательнее, болтливее. Нелегко для молодых переносить старческую глуховатость. Старые люди недослышат, невпопад ответят, переспросят. Надо тогда повышать голос, невольно в голосе проявляются нотки раздражения, а старый человек на это обижается. Словом, трудно не только быть старым, но трудно и молодым в общении со стариками.

(Звучит музыка “Битлз”: “Когда мне исполнится 64”)

В репертуаре незабвенных “Биттлз” есть одна известная песня:

Will you still need me, Буду ли я нужен тебе,
Will you still feed me Будешь ли ты кормить меня,
When I am 64? Когда мне исполнится 64?

Нам кажется, слова этой песни созвучны нашей теме.

(Песня еще немного звучит и смолкает).

И все же молодым следует помнить: все будем старыми. И еще должны помнить – опыт старых может пригодиться: и опыт, и знания, и мудрость, и юмор, и рассказы стариков и даже их докучливые нравоучения.

Академик вспоминает об Арине Родионовне. Молодой человек может на это ответить: “Но моя бабушка совсем не Арина Родионовна.” “А я, – восклицает Лихачев, – убежден в противном: каждая пожилая женщина несет в себе черты Арины Родионовны. Каждая или почти каждая!” Не для всякого человека ее времени Арина Родионовна была тем, чем сделал ее для себя Пушкин. У Арины Родионовны тоже были признаки старости. Она, например, засыпала работая. Но Арина Родионовна стала для всех нас Ариной Родионовной именно потому, что рядом с ней был Пушкин. Не было Пушкина – осталась бы она , может быть, в короткой памяти окружающих задремывающей во время работы, вечно озабоченной чем-то незначительным и болтливой старухой. Но Пушкин нашел в ней лучшие черты. Рядом с ней Пушкину было легко и весело. Без сомнения, и сама Арина Родионовна становилась рядом с Пушкиным другой – любящей и заботливой.

Из всего сказанного Д.С.Лихачев делает очень важный вывод: люди, общаясь, создают друг друга! возвышают друг друга!

Одни умеют разбудить в окружающих их лучшие черты, а другие по собственной вине создают вокруг себя докучное окружение людей тоскливых и раздраженных. Умейте в своей бабушке, няне найти свою Арину Родионовну, разбудить общительность, приветливость, юмор, доброжелательность, даже талант. Ведь старики не только болтливы, но и отличные рассказчики, не только забывчивы, но и памятливы на стародавнее, не только глуховаты. Но обладают тонким слухом на старые песни. Умейте не замечать недостатки – тем более возрастные, “физиологические”. Умейте “переориентировать” своих стариков. Это так просто, если вы сами этого захотите. А захотеть надо. И надо поспешить. Спешите установить добрые отношения со старыми людьми. Им остались немногие годы. И в наших силах скрасить эти немногие годы, как скрасил Пушкин последние годы Арины Родионовны.

Ведущий: Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий вопросов.

Чтец:

…Надо вычеркнуть смерть из песни,
надо взор окунуть в прекрасное,
научить людей сочинять стихи,
полноводить реки, выращивать рощи,
а когда на планете им станет тесно,
с новой болью пускай
разлетятся по звездам…
Надо с каждого синего неба
черную радугу свергнуть,
выпустить солнечных птиц на простор
и эту планету назвать наконец
отчизной людей.

(Блажо Щепанович)

Ведущий: Сегодня трудно сохранить оптимистический взгляд на будущее человечества. В первом 10-летии ХХ века были сделаны открытия, предвещавшие радикальный переворот всего человеческого бытия – были изобретены первые летательные аппараты, а в тихой патентной конторе в Берне молодой Эйнштейн уже работал над своей теорией относительности. Между тем этническая и национальная ненависть, сотрясавшая тогда Белфаст и Сараево, продолжает устрашать людей и поныне. 100-летие невиданного научного прогресса стало свидетелем беспримерных кровавых раздоров.

Известный английский писатель Джозеф Конрад еще в 1922 году писал, что нигде, ни в книгах, ни в общении с людьми, он не встретил ни одного убедительного довода, который мог бы развеять его серьезное опасение, что мир роковым образом скатывается к катастрофе. Единственное спасение для человечества он видел в изменении людских душ. Но оглядываясь на 2000-летний период истории, он не находил особых оснований ожидать, что это действительно может произойти.

Завершился ХХ век, но пропасть между нашей научной искушенностью и нашей моральной незрелостью продолжала расширяться. Тот факт, что не только прогресс, но и само существование человечества оказалось под угрозой гибели, вызывает смятение.

Послушаем Д.С.Лихачева…

Чтец: “Природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, создавая нас, не была обижена. Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Как это понимать, как прилагать к своей жизни, на это должен ответить каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам”.

“Жизнь, – продолжает академик, – это прежде всего творчество… Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя. Например, человек может принести в общество атмосферу подозрительности, а может внести сразу радость, свет. Это и есть творчество.

