Оборудование: Таблица “Представители важных отрядов насекомых”, аудиомагнитофон, аудиокассета, видеомагнитофон, телевизор, видеокассета “Муха – цокотуха”, микроскоп, микропрепараты.
ХОД УРОКА
1. Вводная часть.
“Ах, лето красное
любил бы я тебя.
Когда б не зной, да пыль
Да комары, да мухи” сожалел
А.С.Пушкин
Видеосюжет из мультфильма “Муха - цокотуха” (танцующий комарик)
Когда-то все насекомые были 4-х крылые. У многих и сейчас по две пары крыльев. А вот большая группа довольно разнообразных насекомых в прогрессе своего развития одну пару крыльев потеряла. Поэтому важному признаку их объединяют в один отряд – Двукрылые.
Урок начинается с беседы по вопросам, позволяющим определить место отряда двукрылых в системе живой природы.
Каковы основные признаки типа членистоногих?
Каковы основные признаки класса насекомых?
Какие отряды насекомых вам известны?
Учитель объясняет правила работы с
рабочей страницей ( дана в приложении). На ней
учащиеся пишут тему урока, основные понятия темы,
домашние задания и тест-опросник. С ним учащиеся
работают в начале урока, а в заключении каждый
сам выставляет себе оценку. Рабочую страницу
ребята вклеивают дома в свои тетради. Затем
учитель сообщает тему урока, школьники
записывают на рабочей странице краткую
классификацию комара.
Учащиеся выясняют основные признаки отряда
двукрылых, используя учебник и заполняют таблицу
на рабочей странице.
2. Объяснение нового материала.
Учитель рассказывает о жизни комара. [1]
Комар, можно сказать, амфибия, животное
земноводное. Молодость свою он проводит в воде, а
зрелость – в воздухе. Самка комара откладывает
крохотные яички в какое-нибудь вместилище
стоячей воды. Откладывает по одному яичку, а
затем склеивает их воедино липкими выделениями в
виде маленького плотика. Он свободно плавает на
поверхности пруда или лужи. Плот похож на
“ковчег из тростника”, приготовленный когда-то
для младенца Моисея, изображения которого часто
встречаются в католических монастырях. В плотике
200-300 яичек.
Проходят три дня, и яички лопаются, а точнее
сказать, открываются. На нижнем их конце,
опущенном в воду, откидывается вниз крышечка,
словно дверка, и похожая на червячка личинка,
извиваясь, спускается в родимое болото. Она так
проворна, что ее нелегко поймать. Вы протягиваете
руку, чтобы схватить комариное бэби, а оно мигом
ускользнет между пальцами.
Чтобы лучше рассмотреть, положим личинку комара
под микроскоп в крошечную капельку воды. Увидим,
что у нее есть голова и два больших темно-карих
глаза. Есть шарообразная грудь и за ней “хвост”,
а точнее – членистое брюшко. Вокруг рта на голове
нечто похожее на усы. Это челюсти. Они в
постоянном движении: гонят в рот воду, а с ней
заплывают микроскопические водоросли и разный
детрит – невидимые глазом “крошки”
рассыпавшихся в прах растений и животных. Всем
этим личинка комара питается. Процеживает за
сутки до литра воды!
На противоположном конце тела вы видите два
других органа. Оба любопытны. Один, самый
концевой, похож на трубочку. Он и есть трубочка.
Выставив ее над водой (и повиснув вниз головой),
личинка засасывает воздух. В эту пору жизни комар
дышит “хвостом”.
Второй орган, ориентированный вбок, - главный
движитель. Это и руль, и весло. У него четыре
лопасти, и вы не можете не согласиться, что он
похож на пароходный винт.
Молодой комар остается в форме личинки недели
две или три. Затем ложится, так сказать, в дрейф –
горизонтально к поверхности воды и превращается
в куколку. Оболочка куколки меньше существа, в
ней заключенного, и потому насекомое лежит в
хитиновой капсуле, свернувшись вдвое. В этом
неудобном, по-видимому, положении у куколки
развиваются крылья, ноги, кровососущий аппарат и
все другие органы совершенного комара. Куколка
представляет собой словно бы призрак живого
существа, облаченного в чужой наряд.
Во время этого переодевания комар ничего не ест,
в оболочке куколки даже нет отверстия для рта. Но
самое удивительное – изменение органов дыхания
(с целью непонятной). Куколка не дышит “хвостом”.
Бывшая на нем дыхательная трубочка исчезла, а
вместо нее появились две другие – на спинке.
Теперь, чтобы глотнуть свежего воздуха, комар
всплывет к поверхности не головой вниз, а
горизонтально.
