Школьных воспитательных систем становится все больше и они становятся все разнообразнее. И это связано с тем, что появляются школы различных типов, растет педагогическое мастерство в ОУ, изменяется организация жизнедеятельности школьных коллективов, что создает специфику и в отборе содержания воспитания, и в формах учебно – воспитательного процесса, и в формах организации детей, и в постановке целей.
Мы исходим из того, что воспитательная система воплощает в себе совокупную деятельность школы, которая реализуется в 3 сферах: в процессе обучения, во внеклассной образовательной сфере, во внеучебной. Для того, чтобы воспитательная система работала, необходимо согласованное функционирование всех 3 подсистем.
Лицей! Мы верные друзья
Лицей! Ты песни у костра,
Любовь и молодость моя.
Вот так с песни “Гимн Лицея” начинается работа школьной конференции по выборам Совета Инициативы и Творчества. Невозможно говорить о создании новой системы школьного самоуправления, пока эта идея не будет исходить от самих детей. Задача администрации и педагогического коллектива поддержать творческую инициативу учащихся. Для этого нужно использовать организующий потенциал старшеклассников.
Мы возродили в реформированном виде институт вожатых, то есть шефство старших школьников над младшими. Шефы – кураторы с большим желанием передают свой опыт младшим школьникам. Это способствует развитию их неформального общения в играх на переменах, на классных часах, походах.
Формы сотрудничества самые разные. Внекласная образовательная, внеучебная деятельности при соответствующей организации становятся поприщем творческого самоопределения, самореализации, приобретения разнообразного познавательного опыта. Но наибольший воспитательный эффект достигается в случае применения технологий адекватных современному социально - экономическому мышлению (видеоцентр, компьютерная газета, вокально-инструментальный ансамбль, театральная студия и т. п.).
Видеоцентр работает практически со дня создания Лицея (тогда еще школы №12). С тех пор сменилось не одно поколение учеников, многое стало другим, но видео-центр работает по-прежнему. “Вести Лицея” – детище самих лицеистов, а руководитель лишь корректирует их действия и в целом направляет работу. Лицеисты являются и аниматорами, и операторами, и редакторами, и ведущими. Ребята составляют тексты, снимают и отбирают видео материал для новостей, монтируют. Ученики, работающие аниматорами – а на сегодня это – Сапрунов А., Костецкий К., – осваивают различные компьютерные программы для того, чтобы делать интересные и красивые заставки для новостей. Также многим нравится и работа с видеокамерой. Сейчас операторами работают ученики 8-х и 9-х классов Чикризов С., Покусаев Е. Монтируют видеоновости ученики 8-х классов Руденко А., Чепурной А.
Телевидение – это часть взрослой жизни. Именно поэтому многих привлекает видео-центр. Возраст работающих здесь различен: начиная с 8-х классов и заканчивая выпускными. Младшим эта работа пока просто интересна, старшие осознают, что работа в видео-центре не только интересна, но и полезна: здесь можно получить опыт работы с профессиональной видеокамерой, с различными компьютерными программами, опыт общения с людьми, который обязательно пригодится в жизни.
А помогает юным журналистам и операторам учитель географии и экономики Каримов Радик Айратович, В особо сложных случаях он сам выступает в роли оператора, режиссера, и монтажера. Для некоторых видео-центр стал первой ступенькой во взрослую жизнь – они решили стать профессиональными журналистами.
Ни одна система не может существовать без определенной унификации, стандартизации, без единства цели и действий. Поэтому в каждом образовательном учреждении существует своя структура самоуправления. Существует иерархия самоуправления. Но очень важно, чтобы учащиеся выстраивали не пирамиду власти, а учились строить отношения. Нередко поощряемые педагогами активисты стремятся обособиться, закрепить за собой лидирующие позиции, сохранить властные функции. Поэтому очень важна выборность должностей самоуправления.
