Цели и задачи:
- Изучение особенности строения и жизнедеятельности главнейших представителей голосеменных хвойных растений.
- Воспитание интереса и любви к природе родного края и города, формирование умения исследовательской работы.
- Овладение навыком работы с окнами; знакомство с новыми компьютерными программами Excel, Power Point.
- Закрепление умений работы в Paintbrush и Microsoft Word.
Оборудование:
Диапроектор и рабочие слайды;
Плакат “Сосна”;
Плакат “Уссурийская тайга”;
Иллюстрация В.Васнецова “Снегурочка”;
Художественная живопись на данную тематику;
Коллекция “Виды древесины”;
Коллекция “Шишки голосеменных растений”;
Микропрепарат “Строение хвои сосны”;
Микроскоп и лабораторное оборудование;
Линейки;
Раздаточный материал “Сосна”;
Гербарии;
Образцы коры сосны и ели;
Свежие ветви сосны, ели и можжевельника;
Объемные схемы;
Таблички “Новые понятия”;
Цитаты на стендах: “Обучая других, мы обучаемся сами” Сенека
“Всю свою жизнь я любил, люблю и буду любить умственный труд” И.П. Павлов
Инструктивные карты к лабораторной работе №13.
Таблички–заголовки.
Оформление доски:
Записанное домашнее задание; дата и тема.
Цели.
Биология: Изучить условия жизни и особенности строения сосны и ели.
Информатика: познакомиться с новыми программами Excel и Power Point. Закрепить умение работать с окнами и папками в ОС Windows`95–98.
Общая и главная: показать интеграцию биологии и информатики в учебном процессе.
Алгоритм работы:
Таблички с новыми понятиями:
Голосеменные;
Электронная таблица Excel;
Сосна – Pinus silvestris
Ель – Picea abies
Графический редактор Paint
Объемные схемы.
Секторы учебного кабинета:
№1. Рабочие места.
Персональные компьютеры; рабочие и лабораторные тетради.
Инструктивные карты к лабораторной работе №13.
№2. Лаборатория.
Микропрепарат “Строение хвои сосны”;
Микроскоп и лабораторное оборудование;
Линейки;
Раздаточный материал “Сосна”;
Гербарии;
Образцы коры сосны и ели;
№3. Вернисаж.
Плакат “Сосна”;
Плакат “Уссурийская тайга”;
Иллюстрация В. Васнецова “Снегурочка”;
Художественная живопись на данную тематику;
№4. Уголок леса.
Коллекция “Виды древесины”;
Коллекция “Шишки голосеменных растений”;
Свежие ветви сосны, ели и можжевельника;
Заранее: Подготовить рабочие места; разложить карты “Цели”; разложить раздаточный материал, карандаши, линейки и инструктивные карты для лабораторной работы.
Ход урока.
Организационный момент.
Со звонком уч–ся заходят и встают у своих рабочих мест.
Учитель Здравствуйте. Садитесь. Запишите в дневниках домашнее задание: п.___ и конспекты. В своих рабочих тетрадях запишите число – 23.12 и тему – “Сосна и ель – представители голосеменных растений”. Уч–ся делают запись. На выданной вам карте распечатан алгоритм урока. Вложите карту в свои рабочие тетради . “Рис. 1”. А теперь посмотрим на доску. Цели нашего урока (прочитать с доски). Работать мы будем по алгоритму: (прочитать). В качестве лаборанта сегодня – … Запишите в свои тетради новые понятия: (прочитать). |
Объяснение новой темы.
