Практическое психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение (далее - ППМС сопровождение) процесса обучения и воспитания учащихся со специальными образовательными нуждами в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии.
Идея сопровождения развития ребенка впервые прозвучала в последнем десятилетии в изданиях школы практической психологии Санкт-Петербурга.
Главный идеолог службы сопровождения доктор педагогических наук Е.И. Казакова (1995-2001) обозначает сопровождение как “особый способ помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития”, особенность которого в том, “чтобы научить (ребенка) решать свои проблемы самостоятельно”. Е.И. Казакова дает следующее определение сопровождению: “Сопровождение — это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка”.
В Письме Минобразования РФ от 6 апреля 2001 г. N 9/1495-6 "Об использовании рекомендаций Российско-фламандской научно-практической конференции в деятельности ППМС-центров" определены основополагающие организационные принципы сопровождения:
– комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;
– равнозначность программ помощи ребенку в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций;
– гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;
– специалисты системы сопровождения во всех проблемных ситуациях находятся "на стороне ребенка", защищая его интересы и права.
Там же выделены основные проблемы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения:
– укрепление здоровья и формирование культуры здорового образа жизни;
– преодоление затруднений в учебе;
– выбор образовательного и профессионального пути;
– решение социально-эмоциональных и функциональных проблем развития ребенка;
– досуговая самореализации.
Особую роль играют службы сопровождения в образовательных учреждениях системы специального образования.
В статье "Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение ребенка – необходимое условие полноценного развития и социальных гарантий в области образования" (2000) Шилова Е.В. (Комитет по образованию Санкт-Петербурга) отмечает, что одним из механизмов на современном этапе образовательного процесса, обеспечивающим максимальный дифференцированный подход в обучении и воспитании, становится процесс сопровождения (помощи и поддержки), который выступает одним из социальных гарантов полноценного развития личности в процессе образования всех детей, и, прежде всего тех, которые имеют проблемы в психическом, умственном или физическом развитии.
"Под процессом сопровождения, - разъясняет Шилова Е.В., – мы понимаем обеспечение помощи детям в развитии за счет объединения разрозненных усилий специалистов (психологов, валеологов, социальных педагогов, педагогов - дефектологов), работающих в системе образования.
Мы полагаем, что объединение этой группы лиц в единую команду и освоение ими методов сопровождения, имеющих существенные отличия от коррекции, обучения и т.д., позволит существенно изменить содержание психолого-педагогической и медико-социальной поддержки развития ребенка в образовательном процессе".
Говоря об оценке эффективности деятельности школьного психолога, М.Р. Битянова (1998) отмечает, что “успешность действия психолога напрямую не может быть измерена в каких-либо единицах реальных изменений в поведении или обучении школьника”, и определяет в “качестве цели его практической деятельности психологическое сопровождение школьников. Сопровождение же представляет собой деятельность, направленную на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде".
М. Сартан (2001) предлагает свое определение: “Сопровождение – это система комплексной работы психологов, педагогов и других специалистов цель которой – помочь ребенку сделать осознанный жизненный выбор на всех этапах его жизненного пути”.
Под психологическим сопровождением, Е.А. Козырева, докторант МПГУ, понимает систему профессиональной деятельности педагога-психолога, направленную на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологическое и психическое развитие ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.
М.М.Семаго, кандидат психологических наук, в статье "Сопровождение – это…", опубликованной в еженедельнике "Школьный психолог" (2003. № 35), пишет: "Каких-либо конкретных технологических разработок в области сопровождения я, например, не встречал. Более того, методология комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка и его семьи в образовательном пространстве, а также методология сопровождения образовательного процесса, насколько мне известно, пока еще не разработаны". М.М.Семаго подчеркивает, что "Качественными критериями эффективности сопровождения являются нахождение ребенка в индивидуально-адаптивной зоне образовательных воздействий и динамический контроль показателей адаптации".
Цели, задачи, направления ППМС сопровождения в специальной (коррекционной) школе-интернате № 15 г. Краснодара
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
В решении актуальных проблем специального (коррекционного) образования существенную роль играет система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения деятельности образовательного учреждения.
Под ППМС сопровождением мы понимаем систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для учащихся, педагогов, воспитателей, администрации и родителей, направленных на создание оптимальных условий функционирования специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната, дающих возможность позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, способствующих интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями в общество.
Основной целью ППМС сопровождения учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе-интернате мы считаем поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала субъектов образовательного процесса, с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе.
