Тема: “Отношения. Пропорции”.
Цели: обобщить и повторить материал темы, проверить знания учащихся по теме; воспитывать взаимопонимание, дружелюбие, ответственность.
Дополнительные пособия:
- “Дидактический материал по математике”, 6 класс.
- Таблички: “Уравнолог”, “О.дролог”, “Де.дролог”, “Процентолог”, “Пропорциолог”, “Игролог”, “Регистратура”.
- Задания для “специалистов”.
- Плакат “Не навреди”
- Задачи по математике для внеклассной работы в 5-6 классах. М.,1994г.
- Самостоятельная работа.
- Проверка и оценивание самостоятельной работы.
- Работа над ошибками.
Ход урока.
ДМ.
1. № 174 стр.99;
2. № 172 стр.99;
3. № 166 стр.71;
4. № 158 стр.98.
Учащиеся по мере выполнения работы по очереди подходят в “Регистратуру” (к учителю). Работы проверяются и оцениваются (для более быстрой проверки работ учителю желательно иметь готовые решения заданий или привлечь к проверке сильного ученика – старшеклассника).
Для работы над ошибками учитель направляет учащихся к “специалистам”. Учащиеся, не допустившие ошибок в работе, получают отметку “5” и направляются к “Игрологу” (если класс сильный, то “игрологов” может быть несколько учеников из числа старшеклассников).
Каждый из “специалистов” работает по отдельной теме (но он должен быть готов поработать с учащимся над любой ошибкой, допущенной ими в самостоятельной работе).
“Уравнолог” опрашивает теорию уравнений, объясняет решение уравнения из №174 (б) стр.71 (ДМ), а затем работает с учеником над ошибками 1 задания самостоятельной работы.
“О.дролог” опрашивает, как выполняются действия с обыкновенными дробями, объясняет решение примеров в № 1 (в) стр.131 (ДМ) и прорабатывает вместе с учеником ошибки, допущенные при выполнении действий с обыкновенными дробями в самостоятельной работе.
“Де.дролог” опрашивает правила выполнения действий c десятичными дробями, объясняет решение примеров из упражнения № 118 стр.94 (ДМ) и совместно с учениками исправляет ошибки в заданиях 1 и 4 самостоятельной работы.
“Процентолог” спрашивает, что называется процентом, как найти % от числа, число по %, теория закрепляется при решении упражнения № 3 стр.130 (ДМ), а затем исправляются ошибки в заданиях 3 и 4 самостоятельной работы.
“Пропорциологи” (их должно быть не менее двух старшеклассников) очень подробно работают с учащимися над теорией по теме “Отношение. Пропорции” (т.к. именно по этой теме проводится самостоятельная работа), затем с комментированием выполняют упражнения № 180 стр.100 (ДМ), и прорабатывают ошибки, допущенные в самостоятельной работе по данной теме.
“Специалисты” оценивают устные ответы учащихся, ставят отметки за письменную работу в тетрадях и результаты передают в “Регистратуру”.
“Игрологи” предлагают учащимся игры. Это могут быть:
- В каждый из девяти клеток квадрата поставить одну из цифр 1, 2, 3 так, чтобы сумма цифр, стоящих в каждом вертикальном ряду, в каждом горизонтальном ряду, а также по любой диагонали была равна 6.
- Игры со спичками.
Ответы:
1) 1 2 3 2) 3 1 2 3) 2 1 3 4) 2 3 1
3 2 1 1 2 3 3 2 1 1 2 3
2 1 3 2 3 1 1 3 2 3 1 2
а) Из спичек построен “дом” (Рис. 1).
Переложите 2 спички так, чтобы он повернулся
другой стороной (ответ: Риc. 2);
б) Составьте фигуру (Рис.3). Переложите 2 спички так, чтобы получилась фигура из 5 равных квадратов (ответ: рис.4);
в) На коврике 7 цветочков (Рис.5). Требуется тремя прямыми линиями разрезать коврик на 7 частей так, чтобы каждая из них содержала бы по одному цветочку (ответ: Рис.6).
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Отметки за самостоятельную работу, с учетом отметок, выставленных “специалистами” комментируются и вносятся в журнал.
ДМ В-3 №№ 179-181.
В качестве “специалистов” привлекаются учащиеся 7 – 11-х классов.