1. Пояснительная записка
Актуальность создания данной программы обусловлена рядом причин, таких как:
- необходимость передачи новому поколению социальных навыков, позволяющих существовать в изменяющемся мире;
- необходимость адаптации и формирования социально-зрелой и эффективно функционирующей личности;
- создание предпосылок для самореализации подростка.
Данная программа разработана для подростков 14-15 лет с учетом их психофизиологических особенностей и предназначена для внеклассных занятий или проведения спецкурса в условиях общеобразовательного учреждения, учреждения дополнительного образования, подросткового клуба, центра внешкольной работы, социально-психологической службы и т.п. Программа представляет собой комплексную систему работы социального педагога с ребенком и объединяет основные виды социально-педагогической деятельности по сопровождению процесса взросления.
В программу включены следующие направления:
- Пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек (ЗОЖ)
- Работа с семьей (РСС)
- Профориентация подростков (ПО)
- Психологическое просвещение (ПП)
- Социально-правовая защита (СПЗ)
Программа рассчитана на освоение в течение одного года. Занятия проводятся в малых группах ежедневно по схеме (схема рассчитана на один месяц, соблюдается на протяжении всего учебного года):
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
ПП |
ЗОЖ |
ПП |
ЗОЖ |
РСС |
ПП |
ЗОЖ |
СПЗ |
ЗОЖ |
РСС |
ПП |
ЗОЖ |
ПП |
ЗОЖ |
РСС |
ПП |
ЗОЖ |
ПО |
ЗОЖ |
РСС |
Основная цель программы: формирование социально-зрелой и эффективно функционирующей личности.
Основные задачи:
- Пропаганда ЗОЖ и профилактика вредных привычек школьников;
- Актуализация процесса профессионального самоопределения подростка;
- Развитие у детей навыков самопознания;
- Формирование знаний о правах и обязанностях человека;
- Повышение уровня воспитательного потенциала семьи;
В основе реализации программы лежит система лекционных занятий, бесед, практических занятий (игры, тренинги, упражнения).
Критериями эффективности деятельности педагога можно считать создание мотивации к ведению ЗОЖ, расширение кругозора подростка психологическими знаниями, профессиональное самоопределение подростков, познание и принятие детьми правил и общественных норм поведения, налаживание благоприятного психологического климата в семье.
2. Учебно-тематический план
№ | Название блока, темы | Общее кол-во часов | В том числе | |
т | п | |||
I блок | Здоровый образ жизни | 72 | 38 | 34 |
1 | Семь компонентов здоровья | 8 | 1 | 7 |
2 | Правильное питание | 8 | 3 | 5 |
3 | Профилактика табакокурения | 8 | 4 | 4 |
4 | Профилактика СПИДа и ЗППП | 8 | 6 | 2 |
5 | Профилактика алкоголизма | 8 | 4 | 4 |
6 | Половое просвещение | 8 | 7 | 1 |
7 | Профилактика наркомании | 8 | 5,5 | 2,5 |
8 | Наш организм | 8 | 7,5 | 0,5 |
9 | Природа и организм | 8 | - | 8 |
II блок | Психологическое просвещение | 54 | 8 | 46 |
1 | Мой внутренний мир | 6 | 1 | 5 |
2 | Я и окружающие меня люди | 6 | 0,5 | 5,5 |
3 | Мои особенности | 6 | 0,5 | 5,5 |
4 | Стиль общения | 6 | 1 | 5 |
5 | Проблемы и трудности | 6 | 1 | 5 |
6 | Достижение цели | 6 | 1 | 5 |
7 | Гармония жизни | 6 | 1 | 5 |
8 | Отношения между людьми | 6 | 1 | 5 |
9 | Стресс. Пути выхода из стресса | 6 | 1 | 5 |
III блок | Работа с семьей | 36 | 4,5 | 31,5 |
1 | Работа с детьми-инвалидами | 4 | 1 | 3 |
2 | Работа с опекаемыми, пожилыми людьми | 4 | 0,5 | 3,5 |
3 | Работа с детьми из неблагополучных семей | 4 | 0,5 | 3,5 |
4 | Работа с малообеспеченными, неполными семьями | 4 | 1 | 3 |
5 | Работа с многодетными семьями | 4 | 0,5 | 3,5 |
6 | Работа с социально-дезадаптированными подростками | 4 | 0,5 | 3,5 |
7 | Работа с детьми, не посещающими школу | 4 | 0,5 | 3,5 |
8 | Работа с детьми беженцев и переселенцев | 4 | - | 4 |
9 | Работа с допризывниками | 4 | - | 4 |
IV блок | Профориентация | 9 | 2 | 7 |
V блок | Социально-правовая защита | 9 | 6 | 3 |
Итого | 180 | 58,5 | 121,5 |
3. Содержание курса.
