Развитие навыков самопрезентации у младших школьников

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  1. Поиск форм и средств, усиливающих выразительность устной речи.
  2. Поиск форм и методов, развивающих артистичность у учащихся.
  3. Поиск игровых форм и методов, формирующих уверенность в себе, чувство собственного достоинства остроту ума и быстрого реагирования на различные ситуации.
  4. Научить детей подать себя, представлять достижения свои и другого человека.
  5. Научить умелому ( умственному) использованию жестов и мимики в общении с людьми.

В начале работы я провела тестирование детей, которое показало насколько дети умеют общаться. По результатам теста вышло, что дети умеют прекрасно слушать своего собеседника, а в разговоре с ним вступают очень редко, особенно если это взрослый человек, то в разговор они не вступают вообще. После этого я пересмотрела и перестроила уроки чтения.

Чтобы стать хорошим собеседником и заставить себя слушать, необходимо уметь ярко и образно говорить. Это может только тот, кто овладел такими техническими умениями, над которыми мы начали работать на уроках.

1 умение. Научились правильно дышать, чтобы обеспечить опору своему голосу. Каждый урок чтения начинали с речевой гимнастики, выучили ряд упражнений, выполнение которых обеспечивает правильную осанку, настраивает наше тело на активную речевую работу:

Упражнение- “Тренировочно -речевая осанка”

вариант “А” – встать спиной к стене, прислоняясь к ней затылком, лопатками и пятками.
вариант “Б” – сесть ровно, плечи развернуть, голову держать прямо перед собой и чуть вниз, подбородок не должен подниматься кверху.

Упражнением научили регулировать речевое дыхание: правильно расходовать воздух при произнесении слова, фразы, мягко, неслышно добирать воздух во время паузы, дышать легко, естественно.

Упражнение “Свеча”

Глубоко вздохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи.

После разученных упражнений на уроках в игровой, шутливой форме повторяли упражнения на считалках, на коротких стишках.

2 умение. Учились дикционно чисто говорить, проговаривая буквы не “склеивая” и не “глотая” окончания слов.

Чтобы этому научиться для этого нужно потренироваться. И на помощь нам пришли скороговорки. Это маленькие тексты обычно содержат максимальное количество “трудных”, “скользких” мест для произношения, но благодаря многократному повторению, вы добьетесь “чистоты выговора”, как писал М. Ломоносов.

Перед каждым произведением у нас была приговорка:

“Говорим четко, внятно, чтобы было всем понятно”.

Начали мы со скороговорок, где большее количество гласных, а потом перешли к согласным, парным, сонорным, щипящим.

3 умение. Говорить, выражая голосом свои чувства, правильно интонируя, придавая голосу окраску. Интонация живой речи выполняет важную роль в общении: она позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера.

Интонация состоит из следующих элементов:

  • мелодики (повышение или понижение голоса)
  • логического ударения;
  • паузы;
  • темпа речи;
  • основного тона высказывания;
  • ритма, мимики и жестов.
  1. Мелодика – повышение или понижение тона голоса
  2. Упражнение: Он пришел. (Чтение ровным голосом)

    Он пришел? (Чтение умеренно – повышенным голосом)

    Снег пошел! ( Чтение повышенным голосом)

  3. Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова
  4. В устной речи мы его выделяем наиболее громким произношением

    Упражнение: на пословицах ( выделяем голосом подчеркнутые слова)

    Кто хочет много знать – тому надо мало спать!
    Кто хочет много знать – тому надо мало спать!

  5. Пауза – это временная остановка в звучании голоса, членящая речевой поток на отдельные части.
  6. Различают несколько видов пауз –

    А) физиологическая или дыхательная, пауза вызвана необходимостью вдохнуть воздух;

    Б) синтаксические паузы – связаны с синтаксической структурой предложения. Синтаксические паузы соответствуют знакам препинания в письменной речи и различаются длительностью:

    , - незначительная пауза
    : - длительная пауза перед пояснением
    - достаточно длительная пауза при сравнении или сопоставлением
    ; - длительная пауза в конце смыслового отрыва
    . – самая длинная пауза

  7. Темп речи – это скорость произнесения звуков, слов и целых фраз. Темп бывает разный и зависит от содержания, смысла высказывания.