Основными сферами деятельности педагога-психолога в системе ППМС сопровождения специальной (коррекционной) школы-интерната являются:
– психологическое сопровождение развития и обучения учащихся с особыми образовательными потребностями;
– психологическое сопровождение педагогического коллектива;
– психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.
Особенности социального статуса обучающихся в специальной (коррекционной) школе-интернате № 15 г. Краснодара
В настоящее время отмечается продолжающийся рост числа детей, которые в силу тех или иных отклонений психофизического и социального характера нуждаются в комплексном психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении. Практика работы и изучение имеющейся литературы показывают, что проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в специальных (коррекционных) школах-интернатах сейчас довольно актуальна, но четкой системы построения такой работы нельзя найти в опубликованных работах. Модель нашего ППМС сопровождения заключается в том, что при сопровождении учитывается особый социальный статус каждого обучающегося.
В данном контексте к учащимся с особым социальным статусом мы относим следующие категории обучающихся:
-дети “группы риска”;
-дети, оставшиеся без попечения родителей (опекаемые дети);
-дети-инвалиды;
-дети, находящиеся на домашнем обучении;
-дети, длительно не посещающие школу;
-дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев.
Обратиться к такой системе построения ППМС сопровождения побудила сама практика работы, показывающая, что обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, является положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе-интернате и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в конкретной школьной среде, его социальной адаптации.
ППМС сопровождение детей "группы риска"
В Концепции модернизации российского образования до 2010 года подчеркнуто, что дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением.
При составлении программы ППМС сопровождения детей "группы риска"мы опирались на положения федеральной программы “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“ и Закон Краснодарского края от 07.08.2002 № 515-КЗ "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае".
В последние годы выделена особая категория школьников, которая получила определение “дети риска". В контексте нашей работы дети "группы риска" – учащиеся, которые отличаются асоциальным поведением, то есть противоречащим принятым в обществе правовым или нравственным нормам, которое проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании.
Работа по профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения, асоциального поведения в специальной (коррекционной) школе-интернате направлена на достижение конечной цели – сохранение здоровья обучающегося и становление личности проблемного ребенка с адаптацией его в общество.
ППМС сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей (опекаемых детей)
В любом государстве и в любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без родителей.
Опека - это "форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)" (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1994. С.445). Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:
– умерли;
– лишены родительских прав, либо ограничены в родительских правах;
– признаны безвестно отсутствующими;
– недееспособны (ограниченно дееспособны); отбывают наказание в исправительных колониях;
– обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
– уклоняются от воспитания детей;
– отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.
Согласно закону Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" опека и попечительство – норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.
Система ППМС сопровождения призвана реабилитировать и адаптировать опекаемого ребенка к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником.
Появление программы работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, обусловлено необходимостью организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения опекаемых детей в школе-интернате (13 учащихся).
ППМС сопровождение детей-инвалидов
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования приоритетным направлением образовательной политики является обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья.
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Для осуществления ППМС сопровождения данной категории детей была разработана "Программа работы с детьми-инвалидами МОУСКОШИ № 15 г. Краснодара".
ППМС сопровождение детей, длительно не посещающих школу
Отказ от посещения школы довольно частое явление в практике образовательных учреждений.
В чем причина падения у детей и подростков интереса к учебе и отказ от посещения школы?
Анализ работы с такими детьми (Кушнарева Н.Н., 2000) демонстрирует, что, как правило, есть следующие основные причины, лежащие в основе такой формы десоциализации:
- влияние социальной среды :
1) лишение родительских прав или отбирание детей по суду;
2) хронический алкоголизм родителей;
2) душевные заболевания родителей;
4) пребывание родителей в местах лишения свободы;
5) нежелание родителей заниматься воспитанием своих родителей.
- трудности в учебе, имеющие различную этиологию :
- нарушение детско-родительских отношений :
1) ребенок не посещает школу, пытаясь привлечь таким образом внимание слишком занятых родителей или используя такие поступки в качестве шантажа;
2) завышенное требование родителей по поводу успеваемости ребенка с дефектом приводит к тому, что ребенок начинает ненавидеть школу, а затем перестает ее посещать.
3) неблагоприятные личностные отношения со сверстниками и учителями.
Как вернуть ребенка в школу?
В специальной (коррекционной) школе-интернате № 15 был разработан проект “Модель психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, длительно не посещающих школу”.
