Цели:
- Закрепить сложение и вычитание трехзначных чисел; отработать взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложения и вычитания; закрепить умение решать составные задачи.
- Развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.
- Воспитывать положительное отношение детей к спорту, занятиям физкультурой.
Оборудование: карточки с примерами для самостоятельной работы учащихся, карточки со словами “быстрота”, “сила”, “выносливость”, “ловкость”.
Ход урока:
- Постановка учебной задачи.
- Математическая разминка.
На доске запись: 2, 11, 28, 60, 201, 7, 90.
Учитель: Какое из этих чисел лишнее и почему?
Дети: 201 – это трехзначное число.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, чему вы учились на последних уроках?
Дети: Учились складывать и вычитать трехзначные числа.
Учитель: Сегодня на уроке мы еще раз закрепим сложение и вычитание трехзначных чисел, используя изученные знания. А может кто-нибудь “откроет” для себя новое знание.
Ребята, недавно в нашей гимназии прошли “Веселые старты”, где команда нашего класса заняла первое место. А вот что и какие физические качества помогли вам стать победителями, вы узнаете, решив следующие задания.
Учитель: Как и в любом виде спорта, у нас на уроке будет разминка. Только разминка математическая.
- На доске примеры: 46+50, 38+46, 84-12, 67-45, 22-5, 90-29, 38+11, 55+19
- Следующее задание.
Учитель: Разбейте эти примеры на две группы по какому-либо признаку.
Дети: В одну группу можно отнести примеры на сложение, во вторую – на вычитание, или в первую группу – примеры на сложение и вычитание чисел без перехода через разряд, а во вторую – с переходом через разряд.
Ученики решают устно, называя только ответы.
Учитель: Молодцы, вы быстро справились с этим заданием. Как и спортсмены, вы проявили такое качество, как “быстрота”.
(На доске появляется карточка со словом “быстрота”)
На доске: 345, 45, 245, 145.
Учитель: Какое число может быть лишним в этом ряду?
Дети: 45 – это двузначное число.
Учитель: Расположите эти числа в порядке возрастания, найдите закономерность, продолжите это ряд.
Дети: 45, 145, 245, 345, 445, 545 и т.д.
Учитель: Молодцы, вы справились и с этим заданием. Вы очень сильны. А это качество необходимо в спорте.
(Переворачивается карточка со словом “сила”)
- Учебные действия.
- Самоконтроль и самооценка.
- Физминутка.
- Решение задач на повторение.
- Итог урока.
Учитель: Ребята, скажите, а для чего нужна спортсменам разминка?
Дети: Чтобы разогреться, подготовить свой организм к более трудному этапу в спортивных состязаниях.
Учитель: Верно. Я думаю, что наша математическая разминка поможет справиться вам с более трудными заданиями.
Итак, переходим к математическому состязанию.
Учитель: Откройте учебники на с. 66, найдите №1, прочитайте задание. (Первый пример, записанный в столбик, решает у доски ученик с объяснением)
_ 325
289
Учитель: Сравните это пример со следующими примерами и найдите их значение, не вычисляя.
Дети: 326 + 289 =
Первое слагаемое увеличилось на единицу, второе слагаемое не изменилось, значит, сумма тоже увеличится на единицу.
325 + 290 =
Первое слагаемое не изменилось, второе слагаемое увеличилось на единицу, значит, сумма тоже увеличится на единицу.
Учитель: Ребята, давайте проверим, правильно ли мы нашли результат.
Как мы умеем проверять действие сложения?
Дети: Действием вычитания.
_615 _615
326 290
289 325
Учитель: Решим следующий пример на вычитание.
Дети:
_800
526
274
801 – 526 =
Уменьшаемое увеличилось на единицу, вычитаемое не изменилось, значит, разность тоже увеличится на единицу.
800 – 527 =
Уменьшаемое не изменилось, вычитаемое увеличилось на единицу, значит, разность уменьшится на единицу.
Учитель: Давайте сделаем проверку.
Дети:
+275 526 801 |
+527 273 800 |
Учитель: Так от чего же зависит результат действий сложения и вычитания?
Дети: От компонентов.
Учитель: На столе у вас лежат карточки с подобным заданием. Используя полученные знания, проверьте себя, справитесь ли вы самостоятельно с заданием.
+146 318 |
147 + 318 = 146 + 319 = |
|
_670 254 |
617 – 254 = 770 – 254 = |
Учитель: Мы с вами так долго и терпеливо решали задания, без единой минуты отдыха, а помогло нам в этом качество, которое необходимо и в спорте.
На доске карточка со словом “выносливость”.
Я предлагаю вам отдохнуть. Все ли вы делаете по утрам зарядку?
Давайте сделаем ее вместе.
Солнце светит нам на парту,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
Учитель: Ребята, в какую спортивную игру любят играть мальчики любого возраста?
Дети: В футбол.
Учитель: А за какую футбольную команду вы болеете?
А каким главным физическим качеством должен обладать вратарь?
Дети: Ловкостью!
Учитель: А футболисты?
Дети: Меткостью!
На доске задача.
За всю спортивную жизнь Яшин забил 145 голов, Блохин на 2 гола меньше, чем Яшин, а Заваров столько голов, сколько Яшин и Блохин вместе. Сколько голов забили за спортивную жизнь все три футболиста?
Учитель: Итак, давайте составим краткую запись в виде схемы. “рис.1”
– Что известно в задаче?
Учитель: О чем спрашивается в задаче?
Что будем искать в задаче – целое или часть?
Дети: Целое.
Учитель: Как найти целое?
Дети: Чтобы найти целое, надо сложить известные части.
Учитель: Все части нам известны?
Дети: Нет.
Учитель: А сможем ли мы их найти?
Дети: Да.
Один ученик решает задачу у закрытой доски по действиям с пояснением, остальные самостоятельно в тетрадях.
Учитель: Ребята, эти физические качества присущи не только футболистам, а еще и другим игрокам – хоккеистам.
А сейчас я проверю, кто же из вас самый сообразительный.
Пришли 3 футболиста и 3 хоккеиста, а всего 5 человека. Может ли так быть?
Дети: Может, если один из них является одновременно и футболистом, и хоккеистом.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, что еще помогает команде стать победителем, и что помогло нам, помимо этих физических качеств?
Дети: Дружба.
Учитель: Чему мы научились? Что нового вы узнали?