Работа над проектом на уроках технологии в начальной школе. Мастерская как нетрадиционная форма обучения, воспитания, развития

Разделы: Технология, Начальная школа, Общепедагогические технологии, Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Мастерская как нетрадиционная форма обучения, воспитания, развития.

Учитель… Переступая порог школы, он попадает в водоворот людей: ученики, их родители, коллеги по работе. Как найти правильное русло, и не просто выплыть, удержаться на плаву, а выбрать правильное течение, доплыть до берега, увлекая за собой тех, кто тебе верит?

С такими проблемами сталкивается каждый их нас, пытаясь решить их по-своему. А сколько вокруг указателей – систем и направлений! Попробуй, выбери! Но выбирать приходится: что тебе ближе – просто дать знания ученикам или научить их мыслить, просто сообщать отметки родителям или привлекать их на свою сторону, просто обмениваться информацией с коллегами или пытаться делать общее дело, помогая и поддерживая друг друга?

Итак, выбор сделан, цели намечены: научить детей мыслить, мечтать, совершать дела совместно, обсуждать и доказывать. И с родительским коллективом все понятно: чтобы в школу приходили с радостью, а не с тяжестью на душе…

Но сразу встает вопрос: как этого достичь? Ведь вокруг столько проблем! Но на то мы и учителя, чтобы искать.

Хочу предоставить вашему вниманию одну из технологий развивающего обучения и воспитания, которая получила название “Творческая мастерская”.

Для меня проведение творческих мастерских стало основой работы с родителями и детьми в классе. Перед большинством учителей встает вопрос: что больше всего утомляет детей на уроках? – Обязанность молчать. Почему дети иногда не верят в свои силы и сомневаются в своих способностях? Потому что часто у них нет возможности проявить их.

Почему возникает чувство страха перед общением с незнакомыми людьми? Потому что мы не умеем, а иногда и просто боимся раскрыться эмоционально, окружая себя запретами и комплексами.

Проживая творческую мастерскую, человек начинает смотреть другими глазами на мир, на самого себя.

И это неудивительно, так как основу творческих мастерских положила в первой половине ХХ века группа психологов и педагогов-антитрадиционалистов, организовавших во Франции международное движение “Новое воспитание” или “Демарш” – движение вопреки всему, в обход.

Этому движению более 70 лет. С ним связаны такие известные имена, как Ж.Пиаже, А.Жуэн, Д.Ферьер, Бове, Ланневен.

В России проблемами творческих мастерских занимается Центр педагогического опыта при Санкт-Петербургском университете педагогического мастерства во главе с Мухиной Инной Алексеевной. Идеи творческих мастерских подхватили психологи и педагоги из Москвы, Ухты, Ярославля, Петрозаводска, Тюмени.

В Пскове занимаются этой проблемой в школе №12 (Справчикова Любовь Алексеевна), в школе №9 (Ефимович Лариса Викторовна) и др.

“Мастерская – это не место и не территория, а событие в жизни Мастера и учеников. Это реализация новой педагогической гуманной философии через эмоции и творчество. Она предполагает создание условий для саморазвития свободной творческой личности. Это запуск неожиданности в обыденность." – так высказывались о творческих мастерских участники семинара в Зеленогорске, посвященного проблемам “Нового образования”.

Цель мастерской – подтолкнуть к поиску, избавить от чувства страха, раскрепостить, побудить к общению и творчеству.

Девиз творческой мастерской – каждый способен творить на своем уровне. Это доверие к человеку, вера в его силы и возможности. Мастерская считается состоявшейся тогда, когда участники в процессе деятельности забывают про учителя.

Обычно мастерскую проводят (в учебной деятельности) в конце или начале большой или очень трудной темы. Цель – пробудить интерес детей, их мыслительную активность. И по продолжительности – это не академический урок. Мастерская может длиться от 45 мин до 2,5–3-х ч в зависимости от возраста детей и целей занятия. Далее пойдет обычная черновая работа – исправление ошибок, оформление записи в тетрадях.

