“Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умственное развитие детей: умение выражать свои мысли словесно и отчасти письменно, охота к учению и чистая детская направленность”- говорил К.Д. Ушинский, и нельзя с ним не согласиться. Ведь умственное развитие детей невозможно без умения читать. Формирование навыков осознанного, беглого, правильного, выразительного чтения приобретаются, в основном, на уроках чтения.
Над данной проблемой я работаю четвертый год. Работу начал тогда, когда мои нынешние четвероклассники были первоклассниками. В первый класс поступило 15 детей. Все они проходили тестирование по выявлению готовности к обучению в школе. В итоге оказалось, что половина тестируемых знали большинство букв, читали одно- и двусложные слова, а другая половина в запасе имели знания нескольких букв, затруднялась читать даже односложные слова. Читающих бегло не было ни одного.
По составу класс сложный, т. к. много детей из неблагополучных, многодетных семей. Двое детей воспитываются у отчимов, одна девочка воспитывается у одинокой матери.
С первых дней учебы я начал обучать детей чтению в соответствии с теорией формирования читательской самостоятельности.
На уроках обучения грамоте мы не только анализировали звучащую речь и работали со схемами, но перед чтением странички “Букваря” по специальным опорам ( столбики слов, заглавию, иллюстрации) предвосхищали то, о чем нам предстояло прочитать, т. е. учились думать над книгой до чтения. Затем мы вместе думали над тем, что читаем: рассматривали и вспоминали книги, иллюстрации из которых представлены на страницах “Букваря”. А один раз в неделю знакомились с новыми для учащихся детскими книгами по системе внеклассного чтения.
На первых порах было трудно: дети не умели слушать, запоминать прочитанное. У них быстро наступало утомление. Но в результате систематического обучения многие ребята уже не только охотно слушали, но и переживали, и запоминали услышанное. И это сказалось на качестве чтения - в конце 1 класса многие стали читать без ошибок, с полным осознанием читаемого, уложились в норму чтения (см. табл.1).
Помогают совершенствованию техники чтения и развитию речи упражнения, которые я систематически применяю на уроках .
1. Звуковая разминка
С самого начала обучения грамоте по “Букварю”, в качестве разминки перед чтением, чтобы избежать нечеткости произношения, вводил упражнения, развивающие подвижность речевого аппарата. Дома перед зеркалом учащийся упражняется самостоятельно.
- Артикуляция. Гласные: а, о, у, ы , и, э
- Дифтонги: ыа, иэ, уо
- Сочетания: а - у, а - о, ы - и, э - а, и - о, аоуиэ , аиуоэ
- Согласные: з - с - ж, ш - ж - с
- Согласные и гласные: же, че, ща, жра, жри
- Согласные и дифтонги: иэс, ыам, уот
- Слова, трудные для произношения
- Скороговорки: На дворе трава, на траве дрова.
2. Словарная работа
В классе в уголке внеклассного чтения стоит коробочка, в которой дети собирают слова, значение которых им непонятно. Эти слова дети слышат по радио, телевизору, в разговоре взрослых. Вот какие слова заинтересовали детей в 3-м классе: бизнесмен, хобби, выборы, агитбригада и т.д. Ребенок приносит карточку со словом, значение которого объясняет он сам или я. С этими словами составляем предложения.
3. “Фотоглаз”
Чтобы помочь детям научиться читать целыми словами, использую прием “ фотоглаз ”. Цель этого вида работы: развитие поля зрения, зрительного восприятия слов. Этот прием вводился с периода обучения грамоте, постоянно усложняя его:
а) за короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение;
б) за отведенное время ученик должен “сфотографировать” столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово.
Дети очень любят этот вид работы, для них это как бы игра. А результатом является то, что медленно читающие слова в тексте ученики, быстро их “фотографируют” и произносят. Влияет прием и на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти.
4. “Молния”
Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения про себя с чтением вслух.
Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по моей команде “Молния!” и продолжается с 20 сек. (в начале) до 2-х минут. Упражнение используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости.
