Обучающий проект "Стань президентом!"

Разделы: Школьная психологическая служба


Обучающий проект “Стань Президентом!” был задуман и разрабатывался в рамках программы интеграции учебно-воспитательной и психологической работы в школе. Основным же его итогом должно было стать формирование и обучение команды учащихся, готовых взять на себя руководство ученическим самоуправлением.

Цели и задачи программы.

Повышение социально-психологической компетентности учащихся, формирование у них активной социальной позиции, а также развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей.

Методы работы в рамках проекта.

Групповые: дискуссия, мозговой штурм, интерактивная лекция, деловые игры, тренинг, групповые проекты.

Индивидуальные: консультации, проекты, творческие работы.

Перед запуском программы была проведена большая информационная и рекламная работа с педагогическим коллективом (педагогический совет по вопросам оптимальной реализации проекта) и учащимися (классные часы, рекламные плакаты и т.д.), поэтому желающих принять участие в проекте оказалось огромное количество. Отбор участников было решено проводить путем собеседования. Ниже приведен примерный перечень вопросов, которые задавались кандидатам.

  1. Что побудило тебя подать заявку на участие в проекте (простой интерес, желание испытать себя, желание получить главный приз, желание что-то изменить в школьной жизни, участвуешь по инициативе учителя, делегирован от класса, другое), твои ожидания от участия в нем?
  2. В случае победы в проекте думаешь ли ты работать в школьном самоуправлении в качестве Президента школы или твоя цель только победа?
  3. Твой первый шаг на посту Президента школы?
  4. Есть ли в школе ребята, которые могут тебя поддержать, или ты рассчитываешь исключительно на свои силы?
  5. Как ты думаешь, от чего зависят успехи в жизни человека (обстоятельства, способности, усилия, другое)? А осуществление твоих желаний (случай, везение, судьба, усилия, другое)?
  6. Строишь ли ты планы на будущее, или стараешься не планировать далеко вперед, поскольку многое зависит от обстоятельств?
  7. Как ты считаешь, если у человека есть способности, но он не смог их развить и реализовать, кто в этом виноват (учителя, родители, государство, сам)?
  8. По каким причинам произошло большинство неудач в твоей жизни (незнание, неумение, обстоятельства, отсутствие поддержки и понимания, лень, другое)?
  9. С кем, или с чем связаны твои основные успехи?
  10. Если победа в проекте достанется другому готов ли ты поработать в его команде?

При необходимости данные вопросы могут быть представлены в виде анкеты.

Программа и краткое содержание занятий проекта

1. Краткое содержание первого занятия

а. “Самопрезентация. Автобиография”.

Учащимся дается 5 минут на составление автобиографии и 30 секунд на ее представление группе.

б. “Правила группы”.

Обсуждение и принятие правил работы группы. В нашем случае предлагались следующие правила.

  1. Общение по принципу “здесь и теперь”. Говорим только о том, что волнует именно сейчас.
  2. Персонификация высказываний. Говорим “Я думаю …” вместо “Некоторые из нас считают …”
  3. Концентрация на сильных строках и “ресурсах” личности.
  4. Недопустимость непосредственных оценок человека. Оцениваем не участника, а его действия и предложения.
  5. Активное участие в происходящем.
  6. Уважение говорящего.
  7. Конструктивность общения. Говорим только по делу.
  8. Состязательность. Используется система баллов.
  9. Использование системы штрафов (за опоздание на занятие или с перерыва, за неконструктивный вопрос, за последнее место в упражнении и т.д. снимается от 1 до 15-20 баллов).
  10. Решения ведущего и Большого жюри не оспариваются.
  11. Фиксация авторского права на идею, которая при соответствующей договоренности может быть передана другому участнику.

в. “Кто Я ?”. Самопрезентация с помощью 20 слов или предложений. Оценки.

г. Анализ собственных качеств. Индивидуальная, самостоятельная работа над вопросами:

    1. Какие качества и умения руководителя я знаю в себе?
    2. Какие привычки и качества могут мешать мне руководить?