Смысл детского самоуправления не только в том, чтобы они включились в иерархию управления, а в том, чтобы они стали сопричастны школьным делам, чтобы они приобрели личный опыт деловых, демократических отношений. Необходимо наполнить школьную жизнь различного рода событиями (конкурсами, фестивалями, турнирами, праздниками и т. п.). В процессе подготовки к этим событиям и возникают реальные самоуправленческие отношения. Так, например у нас начало и окончание каждой четверти сопровождается праздничными делами. 1 четверть начинается лицейской Туриадой (осенний марафон) в рамках месячника физкультуры и спорта, и заканчивается Праздником “Посвящения в лицеисты”. 1 полугодие заканчивается Зимней физико-математической школой, а учебный год завершается Фестивалем Науки и Творчества.
Но необходимы и формальные акты, например, по выборам в Президенты. Издается ряд документов: Положение о НОУ, Правила для учащихся, Кодекс Чести, Положение о Интернет – клубе и т. п.
Нужно определить область самоуправления учащихся и их обязанности, поэтому разработаны должностные функции Президента, министров Культуры, Правопорядка, Связи с общественностью, Здравоохранения и Спорта, НОУ, Милосердия; должностные обязанности членов классного самоуправления: лидера, министров.
Учащимся необходимо отдать те области деятельности, которые им окажутся по силам и интересными.
В Лицее №1 (физмат) самоуправление строится следующим образом.
ПРЕЗИДЕНТА выбирают общим тайным голосованием лицеистов. Президент является представителем Лицея на городских слетах и собраниях, является координатором всех дел в лицее. Творчески организовывает работу представителей.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ отвечает за организацию и проведение общешкольных мероприятий, традиционных праздников и добрых дел. Несет ответственность за подготовку к городским мероприятиям: КВН (октябрь, май), "Что? Где? Когда?" (декабрь, январь), “Школьная пора” (апрель), “Самый классный классный” (февраль).
МИНИСТЕРСТВО ПРАВОПОРЯДКА объединяет представителей от всех классов лицея, отвечающих за дежурство и благоустройство в своих классах, за наличие сменной обуви. Несет ответственность за эстетизацию внешнего вида лицеистов и классных комнат лицея.
МИНИСТЕРСТВО ИНФОРМАЦИИ отвечает за освещение деятельности лицеистов через видео-выпуски, газету Лицея, радио.
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ пропагандирует здоровый образ жизни лицеистов. Планирует и организует спортивные мероприятия, рейды. Отвечает за реализацию физических возможностей лицеистов. Сотрудничает со спортивными учреждениями города.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НОУ отвечает за повышение статуса творческого учебного труда лицеистов. Привлекает ребят к активному научному труду, исследовательской работе. Представители министерства участвуют в городских конференциях, телекоммуникационных викторинах, олимпиадах, конкурсах.
МИНИСТЕРСТВО МИЛОСЕРДИЯ призывает лицеистов к проявлению доброты, милосердия к ближним. Пропагандирует человеческие качества: отзывчивость, порядочность. Организует и проводит акции: “День пожилого человека”, “Чествование ветеранов”, “Помощь детям Чечни”, “Помощь подшефным из детского приемника-распределителя”.
Лидер
Обязанности лидера:
Еженедельно (каждый вторник - 14.30) посещает заседание Ученического Совета Лицея, отвечает за передачу информации, которая дается на Совете, классному руководителю и одноклассникам.
Помогает классному руководителю в организации жизни классного коллектива
Обеспечивает вместе с классным руководителем участие представителей класса в организации общешкольных дел.
Обеспечивает вместе с дежурным по классу готовность кабинета, в котором проводится урок, к занятиям, а также его чистоту по окончании уроков.
Оказывает необходимую помощь учителю, ведущему урок, и классному руководителю в работе.
Заботится об одноклассниках, пропустивших занятие по болезни.
При отсутствии учителя-предметника обращается к классному руководителю или заместителю директора по ОПР за информацией по замещению уроков.
При возникновении непредвиденных ситуаций на начало урока (занят кабинет, нет учителя) обращается к заместителю директора по ОПР.
Права лидера.
Защищает интересы классного коллектива и отдельных учеников класса перед руководством Лицея, в Ученическом Совете Лицея.
Обращается за разрешением возникающих вопросов к классному руководителю, представителям администрации Лицея.