Блок 1 - ЗОЖ.
Тема 1. Семь компонентов здоровья. (Занятия 1-8)
Социальное, эмоциональное, физическое, профессиональное самочувствие. Окружающая среда. Духовный мир. Интеллект. Жизненный план. Диаграмма здоровья.
Тема 2. Правильное питание. (Занятия 9 - 16)
Как ты питаешься. 10 основ питания. План питания. Пищевые нарушения. Ежедневное питание. Раздельное питание. Меню.
Тема 3. Профилактика табакокурения. (Занятия 17-24)
Куришь? На кол! (Из истории). Отупляющее удовольствие. У нас всего одна жизнь. Факторы риска. Мотивы отказа. Физические упражнения (два занятия). Жить или курить.
Тема 4. Профилактика СПИДа и ЗППП. (Занятия 25-32)
Акция “Вечер зажженных свечей”. Что такое СПИД. Происхождение ВИЧ. Пути передачи, профилактика. Когда ВИЧ превращается в СПИД. Законы ВИЧ. СПИД не спит.
Тема 5. Профилактика алкоголизма. (Занятия 33-40)
Что такое алкоголь. Из истории. Влияние на организм. Последствия употребления (два занятия). Запрет на алкоголь. Моя жизненная позиция. Акция “Спасибо – нет!”.
Тема 6. Половое просвещение. (Занятия 41-48)
Познай себя. Правила гигиены (для мальчиков). Правила гигиены (для девочек).
Венерические заболевания. Как сказать нет. Секс за и против. Контрацепция (два занятия).
Тема 7. Профилактика наркомании. (Занятия 49-56)
История о наркотиках. Виды. Признаки употребления. Кроссворд на слово “Наркотик”. Скажи, нет наркотику. Акция “На грани”. Мифы о наркомании. Закон и наркотики.
Тема 8. Наш организм. (Занятия 57-64)
Гигиена организма. Зрение. Слух. Обоняние. Осязание. Ротовая полость. Мир внутри меня. Правила здорового образа жизни. Мой валеологический самоанализ.
Тема 9. Природа и организм. (Занятия 65-72)
Игры, экскурсии.
Блок 2.Психологическое просвещение.
Тема 1. Мой внутренний мир. (Занятия 1-6)
Познание мира. Я и школа. Познай себя. Правила любви. Тренинг “Познавая себя” ч.1,2.
Тема 2. Я и окружающие меня люди. (Занятия 7-12)
Как правильно вести себя с взрослыми. Взаимоотношение со сверстниками. Мой оптимизм. Трудная ситуация, а может быть и нет. Тренинг “Среди людей” ч.1,2
Тема 3. Мои особенности (Занятия 13-18)
Психологические особенности подростка. Шутки шутками, а обидеть можно. Моя самостоятельность. Тренинг “Голосуйте за меня” ч.1,2.
Тема 4. Стиль общения (Занятия 19-24)
Кем быть? Счастье – это когда тебя понимают. Люди или дело. Мотивы наших поступков. Тренинг “Мой стиль общения” ч.1,2.
Тема 5. Проблемы и трудности. (Занятия 25-30)
Если ты попал в беду. Я не знаю, что делать, я не хочу жить. Любите ли вы оправдываться? Побег из дома. Тренинг “Предприниматель” ч.1,2
Тема 6. Достижение цели (Занятия 31-36)
Как достичь цели. Меня впервые бросили. Моя уравновешенность. Мои идеалы. Тренинг “Друг для друга” ч.1,2.
Тема 7. Гармония жизни (Занятия 37-42)
Красота и здоровье. Хочу ребенка, но еще так рано. Манипулятор. Мир душевной жизни. Тренинг “Я - лидер” ч.1,2.