Цель данной программы заключается в организации возвращения ребенка с дефектом в развитии в школу.
Реализация программы будет способствовать сокращению количества детей длительно не посещающих в школу и отказывающихся от посещения школы.
ППМС сопровождение детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев
Сейчас в мире 18 миллионов беженцев. Более половины из них – дети. В сборнике “В помощь вынужденным переселенцам” даются следующие определения: “Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации, оставившее страну прежнего проживания, из-за преследований по признакам расовой, национальной, этнической принадлежности, вероисповедания, гражданства, политических убеждений и т.п., и прибывшие на территорию России.
Вынужденный переселенец – это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства (как на территории иностранного государства, так и на территории одного из субъектов Российской Федерации) как вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия либо преследование в иных формах, так и вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию, если таковое преследование связано с его расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, принадлежностью к определенной социальной группе или политическими убеждениями (например, в случае увольнения и невозможности устройства на работу по одной из указанных выше причин)”.
Программа ППМС сопровождения разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев” (2001–2002 годы).
Следует отметить, что большая часть семей беженцев и вынужденных переселенцев успешно адаптировалась на новых местах проживания, вместе с тем, ряд проблем еще имеет место.
1. Проблемы в общении. Как взрослым, так и детям семей беженцев и вынужденных переселенцев часто бывает трудно найти подходящий круг общения. Причем чем младше ребенок (начальная школа), тем легче ему адаптироваться в классе, найти новых друзей во дворе или на улице в районе своего проживания.
Иногда на новых местах проживания семей беженцев и вынужденных переселенцев возникает негативное к ним отношение по следующим причинам:
- вследствие обывательских взглядов соседей;
- вследствие того, что сами семьи могут быть неблагополучными.
2. Проблемы в учебной деятельности:
- часто дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев не могли регулярно получать образование на своей родине, поэтому уровень обучения не соответствует возрасту (например, ребенок 10 лет вынужден обучаться во втором классе);
- языковой барьер – часто детям приходится менять язык обучения;
- из-за постоянных переездов у ребенка из семьи беженцев и вынужденных переселенцев бывает снижена мотивация к обучению.
3. Социально-финансовые проблемы. Так как социально-культурный уровень жизни беженцев и вынужденных переселенцев в большинстве случаев значительно понижается вследствие потери работы, жилья, имущества, документов, в таких семьях и у взрослых, и у детей начинает развиваться комплекс неполноценности.
4. Психологические и соматические проблемы. Перенесенные страдания, утраты в семьях беженцев и вынужденных переселенцев оставляют глубокий след на их соматическом и психологическом состоянии.
5. Проблемы потери родных и близких. Многие дети дорого заплатили за путь беженца: они или брошены или осиротели, лишены какой-либо защиты, потому что родители или члены семьи убиты, или посажены в тюрьму.
Реализация программы будет способствовать развитию личностных особенностей, повышению социальной компетенции, коммуникативных способностей и социальной адаптации детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев.
ППМС сопровождение детей, находящихся на домашнем обучении
Домашнее обучение детей осуществляется в соответствии с законом РФ "Об образовании".
Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому регулируется Постановлением правительства Российской Федерации от 18.07.96 г. № 861.
Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу-интернат, образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают обучение этих детей на дому.
Обычно на домашнее обучение переводят ребенка, который по тем или иным показаниям не может посещать школу-интернат. Основанием для организации обучения на дому ребенка - инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
ППМС сопровождение детей на домашнем обучении имеет следующие цели:
– помощь семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья, находящимися на домашнем обучении;
– подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, к трудовой деятельности совместно с другими членами общества, проведение коррекции их развития.
Карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
ученика специальной (коррекционной) школы-интерната № 15 г. Краснодара
Фамилия, имя______________________ Дата рождения________ Класс____ Домашний адрес___________________________________________
Качественные характеристики |
Олигофрения в умеренно-выраженной степени 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Олигофрения выраженной степени дебильности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Органическое поражение ЦНС со слабоумием 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Эпилепсия со слабоумием Болезнь Дауна 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Социально-правовое сопровождение. Социальный педагог: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Многодетная семья 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Опекаемый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Ребенок-инвалид 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Малообеспеченная семья 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа риска |
На учете в ОППН 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
На учете по школе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Длительно не посещает школу 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Асоциальное поведение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лечебно-оздоровительное сопровождение. Врач: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хронические патологии |
Хронический отит 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Тугоухость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Бронхо-легочная патология 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Заболевания мочеполовой системы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Заболевания желудка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Тубинфицированные 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Без хронических патологий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Другие патологии |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сопутствующие заболевания |
Сердечно-сосудистая патология 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Пониженная острота зрения (слабовидение) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Нарушение костно-мышечной системы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Нарушение эндокринной системы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физическое развитие |
Отличное 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Хорошее 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Удовлетворительное 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Плохое 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Состояние здоровья в течение года |
Удовлетворительное (без пропусков по болезни) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Неудовлетворительное (с пропусками по болезни) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Нуждается в ЛФК 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Нуждается в особом охранительном режиме 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Логопедическое сопровождение. Логопед: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Состояние речи | Состояние артикуляционного аппарата |
Произношение |
Слоговая структура слова |
Словарный запас |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В норме 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Дефектное 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
В норме 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Дефектное 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
В норме 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Нарушена 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Достаточный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
В пределах обиходной речи 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Недостаточный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Грамматический строй речи |
Нарушения чтения, письма |
Логопедическое заключение |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В норме 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Нарушения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
В норме 123456789 |
Нарушения 123456789 |
Грубое недоразвитие средств языка с преобладанием неполноценной смысловой стороны речи 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Недоразвитие средств языка с преобладанием неполноценной смысловой стороны речи 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Нарушения письма,чтения, обусловленные недоразвитием средств языка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психологическое сопровождение. Педагог-психолог: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сенсомоторная зрелость |
Общая моторика тела |
Тонкая моторика рук |
Моторная ассиметрия |
Зрительно-моторная координация |
Слухо-моторная координация |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
норма |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
дефект/нарушение |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Овладение сенсорными эталонами |
Цвет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Форма 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Время 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Пространство 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Величина, часть, целое 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внимание |
Концентрация 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Устойчивость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Переключаемость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Память |
Зрительно-предметная 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Слухо-речевая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Зрительно-моторная 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Краткосрочная 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Долгосрочная 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воображение |
Репродуктивное (воссоздающее) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Творческое 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мышление |
Наглядно-действенное 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Наглядно-образное 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Конструктивно-пространственное 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Словесно-логическое 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обобщение понятий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Установление закономерностей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Классификация 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Последовательность событий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Скрытый смысл 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эмоционально-личностная зрелость |
Неуверенность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Тревожность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Страх 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Агрессивность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Педагогическое сопровождение. Педагог: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательная деятельность |
Познавательная активность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Врабатываемость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Работоспособность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Планирование 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Самоконтроль 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сформированность учебных навыков |
По письму 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
По математике 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
По чтению 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ориентировка в учебных требованиях |
Умение слушать и выполнять указания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Принятие инструкции 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Работа по образцу 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Социально-бытовая ориентировка |
Достаточная 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Средняя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Низкая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация к учению |
Достаточная 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Средняя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Низкая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень учебной деятельности (обучаемости) |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа |
Умеет работать самостоятельно 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Работает по образцу самостоятельно 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Требует помощи 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воспитательное сопровождение. Воспитатель: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Соблюдение социальных и этических норм |
Соблюдение правил поведения, этических норм 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Знает нормы и правила поведения, но не всегда выполняет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Не соблюдает нормы поведения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы поведения |
Конструктивные формы поведения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Негативизм, заторможенность, замкнутость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Эмоциональная неустойчивость, агрессивность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Асоциальное поведение, склонность к правонарушениям 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Взаимодействие со сверстниками |
“Звезда” – лидер (активен в общении, есть постоянные друзья) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
“Принятый” (активен в общении, общается избирательно) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
“Изолирован” (малообщителен, недоверчив, постоянных друзей нет) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
“Отвергнут” (замкнут, ведет уединенный образ жизни в школе, нет друзей) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Взаимодействие со взрослыми |
Принимает помощь взрослого, сам оказывает помощь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
На позиции ведомого, выполняющего инструкции 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Уклоняется от выполнения заданий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Занятия по интересам, увлечения Кружки, секции |
Башмачок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Рукодельница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
ИЗО “Лучик” 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
ИЗО “Фантазер” 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Танцевальный кружок “Ритм” 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Занимательная математика 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Спортивные секции 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Клуб “Школьник и закон” 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Клуб девушек 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Кружок “Хозяюшка” 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Вокальные группы “Солнышко” 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Вокальная группа “Непоседы” 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Выразительное чтение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |