Интегрированное занятие по экологии "Весна" (для детей старшего дошкольного возраста)

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: "Весна". (Экскурсия по экотропе в мае)

Программное содержание.

Обучающее: учить детей различать и называть хвойные и лиственные деревья; учить сравнивать их, находя общие признаки: у всех деревьев есть крона, ветви, ствол, корни; уточнить знания детей о состоянии растений весной: на деревьях набухают почки, появляются проталины у оснований деревьев, так как начинается сокодвижение; дать понятие об экосистеме “лес”.

Развивающее: развивать умение логически мыслить, устанавливая взаимосвязи: состояние неживой природы – растительный мир – животный мир; развивать речь детей, умение подбирать определение к слову.

Воспитательное: воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережном отношении к своему здоровью; развивать любовь к родной природе, желание любоваться окружающим миром; практическими делами охранять и беречь лес.

Материалы: флажки красного цвета (для перехода через проезжую часть), целлофановые пакеты, фотоаппарат, масляная краска, кисть, альбом, карандаш, корзина.

Движения: ходьба с высоким подниманием колен, след в след, приставным шагом, широким шагом, змейкой, прыжки с поворотом, боком, через препятствия.

Предварительная работа: беседа о правилах перехода через проезжую часть, чтение произведений о весне.

Ход экскурсии

В: Ребята, как вы думаете, куда ведет эта тропинка?

Д: В лес.

В: Вы хотите прогуляться по этой тропинке? Узнать много интересного. На каждой лесной тропинке нам будет встречаться все новое и новое чудо.

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой:

Одно “почему” меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей,

Другое - пчелою забралось в цветок.

А третье – лягушкою, скок в ручеек.

“Что” мышкой шныряет под листьями в норах,

“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох.

Сидит “от чего” на зеленом листке,

“Куда” полетело верхом на жуке,

“Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом и так целый день!

Пойдем - ка дружок, по тропинке лесной

Ответы искать под зеленым шатром. (А. Дитрих).

В: Итак, мы оказались в лесу. Давайте поздороваемся с лесом, каждый по-своему!

В: Какое сейчас время года?

Д: Весна.

В: Правильно, весна. Оглянитесь вокруг, давайте полюбуемся красотой весеннего леса, когда оживает и просыпается природа. Ребята, что вы почувствовали, услышали, когда вошли в лес? (Свежесть, запах хвои, пение птиц, шум ветра…).

Лесные жители наблюдают за нами, они притаились и ждут, как же мы будем вести себя в лесу? Уважаемый лес, мы пришли к тебе как друзья! Ведь, правда, ребята? А как ведут себя в лесу настоящие друзья леса?

Д: Не кричат, не пугают животных, насекомых, ходят только по тропинке, чтобы не обидеть растения …

В: Прежде, чем отправиться в путь по тропинке, я напомню вам правила поведения в лесу, о которых вы забыли сказать.

“Лесные правила”.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять,

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги! (Н. Рыжова).

В: Запомнили эти правила? Старайтесь их выполнять, не то лес затаится, испугается, и мы не узнаем ни одной его тайны. А тайн в лесу очень много.

Мы отправляемся в лес по тропинке. Хотя в некоторых местах еще лежит снег, он не помешает нам выполнять различные движения, путешествуя от остановки до остановки, чтобы быть сильными, здоровыми и никогда не болеть. До первой остановки мы будем идти с высоким подниманием колен, затем след в след, приставным шагом, широким шагом. Итак, в путь.

Объект №1. Березка. (объект зарисовать, отметить на карте).

В: А вот и наша красавица. Как называется это дерево?

Д: Березка.

В: Березка - это дерево или может быть кустарник?

Д: Дерево.

В: Почему вы так думаете? Как расположены ветви по отношению к стволу? Какого цвета кора у березы? Зачем дереву нужна кора?

Д: Рассматривают березу и отвечают на вопросы.

В: Дотроньтесь до коры березы, какой у нее ствол?

Д: Холодный.

В: Береза единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце и спасает дерево от ожогов.

В: Ребята посмотрите внимательно на веточки березы, что вы на них видите?

Д: Шишечки…

В: Так просыпается березка от долгого сна. Эти шишечки как правильно называются? Почки. В них долгую зиму спали листочки, а с наступлением весны они постепенно проснутся и березка станет еще красивее, не только с листочками, но и с сережками.

В: Ребята, как вы думаете, почему у лиственных деревьев только весной набухают почки?