темп: медленный, замедленный, средний с ускорением, быстрый, очень быстрый, почти скороговорный

Упражнение: проговаривать скороговорки сначала медленно, потом быстрее, еще быстрее и очень быстро.

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тараторят.

Затем переходим к небольшим стихам:

Хороша зима!
По ней
Мчится поезд из саней.
За кушан или за пояс
Ты держи меня сильней
Чтоб не выпасть из саней

5. Тон (тембр) – это эмоциональная окраска голоса человека.

Тон играет исключительную роль в устной речи. Он отражает самые разнообразные чувства, переживания, душевные состояния человека, передает все оттенки радости и горя, веселья и печали, ласки и грубости, похвалы и порицания.

Тон: убеждающий, уверенный, приказывающий, просительный, радостный, грустный, суровый, ласковый

Упражнение: 1. Произнеси по разному междометие

О!
удивленно
радостно
недовольно
испуганно
маленькое слово
восторженно
нежно
вопросительно
Да!
задумчиво
скорбно
дерзко
иронически

Упражненик 2. Прочитай любую скороговорку разным тоном.

От топота копыт пыль по полу летит.

а) радостно, восторженно(“Как красиво мчатся кони!”)
б) раздраженно, недовольно (Фу, как напылили.)

Упражнение 3. Чтение маленьких стихотворений

Прочитайте стихотворение так, чтобы стало понятно, как относится к футболу мальчик, его тетя, мама, сестра.

Футбол !

Сказала тетя :

  • Фу, футбол! (с пренебрежением)

Сказала мама :

- Фу, футбол! ( с отвращением)

Сестра сказала :

  • Ну, футбол! ( разочарованно)

А я ответил :

  • Во, футбол! (восторженно)

Упражнение 4. Анализ текста, нахождение опорных слов, характеризующих персонаж.

И. Пивоварова.

Тайна (таинственным, интригующим голосом).

Я тебе
Открою тайну,
Никому
Не говори!
Если рано
Ты проснешься,
Если встанешь
До зари
Если тихо
Выпьешь чаю,
Если выйдешь из дверей и т.д.

6. Практика показывает, что школьники часто, читая или рассказывая, либо для устной речи не используют такие средства выразительности, как жесты и мимика, либо используют их неумело. Например , рассказывают о веселом, но с “каменным”, равнодушным выражением лица или наоборот, о грустном, печальном – с усмешкой на лице.

Вся работа над жестами и мимикой была построена в три этапа :

I этап – “Без слов” – Задача этого этапа – познакомить детей с различными видами жестов и мимики, употребляемых в ситуациях, когда можно “сказать” без слов.

II этап – “Жест, мимика и слово”

На этом этапе выясняется вспомогательная по отношению к слову функция невербальных средств: Что скажешь ? Как покажешь? Как выразить на лице ?

III этап – “Слово, жест, мимика”.

На этом этапе жесты и мимика рассматриваются как средства выразительности устной речи.

  1. На первом этапе в начале урока чтения во вводной беседе с помощью анализа речевых игровых ситуаций, текстов, рисунков вместе с детьми мы выяснили, какие бывают жесты и мимика.

Рассматривали рисунки – схемы с изображением различных видов мимики.

Мимика – выражение лица ( учили стихи)

  • удивление
  • испуг
  • радость (Белка очень весела, белый гриб она нашла.)
  • грусть (Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.)
  • улыбка
    (Ваня, Ваня – простота купил лошадь без хвоста
    Сел задом наперед и поехал в огород.)
  • злость
  • слезы (Лев комарика ловил, лапой лоб себе разбил!)

Познакомились с различными видами жестов ( движение рук, головы) и я составила каталог жестов:

ритмические ( считалки)
локальные
указательные ( жест призыва- движение рукой и пальцами в направлении и говорящему; жест остановки – скрещение и разведение рук над головой; жест указания на что – либо или кого – либо, например учитель молча указывает ученику на незакрытую дверь, на ошибку в тетради; жест – просьба тишины – палец у губ и т.д.),
изобразительные :
жест высоты – высокий , низкий;
жест формы – круглый с изгибом.
символические (типа “Идет коза рогатая),
эмоциональные - выражающие состояния и чувства (жест радости – хлопки в ладоши, жесты сочувствия – согласия, несогласия)
этикетные (привет, браво, пока, до свидания),
модальные (да, нет, ладно конечно);
математические ( + , - , х , увеличение на, уменьшение на)

После знакомства с видами жестов и мимики я предлагала различные ситуации, а дети с помощью жестов и мимики изображали соответствующие действия и состояние участников этих ситуаций.