5. “Губы”
Упражнение используется в целях четкого разграничения детьми чтения про себя и чтения вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении.
К плотно сжатым губам по команде “Читать про себя!” дети прикладывают палец левой руки.
6. “Угадай”
- Антиципация слов, предложений, пословиц.
- Чтение текста, перекрытого полосками (2, 3, 4 - в зависимости от того, как читают дети).
Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания.
7. “Буксир”
Я читаю вслух текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за мной. Проверку осуществляю путем внезапной остановки на каком-либо слове и повторения его. Дети должны остановиться на этом месте, показать слово, а я выборочно проверяю.
Упражнение вводится для развития скорости и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).
8. “Инструкция”
Последовательность заданий, которая предлагается детям, записана на доске. Дети делают все молча.
- Прочитай загадку.
- Подойти к учителю и на ухо сказать отгадку.
Это упражнение способствует поддержанию интереса к уроку, позволяет увеличить текстовой материал для тренировки.
9. “Кто быстрее?”
На сдвоенных партах рассыпаны статьи. Их в три раза больше, чем детей. Требуется найти в статьях данное предложение. По команде “Начали!” каждый ученик берет статью, “скользит” по тексту в поисках данного предложения. Вопросы по содержанию текста не даются. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.
10. Групповая работа
- Распространение предложений. Даю задание распространить предложение (одно предложение для всех групп или для каждой группы свое предложение). После коллективного обсуждения дети выходят к доске и один из детей называет предложение в первоначальном виде. Затем группа хором произносит распространенное предложение. Сравниваем варианты, выбираем лучшие.
- Восстановление логической последовательности статьи. Подготовка к дикторскому чтению.
- Составление текста-рассуждения на заданную или выбранную тему.
Эти упражнения по развитию речи использую в основном для коллективной работы, так как при ней осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от друга. Для детей результат деятельности группы - новая информация, влияющая на последующую работу группы. Успех группы смягчает отрицательное самовосприятие , которое возникает из-за собственного выполнения задания на низком уровне. Кроме того, результат работы группы в силу специфики групповой деятельности завязан на самосовершенствовании всех членов группы.
11. Считаем слова
При чтении текста дети на максимальной скорости считают слова и одновременно ищут ответы на вопросы. В 1 классе вопросов должно быть не более 3-х, во 2-м классе - не более 4-х, в 3 - 4 классах - не более 5-ти.
Цель данного упражнения - загрузить слуховой аппарат учащегося посторонней работой - счетом слов. Тем самым школьники приучаются читать только глазами.
12. Чтение “Спринт”
На максимальной скорости, читая про себя, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Цель упражнения: тренировка в скорочтении .
13. Для развития техники чтения на уроках по русскому языку ведется работа над объемом оперативной памяти учащихся с помощью зрительных диктантов, которые разработаны и предложены профессором И. Т. Федоренко, а на уроках по якутскому языку зрительные диктанты , составленные учителями нашего улуса Атласовой Е. Е. и Дьячковской Г. В. В каждом из 18 наборов, предложенных ими, включено по 6 предложений. Особенность этих предложений такова: длина предложения увеличивается постепенно, по одной - две букве, с первого по шестое.
Работа со зрительными диктантами организовывается следующим образом: я показываю детям полоску бумаги с напечатанным крупным шрифтом предложением одного из наборов. Дети в течение определенного времени читали это предложение молча и старались запомнить. По истечении времени ученики по памяти записывали его в тетрадь. И так с каждым предложением из набора. Самопроверка проводится сразу же. Переходить к следующему набору рекомендуется только после того, как дети успевают запомнить и правильно записать экспонируемые предложения.
Главное условие проведения такой работы - ее систематичность, т. е. зрительные диктанты должны проводиться ежедневно.