Тема 8. Отношения между людьми (Занятия 43-48)
Взаимность, любовь, дружба. Язык взаимоотношений. Приятный собеседник. Секреты семейного благополучия. Тренинг “Твое будущее” ч.1,2.
Тема 9. Стресс. Пути выхода из стресса. (Занятия 49-54)
Неудовлетворенность своей внешностью. Экзамены, стрессы, неврозы. Настоящий друг. Вечная любовь. Есть ли она? Тренинг “Стресс” ч.1,2.
Блок 3 Работа с семьей.
Тема 1. Работа с детьми инвалидами (Занятия 1-4)
Патронаж семей, где родители инвалиды. Дети инвалиды – “группа риска”. Родители и школа. Праздник знаний.
Тема 2. Работа с опекаемыми, пожилыми людьми. (Занятия 5-8)
Патронаж детей, находящихся под опекой и попечительством. Опекаемые дети – группа риска. Рисунок семьи. “А ну-ка, бабушки!”
Тема 3. Работа с детьми из неблагополучных семей (Занятия 9-12)
Патронаж детей из неблагополучных семей. На учете в ОДН – группа риска. Межличностные отношения. Взаимное восприятие. Осеннее кафе “Последний день осени”
Тема 4. Работа с малообеспеченными, неполными семьями (Занятия 13-16)
Патронаж малообеспеченных семей. Неполные семьи – группа риска. Дела семейные и бракоразводные. Новый год.
Тема 5. Работа с многодетными семьями (Занятия 17-20)
Патронаж многодетных семей. Многодетные семьи – группа риска. Типы семей. Рождество.
Тема 6. Работа с социально дезадаптированными подростками (Занятия 21-24)
Патронаж социально дезадаптированных подростков. Дети, имеющие отклонения в физическом и психическом развитии. Дневники или тайны от родителей. День Защитника Отечества.
Тема 7. Работа с детьми беженцев и переселенцев (Занятия 25-28)
Патронаж детей, не посещающих школу. Не посещающие школу дети – группа риска. Принципы отношений родителей с детьми. 8 марта “Женский день”
Тема 8. Работа с детьми беженцев и переселенцев (Занятия 29- 32)
Патронаж детей беженцев и переселенцев. Беженцы и переселенцы – группа риска. Акция “Здоровая семья” Юморина.
Тема 9. Работа с допризывниками. (Занятия 33-36)
Патронаж семей допризывников. Допризывники – группа риска. “Если бы я был…” “Ура каникулы?”
Блок 4. Профориентация.
Тема. Профориентация подростков (Занятия 1-9)
Входная диагностика. Типы и особенности профессии. Здоровье и профессия. Профессиональные намерения. Путь к профессии. Экзамены – отступать некуда. Выпускнику школы. Абитуриентский минимум. Ярмарка профессии.
Блок 5. Социально – правовая защита.
Тема. “Я - гражданин 21 века” (занятия 1-9)
Равноправие с рождения. Конвенция о правах ребенка. Государство и право. Закон и порядок. Трудовое право. Уголовная и административная ответственность. “Я - гражданин 21 века”. Взыскание и наказание. Мы - граждане России. Я обязан. Я имею право.
4. Требования к уровню подготовки учащихся.
После окончания курса “Дорога к себе” учащиеся должны иметь знания по ряду вопросов:
- Как устроен человек, как он изменяется в процессе жизни, способы сохранения здоровья: достижение гармонического состояния, профилактика табакокурения, наркомании, алкоголизма, СПИДа и ЗППП, о правилах питания и витаминах.
- О своих личностных способностях: темпераменте, характере, эмоциональной и волевой сфере, о возрастных особенностях, разрешении кризисных ситуаций.
- О встрече с будущей внешкольной жизнью и деятельностью, знать об особенностях взаимоотношений в семье. Обладать целостной картиной мира, представлять себе причины и видеть следствия разных проявлений природы и социума.
- О профессиональном самоопределении и развитии способностей, самостоятельному ответственному выбору профессии в условиях рынка труда.
- Об уголовной и административной ответственности, трудовом праве, конвенции о правах ребёнка.
Учащиеся должны уметь:
- Правильно питаться, выполнять рекомендации по профилактике табакокурения, алкоголизма и т.д. Уметь сохранять своё здоровье.