Обсуждение. Оценка.

д. Итоговый круг: результат моего участия в занятии. Мог ли я достичь большего, что мешало. Над чем стоит подумать, поработать.

2. Обучающее занятие.

Тренинг развития способности к целеполаганию и эффективного управления ресурсами времени.

а. Критерии эффективно поставленной цели.

б. Принципы, правила и технологии планирования времени.

Домашнее задание: цели участия в проекте для себя и для школы.

3. Краткое содержание третьего занятия

а. Представление результатов каждого участника.

Шесть учащихся, набравших наименьшее количество баллов номинируются на выбывание из лидерской гонки (но они могут остаться в качестве группы поддержки кого-либо из участников).

б. Работа с домашним заданием: “Я и мои цели в проекте”. Каждый участник представляет результаты своих размышлений на заданную тему.

Группа, ведущий и Большое жюри могут задавать вопросы. Ведется учет конструктивности вопросов и качества ответов на них. Участники проставляют баллы после каждого выступления в специальной ведомости.

Выведение единой оценки выступлению и работе каждого участника с качественным анализом.

в. Почему именно я должен остаться в проекте.

Работа с номинантами на выход из президентской гонки. Участникам дается возможность подготовить обоснование необходимости своей дальнейшей работы в группе лидеров.

Работа каждого номинанта оценивается по 5-балльной шкале группой, жюри и ведущим (баллы суммируются и включаются в общий зачет).

В проекте остаются: участник, набравший наибольшее количество баллов; участник, выбранный Большим жюри; участник, выбранный группой. Все выборы обосновываются. Выбывшие участники могут быть включены в рабочую группу кого-либо из лидеров.

Итоговый круг: что получилось, какие были трудности.

Домашнее задание: начать работу по формированию “группы поддержки”.

4. Обучающее занятие.

Приемы публичного выступления и спора

а) Голос – звуковая визитная карточка.

Освоение комплекса упражнений для работы над постановкой голоса.

б) Учимся выступать перед аудиторией. Основные правила риторики. Индивидуальные обучающие консультации.

5. Обучающее занятие

а. Современные технологии ведения переговоров

б. Как провести эффективное совещание рабочей группы (подготовка, проведение, реализация решений, контроль результативности).

6. Социально-психологическая игра “Дебаты”.

Тема дебатов: “ Профилактика и борьба с курением или с алкоголем более актуальны для школы?”.

Группа делится ведущим на две подгруппы, каждая из которых получает тему (“Курение” или “Алкоголь”) для разработки и защиты на дебатах. На подготовительном этапе игры (в течение недели) группа должна провести исследование проблемы (работа с литературой, периодикой, опросы и анкетирования и т.д.) и самостоятельно распределить функциональные роли в группе (руководитель, эксперты, эксперты по проблеме оппонентов, исследователи и т.д.) таким образом, чтобы в дебатах в том или ином качестве приняли участие все ее члены.

Во время проведения дебатов команды должны доказать, что их проблема является более актуальной для школы, и предложить программу конкретных мер для ее решения, а также предложить критический анализ доводов и программы оппонентов.

В заключении качественную оценку дают жюри и ведущий, проводится голосование всей аудитории (на этом занятии присутствуют зрители) в пользу той или другой команды.

Подведение итогов, объявление кандидатов на выход из президентской гонки участников из проигравшей команды (6 человек). Работа с номинантами по схеме (см. занятие 3).

7. Краткое содержание седьмого занятия

а. Визитная карточка. Изготовление визитных карточек, отражающих личные ценности и социальный статус.

б. Я – харизматический руководитель. После небольшой информационной справки, которую дает ведущий, ребята доказывают свои признаки руководителя. Группа задает вопросы, требует аргументов и т.д. Оценка группы.

в. Формула успеха лидера и его социально-психологическая роль в школе. Участники работают индивидуально, формулируя 10-12 основных условий успеха руководителя и выбирая для него оптимальные с их точки зрения социальные роли (вожак, опора, специалист, вдохновитель, новатор, реформатор, советник и т.д. – учащимся предлагается список из 25 ролей). На втором этапе учащиеся составляют обобщенную “формулу”, причем задача каждого – убедить всех, что именно его предложения наиболее разумны и соответствуют действительности. Одно принятое предложение –1 балл.

