Введение
Человекообразующее обучение
- Образ человека и его образование
- Обучение естественному восприятию
- Развитие чувственного познания
- Ученическая мысль на уроке
У учителя и учеников образ человека может быть разным, но главное, чтобы он был целостным и осознаваемым ими. Только тогда можно определять цели образования.
У Р. Штейнера, основателя антропософии, человек - отображение и условие единства мира и образ человека соединяет в себе мир восприятий и мир понятий, объективное и субъективное. Педагогика Р. Штейнера, получившая название Вальдорфской, считает своей задачей помочь ребёнку, учитывая особенности его развития, прийти в сверхчувственный мир, где соединяются восприятия и понятия. Духовное образование в этом случае доминирует над интеллектуально – практическим.
В своих размышлениях над целостным образом человека, образом выпускника школы А.В. Хуторской [6] неизбежно выходит на его триединую сущность: телесную, душевную и разумную. Тело через свои органы чувств обеспечивает восприятие человеком окружающего мира, позволяет ему взаимодействовать с другими предметами и телами. Душа, хранительница чувств и впечатлений, осуществляет эмоциональную трансляцию различных явлений и вещей к человеку и обратно. Разум человека отвечает за интеллектуальное восприятие и мыслительное познание мира, сопровождаемое конструированием и развитием понятий. Таким образом, человек получит образование, если реализует себя во всех трех компонентах – теле, душе, разуме. Но как развивать эти три компонента на учебных занятиях, как помочь развитию всех составляющих человека, как наилучшим образом сочетать при обучении развитие логического и интуитивного мышления? Пока в школах если и уделяют внимание воспитанию мышления учеников, то, как правило, только рациональной его компоненты – логического мышления. Воображение, ассоциация, интуиция, догадка – вот другая компонента мышления, которую следует развивать.
В последнее время всё шире входят в практику преподавания разные виды учебной деятельности учащихся. Приобретать знания можно по-разному: познавая реальную природу и рассуждая о ней или усваивая уже готовые знания из учебника. Первый путь наиболее необходим для личностного развития ребят, хотя наиболее трудоемок и наименее распространен. На уроке предлагаются различные интеллектуальные задачи, решаемые “рассуждениями вслух”, таким образом, происходит конструирование собственных знаний, когда учитель помогает им “открывать свой велосипед”. Необходимо знакомить ребят с логикой рождения знаний, т.е. растить людей, способных познавать мир самостоятельно, по мнению И.К. Сапожникова “Нужно ставить вопросы так, что бы подо лбами учащихся “поселился ежик”, чтоб он кололся и не давал заснуть, вселял любопытство”.
На развитие интуиции в данном уроке направлено задание: “Открытая мысль…”
Ребенок не будет мыслить, если не создать побудительную мотивацию с помощью обаяния эпиграфа или цитаты, или народной мудрости, своего рода наблюдения народного ума, ключевого выражения к уроку, стихов поэтов, записок краеведов.
“Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества”, - писал выдающийся педагог В.А.Сухомлинский.
Удачно подобранные пословицы и поговорки дают учащимся свежий психологический заряд, новую эмоциональную окраску в настроении и знаниях. Ценность народной мудрости, заключенная в приметах и поговорках о погоде, прослеживается в уроке в качестве опережающего домашнего задания [7].
Изучению психологических основ организации совместной учебной деятельности школьников (когда работа ведется в группах, а не индивидуально) посвящено исследование В.В. Рубцова [8]. Автор исходит из концепции выдающегося психолога В.В. Выготского: психические функции, в том числе и мышление, не развиваются сами по себе, а выступают как результат совместной деятельности людей, их общественной практики.
Работая группами, школьники учатся распределять между собой действия (желательно взаимопротивоположные) и планировать их, обмениваться результатами, оценивать сделанное с позиции достижения общей цели. При этом от выполнения действий “за себя” каждый переходит к действиям и “за другого”. В процессе выполнения совместной учебной деятельности подростки осваивают новый материал, а кроме того, учатся общаться, воспринимать “чужую” информацию, “включать” её в свои знания, высказывать собственное мнение, принимать позицию другого; всё это очень важно для развития личности каждого.
Детям младшего школьного возраста свойственна поразительная способность переживать наблюдаемое в природе, чувственно познавать её, но потом она постепенно “атрофируется”, так как при обучении не востребывается, даже в курсе географии – природоведческой дисциплине. Применяя не только естественно- научные, но и чувственно – образные способы познания природы, можно развить эту естественную способность, причём “очеловечивание” познаваемых объектов – лишь один из таких способов. Другой способ – эмпатия, т.е. своего рода “вживание” в предметы и явления с целью их понимания. Применять не только естественно – научные, но и чувственно- образные способы познания природы с помощью приёма “очеловечивания” познаваемых объектов. Вот и в этом уроке мы постарались “очеловечить” погоду, представляя её в образе капризной дамы.
Цель урока:
Сформировать представление о погоде, основных её элементах, её изменении, способах прогнозирования. Знакомство с синоптической картой.
Задачи:
Образовательные:
- Взаимосвязь явлений и элементов погоды и причины её изменчивости в течении суток.
