Проектная методика как способ реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


Многие сельские школы испытывают немало трудностей при обучении иностранному языку. Но в современных условиях иностранный язык востребован и на селе. Поэтому на протяжении многих лет я работаю над повышением мотивационной сферы обучения иностранному языку. По моему мнению, ключом мотивации является индивидуализация учебного процесса. В последнее время все чаще говорят об использовании альтернативной технологии личностно-ориентированного подхода. Обучение иностранному языку требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем какой-либо другой учебный предмет, т.к. индивидуальной прежде всего является речь ученика. И действительно, речь ученика – это средство выражения его сугубо индивидуальных чувств, эмоций, взглядов и т.д. Можно сформулировать следующее правило: любое высказывание ученика должно быть по возможности естественно мотивированным, т.е. исходить как бы из внутреннего «я». Для достижения целей обучения, намеченных современной программой, для развития коммуникативной компетенции учащихся необходимо прежде всего общение. При организации общения лучше применять, по возможности, такие ситуации, которые затрачивают интересы учащихся, связаны с его личным опытом, т.е. в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход. Одним из способов реализации данного подхода и является проектная методика.

В этой статье я хочу рассказать о том, как с помощью проектной работы можно активизировать познавательную деятельность учащихся в обыкновенной сельской школе.

Возможность активизации познавательной деятельности заложена в самом методе проектов. Метод проектов – это дидактическое средство, которое создает предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельность и тягу к новому. Использование метода проектов в процессе обучения иностранному языку способствует применению речевых навыков и умений на практике, в реальной жизни. Другими словами, ученик самым непосредственным образом включается в активный познавательный процесс, самостоятельно осуществляет сбор необходимой информации для решения заданий проблемы, планирует возможные варианты ее решения, делает выводы, анализирует свою деятельность. Проект осуществляется по определенной схеме, можно сказать, пошагово:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта следует соблюдать ряд условий:

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты мы оформляем дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект.

5. Подведение итогов проектной работы.

Очень важно дать возможность всем учащимся выразить свое мнение, обменятся впечатлениями. Каждый проект заслуживает похвалы. В конце данного урока учитель благодарит всех учащихся за проделанную работу.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

В курсе иностранного языка метод, проектов может использоваться практически по любой теме, в любом классе. Существует очень много типов проектов: исследовательские, творческие, информационные и др.

В своей практике я планирую мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть:

– составление и комментирование расписания уроков (6-й класс);

– изготовление макета часов с движущимся стрелками многие другие;

а также большие проекты, например, исследовательские проекты, требующие более длительной подготовки (один месяц и более). Так, над проектом «Мы ищем «следы» немецкого языка в нашем поселке» работали учащиеся нескольких классов. Во время подготовки данного проекта мы составляли опросники для анкетирования (о значении изучения иностранного языка), занимались поиском иностранных слов в повседневном общении, а также в словаре иностранных слов. Здесь же можно назвать и реферат учащихся 11-х классов, имеющий «лингвистическую» направленность – составление двуязычного словаря пословиц.

«Следы» немецкого языка мы искали и с учащимися 10-х классов (это был уже региональный проект), изучая тему «Германия», занимались изучением и поиском товаров в нашем поселке, произведенных в Германии. Если одни ребята составляли список товаров по схеме: продукты питания, промышленные товары, косметика, лекарства, то другая группа работала с пособиями, где рекомендовалась определенная лексика для составления рекламы.

Интересным был проект в седьмом классе, завершающий изучение темы «Город – визитная карточка страны» (по учебнику И.Л.Бим «Шаги 3»). Ученики провели небольшое исследование «Наши родственники и друзья в Германии». А помогали им в этом старшеклассники. В каждой группе консультантом был ученик 11-го класса, помогающий при составлении рассказов о городах и поселках Германии, где проживают родственники и друзья наших земляков. Писали письма, организовывали встречи, собирали сведения о родных, просматривали видеофильмы о родственниках. И теперь, например, Берлин – это не только столица, всемирно известный город, но и город, в котором живет бабушка нашего участника. Весь собранный материал был представлен на заключительном уроке – защите проекта в виде проспектов городов, фотоальбома, карты с обозначенными на ней теперь уже «знакомыми» нам городами.