- Общаться, ориентируясь на собеседника, строить бесконфликтные отношения с людьми, уметь контролировать свои действия, поведение.
- Уметь вникнуть в суть проблемы, владеть приёмами, уметь находить оперативные решения, достигать согласия с собеседником, выработать индивидуальную стратегию и тактику эффективного общения.
- Уметь правильно выбрать профессию, продуктивно работать, иметь организаторские способности, применять теоретические знания о профессии на практике.
- Уметь отстаивать свои права и обязанности. Применять на практике знания по трудовому, административному и уголовному праву.
5. Учебно-методическое обеспечение.
Проведение программы “Дорога к себе” требует следующих материалов:
- бумаги для рисования, сочинений, записей, тестирований, диагностик.
- наборы цветных карандашей или фломастеров, ручки, простые карандаши, маркеры.
- вспомогательные материалы, информационные листы по темам ЗОЖ, СПЗ, РСС, ПО, ПП.
- спортивный инвентарь.
Необходимо наличие магнитофона и аудиокассет для музыкального сопровождения упражнений, наличие видеомагнитофона и видеокассет для проведения занятий.
Помещение для проведения занятий должно позволять расставить по кругу не меньше 15 стульев и 5 столов. Желательно создать в помещении обстановку комфорта и свободного общения..
6. Сведения об авторах.
Ф.И.О. | Место работы, должность | Сведения об образовании, пед. стаж | Домашний адрес, телефон |
Робертус Лариса Ивановна | Социально-психологическая служба “Пульс”, руководитель (психолог) |
средне-спец. СПУ высшее НТГПИ 2-е высшее УрГУ им. Горького, пед. стаж 8 лет |
г. Краснотурьинск, ул. Рюмина, д.13, кв.38 дом. тел. 3-74-08 раб. тел 2-43-08 |
Орт Екатерина Викторовна | Социально-психологическая служба “Пульс”, специалист по социальной работе |
средне-спец. СПУ, незаконч. высшее УрГПУ, пед. стаж 5 лет |
г. Краснотурьинск, ул. Попова, д.53,кв.23 дом. тел 4-06-18 раб. тел. 2-43-08 |
Букина Анастасия Дмитриевна | Социально-психологическая служба “Пульс”, социальный педагог |
средне-спец. СПУ, незаконч. высшее УрГПУ, пед. стаж 2 года |
г. Краснотурьинск, ул. Мира, д.66, кв. 23 дом. тел. 89222299626 раб. тел. 2-43-08 |
7. Аннотация.
Образовательная программа “Дорога к себе” предназначена для формирования социально – зрелой и эффективно функционирующей личности.
Представленная программа состоит из 5 блоков:
- Здоровый образ жизни
- Психологическое просвещение
- Работа с семьёй
- Профориентация
- Социально – правовая защита
Программа рассчитана на 1 год обучения, 180 часов. В процессе занятий предполагается использовать широкий спектр диагностических методик, игр, развивающих упражнений, экскурсий. Работа осуществляется с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов. Знакомясь с программой, подростки имеют возможность самостоятельно сформировать картину мира, определить ценности и идеалы, выбрать свой жизненный путь.
Комплексная программа социально-педагогической поддержки подростков “Дорога к себе”
предполагает наличие стимульного материала, который разработан для подростков в качестве вспомогательных заданий и упражнений к некоторым занятиям. В качестве примера мы приводим ниже следующие материалы:
- “Я - сила” - речевой конструктор. (Блок 2. Тема 2. Занятие 2.)
- “Стресс” - тест (Блок 2. Тема 9. Занятие 2.)
- “Пищевая пирамида”, “Витамины”- таблицы (Блок 1. Тема 2. Занятие 5.)
- “Дорога к себе” - опросник (Блок 2. Тема 1. Занятие 3.)
Полный комплект стимульного материала разработан и содержится у составителей программы. Все заинтересованные лица могут направить письменный запрос по адресу:
624440,
Свердловская область,
город Краснотурьинск,
улица Молодежная, дом 19,
Социально-психологическая служба “Пульс”
с обязательным указанием почтового адреса, адреса электронной почты (если есть), контактных телефонов, названия организации и ФИО представителя, с кем необходимо связаться.
Имя Дата
“Я” - сила.