- Главная причина изменчивости погоды – смена воздушных масс, типы погод.
- Значение прогноза погоды для жизни и хозяйственной деятельности человека.
Развивающие:
- Развитие умений составлять опорный конспект.
- Развитие умений и навыков общения, мышления, обобщения.
- Развитие наблюдательности при ведении календаря погоды, умение делать аргументированные выводы.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к окружающему миру, природным явлениям,
- Восприятие красоты окружающего мира и её влияние на состояние души человека и состояние его здоровья,
- Воспитание социально-активной личности через общение в группах, парах.
Практическая работа:
описание погоды в городах Москва, Санкт-Петербург, Казань;
сравнение погоды любых двух дней по записям в календаре погоды.
Тип урока: комбинированный.
Методы: эвристический, словесно – иллюстративный.
Подходы: Исторический, системный.
Межпредметные связи: с биологией, историей.
Формы организации учебной деятельности: групповая.
Формы контроля за знаниями, умениями и навыками: в зависимости от этапов урока.
Средства обучения: иллюстрации, физическая карта России и полушарий, синоптические карты, музыкальная композиция Чайковского “Времена года”.
Этапы урока
- Мотивационный
- Операционно-познавательный
- Рефлексивно-оценочный. Работа по карточкам, разгадывание кроссворда, мозговой штурм, открытая мысль.
- Заключение: главней всего погода в доме, тело –
дом души. Душевной всем погоды!
- Домашнее задание. №41, ответить на вопросы.
Творческое домашнее задание:
“Необычные явления погоды”, “Самочувствие человека и состояние погоды”, “Можно ли вызвать искусственный дождь?”
Эпиграф
У природы нет плохой погоды,
Каждая погода благодать….
- Организационно – мотивационный:
- Операционно- познавательный:
- Рефлексивно-оценочный.
Сегодня мы с вами в гостях у Природы – Матушки на кухне погоды. Нам предстоит узнать: что такое погода, из каких главных компонентов состоит она, от чего зависит “капризный” характер погоды? Говорят: “погода на семерых”, что это означает и по какой причине так часто меняет свой характер погода? Познакомимся со способом изображения состояния погоды на синоптической карте, научимся её читать.
У нас три группы, команда победитель получает оценку “отлично”, отвечают все.
Экспертная комиссия “СОЗ” - справедливые, объективные, знающие - будут оценивать правильные ответы – за каждый правильный ответ 1 балл.
Актуализация знаний о силе и скорости ветра, осадках, температуре воздуха.
Ну, а сейчас нам необходимо вспомнить от чего зависит температура воздуха.
Почему возникает ветер, зависит ли влажность воздуха от температуры воздуха?
Как называется тот слой атмосферы, в котором и происходят изменения погоды? (тропосфера).
3 элемента погоды
Температура воздуха | Атмосферное давление | Влажность воздуха |
Погода - определение в схеме, учащиеся методом “проговаривания вслух”, приходят к выводу, что погода - это изменение температуры воздуха, атмосферного давления, влажности воздуха. Все три элемента, вместе взятые, изменяются в нижнем слое атмосферы – тропосфере. И только теперь знакомимся с определением, которое дает учебник.
Познавательная задача: Почему погода бывает разная?
Секреты изменения погоды.
Для того, чтобы учащиеся поняли, что погода очень изменчива, одному из учащихся предлагается охарактеризовать погоду, пользуясь дневником наблюдения , за 10 сентября, второму – за 12 сентября, третьему –за 14 сентября. В описании указать температуру воздуха, атмосферное давление, облачность, осадки, силу ветра (схема).
Секрет раскроет учебник. В каждом слове заключен смысл, подержите слово на ладони, и вы узнаете секрет изменения погоды.
Высказывания учащихся.
Общий итог подводит учитель:
В воздушном океане никогда не утихает борьба между армиями двух неприятелей – холодными и теплыми воздушными массами. Чем это можно объяснить? Солнечные лучи неравномерно нагревают нашу планету. Области, расположенные близко к экватору, получают тепло в избытке. У полюсов его не хватает. Естественно, что в районах Арктики и Антарктики формируются ВМ низкой температуры. На полюсах скапливаются массы холодного воздуха, а на экваторе – теплого. Воздушная масса, долго находящаяся над поверхностью океана, обладает повышенной влажностью, над сушей более сухой воздух.
В результате неравномерного нагревания земной поверхности, возникают разнообразные по своим свойствам воздушные массы. Теплый воздух легче холодного, поэтому он устремляется вверх, а на его место приходит более холодный и плотный воздух высоких широт. Постепенно он тоже нагревается. Воздушный океан никогда не бывает спокойным, в этом и заключается главная причина смены погоды.
Все элементы и явления погоды связаны между собой, и изменение одного из них приводит к изменению других и всей погоды в целом.
Типы погоды
Каждая группа получает задание назвать типы погоды по одному из элементов погоды:
Температура воздуха | Атмосферное давление | Влажность воздуха |
морозная | метель | дождливая |
солнечная | штормовая | пасмурная |
теплая | вёдро |
Звучит композиция Чайковского “Времена года”, учащиеся определяют типы погоды.