Д: Потому, что становится теплее, снег тает…

В: Начинается сокодвижение, и деревья просыпаются. Как можно назвать березку? (Стройная, белоствольная, легкая…). Издавна люди знали и о целебных свойствах березки. Чтобы волосы у девушек хорошо росли, были густыми и красивыми, их полоскали отваром листьев березы. А березовый сок дает человеку больше сил. Давайте попрощаемся с русской красавицей и пойдем дальше. До второй остановки мы будем выполнять следующие движения: ходьба широким шагом, след в след, змейкой. (Дети выполняют движения по команде воспитателя).

Объект №2. Сосна.

В: Ребята, как называется это дерево?

Д: Сосна.
В: Правильно, сосна. Какое это дерево: хвойное или лиственное?

Д: Хвойное.

В: Почему вы так считаете, что сосна хвойное дерево. Чем отличается сосна от березы?

Д: У березы нет иголочек, а у сосны есть.

В: Правильно, только не иголочки, а хвоинки. Поэтому сосна – хвойное дерево. А у каких еще деревьев вместо листьев хвоя?

Д: Сосна, ель, лиственница, кедр. (Если у детей возникли затруднения, воспитатель называет деревья вместе с детьми).

В: Молодцы. Ребята, а если посмотреть на наш лес, каких деревьев в лесу больше?

Д: Конечно же, сосен.

В: Как называется такой лес?

Д: Сосновый.

В: А какие еще растения растут в сосновом лесу? (Воспитатель называет вместе с детьми: багульник, голубика, брусника, ягель…).

В: А чем еще отличается сосна от березы?

Д: Сосна выше березы и она все время зеленая.

В: Сосна – вечнозеленое растение. Свои хвоинки сосна сбрасывает очень редко и почти незаметно. Мы должны быть благодарны ей за это. Ведь даже в самую суровую зиму, сосна и другие хвойные деревья очищают воздух, убивая своим волшебным запахом микробов, несущих нам болезни. Поэтому в любое время года в лесу хорошо дышится – легко и здорово. Этот воздух целебный. Давайте медленно сделаем глубокий вдох через нос и почувствуем, как у нас прибавилось сил и здоровья. Положите ладони на ствол сосны, он такой же холодный, как у березы?

Д: Нет, он теплее.

В: Как вы думаете, почему?

Д: У сосны кора не белая.

В: Кора сосны красноватого цвета и поэтому хорошо нагревается на солнце.

Тренинг. Посмотрите вверх, какие у сосны ветки, какая крона. А сколько в ней силы, могучести, здоровья, ведь выживать в наших суровых условиях непросто. Станьте под любое дерево, обнимите его, полюбуйтесь его красотой, почувствуйте, как “бегут” под корой первые весенние соки, насыщая энергией дерево. Представьте себя деревом. Что вы почувствовали?

Д: Я стала тоже такой же большой, как мое дерево. А у меня появилось больше сил…

В: Нежно погладьте дерево по стволу, поблагодарите его за то, что оно поделилось с вами своей силой и здоровьем.

В: (Обращает внимание детей на дерево, стоящее рядом). Ребята, посмотрите, что случилось с корой этого дерева? (Кора дерева повреждена топором). Нам нужно срочно помочь сосне, потому что через эти повреждения могут пробраться жуки – короеды, дерево заболеет и даже может погибнуть. Где наша краска и кисточка? (Воспитатель вместе с детьми обрабатывает масляной краской поврежденный участок коры дерева). Расти деревце и не болей. Ребята, а как изменилась сосна весной?

Д: Ее хвоинки стали ярче, зеленее.

В: Что вы ощущаете под ногами?

Д: Мягкий мох и много иголок.

В: Мхи и лишайники часто встречаются в наших местах.

В сухом бору, на почве бедной

Лишенный листьев и корней,

Сидит лишайник – дар целебный

Природы северной моей.
(Посмотрите, ведь у него действительно нет листьев и корней). По лишайникам и мхам можно определить, какой воздух в лесу. Если лишайников много и они себя хорошо чувствуют, значит и воздух в нашем лесу чистый. Если воздух загрязнен, лишайники погибнут.

В: А это что за мох, вы знаете, как он называется?

Д: Нет.