Дает поручения одноклассникам по организации дел класса, а также по участию класса в общешкольных делах.
Требует проведение классного собрания для разрешения возникающих вопросов.
Обращается к классному руководителю и коллективу класса с просьбой о поощрении одноклассников за хорошую работу, за помощь ему.
Документация, которая должна быть у лидера:
план внеурочных дел класса на четверть, составленный коллективом класса совместно с классным руководителем;
график дежурства по классу на каждый месяц;
рабочая тетрадь:
листок - рапортичка по итогам работы за четверть.
Сектор просвещения и НОУ
помогает классному руководителю в проверке дневников, зачетных книжек;
помогает учителю организовать работу по развитию познавательных интересов;
привлекает учеников класса к участию в конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах;
организует помощь отставшим в учебе одноклассникам;
помогает учителям в обеспечении учебного процесса;
проводит контроль за посещением уроков, факультативов.
Документация, которая должна быть у министра Просвещения:
рабочая тетрадь
тетрадь контроля за посещением учащихся
расписание уроков, факультативов
Сектор культуры
организует вечера, “Огоньки”, встречи, Дни именинника, культпоходы в театр, кинотеатр, на экскурсии;
несет ответственность за подготовку к общешкольным мероприятиям;
организует и проводит акции милосердия.
Документация, которая должна быть у министра Культуры:
план проведения внеурочных дел класса;
список учащихся, посещающих кружки, секции;
рабочая тетрадь.
Сектор правопорядка
организует дежурство по Лицею, классу;
составляет графики дежурства (график дежурства на месяц должен быть обязательно вложен в журнал в начале месяца)
обеспечивает вместе с дежурным по классу готовность кабинета, в котором проводится урок, а также его чистоту по окончанию уроков;
четко следит за дежурством в классе, оповещает дежурных накануне или в экстренном случае перед началом занятий;
в конце каждой недели с помощью классного руководителя организует генеральную уборку кабинета;
отвечает за организацию питания в столовой при отсутствии классного руководителя.
Документации, которая должна быть у министра Правопорядка:
график дежурства по классу на каждый месяц;
график дежурства по Лицею:
рабочая тетрадь.
Сектор информации
- отвечает за освещение деятельности учащихся своего класса через видеоновости, газету, радио Лицея;
- организует выпуски стенгазет к классным и общешкольным мероприятиям;
- отвечает за оформление классного уголка, периодически меняя информацию на стенде.
Сектор спорта и здоровья
помогает организовать и провести классные часы учителю, пропагандируя здоровый образ жизни;
организует вместе с классным руководителем туристические походы в тундру;
организует участие класса в общешкольных спортивных мероприятиях.
Сектор милосердия
Организует и проводит акции:
- “День пожилого человека”,
- “Чествование ветеранов”,
“Помощь детям Чечни”,
“Помощь подшефным из детского приемника-распределителя”,
- “День матери” и др.
Необходимо педагогическое сопровождение органов ученического самоуправления. На практике это означает наличие педагога – консультанта (руководителя, тьютора) у каждого органа самоуправления. Поиск таких педагогов особое дело. Присматриваемся к учителям, изучаем их личностные качества, деловые. От современного педагога сегодня требуются знания организации самоуправления в школьном коллективе. У нас проходят совместные спортивные соревнования, КВН, походы и т. п., что сближает мир взрослого и ребенка. Учитель становится наставником, старшим другом, компаньоном, покровителем на трудном пути познания, партнером для игр, обьектом для подражания. Чем более развита система, тем в большей мере она базируется на совместной деятельности детей и взрослых, взаимосвязи учителей, родителей, работников социальной сферы.
В классе педагогическое руководство осуществляет классный руководитель, на уровне Лицея - закрепленные директором педагоги.
Дети, оставшись без педагогического руководства, либо будут воспроизводить то, что навязано старшими, либо среди них могут возникнуть различного рода протесты, конфликты. Необходимость педагогов – кураторов обосновывается тем, что естественную активность ребят надо доращивать до гражданской активности через воспитание.
За каждым педагогом – куратором закрепляются соответствующие структуры ученического самоуправления и определяются их функциональные обязанности.