Предсказание погоды
Строки из “Капитанской дочки” А.С. Пушкина – пример точной и яркой метеорологической зарисовки:
“Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем… Все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевленным”.[4]
Каким предшественником бурана руководствовался ямщик, когда предложил Гриневу возвратится на постоялый двор?
Народные приметы: Опережающее домашнее задание: типичные погоды своей местности, местные признаки предсказания погоды.
Серебристый тополь цветет – открывай парники.
Ласточки перед дождем летают низко - к дождю.
Растения – барометры.
Историческая справка:
XVII век - начало формирования подобия службы погоды. Наблюдения вели…. стрельцы со сторожевых башен. С 1724 года по приказу Петра I в Санкт – Петербурге начали наблюдать за погодой, да и то описывали лишь выдающиеся явления погоды.
А сейчас мы каждый день получаем информацию о том, что нас ожидает завтра из прогноза погоды. Как же он составляется?
Научный прогноз погоды.
Синоптические карты Учебник страница143.
Основан на сборе информации со спутников Земли, метеостанций, зондов. На основе этой информации составляются удивительные карты о состоянии атмосферы над всей поверхностью Земли.
Как же они называются?(Синоптические)
Все эти сведения поступают во Всемирные метеорологические центры. Их три в мире. Какие? (Работа с картой)
Сбор информации по синоптическим картам, ознакомление с условными обозначениями и составление прогноза погоды для городов: Москва, Казань, Санкт- Петербург.
(Учащимся предлагаются синоптические карты )
Почему важно знать какая будет погода?
Для каких видов хозяйственной деятельности человека очень важно знать, какая погода будет на следующий день, в течение месяца? В каких случаях такие сведения нужны конкретному человеку? Можно ли предсказать погоду?
Каждая группа получает пакет с заданиями, которые необходимо выполнить.
Группа, выполнившая задания, сдает пакет на оценку экспертной группе.
- Составить из звеньев причинно – следственную цепь: Составьте причинно-следственную цепь из предложенных звеньев:
- Воздух поднимается вверх.
- Высокая температура воздуха.
- Образование облаков и выпадение осадков.
- Охлаждение воздуха.
- Упражнение на слуховое внимание и логическое соотношение: [3]
Найдите логическую связь географических объектов или явлений, найдите лишние слова и вычеркните “белых ворон”, обоснуйте свой выбор.
- Теплая, морозная, дождливая, жаркая.
- Штормовая, пасмурная, ветреная, штиль.
- Пасмурная, солнечная, дождливая, снежная.
- Открытая мысль….
- Почему перед ненастьем дятел начинает выбивать барабанную дробь?
- Какая погода доставляла мореходам древности больше неприятностей, чем штормовая?
- Почему ласточки перед непогодой летают низко над Землёй?
- Решение кроссворда: (рис.1)
- Воздушная оболочка Земли.
- Нижний слой атмосферы.
- “Замороженный дождь”.
- Движение воздуха в горизонтальном направлении.
- Прибор для измерения температуры воздуха.
- Ветер, дважды в год, меняющий своё направление.
- Поставщик тепла и света на планету Земля
- Скопление водяных капелек и кристалликов льда в тропосфере.
- Ветер разрушительной силы.
- Состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данное время.
- Где на Земле погода самая устойчивая, наименее “капризная”?
- Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии – М., Просвещение, 1991.
- Фридман Л.М. Психологический справочник учителя.
- Зак А.З. 600 задач для развития логического мышления. – Ярославль, Академия развития, 1998.
- Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии – М., Просвещение, 1990.
- Николай Козлов. Как относиться к себе и к людям. АСТ – ПРЕСС - М., 2000.
- Хуторской А.В. Человекообразующее обучение - Журнал “Физика в школе” №6 1990.
- Диярханов М.К. “Интересно и полезно”, учитель биологии, Дагестан Журнал “География в школе”.
- Рубцов В.В. Психологические основы организации совместной учебной деятельности: Автореф. – М., 1986.
Работа экспертной комиссии .
Погода и самочувствие человека.
Несколько десятков лет назад практически никому в голову не приходило связывать свою работоспособность, свое эмоциональное состояние и самочувствие с погодой.
Погодные факторы оказывают серьёзное воздействие на людей, страдающих нарушениями сердечной деятельности, нервными расстройствами. При резкой смене погоды снижается физическая и умственная работоспособность, обостряются болезни, увеличивается число ошибок, несчастных и даже смертельных случаев.
От чего зависит погода?
От места, где находишься ты,
От его широты, высоты,
От места его положения,
А так же от настроения!
Нам очень важны сведения о состоянии тропосферы, от которого зависит характер погоды, но не зависимо от этого важней всего погода в доме, а так же и в душе.
Солнечной душевной вам погоды! Всем спасибо!
Домашнее задание. №41, ответить на вопросы.
Творческое домашнее задание: “Необычные явления погоды”, “Самочувствие человека и состояние погоды”, “Можно ли вызвать искусственный дождь?”
Заслушивание правильных ответов. Подведение итогов экспертной комиссией из числа учащихся.
Литература