Родители не только не мешают и не препятствуют работе, а наоборот, могут способствовать быстрым успехам.
Д. Лешли
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.
На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал, которые составляют иную общность, чем его семья. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь и в детском саду, и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему на благо. Но если с этого момента родители перестанут принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми встречается малыш, то в школе их ждут печальные последствия. Почти зачастую сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы по воспитанию и обучению детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность и инициативу в общении с педагогическим коллективом учреждения.
Воспитание – очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней.
Для более плодотворного общения между педагогами и родителями в нашем ДОУ создан клуб “Молодая семья”, для родителей I младших и II младших групп с участием специалистов разных направлений: психолог, музыкальные руководители, воспитатель по ИЗО, воспитатель – эколог, инструктор по физвоспитанию, логопеды и пр.
Целью создания клуба “Молодая семья” послужило развитие в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада и налаживанию в полной мере возможности семейного воспитания, а для этого родители не должны жалеть ни времени, ни энергии на постоянное повышение своего образовательного и культурного уровня.
ПОЛОЖЕНИЕ О КЛУБЕ
“МОЛОДАЯ СЕМЬЯ”
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ГРУПП.
- Общее положение.
- Клуб является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги ДОУ могут получить знания и развить свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.
- Руководитель клуба (педагог-психолог ДОУ) осуществляет свою деятельность в тесном контакте как со специалистами ( музыкальные руководители, воспитатель по ИЗО, воспитатель – эколог, логопеды, инструктор по физвоспитанию, медицинские работники) и педагогами ДОУ, так и со специалистами в других областях (педиаторами, психоневрологами, валеологами и пр.)
- Работа клуба основывается на соблюдении международных и российских актов и законов об обеспечении защиты и развития детей, законов РФ в области образования, нормативных документов, настоящего положения.
- Основными принципами работы клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
- Основные задачи и содержание работы клуба.
- Условия работы клуба.
Участие родителей в жизни малыша не только дома, но и в детском саду поможет им:
– преодолеть авторитаризм и увидеть
мир с позиции ребенка;
– относиться к ребенку как к равному;
– понять, что не допустимо сравнивать его с
другими детьми: если он что-то сегодня сделал
лучше, чем вчера, нужно радоваться его
личностному росту;
– знать сильные и слабые стороны ребенка и
учитывать их;
– проявлять искреннюю заинтересованность в его
действиях и быть готовыми к эмоциональной
поддержке, совместному переживанию его радостей
и горестей;
– установить хорошие, доверительные отношения с
ребенком.
Задачами клуба являются :
– убедить родителей в том, что их
взаимодействие с педагогами является важнейшим
условием всестороннего развития детей;
– познакомить родителей с различными вопросами
возрастной педагогики, детской психологии и
педиатрии на конкретных примерах (лектории,
дискуссии, игры, упражнения, конкурсы, праздники,
и пр.);
– проинформировать о том, что семья на всех
этапах развития нуждается в помощи специалистов.
– популяризировать деятельности ДОУ среди
населения микрорайона.
- заседания клуба по согласованию с родителями младших групп проводится с частотой 1 встреча в месяц как для родителей I младших групп (1-й год работы) так и для родителей II младших групп (2-й год работы);
- работа клуба проводится в соответствии с данным положением и согласно годового плана клуба;
- тематика заседаний должна касаться только детей и их проблем или родителей и их проблем в воспитании своих детей;
- формы общения могут быть разными: наглядные, вербальные, игровые, показательные, конкурсы, праздники, соревнования и пр.;
- после проведения планового заседания руководителем клуба оформляется протокол работы.
ПЛАН РАБОТЫ
клуба “Молодая семья” на 2003-2004 учебный
год.
Первый год работы
Заседание № 1.
Дата проведения: октябрь 2003 года.
Тема: “Презентация клуба “Молодая семья” (для родителей вновь поступивших детей):
– знакомство с ДОУ;
- утверждение плана работы клуба на год,
- “Период – раннее детство” (педагог-психолог).
Заседание № 2.
Дата проведения: ноябрь 2003 года.
Тема: “Очень маму я люблю!…”:
- “Мама – слово дорогое” – (педагог-психолог);
- “Мамочка любимая улыбнулась весело, потому что мамочке мы запели песенку…” – (музыкальный руководитель);
- “Моя мама лучше всех!” – (логопеды).
Заседание № 3.
Дата проведения: декабрь 2003 года.
Тема: “Скучен день до вечера, если делать нечего…”:
- “Нам праздник веселый Зима принесла” – (музыкальный руководитель);
- “Новогодние игрушки своими руками” (воспитатель по ИЗО);
- “Шьем костюм сами (показ моделей из нетрадиционного материала)” – (воспитатель-эколог).
Заседание № 4.
Дата проведения: январь 2004 года.
Тема: “Чем занять ребёнка дома в выходной день?”:
- “Режим в жизни ребенка” – (медицинский работник);
- “Домашний театр” – (музыкальный руководитель);
- “Рисуем разными материалами” – (воспитатель по ИЗО);
- “Домашние питомцы” – (воспитатель-эколог).