В: Это ягель, любимый корм оленей. Даже зимой олени добывают его из – под снега своими копытами. Есть в наших краях и другие мхи, их много, но мне хочется познакомить вас еще с одним видом мха – сфагнумом. Посмотрите, они совершенно разные, но у них есть сходство. Если у вас в лесу случится беда, и под рукой не окажется ничего, чтобы остановить кровь, вспомните об этих чудесных растениях. Стоит только приложить сфагнум или ягель к ранке, как у вас остановится кровотечение, пройдет боль и ранка быстрее заживет. Вот такой лесной доктор есть в нашем лесу. Ребята, вы не устали, может вернемся обратно?

Д: Нет, давайте пойдем дальше.

В: Хорошо, продолжаем нашу прогулку. Впереди у нас новая остановка, а значит и новые движения: прыжки с поворотом, боком, через препятствия.

Объект №3. “Сохраним лес”. (отметить на карте).

В: Ребята, сейчас нам предстоит самая ответственная работа. Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу?

Д: Пакетов, бумаги, бутылок…

В: Одним словом мусора. Скажите, вам нравится такой лес?

Д: Нет, можно даже пораниться.

В: Правильно. Посмотрите, разбитая банка. Об эту банку можно не только пораниться, но и в солнечную, ясную погоду может произойти пожар. Что же делать, как помочь лесу?

Д: Давайте закапаем банку в песок.

В: А если там корешки растений, мы можем повредить их. Лучше, наверное, аккуратно положить банку в корзину, а на обратном пути выбросить в мусорный контейнер. Тогда уже точно она не принесет никому вреда. Ребята, у меня есть предложение. Давайте уберем весь мусор на полянке. И тогда наш лес и все его жители будут очень рады. Найдите сухие веточки и с помощью их, накалывая пакеты и бумагу, соберите мусор в свои пакеты, которые мы с вами специально взяли. (Дети с удовольствием принялись очищать лес от мусора).

В: Посмотрите, как стало чисто и красиво! Молодцы, вы настоящие друзья леса. В таком лесу не только приятно путешествовать, но и приятно поиграть.

  1. “Прятки”.
  2. Дети прячутся за деревья. Водящий, досчитав до десяти, поворачивается и, не сходя с места, ищет глазами детей, стоящих за деревьями. Кто плохо спрятался и первым обнаружен, тот водит.

  3. “Лесные тропинки”.

Кто – нибудь из детей назначается водящим. Остальные строятся за ним. Водящий ведет колонну по тропинкам, снегу, используя разные движения. Все остальные должны их повторять. Задача ведущего – разнообразить движения в зависимости от условий. Водящий меняется через условное количество шагов. Могут быть шутливые задания: идти спиной вперед, прыгать на одной ноге, пройти по бревну, не уронив ни одной шишки (количество шишек – от 10 до 15) и т.п.

Свободные игры детей.

Дать детям возможность побыть наедине с природой. Понаблюдать за жителями леса. Осторожно раскрыть снежный сугроб, отметить, что под ним ягоды брусники и листочки зеленые. Сделать фотографии на стенд.

В: Ребята, как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение?

Д: Хорошее, давайте еще поиграем.

В: Сегодня мы начали свое путешествие по экологической тропе, вам понравилось в лесу?

Д: Да

В: Тренинг. Лес красив в любое время года. А сегодня такой солнечный день! Закройте глаза и попробуйте почувствовать, смотрит ли на нас солнышко, греет ли оно вас? Когда солнышко греет, кажется, что оно гладит лицо своими лучиками, как будто мама…

Чтение стихотворения Н. Поляковой “Солнышко”.

В: У нас впереди еще много экскурсий и много нового нам предстоит узнать.

Но, путешествуя по тропе, нужно помнить, что мы пришли в гости и не забывать о лесных правилах, даже во время игр. Прежде чем покинуть лес, давайте почитаем стихи о весне и попрощаемся с деревьями.

Короткая дорога обратно.

Последующая работа:

Беседа о признаках весны (тает снег, появились ручьи, набухли почки, началось сокодвижение). Рассказы детей об увиденном, рисование на тему: “Мое любимое дерево”. Выставка в группе – вернисаж рисунков.

Вместе с родителями прочитать рассказ Н.А. Рыжовой “Как мальчик Петя с семьей отдыхал на природе” [См. Д/в №10,1998г., стр.44]

Литература:

1. Бурдыкин Б. Статья “Загадки деревотерапии”, журнал “Здоровье” №3, 2001.
2. Зотов В. “Лесная мозаика”, Из –во “Просвещение”, 1993.
3. Мищенко Н. Ю. “Портрет осени”, Челябинск, 2002.
4. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфенова Г. М., “ Тропинка в природу”, С –П,; Из – во “Союз”, 2001.