"Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности" В.А. Сухомлинский.
Тема: Закрепление знаний о букве Ю.Цель:
1. Закрепить знания о букве Ю.
2. Ознакомить с лексическим значением новых слов.
3. Развивать навык чтения, умение работать с текстом. Развивать речь учащихся, мышление. Учить точно, выражать свои мысли. Развивать память, внимание, воображение.
4. Воспитание интереса к чтению и желание читать.
Воспитание заботливого и бережного отношения к животным, птицам.
Оборудование: Моя первая энциклопедия “Дикие животные”, картинка птицы Юлы, книга Е.Чарушина “Большие и маленькие”, рисунки к текстам, магнитофон и кассета с записью голосов птиц и животных.
Ход урока.
Орг. момент.
Сообщение темы и цели урока.
Беседа.
Дата? 6 апреля.
День недели? Вторник.
Время года? Весна.
Прочитай предложения: Наступила весна. Сегодня вторник.
Игра “Скажи по - другому”.
Ребята предлагают свои варианты: Пришло тёплое время года, когда тает снег. Настал второй день недели. И другие…
Молодцы!
Работа с многозначным словом.
Игра “Узнай по описанию”.
- К нам на урок прилетела певчая птица, обитающая в лесах, похожая на воробья. Её называют “Лесной жаворонок”.
- Юла.
- За что получила своё имя? (Ю – ла –ю – ла) (Фонограмма голоса птицы).
Пропоём её имя.
Ю – ла – ю – ла –ю – ла – ю – ла – ю – ла…
- Когда ещё приходилось слышать это слово?
- Игрушка, непоседливый ребёнок.
- Сколько значений?
- Три.
- Какое слово?
- Многозначное.
Игра “Составь предложение”.
Юла предлагает составить предложение, когда каждое слово в предложении начинается с буквы, которая есть в слове.
Ю Л А
р ю р
а б б
и у
т з
А я составила: Юля лепит автомобиль.
Анализ буквы Ю.
– Что принесла с собой Юла? (Букву ю).
– Дайте характеристику.
Работа по учебнику. (Стр. 180.)
– Схемы, каких букв держатся за руки?
– Почему вместе? Что общего?
Сегодня продолжим читать слова…
Речевая зарядка.
Игра “Какого слога не хватает?”
Подготовимся к чтению, но сначала отгадаем.
У |
Ру |
Ху |
? |
Су |
Ду |
Ю |
Рю |
? |
Тю |
? |
? |
– Читаем по строчкам.
– Читаем по столбцам.
Игра “Быстро читай, смотри, не зевай!”
(По таблице слогов.)
ЛЮДИ ПЮРЕ ЮБКА ЮРА
– Что это?
Работа по учебнику.
Чтение слов и определение их лексического значения.
Чтение предложений.
Физкультминутка:
Стоит в лесу избушка,
А в ней живет Петрушка,
К нему идёт зверюшка.
Попрыгать – поиграть!
Олени,
Носороги,
Медведи из берлоги
Приходят друг за дружкой
Попрыгать – поиграть…
(Ю.Мориц.)
Чтение стихотворения “Страшилище”.
Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением Ю.Мориц.
- Прочитайте название.
- Рассмотрите рисунок. Кого видите?
- Как вы, думаете, кого называют страшилищем?
- Что бы ответить на этот вопрос, прочитаем стихотворение.
Самостоятельное чтение стихотворения.
Беседа после чтения.
– Кого называют страшилищем?
– Для кого?
– Почему? (Какой утёнок и какой петух?)
- Как читать стихотворение?
- Какие слова выделили для громкого чтения.
КУ – КА – РЕ!
СТРАШИЛИЩЕ ЖУТКОЕ!
Какие знаки?
Чтение вслух.
“Ку- ка-ре” хором.
– Когда петух взлетел на забор?
Инсценировка.
- Я читаю стихотворение, а вы изображаете сначала петуха, хором ку-ка-ре.
А затем с наполненными ужасом глазами показать, как убегает утёнок.
Физкультминутка: Стих. “Страшилище” в учебнике и его инсценирование.
– Кто помнит, куда убегает утёнок?
– Почему?
Беседа о Чарушине.
С утёнком, уткой и др. животными можно встретиться в произведениях Е.И. Чарушина.
– Сегодня, познакомимся с произведениями из книги. Какой?
– “Большие и маленькие”.
– Как вы думаете о ком эти рассказы?
Игра “Назови детёнышей”.
ЛИСА – лисёнок СОБАКА – …
КОШКА – … УТКА – …
– Прочитайте, как называется первый текст?
– Рассмотрите рисунок. Кого видите?
– Как думаете о ком?
– Проверим свои предположения.
Жужжащее чтение.
1 и 2 группы читают первый и второй текст, отмечая предложения с восклицательным знаком, учимся их читать.
Чтение вслух.
1,2 предложение.
– О чём текст? Правильно догадались?
– Как утка называет детей?
– Почему?
– Какой знак в конце предложения? Почему?
3,4 предложение.
– С чем сравнивает утят?
– Почему?
– С чем сравнивает ноги утят? Почему?
– Для чего вёсла? А утятам?
5,6 предложение.
- Для чего утятам до самого дна доставать?
7,8 предложение.
- Зачем утятам есть, побольше?
Проверяем, внимательные ли вы читатели.
– Где плавала утка с утятами?
– Чему учила утка своих детёнышей?
– Что можно сказать о самой утке?
Показ рисунков утки и утят.
– Соответствует ли тексту?
– Почему? (В рассказе плавают, а здесь бегают.)
Беседа о птицах.
Весной прилетает много птиц из тёплых стран. Они часто становятся добычей диких животных, а иногда, к сожалению, детей, которые любят подержать птенцов в руках.
Физкультминутка:
Утки серые летели, летели и присели.
Сидели, сидели и снова полетели,
Летели, летели и за парты тихо сели.
Чтение текста “Олениха с оленёнком”.
– Название.
– Как думаете? (Те, кто не читал.)
– Правильно догадались?
– Послушаем, как приготовились к чтению 1 и 2 группы.
А остальные внимательно слушают и следят.
Читают по предложениям.
Беседа после чтения.
– О ком?
– Где оленёнок должен выше скакать?
– Почему?
– Где как птица летать? /В каком смысле/.
– Почему оленёнок должен бегать быстрее всех?
– Что советует мама, когда сынок устанет?
– Почему лучше под кустом?
Словарная работа.
Как понимаете смысл слова РЯБЕНЬКАЯ?
Показ энциклопедии.
Игра “Какой рисунок подходит к тексту” и почему?
– Как называет мама оленёнка?
– Почему?
– Какая мама у оленёнка?
Беседа о животных.
Весной у многих животных появляются детёныши.
Правила поведения в лесу.
Заповеди “Не навреди”!
Итог.
– Что делали?
– Что узнали?
– Что запомнилось?
– Что понравилось?
И Юла, конечно, не забыла и приготовила вам призы “большие и маленькие”.