Например :

На уроке - вы решаете задачу на уроке, усиленно думаете, какие жесты вы при этом используете? (Почесываем затылок, прикладываем пальцы к виску, поднимаем глаза)

Дома – вы пришли домой радостные и молча сообщаете маме(папе) что получили “5”. (Поднимаем руку с радостными пальцами и весело улыбаемся)

На улице – вы пытаетесь войти в магазин, но вас останавливает продавец, и молча показывает на табличку “Перерыв на обед”. Какой жест использовал продавец ?

В походе – представьте себе такое : вы в походе у костра. Один мальчик пошел за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то испугался там, на речке. Какие жесты и мимику он при этом использует ?

2. На втором этапе дети осознают вспомогательную роль жестов и этому способствует выполнение таких задач.

1) Чтение друг другу считалок, используя ритмические жесты.

Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашел,
Сам заплакал и пошел.

2) Разучивание небольших веселых стишков, где они использовали различные жесты и мимику.

Няня на ночь Нину мыла
Нина мыла не любила
Но не ныла Нина,
Нина – молодчина

3. На третьем этапе я сформировала у детей понятие о жестах и мимике как средствах выразительности устной речи.

1) Читали небольшие рассказы, басни, отрывки из сказок, разыгрывали эти отрывки, используя необходимые жесты и мимику.
2) Читали по ролям.
3) Инсценировали сказки, где ребята сами изготавливали костюмы героев и действия этих героев оживляли.

И если я сейчас задаю на дом задание : “Прочти выразительно” или расскажи выразительно, у детей нет вопроса: А как это? Они читают и рассказывают ярко, образно заразительно, привлекая внимание слушателей, используя памятку и все свои умения и интонационные элементы.

В результате практических упражнений в выразительном чтении создана была коллективно “памятка” - последовательность действий при подготовке к выразительному чтению.

Памятка

как подготовится к выразительному чтению.

1) Прочитай текст внимательно. Определи, о ком и о чем говорится в тексте, какие чувства, настроение и переживание у героев и автора.
2) Расскажи, как ты относишься к событиям, героям, описаниям картин ?
3) Мысленно представь себе их (или нарисуй).
4) Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять.
5) Продумай и выбери интонацию - средства : тон , темп чтения, логическое ударение.
6). Прочитай сначала текст вслух для себя. Попробуй оживить героев, используя жесты и мимику.
7). Прочитай тест выразительно маме, папе, другу, сестре.

Сейчас свою работу в начальной школе я строю в 4 этапа:

I этап (1 класс) –

Речевая гимнастика – которая развивает у ребят на всех уроках в начальной школе дикцию, учит видеть красоту слова, стоить простые предложения и несложные тексты.

2 этап ( 2 класс) –

Интонационная гимнастика – которая развивает у ребят на всех уроках в начальной школе интонационные средства выразительной речи в слове, предложении, тексте.

3 этап ( 3 класс)-

Язык общения при помощи мимики и жестов.

4 этап ( 4 класс)-

Детский театр- создание в классе театрализованного кружка.

Огромную помощь в работе оказывают собранные мною комплексы игр, упражнений и этюдов, которыми я могу поделиться с другими учителями начальных классов.

    1. Комплекс игр и упражнений, развивающих на уроках в начальной школе средства выразительной речи ( дикцию, паузы, тон, темп, мелодику, логические ударения)
    2. Комплекс этюдов на выражения основных эмоций на уроках в начальной школе.
    3. Комплекс игр и упражнений, развивающих у учащихся речь.
    4. Комплекс игр и упражнений, формирующих уверенность в себе и чувство собственного достоинства.
    5. Каталог жестов и поз.
    6. Комплекс театрализованных игр, диалогов, сценок, инсценированных сказок, стихотворений.