Существует несколько видов мастерских:

1. Мастерская по разрушению стереотипов.

Всем известно, как трудно бывает общаться с незнакомыми людьми. Так происходит с родителями на собраниях, с нами, учителями, когда мы приходим в новую школу. Здесь мне помогла мастерская “Лабиринт мостов”. Её мы провели в своем классе с родителями.

На доске прикреплены фотографии различных мостов. Путешествующие изготавливают себе визитки: кем или чем я себя ощущаю в данный момент (цветком, снежинкой, солнцем…). Далее все совершают “прогулку” по мостам и оставляют свою визитку у того моста, на котором захотелось остановиться и поговорить.

Таким образом организуются группы. Присутствующие садяться по группам. Первое задание – познакомиться, рассказать о себе, о своих интересах. Далее группы придумывают себе название, защищают его перед другими. Следующее задание – создать проект своего моста, где опорами являются буквы слова “мост”. Защита проектов.

Результат этой мастерской превзошел все ожидания. Вначале родители приходили на собрания поодиночке, старались лишний раз не высказывать свои мысли, держались настороженно.

А после мастерской взаимоотношение между людьми изменилось: стали перед собранием собираться вместе, обсуждать интересующие проблемы; легко включаться в обсуждение классных дел. Родители обменялись телефонами, адресами. Стало больше улыбок, раскованности в поведении. Время “узнавания” друг друга благодаря мастерской сократилось очень сильно. Хорошее событие проявляет лучшие стороны людей, если оно пережито совместно.

Следующим этапом стала мастерская “Мой ребенок”. На этапе рефлексии были такие высказывания: “Оказывается, как много я не понимал в своем ребенке. У меня сейчас одно желание: прийти поскорее домой и прижать к груди своего цыпленка”, “Мы раньше ходили на собрания отметки послушать (у матери есть старший сын), а тут, оказывается, к душе интерес проявляют.”

После этой мастерской родители писали сочинения “Каким я хочу видеть своего ребенка”. Приносили целые работы – по 6-8 листов. И везде – слова от души, от сердца. Благодаря такому сплочению родители стали поднимать сами интересующие их проблемы.

Так возникла идея третьей мастерской, теперь уже с одними папами. К ней мы готовились особо: дети рисовали портрет своей семьи. Все рисунки были проанализированы психологом. Выводы очень интересные: некоторые дети просто забыли нарисовать своего папу, хотя семья существует в полном составе. Кто-то изобразил отца совсем маленьким. Всё это говорит о том, что во многих семьях роль отца занижена – в делах и заботах наши папы “забывают” про своих детей, предоставляя заботу о них мамам. Причем, семей с таким “положением” пап оказалось большинство. Хочется сказать, что на эту мастерскую отцы шли с разным настроением: кто-то смотрел на собрание как на “обязанность”, кто-то скептически улыбался… Но потом изменилось многое: лица стали серьезными, а после анализа психологом рисунков и сочинений-обращений детей к папам, еще и озабоченными. Вот высказывания после рефлексии: “ Этот разговор заставил меня о многом задуматься”, “Почаще бы такие встречи проводились”. А вот впечатления мам (на следующий день): “Папа пришел очень задумчивый. Никогда не мыл посуду, а тут всю перемыл”, “После собрания как подменили: с сыном стал спокойно разговаривать, даже уроки теперь с ним делает”.

2. Мастерские творческого письма и развития речи.

Такие мастерские могут проводиться с детьми от 3-х – 4-х летнего возраста до 11-го класса. Это относится к таким предметам, как русский язык, литература, иностранные языки. В 1-м классе, едва освоив письмо, дети уже писали сочинения, самостоятельно защищали свои проекты картин, обсуждали продолжение сказки. На этапе рефлексии: “Я очень боялся, что у меня не получится сочинение, а все получилось”, “А я думала, что не смогу ничего ответить, но само собой стало говориться”.

И это самое главное – поверить в себя, свои силы, узнать свои новые возможности, постигать вместе, споря и обсуждая.

3. