Тема урока: «Сложение и вычитание многозначных чисел».
Цели урока:
1. Закреплять знания по нумерации многозначных чисел.
2. Усваивать название классов, зная, что каждый класс содержит единицы 3-х разрядов.
3. Отрабатывать вычислительные навыки.
4. Развивать мышление, память, работать над общим развитием ребенка.
5. Воспитывать любовь к школе (лицей) на основе истории школы.
Методы обучения: частично-поисковый.
Оборудование:
1. Историческая справка школы – данные школьного музея.
2. Материал учебника М.И. Моро «Математика 3 кл. (1-3) 4 кл. (1-4)».
3. Проездные билеты.
4. Самодельные учебные пособия: карточки (даты-числа), конверт с заданием, геометрическая фигура – восьмиугольник, ребус, модели золотой и серебряной медалей, фигурки: юноша и девушка.
Структурные элементы урока |
Ход урока (деятельность учителя) Деятельность учащихся (предполагаемые ответы, вопросы) |
||||||||
I. Организация класса | - С каким настроением вы шли в
школу? - Какое чувство испытывали? - Поднимите руку, кто шел пешком в школу? - А кто пользовался общественным транспортом? - Вы входите в транспорт, что обязаны сделать? (Приобрести билет) |
||||||||
II. Целеполагание и мотивация | - Вот и сегодня, на нашем не совсем
обычном уроке математике мы отправимся на
экскурсию. За каждый правильный ответ вы будете
получать проездной билет. Безбилетные
пассажиры на следующий урок не допускаются. А что
это за экскурсия, вы сами скажите в конце урока. - Посмотрите на доску, прочитайте тему: (сообщаю цели образовательные, а развивающие и воспитательные дети сами в конце скажут). - А девиз у нас каков? (Все: «Что угодно мы решим, если только захотим».) |
||||||||
а) Игра «Да-нет» | - У меня в конверте лежит
карточка, на которой записано число, задайте,
пожалуйста, мне вопросы, пытаясь его отгадать. (Оно
однозначное или двузначное?) - Да. Двузначное. (Четное или нечетное?) - Да. Нечетное. (Больше 10, но меньше 20). - Нет. (Больше 20, но меньше 30) - Да. (Ясно. Оно состоит из 2 десятков, а количество единиц самое большое или самое маленькое?) - Да самое большое. (Могут быть и другие вопросы. Это 29). Достаю из конверта 29 - Почему я загадала это число? (Сегодняшнее число) - Запишите в тетрадях число, классная работа. |
||||||||
б) Разминка устно. | - Найдите закономерность в каждой
строчке. (на доске) 178,167,156,145 (Каждое последующее число уменьшается на 11). 320, 160, 80,40 (Уменьшается в 2 раза) 12, 13, 15, 18, 22 (Увеличивается на 1, на 2, на 3, на 4 и т.д.) - Можно ли каждую строчку продолжить до бесконечности? Докажите. (Только третью строчку). |
||||||||
III. Осознание и осмысливание темы урока. | Один ребенок у доски, остальные в
тетрадях записывают под диктовку учителя числа. 865469, 950293, 453408, 194671, 863854, 930345 - Почему мы записали такие числа? (Продолжаем работать с многозначными числами, состоящих из единиц II класса.) - Чем похожи эти числа? (Шестизначные). (Если догадаются, что количество ед. I кл. = кол-ву ед. II кл., если нет, то в конце урока к этому подведу.) |
||||||||
а) Графический диктант | - Приготовились. Начали: 4 клетки
вправо, 4 клетки вниз, 8 клеток вправо, 2 – вверх, 2
– вправо, вниз 6 клеток, влево 14 клеток, вверх 8
клеток. - Какая фигура получилась? (Восьмиугольник) - Это план нашего школьного здания (с погрешностями). - Учитывая, что М: 1 кл. = 1 см., найдите Р этой фигуры. Р = 4 + 4 + 8 + 2 + 2 + 6 + 14 + 8 Р = 48 (см) (на доске эта фигура более крупным планом) - Как найти S (два человека у доски, используя I и II способ). Дети предлагают варианты. Выбирают понравившийся и находят S. S1 = 4 х 8 S = 32 см 2 S2 = 2 х 6 S = 12 см 2 S3 = 8 х 4 S = 32 см 2 S = 32 х 2 + 12 S = 76 см 2 |
||||||||
б) «Цепочка» | - Начертите, как обычно, 7
квадратиков и соедините стрелками: 1886 – 1000 : 2 + 157 х 4 : 100 + 93 Решите «Цепочку». - Это год, в котором было построено здание, план которого вы начертили, т.е. школы. - А как вычислить, сколько лет нашему зданию? (2003-1886 = 117 лет.) - Это много или мало? (Версии детей) |
||||||||
в) Ребус | При условии, что наибольшая цифра в
записи числа «силен», равная 5 стоит в середине, И
= 2, Е = 3 (9382 + 3152 = 12534) - Назовите единицы I класса. - Назовите единицы I разряда. - Сколько всего десятков? Сотен? Тысяч? |
||||||||
IV. Решение примеров и задач с исторической справкой | - Уменьшите это число на 10593. - Сколько получилось? (12534 – 10593 = 1941) - С какой датой связано это число? (Год начала ВОВ) - Так вот: с 1941 – 1943 г. в здании нашей школы размещался эвакогоспиталь № 1591. (Мемориальная доска находится на здании, у входа в школу). - Сколько лет был госпиталь? (Два года – суровые, военные годы) - 1943 да еще 3. Сколько будет? (1946 г.) - 1943-1946 – здесь находилось Сталинградское Суворовское училище. - А через год (в каком году?) (1947 г.) В этом здании, по адресу (назовем хором) (ул. Чалабяна, 17). Разместилась средняя школа № 5 им. М. Горького, куда вас приняли в 1 класс и считалась школой № 5 до 2000 г. - Сколько лет? (2000 – 1947 = 53) - С 2000 г. школа № 5 была переименована в МОУ «Лицей № 3», в котором вы учитесь. Сколько уже лет? (3 года). - Школа претерпевала немало преобразований: объединялась с другими школами, была преобразована в женскую 1944-1953 г., затем снова стала смешанной, была базовой пединститута, потом реорганизована в политехническую с трудовым обучением, в экспериментальную общеобразовательную школу – комплекс. - Итак, продолжаем экскурсию… - В каком году закончилась ВОВ? (1945 г.) - Именно в 1945 г. были введены золотые и серебряные медали. - Кому их дают? (Высказывания детей). - За период с 1945 по 2002 г. (Сколько лет?) (2002 – 1945 = 57) золотые медали получили (запишите) столько человек, что если самое маленькое трехзначное число увеличить на 6 (106), а серебряные: 130 без 2 (128). Лауреатами Всероссийской программы «Шаг в будущее» с 1995 по 2002 г. (За сколько лет?) (7) стали 15 человек, из них:
- Составьте задачи и запишите выражения. (Если
дети составляют простые задачи, помочь составить
составные задачи). Каждый записывает свою задачу,
свое выражение. |
||||||||
V. Проверка и оценка результатов | - Все получили билеты? Без
билетные есть? (Если такие оказались, привлекают
к следующим заданиям именно их). - Билеты раздавала не случайно – посмотрите на числа – номера билетов. Что можете сказать? (у кого нет – смотрят пока к соседу) – номер моего билета записан и в тетради). - Еще раз: чем похожи эти числа? - Сложите цифры I и II класса в каждом числе (номере билета). - Что заметили? (Количество единиц I класса = количеству единиц II класса.) - Как в народе называют такие билеты? («Счастливые») - Да, действительно номера ваших билетов совпали с ранее записанными шестизначными числами. Теперь запишем чему же равна сумма цифр I и II класса каждого билета. (19, 14, 12, 14, 17, 12) Возможен другой порядок записи, значит, и следующие вопросы будут соответственно изменены. - Запишите наименьшее число единиц первого разряда этих двузначных чисел. Сколько таких? (22) - Сложите все единицы второго разряда – запишите. (6) - Сложите цифры в последнем числе (3) - Разность цифр первого числа? (8) - Сумма цифр предпоследнего числа? (8) (Цифры записаны в строчку: 22-63-88, ставлю дефис сама.) - Кто знает что это? (Телефон нашего лицея, вам всегда окажут здесь нужную помощь.) |
||||||||
VI. Подведение итогов | - Итак, со «счастливым» билетом
какую экскурсию совершали? (Из прошлого нашей школы в настоящее). -Чему научились? - Что нового узнали? (Дети называют, я нацеливаю, помогаю) Кого заинтересуют более подробные сведения, обращайтесь в школьный музей, который находится на втором этаже. - Молодцы. Все допускаетесь на следующий урок. Уроку нашему конец, кто не ошибся (хором). - Молодец! |