Конспект урока — экскурсии "Из прошлого в настоящее…"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Сложение и вычитание многозначных чисел».

Цели урока:

1. Закреплять знания по нумерации многозначных чисел.
2. Усваивать название классов, зная, что каждый класс содержит единицы 3-х разрядов.
3. Отрабатывать вычислительные навыки.
4. Развивать мышление, память, работать над общим развитием ребенка.
5. Воспитывать любовь к школе (лицей) на основе истории школы.

Методы обучения: частично-поисковый.

Оборудование:

1. Историческая справка школы – данные школьного музея.
2. Материал учебника М.И. Моро «Математика 3 кл. (1-3) 4 кл. (1-4)».
3. Проездные билеты.
4. Самодельные учебные пособия: карточки (даты-числа), конверт с заданием, геометрическая фигура – восьмиугольник, ребус, модели золотой и серебряной медалей, фигурки: юноша и девушка.

Структурные элементы урока

Ход урока (деятельность учителя)

Деятельность учащихся (предполагаемые ответы, вопросы)

I. Организация класса - С каким настроением вы шли в школу?
- Какое чувство испытывали?
- Поднимите руку, кто шел пешком в школу?
- А кто пользовался общественным транспортом?
- Вы входите в транспорт, что обязаны сделать? (Приобрести билет)
II. Целеполагание и мотивация - Вот и сегодня, на нашем не совсем обычном уроке математике мы отправимся на экскурсию. За каждый правильный ответ вы будете получать проездной билет. Безбилетные пассажиры на следующий урок не допускаются. А что это за экскурсия, вы сами скажите в конце урока.
- Посмотрите на доску, прочитайте тему: (сообщаю цели образовательные, а развивающие и воспитательные дети сами в конце скажут).
- А девиз у нас каков? (Все: «Что угодно мы решим, если только захотим».)
а) Игра «Да-нет» - У меня в конверте лежит карточка, на которой записано число, задайте, пожалуйста, мне вопросы, пытаясь его отгадать. (Оно однозначное или двузначное?)
- Да. Двузначное. (Четное или нечетное?)
- Да. Нечетное.  (Больше 10, но меньше 20).
- Нет. (Больше 20, но меньше 30)
- Да. (Ясно. Оно состоит из 2 десятков, а количество единиц самое большое или самое маленькое?)
- Да самое большое. (Могут быть и другие вопросы. Это 29).
Достаю из конверта 29
- Почему я загадала это число? (Сегодняшнее число)
- Запишите в тетрадях число, классная работа.
б) Разминка устно. - Найдите закономерность в каждой строчке. (на доске) 178,167,156,145
(Каждое последующее число уменьшается на 11).
320, 160, 80,40
(Уменьшается в 2 раза)
12, 13, 15, 18, 22
(Увеличивается на 1, на 2, на 3, на 4 и т.д.)
- Можно ли каждую строчку продолжить до бесконечности? Докажите. (Только третью строчку).
III. Осознание и осмысливание темы урока. Один ребенок у доски, остальные в тетрадях записывают под диктовку учителя числа.
865469, 950293, 453408, 194671, 863854, 930345
- Почему мы записали такие числа? (Продолжаем работать с многозначными числами, состоящих из единиц II класса.)
- Чем похожи эти числа? (Шестизначные).
(Если догадаются, что количество ед. I кл. = кол-ву ед. II кл., если нет, то в конце урока к этому подведу.)
а) Графический диктант - Приготовились. Начали: 4 клетки вправо, 4 клетки вниз, 8 клеток вправо, 2 – вверх, 2 – вправо, вниз 6 клеток, влево 14 клеток, вверх 8 клеток.
- Какая фигура получилась? (Восьмиугольник)
- Это план нашего школьного здания (с погрешностями).
- Учитывая, что М: 1 кл. = 1 см., найдите Р этой фигуры.
Р = 4 + 4 + 8 + 2 + 2 + 6 + 14 + 8
Р = 48 (см)