Основной целью работы заместителя директора по УВР с самоуправлением является повышение роли учащихся в осуществлении учебно-воспитательного процесса на ученическом уровне, повышении их ответственности и самостоятельности в масштабе класса.
В процессе работы с “министрами Просвещения” заместитель директора по УВР является направляющим звеном и выполняет роль старшего наставника. Роль руководителя принадлежит “министру Просвещения” Лицея. Совместно с вышеназванным “Министерством” работают педагог-психолог, социальный педагог. План работы “Министерства” составляется в конце текущего учебного года и корректируется в начале нового учебного года и, если это необходимо, в начале каждой четверти.
Работа спланирована по месяцам и содержит ряд мероприятий, которые проводятся ежемесячно: рейды по проверке наличия учебников, состояние учебников, рейд по посещаемости, по внешнему виду учащихся, по организации горячего питания, по посещаемости учащимися библиотеки, факультативов, спецкурсов. Итоги рейдов подводятся по классам и освещаются в видео новостях, а также в газете “Вести Лицея”..
На заседания министров Просвещения выносятся следующие вопросы:
обсуждение итогов четверти, полугодия, года; заслушивание учащихся, нарушающих разделы Устава Лицея; обсуждение итогов олимпиад, конкурсов; посещаемость учащимися факультативов, спецкурсов; планирование и проведение различного рода мероприятий по линии “Министерства просвещения”; индивидуальные встречи и беседы с учащимися, имеющими систематические задолженности по отдельным предметам
Методы, используемые заместителем директора по ОПР, в работе с “Министрами” самые разнообразные: индивидуальные беседы с учащимися по вопросам качества образования, тестирование, анкетирование.
Формы работы:
- “круглые столы”, за которыми встречаются учащиеся, учителя – предметники, члены администрации, родители, на которых обсуждаются различного рода проблемы;
- слёт “Отличников”;
- Дни Самоуправления;
- работа кафе, в рамках которого проводятся различные мероприятия: “математические бои”, конкурсы по предметам и др.;
- cовместная работа с участниками самоуправления по выпуску видео новостей Лицея: подготовка видеосюжетов, выступлений "Министра просвещения" на лицейском телевидении.
Обязанности директора:
- утверждение планов работы;
- планирование подготовки и проведения общешкольных мероприятий совместно с активом Лицея;
- совместные заседания актива Лицея и администрации (1 раз в месяц);
- индивидуальные встречи-консультации с президентом ученического самоуправления;
- работа с кабинетом министров ученического самоуправления;
- собеседование с педагогами-координаторами органов ученического самоуправления (1 раз в четверть);
- проведение бесед с ученическим активом (выборочно по параллелям, классам);
- поощрения.
Обязанности заместителя директора по УВР:
- проведение организационных заседаний министров Просвещения (1 раз в четверть);
- индивидуальная работа с министрами Просвещения;
- проведение Дня самоуправления;
- проведение рейдов с министрами Просвещения “Проверка наличия учебников у учащихся”;
- проведение диагностики;
- проведение круглого стола с активом Лицея “Вопросы. Проблемы, Комфортность пребывания в Лицее”;
- проведение Слета отличников.
Обязанности заместителя директора по ВР:
- программно-методическое сопровождение по развитию ученического самоуправления;
- организация работы школьного актива;
- проведение организационных заседаний школьного актива (1 раз в неделю);
- организация работы кабинета министров Лицея;
- проведение организационных заседаний кабинета министров (1 раз в неделю);
- индивидуальная работа с органами ученического самоуправления;
- организация проведения ученической конференции “Выборы в органы ученического самоуправления”;
- проведение совместных рейдов с кабинетом министров ученического самоуправления, утренние проверки опозданий учащихся Лицея;
- проведение конкурсов “Ученик года”, “Лучший класс ФМЛ”, “Лучший классный уголок” и др.;
- организация детского досуга;
- организация работы кураторов классов (вожатых);
- проведение организационных заседаний с кураторами Лицея (I раз в неделю);
- организация работы министров Культуры;
- проведение организационных заседаний с министрами Культуры (I раз в месяц);
- организация работы активов классов;
- проведение общешкольных дел.