Сосна, ель и другие
хвойные растения (обратить внимание на Лесной
уголок) относятся к группе голосеменных. Взять сосновую шишку и показать ее уч–ся. Посмотрите, пожалуйста, на эту шишку. Как вы считаете, почему хвойные растения относят к голосеменным? Ожидаемый ответ: Потому что семена лежат открыто на чешуйках, а не созревают внутри плодов. Правильно. Как вы считаете, какое растение может иметь такие шишки? Ожидаемый ответ: Сосна. Спасибо. Да, это действительно, сосна. Интересное сообщение о сосне подготовили … Пожалуйста! 1 уч–ся Рассказ о сосне с помощью гербария, плаката, образцов коры. 2 уч–ся Рассказ о сосновой хвое с помощью объемной схемы и живой ветви. Учитель Спасибо. Ребята садятся на свои рабочие места. Запишем в своих тетрадях: Сосны обладают большой экологической пластичностью. То есть, способны приспосабливаться к разным условиям. Сосна – особое дерево для нашего города. Представитель экологической группы расскажет вам о том, как сажают сосны. Лаборант занимает место у проектора. Учащийся Выступление представителя экологической группы с демонстрацией двух слайдов. “Рис.2” , “Рис.3”. Учитель Спасибо. Показывая на слайд. Посадка сосен – тяжелая, но благородная работа. Но так относятся к соснам не все жители нашего городка. Я, как и вы, думаю, что тот, кто посадил сосну своими руками, никогда не принесет ей вред. Ведь сосна – единственное дерево – используемое человеком полностью! Но главную пользу она приносит, когда не срублена. Запишем в своих тетрадях: Сосны выделяют в воздух бактерицидные вещества. Уч–ся делают запись. Посмотрите на наш Лесной уголок! Вынуть и показать ветви ели. Ель так непохожа на сосну! Сколько сказок, песен, картин посвящено ели (Обратить внимание на вернисаж). Показать картину Васнецова “Снегурочка”. Всегда темно и тихо в еловом лесу. Таким увидел лес поэт – декабрист Рылеев:
О ели расскажет нам … с помощью мультимедийной презентации. Учащийся Рассказ о ели и показ заранее сделанной учащимися мультимедийной презентации на тему “Ель”. Учитель С микроскопическим изучением хвои сосны и ели вы познакомитесь при выполнении лабораторной работы №13. Внимательно изучите выданные вам инструктивные карты. “Рис.4”. Уч–ся берут инструктивные карты со своих рабочих мест и изучают. Цель работы – сравнить ель и сосну по типичным признакам. Обратите внимание на три блока вашей работы. Первый блок – работа с раздаточным материалом и заполнение таблицы. Второй – Проверочная работа в Microsoft Word. Вопросы для проверочного задания. Почему в лесу нижние ветви у сосны всегда отмирают? Ответ: Почему во время бури ветер выкорчевывает ели с корнем? Ответ: Как располагается хвоя на ветках сосны? Ответ: Перечислите известные вам хвойные растения. Ответ: Третий блок – изучение микропрепарата и графического файла. Приступаем к выполнению. Выполнение лабораторной работы. Итак, мы завершаем алгоритм нашей работы. Я предлагаю вам ответить на вопросы:
Уч–ся отвечают на поставленные вопросы. Очень интересные вопросы группе подготовил_________(вопросы заранее готовит ученик). Уч–ся встает и задает вопросы. Выслушиваются ответы, уточняются правильные. Для получения контрольной оценки откройте в папке “Наш урок” файл “Тест” из пяти заданий. В электронной таблице перейдите на “Начало” и внимательно прочитайте правила. Будьте очень внимательны. Помните, что букву ответа вы вводите на английском языке! Ребята работают в Excel. В это время подготовить головной компьютер для просмотра мультимедийных фрагментов. Выставленную вам компьютером оценку поставьте в свои дневники. Пройти и расписаться в дневниках. Как вы считаете, сумели ли мы достигнуть все три цели нашего урока? Выслушать ответы. А теперь давайте посмотрим небольшие мультимедийные клипы, предоставленные нам компанией ВВС по электронной сети Интернет. Включить мелодию Dido “Thank You”. Просмотр клипа №1. Еловый лес. Комментарий: Ели занимают огромные заболоченные пространства в тайге. Корни ели стелются на болотах сразу под слоем мха. Поэтому так много поваленных ветром деревьев. Ель – и корм, и жилье для многих животных. Просмотр клипа №2. Сосновый лес. Комментарий: Сьерра – Невада, Калифорния. Здесь, на болотах, была случайно спилена геологами маленькая, невзрачная сосенка. Когда решили посчитать ее возраст по годичным кольцам, выяснилось, что было ей 4844 года. А это знаменитая сосна Ламберта, она достигает в высоту 120 метров, а размер ее шишки – полметра. Просмотр клипа 33. Прорастание сосны. Комментарий: Это редкие кадры. Вы наблюдаете прорастание семени сосны в альпийских горах. Очень красиво и как удивительно! Всем спасибо за работу на уроке. До свидания! |