Вместо следующих высказываний содержащих упреки, составьте предложения с помощью речевой конструкции: Я чувствую, когда ты… ; потому что… ; и я хочу (нуждаюсь)… Эти предложения помогут выйти из конфликтной ситуации.
________________________________________
________________________________________
1. Ты всегда берешь мой плеер, и его никогда нет, когда он нужен!
________________________________________
________________________________________
2. Ты никогда не слушаешь меня, когда я говорю!
________________________________________
________________________________________
3. Ты всегда поздно приходишь домой!
________________________________________
________________________________________
4. Ты никогда не возвращаешь деньги, которые у меня занимал, и у меня нет денег на завтрак!
________________________________________
________________________________________
5. Ты никогда не звонишь мне, когда обещаешь, и я сижу дома и всю ночь жду твоего звонка!
________________________________________
________________________________________
6. Ты никогда не даешь мне пользоваться компьютером, когда мне надо!
________________________________________
________________________________________
7. Ты всегда находился со мной, в моей комнате, а сейчас некоторые из моих вещей пропали!
Стресс.
№ | Жизненные утверждения | Баллы |
1 | Женитьба | 101 |
2 | Незапланированная беременность | 92 |
3 | Смерть родных | 87 |
4 | Получение травмы, уродства | 81 |
5 | Развод родителей | 77 |
6 | Незапланированное отцовство | 77 |
7 | Желание употреблять наркотики и алкоголь | 76 |
8 | Тюремный приговор одного из родителей | 75 |
9 | Снижение материального достатка родителей | 69 |
10 | Смерть брата или сестры | 68 |
11 | Изменение равенства в группе | 67 |
12 | Сестра - мать одиночка | 64 |
13 | Открытие существующего усыновления | 64 |
14 | Брак родителя с приемным родителем | 63 |
15 | Смерть друга | 62 |
16 | Врожденное уродство | 62 |
17 | Заболевание и госпитализация | 58 |
18 | Провал экзамена | 56 |
19 | Перевод в новую школу | 56 |
20 | Неспособность выучить дополнительную тему | 56 |
21 | Болезнь или госпитализация одного из членов семьи | 55 |
22 | Тюремное заключение одного из членов семьи | 53 |
23 | Разрыв с другом (подругой) | 53 |
24 | Начало свидания | 51 |
25 | Исключение из школы | 50 |
26 | Рождение брата или сестры | 50 |
27 | Увеличение числа аргументов со стороны родителей | 47 |
28 | Усиление вражды между родителями | 46 |
29 | Плохая работа родителей | 46 |
30 | Снижение персональных достижений | 46 |
31 | Изменения финансового статуса родителей | 45 |
32 | Поступление в колледж по выбору | 43 |
33 | Переход в 10-11 класс | 42 |
34 | Тяжелая болезнь друга | 41 |
Инструкция: из приведенных выше утверждений отметь те, которые имели место в твоей жизни за последний год. Подсчитай баллы и увидишь величину своего стресса.
Величина вашего стресса
Что ты думаешь о величине своего стресса, и что нужно изменить для твоего наилучшего самочувствия?________________________________________________________
Пищевая пирамида – руководство для ежедневного питания.