Творчество – беспрерывно. Поэтому жизнь есть вечное созидание…”

Ведущий: Итак, если хочешь, чтобы мир стал другим, начни с того, чтобы попытаться стать другим самому. Это же очень просто. Нужно лишь честно признаться себе, в чем был не прав. И постараться исправить ошибку. Как только ты это сделаешь, ты запустишь цепную реакцию и увидишь, что мир вокруг действительно меняется.

Ведущий: Вы никогда не узнаете себя достаточно, если не проявите интереса к другим людям, к другому народу. Что значит проявлять интерес к другим народам? Это значит стремиться освоить их культурные достижения. Человек, который хочет быть понятым, будет сам искать общий язык.

“Обращение к культуре других народов, – пишет Дмитрий Сергеевич, – это не измена своей культуре, а дополнение и обогащение ее. Одна культура может понимать и глубоко проникать в другую. Это очень важное явление, необходимое для движения вперед. Не только целые народы, но и отдельный человек может до конца познать другого человека, не переставая быть самим собой, а лишь обогащаясь познавательно”.

Какова позиция Д.С.Лихачева в подходе к любому из народов? – “О каждом народе, – пишет он, – следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. Благожелательность к любому народу! Самому малочисленному! Эта позиция самая верная, самая благородная. Любая недоброжелательность всегда воздвигает стену непонимания. Благожелательность, напротив, открывает пути правильного познания.

В народе самое главное его идеалы”.

Ведущий: В связи с рассуждениями академика вспоминаются снова дни после трагедии 11 сентября, когда повсюду слышались разговоры о войне цивилизаций. О каком-то якобы существующем противостоянии христианства и ислама. Сегодня кому-то, может быть, трудно представить, но когда Западная Европа полностью была поглощена крестовыми походами, для врагов крестоносцев – мусульман, создавших свой халифат силой оружия, борьба с иноверцами на поле брани сменилась борьбой за личное нравственное совершенствование. Поэтому кровопролитные войны, которые шли где-то на периферии великой арабской империи, интересовали людей гораздо меньше, нежели философские споры, богословские диспуты, поэтические турниры. Если надо, конечно, воины пророка собирались на битву, но искали они других, куда менее осязаемых побед. В начале ХХ века знаменитый историк Адам Мец назвал ту эпоху “исламский Ренессанс”. Арабы сумели тогда соединить античную философию и восточную мистическую поэзию с последовательным единобожием. Здесь рождалась совершенно новая культура, благодаря которой и европейцы смогли выйти за пределы средневековья. Весь секрет в том и заключался, что великие культуры побеждали и утверждались тогда, когда они открывались диалогу, принимали и переживали не одно только собственное племенное наследие, но и великие достижения иных традиций и языков. Собственно, синтез своего и чужого и становился обоснованием последующей истории, то есть ее движущей силой.

Ведущий: Наш разговор завершается, Но прежде чем подвести итог, хочется привести еще одну цитату из письма Д.С.Лихачева. Мысль эту, на наш взгляд, следует взять на вооружение каждому вступающему в эту жизнь молодому человеку: “Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем дает себе невольную оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать страдания, давать людям радость, то он и оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека…”

Все мы – одна человеческая семья. Эта истина подвигает нас на полную реализацию человеческого духа, пробуждение всех его созидательных, творческих и моральных способностей. Эта истина могла бы превратить ХХI столетие в эпоху свершений и мира. Вместо того, чтобы допускать ситуации, когда многообразие рас и культур становится ограничивающим фактором в контактах между людьми и в развитии, мы должны переориентировать наше мышление и увидеть в этом многообразии потенциал взаимообогащения и понять, что именно взаимопроникновение культур способствует развитию нашей жизни.

(Звучит Вивальди: “Времена года”, “Зима”, аллегро.)

Чтец:

Как на земле сейчас тревожно!
И все страшней день ото дня.
Не потому ль один и тот же
Кошмар преследует меня?
Как будто я смотрю в окошко,
И, сажей в космосе пыля,
Как испеченная картошка,
Несется бывшая земля.
Неужто это мы позволим?!
Мы, всем обязанные ей,
Чтобы над вечным русским полем
Ни зорь, ни крика журавлей.
Не только словом, цветом кожи
И местом, где мы рождены,
А чем-то большим люди схожи.
Быть может, тем, что мир тревожен,
Тот мир, что мы спасти должны.

(Андрей Дементьев) 

Использованная литература:

Лихачев Д.С. Письма о добром. – М., 1996.
Лихачев Д.С. Земля родная. - М.: Просвещение, 1983.
Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение. – Ярославль, 2001.
Полонский А. Странствие в поисках точных слов: История человеческого духа в лицах, судьбах и совпадениях. – Первое сентября, 2001, 2 окт.
Поэты мира в борьбе за мир. – М.: Худож. лит., 1985.