Обязанности социального педагога:
- организация работы министров Правопорядка;
- проведение организационных заседаний с министрами Правопорядка (1 раз в месяц);
- проведение общешкольных рейдов (по плану);
- проведение общешкольных акций (по плану).
Обязанности заведующего кафедрой Физкультуры:
- организация работы министров Спорта и Туризма, проведение совместных заседаний (1 раз в месяц);
- индивидуальная работа с министрами Спорта и Туризма;
- проведение общешкольных спортивных мероприятий (по плану).
Обязанности руководителя НОУ:
- организация работы министров Просвещения (I раз в неделю);
- организация работы НОУ;
- проведение, участие в городских и всероссийских конкурсах.
Обязанности руководитель пресс-центра:
- организация работы министров по Связи с общественностью, проведение заседаний (1 раз в неделю);
- выпуск печатной газеты “Вести Лицея” (1 раз в месяц);
- участие в городских и всероссийских конкурсах;
Обязанности руководителя видео-центра:
- индивидуальная работа с министрами по связи с общественностью;
выпуск видеоновостей “Новости Лицея” (каждый понедельник, 9.00);
- участие в городских и всероссийских конкурсах;
- сотрудничество с детскими передачами ГТРК, “Северный город”.
Обязанности заведующего библиотекой:
- руководство Советом библиотеки;
- индивидуальная работа с членами Совета библиотеки;
- работа с библиотечным фондом;
- оформление выставок;
- проведение тематических общешкольных мероприятий.
Обязанности заведующего кафедрой информатики:
- организация работы актива Интернет-клуба;
Обязанности педагога - организатора ОБЖ:
- организация работы ЮИД;
- организация работы ЮП;
- оформление выставок;
- профилактическая работа по ПДЦ, ПБ;
- участие в городских конкурсах.
Обязанности руководителя изостудии:
- работа с редколлегией Лицея (1 раз в неделю);
- оформление Лицея (праздники, информационные стенды, выставки);
- проведение и участие в городских, Всероссийских конкурсах.
Функциональные обязанности педагогов – кураторов через конкретные мероприятия включаются в план работы. Кроме того, утверждаются планы работ НОУ, пресс-центра, видеоцентра, Интернет – клуба, Совета библиотеки, ЮИД, кураторов - старшеклассников.
При работе с активом я как директор стараюсь выражать участникам встречи свою заинтересованость, стремлюсь выявить позицию каждого участника встречи, даю возможность высказаться каждому. Стараюсь обьяснить ситуацию в целом, чтобы предлагаемые идеи помогали разрешать проблемы. Не подавлять участников встречи своим авторитетом, вести разговор на равных. Заканчивать встречи конкретным решением с указанием конкретных исполнителей и сроков. Обязательно проверять выполнение решений.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сформулировать некоторые административно-педагогические условия формирования основ школьного самоуправления в ОУ:
- наличие педагогического руководства;
- определение области деятельности;
- выработка функциональных обязанностей всех лиц, задействованных в структурах самоуправления;
- единое планирование мероприятий;
- выборность органов самоуправления;
- сменяемость руководства органов самоуправления;
- построение самоуправления снизу вверх;
- участие всего коллектива в самоуправлении.
Есть деятельность – есть орган самоуправления, нет деятельности – нет органа управления.
Среди достижений в развитии системы самоуправления необходимо отметить следующее – стали рождаться свои ритуалы, учащиеся стали ответственнее относится к школьному имуществу.
Закон систем гласит, что система хороша до тех пор, пока ее еще нет, т. е. пока она является недостигнутой, перспективной целью и она же становится недостаточно хорошей, когда окончательно складывается.
Пути же развития кроются в самой системе. В связи школы с обществом, с окружающим социумом; в поиске приоритетных направлений; в понимании того, что цель не в созданиии системы, а в субьекте (ребенке, ученике). Надо осознать, что воспитательная система школы не добавка к учебному процессу, а важнейшее условие развития школы в целом, её цементирующая сила.