Хлебная группа
(злаковая) 6-11 наименований |
Фруктовая группа
2-4 наименований |
Овощная группа
3-5 наименований |
Мясо или
чередование групп
2-3 наименования |
Молочная группа другие
содержащие кальций продукты
2-3 наименования |
||||
Включает в себя: | ||||||||
1 ломтик хлеба или обеденная булочка, 30 гр. готовых употреблению овсяных хлопьев, 1/2 чашки приготовленных овсяных хлопьев, риса, макарон или кукурузных хлопьев, 1/2 бутерброда с ветчиной, сдобная булочка, 1 пирожное, 4 блинчика или 4 вафли, 3-4 легких крекера, 2-3 чашки поп – корна. |
1 средний фрукт такой как: банан, яблоко или апельсин, 1/2 чашки нарезанных, приготовленных или консервированных фруктов, 3/4 чашки сока 1/4 чашки сухофруктов, Витамин А содержит: абрикос Витамин С содержат цитрусовые, фрукты и соки: апельсиновый, грейфрутовый, мандариновый, Дыня, клубника. |
1 Чашка сырых овощей и листьев, 1/2 чашки других овощей, приготовленных или нарезанных сырыми, 3/4 чашки овощного сока, 1/2 чашки приготовленной сухой фасоли, чечевицы и 30 гр мяса, Витамин А содержит: морковь, сладкий картофель, брокколи, салат, зеленый турнепс, Витамин С содержат: овощи особенно сырые: брокколи, капуста, цветная капуста, сладкий перец. |
60-90 г постного мяса, домашняя птица или рыба, С мясом сочетается: 1/2 чашки приготовленных сухих бобов, гороха, чечевицы, - 1 яйцо, 2 столовые ложки арахисового масла, 1/3 орехов, зерна Полная сумма этих наименований равняется 150-200 гр приготовленного постного мяса домашней птицы или рыбы. |
1 чашка молока или йогурта 45 г, натурального сыра 60г обработанного сыра, 2 чашки деревенского сыра, 1 чашка молочного пудинга из яиц и молока, 1.5 чашки мороженого, холодного молока, замороженного йогурта. Содержащие кальций продукты из других групп: 90г консервированных сардин (с костями), 300г обработанного кальция (мел). Подросток должен употреблять 3 наименования из этой группы. |
||||
Ограничение жирного и
сладкого Вершина пирамиды обозначает жиры, масло, сладости. Это такая пища, как: прованское масло, крем, сливочное масло, маргарин, сахар, конфеты, сладкие десерты. Продукты, содержащие алкоголь тоже являются часть этой группы. В такой пище большой запас калорий, мало витаминов и минералов. Большое количество людей употребляет продукты из этой группы. | ||||||||
Минералы | Источники | Главная функция | Эффект от недостатка минерала | Эффект от передозировки минерала | ||||
Кальций |
Молоко и молочные продукты; темно-зеленые овощи, листья салата |
Помогает росту и сохранению костей и зубов; укрепляет мышцы и нервную систему очищает кровь |
Рахит у детей, остеопороз у взрослых. |
Интоксикация организма |
||||
Фосфор | Мясо, яйца, птица, рыба, молоко и молочные продукты | Помогает росту и сохранению костей и зубов; энергия метаболизма | Слабость, боли | Может привести к дефициту кальция | ||||
Магнезия | Зеленые овощи и орехи, хлебно – злаковая пища |
Помогает росту костей, образованию белков, сокращает мышцы, энергия метаболизма |
Слабость, внутреннее расстройство | Интоксикация организма | ||||
Сода | Столовая соль, обработанная пища | Помогает сохранить водный баланс, действие нервных окончаний | Боли в мышцах | Высокое кровяное давление | ||||
Хлор | Соль, соевый соус, обработанная пища | Помогает сохранять водный баланс, действие нервных окончаний | Потеря аппетита | Рвота | ||||
Калий | Овощи, фрукты, мясо, птица, рыба | Сохраняет водный баланс, является строителем белков, улучшает работу сердца и нервной системы | Мышечная слабость, угроза сердечной деятельности | Мышечная слабость, рвота | ||||
Сера | Молоко и молочные продукты, мясо, птица, рыба, орехи | Формирует в организме аминокислота и витамин В | Интоксикация организма | Интоксикация организма | ||||
Йод | Морские продукты, йодированная соль | Помогает при метаболизме в качестве гормона | Увеличение зоба; внутреннее и физическое замедление развития в младенчестве | Нарушения обмена веществ | ||||
Железо | Красное мясо, морские продукты, зеленые овощи, злаки, сухофрукты | Повышает уровень гемоглобина в крови, энергия в метаболизме | Анемия (слабость, бледность, одышка) | Нарушения работы печени и сердца | ||||
Селен | Морские продукты, натуральное мясо | Уменьшает воздействие вредных веществ | Мышечная слабость и боль, нарушения работы сердца | Тошнота, нарушение в ЦНС, усталость. | ||||
