ЦЕЛИ:
- Закрепить знания о твёрдых и мягких звуках, обозначающимися на письме буквами Ф, ф, Ш, ш. Обучить чтению слов, предложений. Заучить парные согласные.
- Развивать умение запоминать парные звонкие и глухие согласные, подбирать проверочные слова. Развивать память, мышление, речь учащихся.
- Воспитывать активность в работе, чувства товарищества, взаимовежливости.
ОБОРУДОВАНИЕ: Парные согласные звуки и буквы, кроссворд на доске, тексты учебников.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
Учитель:
Заметает пурга белый путь,
Хочет в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый уснул на пути:
Ни проехать в лесу, ни пройти.Это замечательное стихотворение С. Есенина лишь напомнило нам о том, что на дворе прекрасное время года – зима. И вам с удовольствием хотелось бы подышать свежим морозным воздухом, поиграть в снежки, побегать по снегу.
2. Вы, ребята, всё это сделаете, но чуть позже, после нашего урока чтения, на котором мы сегодня будем повторять всё о парных согласных звуках, в частности о согласных ф, ш, будем читать тексты с изученными буквами, разгадывать кроссворд. И самым активным помощникам Зима подарит сюрпризы в конце урока. Готовы?
Дети:
– Да!
3. Учитель:
– Тогда мы начнём с задания на странице 71 в “Азбуке”.
Кто так говорит? Прочитайте самостоятельно реплики и ответьте.
Дети читают самостоятельно.
Учитель:
– Читаем первое предложение.
Дети:
– Открой рот и скажи: “А-а-а!”
Учитель:
– Кто так говорит?
Дети:
– Так говорит доктор, когда ребёнок заболеет, его приводят к врачу, и если нужно посмотреть горло, больной говорит так.
Учитель:
– Следующее предложение.
Дети:
– Раз –два- три! Води!
Это когда дети затеяли игру, назвали считалку и перед игрой называют водящего.
Дети:
– Шары! Шары! Налетай! Шары!
Так говорит продавец шаров. Он созывает покупателей.
Учитель:
– Прочтите последнюю реплику с доски.
Дети:
– Мой родной, вставай!
Глазки открывай!
Дети:
– Так говорит мама, когда нужно утром просыпаться.
Учитель:
– А как вы догадались, что так говорит именно мама?
Дети:
– А ещё так может говорить бабушка, ведь она тоже, как мама любит нас.
4. Учитель:
– В последней фразе встретилось слово глазки. Оно употреблено во множественном числе. Поставьте его в единственное число.
Дети:
– Глаз.
Учитель:
– Что можно сказать о произношении и написании этого слова?
Дети:
– Говорим /глас/, а писать нужно глаз, т.к. проверочное слово глаза.
Учитель:
– Да, это парный согласный звук, требующий проверки. Когда слышится один звук, а писать надо другую букву, то вы вспомнили правило, в котором говорится: чтобы проверить парный согласный на конце или в середине слова, надо слово изменить так, чтобы после согласного стоял гласный. Например?
Дети:
– Глаз – глаза
Учитель:
– Какую пару согласных вспомнили?
Дети:
– Парные согласные з-с.
Учитель:
– Какие ещё пары согласных знаете?
Дети:
– Б-п; в-ф; г-к; д-т; ж-ш; з-с.
/Учитель выставляет наборное полотно с парными согласными/
5. Учитель:
– А теперь рассмотрите картинки с девочкой Машей. Прочтите, что она делает?
Дети:
– Маша машет. Маша мажет.
Учитель:
– Чем отличаются слова машет и мажет?
Дети:
– Слова разные по смыслу, меняется согласный в середине слова.
Учитель:
– Что вы знаете о таких согласных звуках?
Дети:
– Эти звуки всегда твёрдые.
Учитель:
– Молодцы!
А теперь поиграем в рифмы.
6. Дети самостоятельно читают текст на странице 18 в пособии “Я читаю” и подбирают рифму к словам.
7. Учитель:
– А теперь давайте отдохнём. Проведём физминутку. Встаньте, выполняем движения и произносим слова:
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок!
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет,
Шейку трёт!
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Хомка хочет сильным стать!8. Учитель:
– А теперь разминка для ума. Решите кроссворд и узнаете, как зовут мышеловку из пяти букв.
Дети по очереди называют предметы, заполняют кроссворд и слово по вертикали-кошка - и есть мышеловка из пяти букв.
Учитель похвалил учащихся за работу.
9. Учитель:
– А теперь мы поработаем над развитием речи. Страница 71 “Азбуки”. Обогатим словарный запас.
– Рассмотрите рисунки. Какой снежный ком?
Дети:
– Холодный, большой, белый, круглый. Когда в оттепель лепишь снеговика – снег липкий, послушный.
Учитель:
– А воздушные шарики, какие?
Дети:
– Они разные: круглые и продолговатые, цветные, лёгкие.
Учитель:
– Что из себя представляют шарики у одуванчика?
Дети:
– Такие шарики маленькие, пушистые, лёгкие, воздушные, серенькие. Они даже прозрачные.
Учитель:
– Молодцы! Спасибо!
10. Учитель:
– Самостоятельно прочитайте текст “Ну и пошутил!” на странице 70 в “Азбуке”. Подумайте, как ответил Фома? / Дети высказывают свои мысли, предположения. Звучат доказательства./
Учитель:
– Спасибо всем, молодцы!
11. Итог, вывод по уроку.
Напоследок – сюрприз – снежинки от Матушки – Зимы. Все учащиеся класса получают снежинки.