Наконец, куколка приближается к поверхности воды
в последний раз: чтобы прекратить существование
в своей форме и выпустить на волю уже готового в
ней взрослого комара. Он разрывает верхний край
оболочки и вылезает из нее. Слабый и неуклюжий,
“новенький” комар старается поскорее сбросить
с себя отслуживший ему старый наряд. Неуверенно
приподнимается на длинных ножках, которые гнутся
под его мизерной тяжестью. Превращение
удивительное: так быстро из водяного животного
образовалось крылатое сухопутное со всеми
необходимыми для жизни в новой стихии органами.
Он теперь с трудом мог бы узнать себя в этом новом
образе.
Вы ошибаетесь, если думаете, что оболочка у
куколки ни на что больше не годна. Она служит
теперь лодочкой для комара, а тот еще не обсох, не
расправил крылья и летать не может. Он осторожно
ставит на лодочку свои ноги-ходули и старается не
упасть с нее. Если это случится, он погиб – утонет
в той самой воде, которая до сих пор была
единственным местом, где он мог бы существовать.
Долго стоит в нерешительности, словно обдумывая
предстоящий полет и с удивлением спрашивая себя,
неужели он осмелится вверить дующему ветерку
свои легкие крылышки, но вот подсохли они, и комар
решился, полетел…
Какое развитие характерно для комаров?
Яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое
Теперь я хочу сказать несколько слов в защиту самца-комара. Он не враг нам, никогда не сосет кровь. У него нет никакого оружия, чтобы нападать на нас. Кормится лишь соком растений и сладким нектаром. Самка же по своим гастрономическим склонностям не похожа на него, словно бы по ошибке выдана замуж за невинного вегетарианца. [1]
Выполнение лабораторной работы на рабочей странице.
Информация ученика о портрете комара, комарихи.
У нее форма головы и все органы,
которыми вооружен рот, не такие, как у самца. Еще
раз взглянем на комара через микроскоп. У самца
на голове вокруг рта словно бы борода – густая
поросль щетинок, снабженных нежной опушкой.
Колющих инструментов нет, а только гнущийся
хоботок для собирания сока с цветов.
А вот голова комарихи. Она, надо признаться, с
первого взгляда выглядит безвреднее, чем есть на
самом деле. “Бороды” у нее нет. Опушка на усиках
короче. Сосущий хоботок такой же. Но имеется
нечто, чего у самцов нет, - пять острых
зазубренных на конце стилетов! Соединив их
воедино – в одно шило – самка прокалывает ими
кожу людей и животных. Течет кровь из ранки, и
хоботок тотчас всасывает ее. Значит, колет одним
органом, а сосет другим.
Сосет она много, буквально раздувается на глазах.
Красной делается. По горло упивается кровью,
которая затем переваривается и превращается в
триста яичек. Если не напьется крови, то и яичек
отложит мало – от сорока до восьмидесяти. А
возможно, и совсем окажется бесплодной. [1]
3. Объяснение нового материала (продолжение)
Наверняка кто-то из вас наблюдал теплым летним вечером в сумерках рой комаров. Ребята, почему насекомые собираются в больших количествах в одном месте?
Учитель продолжает свой рассказ.
Тихими безветренными вечерами
собираются комары-самцы в стаи; обычно они вьются
над каким-нибудь деревом, кустом, колокольней,
даже над человеком, идущим по дороге.
Повернувшись головами против ветра, ритмично
взлетая и падая, комары словно танцуют на месте.
Запах, который в полете испускают особые железы
комара, усиливается в тысячи раз, когда они
собираются в стаю. Танцуя, комары рассеивают его
по всем направлениям, и, привлеченные этим
запахом, на танцы со всех сторон спешат самки.
Иногда они тоже собираются в стайку, которая
вьется чуть ниже танцующих самцов. Вдруг то одна,
то другая самка вырывается из стайки и взмывает
вверх, в компанию самцов. Мгновение, и
соединившаяся парочка опускается на землю.
Как самец так быстро находит самку среди тысяч
беспорядочно снующих вверх и вниз комаров? Он
слышит ее! Слышит биение ее крыльев. Они
колеблются пятьсот раз в секунду, и в унисон с их
колебанием начинают вибрировать усики самца.
Особый орган, расположенный во втором членике
усиков, воспринимает только биение крыльев
половозрелой самки. Именно половозрелой,
незрелая машет крыльями в ином ритме, так же как и
комары-самцы.