Обсуждение результатов. Подведение итогов занятия. Оценки. Работа с номинантами.

Домашнее задание: Подготовить банк идей по организации школьного самоуправления и программе его функционирования.

8. Обучающее занятие.

Подготовка и защита проекта.

Часть 1. Типы проектов и особенности подготовки каждого из них. Выступления специалистов, работающих с проектными технологиями.

Часть 2. Какие проекты нужны школе. Дискуссия (возможные цели и методы их достижения, руководитель проекта и его команда – кто и за что отвечает, проблема мотивации и т. д.).

Итоговый круг: чей вклад в обсуждение проблемы был самым значимым, самые интересные предложения. Лучший участник получает 5 баллов, 2 участника по 4 балла, 3 балла по 3 балла, остальные 2 балла и 1 балл.

Домашнее задание: Работа лидеров и их рабочих групп над проектами. Опросы в школе. Консультации.

9. Краткое содержание девятого занятия

Занятие проходит с присутствием зрительской аудитории.

а. “Митинг”. Участники готовят небольшое выступление. Задача установить контакт с аудиторией и завоевать ее поддержку. Выступление включает в себя: представление себя как лидера, своих ориентиров в искусстве управления и платформу руководителя, в которой указаны основные цели его деятельности с указанием конкретных мероприятий, планируемых к осуществлению.

б. Голосование аудитории за лучшего участника.

в. Выбор наиболее авторитетного участника группой.

г. Выбор Большого жюри. (Мнения при этом могут совпадать, победители получают по 10 баллов, и защиту от номинации.)

На выход из президентской гонки объявляются 3 участника, набравших при голосовании аудитории меньше всего голосов и 3 участника, набравших на данный момент наименьшее количество баллов. Работа с номинантами: “Козырная карта”.

Домашнее задание: подготовка проектов к защите.

Консультации.

10. Защита проектов.

а) Выступления. Ответы на вопросы жюри, ведущего и аудитории.

б) Выбор лучшего проекта. (Отдельно выбирают аудитория, группа и Большое жюри, при этом мнения могут совпадать, победители получают по 10  баллов.

Домашнее задание. Для участия в общешкольных выборах в течение 7 дней необходимо собрать наибольшее число подписей избирателей (один ученик может поддержать только двух кандидатов). Участник, проект которого был признан аудиторией лучшим на прошлом занятии и участник, набравший на данный момент наибольшее количество баллов, допускаются на выборы без сбора подписей.

11. Общее собрание. Объявление результатов. Допуск на выборы. Точка отсчета предвыборной компании (2 недели) – кандидаты и их группы поддержки проводят встречи, классные часы, внеклассные и досуговые мероприятия, выпускают газеты и т. д.

12. Общешкольные выборы.

Подведение итогов проекта. Первое и второе места распределяются по результатам голосования, третье место отдается учащемуся, набравшему наибольшее количество баллов, но не одержавшему победы на выборах. Победители награждаются премиями или ценными подарками. Лидер и его команда получают возможность реализовать свой проект в течение учебного года. В нашем случае при Президенте школы был создан Совет Координаторов (в их число вошли многие участники проекта), каждый из которых курирует какое-либо направление деятельности (Учебный центр, Центр межшкольного сотрудничества, Центр психологии и здоровья, Интеллектуальный центр и научная работа и др.).

Литература:

1. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха: Учебное пособие для высшего управленческого персонала /Автор – сост. Р.Р. Кашапов. – Ижевск.: Изд-во Удм. ун-та, 1996. – 448с.

2. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М.: Российское педагогическое агенство, 1995. – 140с.

3. Энкельманн Н. Преуспевать с радостью /Н. Энкельманн. Молитвенник для шефа: Пер. с нем./ М. Биркенбиль – М.: СП “Интерэксперт”; экономика, 1993, - 395с.