Методический кабинет дошкольного образовательного учреждения как центр социального партнерства педагогов, детей и родителей

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Общество, в котором живет современное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – это общество социальных перемен. Дошкольное учреждение – начальный этап социального института образования. В связи с этим существенной задачей педагогического коллектива стал поиск внутренних резервов совершенствования деятельности по обновлению содержания работы с детьми в ДОУ.

При этом основная функция ДОУ – целенаправленная социализация личности ребенка. Определим требования к современному ДОУ: это детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями, через создание для этого организационно-педагогических условий; педагог развивает свои профессиональные и личностные качества, руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; учреждение учитывает особенности взглядов родителей на желаемое будущее своих детей и ориентирует их на конструктивно-партнерское взаимодействие с детьми и всеми участниками образовательного процесса. Деятельность ДОУ строится на основе концептуальных положений “Развитие свободного ребенка, активного к творчеству в разных видах деятельности, основанного на сотрудничестве” в системе: “Ребенок – ребенок; ребенок – родитель; ребенок – воспитатель; ребенок – специалист; ребенок – администрация”.

Только в тесном сотрудничестве с окружающими людьми ребенок знакомится с социально приемлемыми формами поведения и учится сознательно поддерживать нравственные нормы и активно участвовать в образовательном процессе.

Развитие охватывает все стороны деятельности учреждения, а изменения касаются каждого ребенка, воспитателя, руководителя, семьи.

Каждый педагог, какую бы конкретную должность он ни занимал, всегда ориентируется на основные типы взаимодействия с воспитанниками – сотрудничество, диалог, партнерство, сотворчество.

На основе концептуального положения рассмотрим организацию работы методического кабинета.

Старший воспитатель обеспечивает успешную и целенаправленную работу в методическом кабинете, через тщательно продуманное и систематизированное оборудование и оснащение.

Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, его следует рассматривать как творческую мастерскую, где участники образовательного процесса могут получать конкретную практическую помощь.

Кто же является участниками образовательного процесса? Это педагоги, родители, специалисты, руководитель, ребенок.

Помощь для родителей заключается в качественном уходе и образовании ребенка, в собственном росте, как воспитателя своего ребенка; для педагогов – в поддержке педагогических усилий, направленных на ребенка и семьи воспитанников; для детей – освоение элементарным приемам эффективного взаимодействия со взрослыми.

В любом случае задача методической службы – создать такую образовательную среду, в которой будет реализован творческий потенциал участников образовательного процесса. Она направлена на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности; помощь в решении возникающих проблем.

Существует много разработок о содержании методической работы. Они дополняют, в какой-то степени дают более полную картину. В каждом учреждении найдутся свои, особенные подходы к созданию методического кабинета, которые будут продиктованы конкретными предложениями воспитателей.

Организуя работу методического кабинета, старший воспитатель должен помнить: методкабинет должен быть доступен каждому участнику образовательного процесса, иметь удобный, гибкий график работы. Оборудование и оснащение должно быть тщательно продумано и систематизировано, ориентировано на всех участников образовательного процесса.

Представим материал несколькими блоками, содержание которых ориентировано на изучение всеми участниками образовательного процесса. (Специалисты ДОУ, родители, дети).

БЛОКИ

УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

СПЕЦИАЛИСТЫ ДОУ

РОДИТЕЛИ

ДЕТИ

Нормативные документы

Нормативные, инструктивные материалы, касающихся воспитательно- образовательной работы

Нормативные документы, извлечения.

 

“Конвенция о правах ребенка”, “Семейный кодекс РФ”

“Правила внутреннего распорядка”

“Типовое положение ДОУ”

Иллюстрированные документы, оформленные в буклеты, брошюры для изучения детьми.

“Каждый имеет право”; “Мои права и обязанности”;

“Нормы поведения” – в моделях.

“Что такое детский сад?”

Учебно-методическое обеспечение

Рекомендации по каждому разделу программы, опыт работы, перспективные планы, конспекты занятий и т.д.

Оформленный материал под различными рубриками;

Видеозаписи творческих отчетов, открытых мероприятий.

Видеоматериалы:

– тренинги;

– консультации специалистов (“Домашний логопед”)

– Игровая психология для взрослых;

– СD–ROM “На планете семья”

– оформление материала по рубрикам “О физическом воспитании”, “Одаренные дети”, “Советы Доктора Айболита” и др.по проблемным вопросам семейного воспитания.

Обучающие компьютерные программы: развивающие игры, обучающие игры, игры – экспериментирования, игры – забавы; диагностические игры.

Аудио программы (“Радио-няня” и д.р.); Оформленная большая книга “Ребусов и загадок”;

Детские энциклопедии; фонохрестоматии.

Наглядно-иллюстративные материалы

Картины демонстрационные и раздаточные, иллюстрации; игрушки и игровые материалы; приборы, природные материалы; технические средства обучения и др.