Очень современная и увлекательная форма работы – составление различных коллажей: мы делаем коллажи «Я и мои родители», «Мы и музыка», «Сохраним нашу природу». С удовольствием ребята выполняют и такие проекты, как ролево-игровые: это инсценировка сказок и песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.

Во время изучения темы «Мы мастерим» в пятом классе, наш кабинет превращается в мастерскую – дети приносят клей, бумагу, цветные карандаши, ножницы, и мы делаем практический проект «Мы мастерим пингвина». Незаметно для себя, мы говорим по-немецки, склеивая, вырезая по шаблонам этого пингвина.

Степень творчества учащихся во многих проектах очень велика, поэтому в большинстве случаев проекты, которые мы выполняли, творческие. Одним из таких творческих проектов является проект «Мы снимаем фильм!» по теме «Киноискусство» в 11 классе (по учебнику Г.И.Ворониной «Немецкий язык, контакты»).

В период работы над проектом я спланировала все уроки по данной теме пошагово, используя на каждом уроке мини-проекты: ролевые игры «Поступление в театральное училище», обсуждение после коллективного просмотра фильма «Звезда» и др. При этом на каждом уроке мы обсуждали уже сделанную работу по выполнению главного проекта – заседания «Клуба кинолюбителей». Класс был поделен на 4 группы, которые были сформированы с учетом психологической совместимости, с учетом места жительства, с учетом личностной ориентации.

1-ая группа – «Хроники» - занимались историей создания фильмов и представляли свой проект в виде «Дерева истории кино».

2-ая группа – «Артисты кино» - сделали коллаж из снимков актеров и приготовили рассказ-загадку о Ч.Чаплине.

3-я группа – самостоятельно сняли фильм о своей деревне, рассказав о достопримечательностях своего села, его людях, о традициях своего народа; прозвучали национальные песни (на башкирском языке). Учениками был составлен сценарий и текст для демонстрации этого фильма, найдены сведения в справочнике «Памятники природы» о своем селе. Здесь же работали и с уже имеющимися видеоматериалами, с компьютером. Были распределены роли каждого ученика: один – режиссер, другой – оператор, художник, продюсер, музыкальный режиссер.

4-ая группа – продемонстрировали видеофильм о родной школе. Им, как будущим выпускникам, было очень приятно снимать свою школу, учителей, одноклассников, пожелавшим им в конце фильма успехов, но уже на английском языке, т.к. в этом классе изучают еще и английский язык.

Проектирование темы «Киноискусство» способствовало активизации языкового материала, обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных умений, расширению кругозора учащихся, а также повышению интереса к родному краю. Последним этапом данного проекта было обсуждение – обмен мнениями по проделанной работе, по просмотренным видеофильмам, оценка самими ребятами своей работы. Перед ними стоит проблема выбора профессии, и они убедились на практике, что профессии, связанные с производством кинофильмов, очень интересны, но и очень трудны. Это имеет огромное значение при подготовке детей к жизни и будущей профессии.

При оценивании результатов проектной деятельности целесообразно использовать рейтинговые виды оценки на основе мониторинга, предусматривающие в том числе и элементы самооценивания: что делали; что понравилось, не понравилось; почему? кто был лучшим? Наконец все проектные работы используются учителем в дальнейшей работе.

В заключение хотелось бы отметить, что данная форма организации учебной деятельности имеет ряд достоинств и приносит положительные результаты. Метод проектов при обучении иностранному языку представляет учителю широчайшие возможности для развития всех речевых умений, для поддержания постоянного интереса у школьников к изучению личностно-ориентированного подхода к обучению.