(на доске эта фигура более крупным планом)
- Как найти S (два человека у доски, используя I и II способ).
Дети предлагают варианты.
Выбирают понравившийся и находят S.
S1 = 4 х 8 S = 32 см 2
S2 = 2 х 6 S = 12 см 2
S3 = 8 х 4 S = 32 см 2
S = 32 х 2 + 12 S = 76 см 2
б) «Цепочка» - Начертите, как обычно, 7 квадратиков и соедините стрелками:
1886 – 1000 : 2 + 157 х 4 : 100 + 93
Решите «Цепочку».
- Это год, в котором было построено здание, план которого вы начертили, т.е. школы.
- А как вычислить, сколько лет нашему зданию? (2003-1886 = 117 лет.)
- Это много или мало? (Версии детей)
в) Ребус При условии, что наибольшая цифра в записи числа «силен», равная 5 стоит в середине, И = 2, Е = 3 (9382 + 3152 = 12534)
- Назовите единицы I класса.
- Назовите единицы I разряда.
- Сколько всего десятков? Сотен? Тысяч?
IV. Решение примеров и задач с исторической справкой - Уменьшите это число на 10593.
- Сколько получилось? (12534 – 10593 = 1941)
- С какой датой связано это число? (Год начала ВОВ)
- Так вот: с 1941 – 1943 г. в здании нашей школы размещался эвакогоспиталь № 1591. (Мемориальная доска находится на здании, у входа в школу).
- Сколько лет был госпиталь? (Два года – суровые, военные годы)
- 1943 да еще 3. Сколько будет? (1946 г.)
- 1943-1946 – здесь находилось Сталинградское Суворовское училище.
- А через год (в каком году?) (1947 г.) В этом здании, по адресу (назовем хором) (ул. Чалабяна, 17). Разместилась средняя школа № 5 им. М. Горького, куда вас приняли в 1 класс и считалась школой № 5 до 2000 г.
- Сколько лет? (2000 – 1947 = 53)
- С 2000 г. школа № 5 была переименована в МОУ «Лицей № 3», в котором вы учитесь. Сколько уже лет? (3 года).
- Школа претерпевала немало преобразований: объединялась с другими школами, была преобразована в женскую 1944-1953 г., затем снова стала смешанной, была базовой пединститута, потом реорганизована в политехническую с трудовым обучением, в экспериментальную общеобразовательную школу – комплекс.
- Итак, продолжаем экскурсию…
- В каком году закончилась ВОВ? (1945 г.)
- Именно в 1945 г. были введены золотые и серебряные медали.
- Кому их дают? (Высказывания детей).
- За период с 1945 по 2002 г. (Сколько лет?) (2002 – 1945 = 57) золотые медали получили (запишите) столько человек, что если самое маленькое трехзначное число увеличить на 6 (106), а серебряные: 130 без 2 (128).
Лауреатами Всероссийской программы «Шаг в будущее» с 1995 по 2002 г. (За сколько лет?) (7) стали 15 человек, из них:

Золотая медаль

Серебряная медаль

Лауреаты

юноши
девушки

35
71

39
89

5
10

- Составьте задачи и запишите выражения. (Если дети составляют простые задачи, помочь составить составные задачи). Каждый записывает свою задачу, свое выражение.
1. Сколько всего медалистов и лауреатов?
2. На сколько больше серебряных медалистов, чем золотых?
3. На сколько меньше лауреатов, чем серебряных (золотых) медалистов?
4. Сколько юношей награждено?
5. Сколько всего девушек награждено?
6. На сколько больше девушек награждено, чем юношей?)

V. Проверка и оценка результатов - Все получили билеты? Без билетные есть? (Если такие оказались, привлекают к следующим заданиям именно их).
- Билеты раздавала не случайно – посмотрите на числа – номера билетов. Что можете сказать? (у кого нет – смотрят пока к соседу) – номер моего билета записан и в тетради).
- Еще раз: чем похожи эти числа?
- Сложите цифры I и II класса в каждом числе (номере билета).
- Что заметили? (Количество единиц I класса = количеству единиц II класса.)
- Как в народе называют такие билеты? («Счастливые»)
- Да, действительно номера ваших билетов совпали с ранее записанными шестизначными числами.
Теперь запишем чему же равна сумма цифр I и II класса каждого билета. (19, 14, 12, 14, 17, 12)
Возможен другой порядок записи, значит, и следующие вопросы будут соответственно изменены.
- Запишите наименьшее число единиц первого разряда этих двузначных чисел. Сколько таких? (22)
- Сложите все единицы второго разряда – запишите. (6)
- Сложите цифры в последнем числе (3)
- Разность цифр первого числа? (8)
- Сумма цифр предпоследнего числа? (8)
(Цифры записаны в строчку: 22-63-88, ставлю дефис сама.)
- Кто знает что это? (Телефон нашего лицея, вам всегда окажут здесь нужную помощь.)
VI. Подведение итогов - Итак, со «счастливым» билетом какую экскурсию совершали?
(Из прошлого нашей школы в настоящее).
-Чему научились?
- Что нового узнали? (Дети называют, я нацеливаю, помогаю)
Кого заинтересуют более подробные сведения, обращайтесь в школьный музей, который находится на втором этаже.
- Молодцы. Все допускаетесь на следующий урок.
Уроку нашему конец, кто не ошибся (хором).
- Молодец!