Дидактические игры, с разными задачами для индивидуальной работы по возрастам в помощь родителям, материал для занятий с ребенком дома.

Иллюстрированные альбомы для рассматривания по темам, стенд для экспозиции схем, иллюстративного материала и пр.

Низкий стеллаж, шкафчик, где собран материал для организации самостоятельной деятельности детей по интересам. (Материал периодически меняется).

Литература педагогическая, детская, периодические издания.

Методическая и справочная литература, энциклопедии, справочники, журналы, периодические издания профессиональной направленности

Библиотека “Школа молодой семьи” – литература по актуальным вопросам семейного воспитания; периодические издания: “Мой ребенок”, “Игра и дети” и др., энциклопедии семейного воспитания.

Детская библиотечка “Книжкин дом”: произведения, рекомендованные программой, познавательная литература, литература для чтения “Читаем сами”, детские энциклопедии и т.д.

Рукописные детские книги, журналы и газеты.

Выставки

По направлениям работы; методических рекомендаций; опыта работы; литературы по проблемной тематике и т.д

Опыт семьи,

Фотовыставки “выходной день с семьей”, “С ребенком на дачном участке”. Представление материала “Семейные традиции”, “Наши талантливые дети”.

Детские работы “От всей души”, “Наш любимый детский сад”, “Сувенирная лавка”; детская именная коллекция; газеты-эмблемы, изготовленные детьми возрастных групп и взрослыми.

Остановимся подробнее на некоторых формах работы с детьми в блоках.

Блок “Литература”.

Вся детская литература, а также детские периодические издания собраны в библиотечку “Книжкин дом”. Библиотека детской художественной и познавательной литературы в нашем учреждении приобрела статус хорошей традиции. Книги выдаются на дом родителям по желанию детей (младших дошкольников) и на руки старшим дошкольникам по их выбору. Малыши очень любят приводить сюда взрослых, им нравится, когда родители заполняют карточки. Дети старших групп приходят самостоятельно, и он с удовольствием пишет свое имя на вкладыше. Самостоятельно заполняя карточку, ребенок понимает для чего необходимо учиться писать. Кроме того, посещение библиотеки способствует вхождению ребенка в мир социальных отношений и ролей.

Блок “Выставки”.

На базе методического кабинета целесообразно проводить как постоянные, так и эпизодические выставки. Дошкольники любят дарить подарки, изготовленные своими руками. Для установления значимости детского творчества постоянно оформляется детьми стенд “От всей души”, с рисунками для любимых педагогов. Также в оформлении кабинета существуют детские именные коллекции. Дошкольники чувствуют свою причастность к взрослому миру. Ребенок стоит перед выбором тематики и, соответственно, подбирает экспонаты.

Непосредственное участие в перечисленных блоках направлено на решение задач: повышение интереса и уважения к себе, своей семье; развитие понимания неоднородности социального мира; принятие себя и окружающих; повышение самооценки, формирование адекватных притязаний.

Но самое главное – для процесса социализации в этих формах работы не требуется никаких специальных занятий.

Работа по данной технологии предусматривает взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

Одним из условий является установление контакта между взрослым и ребенком на основе принципа “глаза в глаза”. Этому способствует мебель в кабинете. В этом случае не только взрослый может приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок может “подняться” до позиции взрослого.

При переоборудовании методического кабинета должна быть заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослыми. Дети могут свободно пользоваться предоставленными для них материалами, в специально отведенное время. Очень важно дать возможность ребенку менять среду. Дети могут сами дополнять и обновлять материалы, участвовать в оформлении материалов, организации выставок.

Итак, методический кабинет является не только творческой мастерской для взрослых, но и для детей. Они здесь хотя и желанные, но все же гости. В интерьере творческой мастерской должно быть как можно меньше элементов административного кабинета. Ребенку здесь должно быть также комфортно, как и взрослому. Ребенок, находясь вместе со взрослыми, либо просто проводит здесь время, если ему необходимо побыть рядом с кем-то из них, либо наблюдает за их поведением, учится у них культуре общения, либо сам участвует в делах взрослых, если это не мешает их занятиям.

При создании, оснащении и организации работы методического кабинета необходимо помнить: оснащение кабинета должно быть простым и рациональным, ориентированное на всех участников образовательного процесса.

Работа с детьми требует большого напряжения, сил и энергии, поэтому в коллективе особенно важны доброжелательность, тактичность и уважительная требовательность среди всех участников педагогического процесса. В настоящее время педагогический коллектив ДОУ № 5 г. Челябинска работает в поисковом режиме. Известно, что объектом любой педагогической инициативы становятся дети.

На что направлена методическая работа в детском саду?