14. Для улучшения техники чтения и по развитию у детей периферического зрения использую упражнения с буквенными, цифровыми таблицами (см. табл. 2а, 2б, 2в, 2г), предложенные А. Т. Степанищевым в его книге “Читать можно быстрее”. Для тренировок заготавливаются таблицы с размером 7,5 х 5,5 см для каждого ребенка с крупными знаками, причем таблицы различаются количеством знаков в мелких квадратах. Сначала работаем с таблицами, содержащими в мелких квадратах один знак (букву или цифру), а потом два знака (2 буквы). Затем три знака (буквы) и наконец переходим к таблицам со смешанными знаками (буквы, цифры) одновременно.
Работа с этими таблицами проводится следующим образом: на уроке во время игровой паузы дети считывали таблицу, удерживая взгляд в ее центральном квадрате. На это отводилось 90 сек . Скорость считывания у всех была разная - от 2 до 6 знаков. Со временем она увеличивалась в среднем на 3 - 4 знака. Работа с одной таблицей ведется до тех пор, пока ребенок не выучивался считывать в таблице все знаки.
15. Есть еще один тип упражнения для развития периферического зрения. Двигаясь взглядом только по центральной вертикальной линии сверху вниз, надо назвать буквы, размещенные на боковых линиях (см. табл. 3).
Используя указанные упражнения на своих уроках убеждаюсь в том, что чем раньше начать вводить их в урок, тем легче и быстрее пойдет процесс формирования оптимальной техники чтения.
Таблица 1.
Скорость чтения по родному языку (1 - 4).
№ |
Фамилия Имя |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
1. |
Баишева Лена |
24 |
30 |
Нб |
82 |
2. |
Баишева Наташа |
38 |
53 |
86 |
106 |
3. |
Борисов Афоня |
28 |
32 |
выбыл |
выбыл |
4. |
Григорьева Анфиса |
39 |
43 |
65 |
95 |
5. |
Григорьев Дьулус |
40 |
49 |
нб |
94 |
6. |
Жиркова Аня |
48 |
70 |
82 |
105 |
7. |
Попова Света |
36 |
50 |
нб |
95 |
8. |
Романов Лева |
38 |
52 |
63 |
92 |
9. |
Сергучева Лиза |
34 |
50 |
73 |
103 |
10. |
Сергучева Сахая |
45 |
60 |
89 |
110 |
11. |
Тастигин Петя |
36 |
55 |
69 |
98 |
12. |
Федорова Уля |
35 |
48 |
67 |
100 |
13. |
Харитонова Надя |
44 |
выбыла |
выбыла |
выбыла |
14. |
Ходулов Ваня |
50 |
62 |
90 |
125 |
15. |
Шкулева Юля |
35 |
43 |
70 |
90 |
Таблица 2. Таблицы Степанищева.
Таблица 2а.
Ш |
К |
Х |
Ч |
Б |
Ц |
О |
А |
Ж |
Х |
З |
У |
Ф |
Р |
Д |
Ф |
П |
И |
Н |
Л |
М |
Г |
В |
С |
Е |
Таблица 2б.
де |
ил |
пу |
та |
ма |
ач |
ил |
та |
ап |
пу |
яч |
см |
ти |
ба |
ва |
фо |
ва |
пр |
ол |
дт |
ук |
ке |
ро |
лд |
от |
Таблица 2в.
НЕТ |
НАП |
ТИК |
ЛУЧ |
ШЕН |
ЧАЯ |
ЯЫЧ |
ЧВШ |
САМ |
МПИ |
ПИР |
ИРТ |
ОТР |
ТОБ |
БОЛ |
ФЦО |
ВУФ |
ВКА |
ПЕА |
РЕП |
ЯЦИ |
СУЧ |
МКЯ |
СЕИ |
ТШБ |
Таблица 2г.
А |
33 |
И |
90 |
Д |
22 |
4 |
Я |
7 |
1 |
Л |
10 |
У |
Е |
18 |
24 |
Ю |
2 |
О |
К |
9 |
3 |
М |
23 |
В |
Таблица 3
Для развития периферического зрения.
Х П О
М Я Ч
С М И
Т Ь Б
Ф Ы В
А П Р