Цинк | Мясо, птица, морские продукты, молоко, хлебно-злаковая пища | Входит в состав многих веществ, которые помогают восстановить внешние физиологические процессы | Замедление роста у детей, замедления заживления ран | Тошнота, диарея | ||||
Флорин | Рыба, вода, обогащенная флорином, животная птица | Делает крепкие зубы и кости | Гниение зубов | Появления желтизны на зубах |
Растворенные в жирах | Витамин | Источники | Главная функция | Эффект от недостатка витаминов | Эффект от переизбытка витаминов |
А | Печень, яйца, сыр, молоко, желтые, оранжевые, темно-зеленые овощи и фрукты | Поддерживание здоровье кожи, зубов, костей, волос, сохраняет зрение | Снижение зрения, огрубение кожи, слезливость, медленное развитие костей и зубов | Ухудшения зрения, головная боль, усталость, нарушения работы печени и ЦНС | |
Д | Молоко, яйца, печень. | Укрепление костей и зубов, увеличение содержания кальция и фосфора в организме | Рахит у детей (недоразвитие костей и зубов) | Отложения кальция в организме, снижение слуха | |
Е | Маргарин, растительное масло, зародыши пшеницы, все зерновые, зеленые овощи | Поддержание гемоглобина в крови, увеличение содержания витамина А и жиров | Разрушение красных кровяных телец | Интоксикация организма | |
К | Зеленые овощи, печень, бифидо- бактерии. | Сохранение свертываемости крови | Низкая свертываемость крови | Интоксикация организма | |
Растворенные в воде | В1 | Свинина, печень, хлебно-злаковая пища | Образование углеводов, улучшение работы ЦНС | Ухудшение работы нервной системы сердца и мышц | Интоксикация организма |
В2 | Молоко, яйца, мясо хлебно-злаковая пища | Образование углеводов белков, жиров при метаболизме | Разрушение кожного покрова, повышенная светочувствительность глаз | Интоксикация организма | |
В3 | Птица, мясо, рыба, злаки, орехи | Поддерживание энергии при метаболизме | Диарея, кожная аллергия, депрессия | Язва, дисфункция печени | |
В6 | Мясо, птица, рыба, злаки, зеленые овощи | Образование белков, жиров и углеводов при метаболизме | Кожная аллергия, анемия | Зависимость, депрессия, раздражительность | |
В12 | Мясо, рыба, птица, яйцо, молоко, сыр. | Поддерживание здоровья нервной системы повышение содержания гемоглобина в крови | Анемия, усталость | Интоксикация организма | |
Фолит | Зеленые овощи | Помощь при формировании гемоглобина и белков | Анемия, диарея | Интоксикация организма | |
Пантоксиниловая кислота | Натуральное мясо, птица, рыба, яйца, злаки | Поддержание энергии при метаболизме | Рвота, бессонница, усталость | Диарея | |
Виотин | Мясо, птица, рыба, яйцо, горох, банан, дыня | Поддержание энергии при метаболизме | Сердечная недостаточность, кожные реакции, снижение аппетита | Интоксикация организма | |
С | Цитрусовые, зеленые овощи, дыни, картофель, томаты | Укрепление костей, зубов, кожи, увеличение сопротивляемости к инфекциям | Цинга, кровоточивость десен, болезнь зубов, появление незаживающих ран | Зависимость, тошнота, диарея |
________________________________________
Имя
________________________________________
Дата
“Дорога к себе”
________________________________________
Дорогой (свое имя)
- Опиши свой внешний облик (рост, вес, цвет волос, цвет глаз)
- Кем ты себя видишь? (“лидер”, “тихоня”, “душа компании”, “единоличник” и т.д.)
- Кто ты в глазах других?
- Чем ты любишь заниматься в свободное время?
- Имена трех твоих самых лучших друзей.
- Ты принимаешь решения самостоятельно или прислушиваешься к мнению других.
- Твое любимое блюдо?
- Какую музыку ты любишь? Любимая песня.
- Твоя любимая телепередача.
- Чего ты хочешь добиться в ближайшие четыре года.
- Какие два качества тебе нравиться в себе больше всего?
- Какие два качества ты бы хотел изменить в себе?
- Опиши свое отношение к табаку.
- Опиши свое отношение к алкоголю.
- Опиши свое отношение к наркотикам.
- Опиши свое отношение к случайным половым связям.
- Кто повлиял в наибольшей степени на твою жизнь? Почему?
- Что бы ты хотел изменить в своей жизни для улучшения собственного здоровья?
- Что бы ты еще хотел дополнить?
Вспомни себя, пять лет назад?
Как изменились твои взгляды?
Кем ты видишь себя через пять лет?
В будущем для улучшения самочувствия я планирую:
________________________________________
Личная подпись: ________