Раздражающее "пение", которым самка-комар
объявляет о своем намерении посетить вас,
производится двумя разными инструментами. Самые
низкие в нем звуки получаются от вибрации
крыльев. Более высокие и резкие тона писклявой
мелодии издают особые барабаны, расположенные у
отверстий дыхательных трубочек – дыхалец, как их
называют. Ведь взрослый комар дышит не хвостовой
трубочкой, как личинка, и не двумя трубочками на
спине, как куколка, а многими дырочками, которые
идут рядами по бокам всего тела и соединяются
внутри комара с разветвленной системой
дыхательных трахей. [1]
По рассказу составлен портрет комара.
Учитель приглашает ребят в
портретную галерею комаров.
Им предлагается познакомиться с представителями
разных комариных семейств. Заслушивают
сообщение детей, рассказы о комарах, приносящих
вред человеку.
Самым опасным животным планеты –
малярийный комар, малярийные москиты, вызывающие
желтую лихорадку.
Какова роль комаров в природе? Для того чтобы
вынести этим насекомым в природе надо
разобраться в той роли, которую они играют.
Сделайте вывод: при освоении нефти в Западной
Сибири провели работы по уничтожению москитов.
Работать стало легче, но почему не стало птиц?
4. Контроль и учет знаний.
Учитель вывешивает на доске плакат с правильными ответами к тестам. Каждый правильный ответ равен одному баллу. Учащиеся подсчитывают и выставляют себе оценку по следующей схеме: 8 баллов – “5”, 6 - 7 баллов –“4”. Правильные ответы: 1 - б,г; 2 - г;3 - б; 4 - б,в,г; 5 - а,б,в,г; 6 - в; 7 – б,в,г; 8 – б.
5. Игра-тренинг.
“Мой дорогой комар!”
Игра проводится в паре. Понадобятся бумага и ручки. Предлагается каждому играющему выбрать для напарника какое-то животное (например, комар и бабочку) и представить друга в его образе. После этого новоиспеченные “комар” и “бабочка” узнают, что у них завтра дни рождения, в связи с чем они пишут друг другу поздравительные телеграммы. Далее. Участники меняются телеграммами, изучают их, а затем устраивается обсуждение в кругу всех участников.
6. Заключение.
Учитель благодарит ребят за активную работу
на уроке.
Звучит музыка из оперы “Муха-цокотуха”.
Приложение
Рабочая страница.
Тема: Незатейливая жизнь комара.
Классификация комара.
Царство
Тип
Класс
Отряд
Тест [2]:
1. Для насекомых характерны следующие признаки:
А – четыре пары ног и ни одной пары
усов,
Б – три пары ног и пара усов,
В – головогрудь и брюшко,
Г – голова, грудь, брюшко.
2. Дышат насекомые при помощи:
А – легких,
Б – легких и трахей,
В – жабр,
Г – трахей.
3. Мальпигиевы сосуды – это:
А– вид кровеносных сосудов,
Б – органы выделения,
В – органы пищеварительной системы,
Г – сердце в виде трубочки.
4. У насекомых кровеносная система:
А – хорошо развита,
Б – развита слабо,
В – не участвует в транспорте газов,
Г – переносит питательные вещества и продукты распада.
5. К биологическим особенностям, дающим насекомым преимущество для распространения, можно отнести:
А – наличие сложных рефлексов,
Б – способность к полетам,
В – их небольшие размеры,
Г – разнообразие ротовых аппаратов.
6. При развитии с полным превращениям насекомое проходит следующие стадии:
А – яйцо – взрослое насекомое,
Б – яйцо – личинка – куколка,
В – яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое,
Г – яйцо – личинка – взрослое насекомое.
7. Для представителей отряда чешуекрылые характерны следующие признаки:
А – развитие с неполным превращением,
Б – сосущий ротовой аппарат,
В – развитие с полным превращением,
Г – личинка – гусеница.
8. Уничтожение вредных насекомых с помощью их естественных врагов называют:
А – дезинфекцией,
Б – биологическим способом борьбы,
В – искусственным отбором,
Г – химическим способом борьбы.
Лабораторная работа по теме “Строение головы комара”.
1. Рассмотрите комара через микроскоп.
Сравнить строение головы комара и
комарихи.
В чем сходство, различие?
2. Найдите рот, что находится вокруг рта?
3. Зарисуйте “портрет” схематично сравните с “портретом” на доске.
Сравнительная характеристика отрядов насекомых.
4. Заполните таблицу.
7. Домашнее задание.
Соедините слово комар только с теми словами, с которыми можно употребить в речи.
Гудит |
маленький |
Со словосочетаниями составьте рассказ. Озаглавьте его.
Список литературы:
1. И. Акимушкин. Причуды природы.Москва,1992г.
2. Т.С. Сухова. Тесты – учебно-методическое пособие. Изд дом “Дрофа”, 1998 г.