Заседание № 5.
Дата проведения: февраль 2004 года.
Тема: “Если хочешь быть здоров – закаляйся, если хочешь счастлив быть – улыбайся!”:
- “О закаливании и утренней гимнастике” – (физ.рук.);
- “Детские инфекции и их профилактика” – (педиатор ДОУ),
- “Потешки, песенки, стихотворения” – (муз.рук., логопед).
Заседание № 6.
Дата проведения: март 2004 года.
Тема: “Азбука общения с малышом”:
- “Кризис 3-х лет” – (педагог-психолог);
- “Радость общения с природой” – (воспитатель-эколог);
- “Домашняя игротека” – (логопеды),
- “Телевизор – друг или враг” – (воспитатель по ИЗО),
- “Баю-баюшки-баю” – (музыкальный руководитель).
Заседание № 7.
Дата проведения: апрель 2004 года.
Тема: “Весь апрель – никому не верь”:
- “Юморина ” – семейный досуг для родителей 1-ых младших групп (cпециалисты ДОУ).
Заседание № 8.
Дата проведения: май 2004 года.
Тема: “В здоровом теле – здоровый дух!”:
- “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!” – (мед.работники);
- “Подвижные игры на прогулке” – (физ.рук.);
- “Фитотерапия” – (воспитатель-эколог).
Второй год работы
Заседание № 1.
Дата проведения: октябрь 2003 года.
Тема: “Вот и стали мы на год взрослее…”:
- “Какой он, ребенок от 3 до 4 лет” – (педагог-психолог);
- “Как приучить ребенка к режиму” – (медицинские работники);
- “Формирование речи ребенка” – (логопеды).
Заседание № 2.
Дата проведения: ноябрь 2003 года.
Тема: “Вот какие наши мамы!”:
- “Влияние родительских установок на развитие детей” – (педагог-психолог);
- “Откуда я появился” – (воспитатель-эколог);
- “Мама, почитай мне книжку” – (логопеды),
- “Мама, папа и я – спортивная семья” – (физ.рук.).
Заседание № 3.
Дата проведения: декабрь 2003 года.
Тема: “Славно встретим Новый год!”:
- “Как организовать детский праздник” – (муз.рук.);
- “Значение детских фантазий” – (воспитатель по ИЗО),
- “Какие игрушки нужны детям” – (педагог-психолог).
Заседание № 4.
Дата проведения: январь 2004 года.
Тема: “Город мастеров”:
- “Поделки из бросового материала” – (воспитатель-эколог);
- “Как сделать самим театрализованные игрушки” – (музыкальный руководитель);
- “Когда оживают альбомные листы” – (воспитатель по ИЗО).
Заседание № 5.
Дата проведения: февраль 2004 года.
Тема: “Чудесная карусель”:
- “Как научить ребенка играть” – (педагог-психолог и воспитатель-эколог);
- “Полезные и вредные сказки” – (логопеды);
- “Рисуночные игры” – (воспитатель по ИЗО).
Заседание № 6.
Дата проведения: март 2004 года.
Тема: “Веселое путешествие на поляну игр”:
- “Семейный праздник” – (музыкальные руководители);
- “Дети – как с ними справиться, раз уж они у вас есть” – (воспитатель по ИЗО);
- “Вежливые сказки или детский этикет” – (воспитатель-эколог и логопеды).
Заседание № 7.
Дата проведения: апрель 2004 года.
Тема: “Первоапрельское шоу – “Веселые вытворяшки”:
- “Темперамент – основа поведения ребенка” – (педагог-психолог);
- “У вашего ребенка гости” – (музыкальный руководитель);
- “Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении” – (логопеды).
Заседание № 8.
Дата проведения: май 2004 года.
Тема: “Лето – красное зовет…”:
- “ОБЖ в летне-оздоровительный период” – (мед.работники);
- “Мой веселый, звонкий мяч” – (физ.рук.);
- “Психологические особенности ребенка от 4 до 5 лет” – (педагог-психолог).
Литература
- Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: Методруководство для работников ДОУ/ Т.И. Доронова; Е.В. Соловьева; А.Е. Жичкина; С.И. Мусиенко – М.; Ликна – пресс, 2001 г. – 224 стр.
- Соколова Е.И., Тарибарина Т.И. Если ребенку от 3 до 7 лет. Советы родителям / Ярославль: Академия развития, 2002 г. – 160 стр.
- Алиева М.А.; Гришанович Т.В.; Лабанова Л.В.; Травникова Н.Г.; Трашихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. – СПб.: Речь, 2002 г. – 216 стр.
- Газета Школьный психолог. № 45 – 2002 г.
- Л.Г. Парамонова. Стихи для развития речи. – СПб.: Дельта, 2000. – 208 стр.
- Е.Н. Краузе. Логопедия – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002 г. – 208 стр.
- Е. Лякско. Развитие речи малыша / Под. ред. А.С. Батуева – М.: Айрис – пресс, 2003 г. – 208 стр.