Главное в методической работе – оказание конкретной практической помощи педагогам в совершенствовании форм и методов работы с дошкольниками. Методическая работа направлена на формирование педагогического коллектива единомышленников, объединенных едиными целями, где внедряется лучший педагогический опыт воспитания и обучения.

Каким требованиям должен отвечать методический кабинет детского сада?

Образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных и творческих способностей.

Творческая мастерская

Родители

Старший воспитатель

Педагоги

Дети

Интерес заключается в качественном уходе и образовании ребенка и собственном росте, как воспитателя своего ребенка

Привлечь родителей к сотрудничеству можно только через внимательное отношение к их нуждам и потребностям, изучение спроса на наиболее доступные и приемлемые для учреждения услуги

Интерес воспитателей заключается в поддержке педагогических усилий семьями воспитанников.

Формирование и направление детских интересов, расширяет, углубляет их, старается придать им устойчивость, действенность, нравственную направленность.

Организация воспитательно-образовательного процесса, для которого характерны: обеспечение субъектной позиции ребенка в ходе обучения и разнообразной деятельности; уважение к возможностям и потребностям ребенка; свобода выбора; доброжелательное общение со сверстниками и взрослыми; освоение и применение знаний, умений, опыта отношений и поведения в игре, труде, общении. Все педагогические технологии ориентированы на развитие способности ребенка стать субъектом собственной жизни. Важнейшие характеристики ребенка как субъекта деятельности – это его самостоятельность, инициативность, проявление творческой деятельности в познании, общении.

Общество, в котором живет современное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – это общество социальных перемен. Дошкольное учреждение – начальный этап социального института образования. В связи с этим существенной задачей педагогического коллектива стал поиск внутренних резервов совершенствования деятельности по обновлению содержания работы с детьми в ДОУ. Их реализация во многом зависит от руководителя. Ведущим направлением деятельности современного руководителя является целенаправленная педагогическая (а не только административная) деятельность по обновлению содержания работы с детьми в ДОУ.

Работа с детьми требует большого напряжения, сил и энергии, поэтому в коллективе особенно важны доброжелательность, тактичность и уважительная требовательность среди всех участников педагогического процесса. В настоящее время педагогический коллектив ДОУ № 5 г. Челябинска работает в поисковом режиме. Известно, что объектом любой педагогической инициативы становятся дети.

Развитие охватывает все стороны деятельности учреждения, а изменения касаются каждого ребенка, воспитателя, руководителя, семьи. При этом основная функция ДОУ – целенаправленная социализация личности ребенка. Определим требования к современному ДОУ: это детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями; педагог развивает свои профессиональные и личностные качества, руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; сплоченный общностью цели коллектив – дети, педагоги, родители.

Только в тесном сотрудничестве с окружающими людьми ребенок знакомится с социально приемлемыми формами поведения и учится сознательно поддерживать нравственные нормы и активно участвовать в образовательном процессе.

На что направлена методическая работа в детском саду?

Главное в методической работе – оказание конкретной практической помощи педагогам в совершенствовании форм и методов работы с дошкольниками. Методическая работа направлена на формирование педагогического коллектива единомышленников, объединенных едиными целями, где внедряется лучший педагогический опыт воспитания и обучения.

Каким требованиям должен отвечать методический кабинет детского сада?

Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, его следует рассматривать как творческую мастерскую, где участники образовательного процесса могут получать конкретную практическую помощь.

Кто же является участниками образовательного процесса: педагоги, родители, специалисты, руководитель, ребенок.

Во всех случаях задача методической службы – создать такую образовательную среду, в которой будет реализован творческий потенциал участников образовательного процесса.

Существует много разработок о содержании методической работы. Они дополняют, в какой-то степени дают более полную картину. В каждом учреждении найдутся свои, особенные подходы к созданию методического кабинета, которые будут продиктованы конкретными предложениями воспитателей.

Организуя работу методического кабинета, старший воспитатель должен помнить содержание и оформление педагогов данного дошкольного учреждения. Методкабинет должен быть доступен каждому участнику образовательного процесса, иметь удобный, гибкий график работы.

Методист обеспечивает успешную и целенаправленную работу в методическом кабинете, через тщательно продуманное и систематизированное оборудование и оснащение. Пытается удовлетворить все потребности ребенка, учитывая его индивидуальности и создавая для этого целый спектр через создание организационно-педагогических условий.

Учреждение учитывает особенности взглядов родителей на желаемое будущее своих детей и ориентирует их на конструктивно-партнерское взаимодействие с детьми и всеми участниками образовательного процесса.

Деятельность ДОУ строится на основе концептуальных положений “Развитие свободного ребенка, активного к творчеству в разных видах деятельности, основанного на сотрудничестве” в системе: “Ребенок – ребенок; ребенок – родитель; ребенок – воспитатель; ребенок – специалист; ребенок – администрация”.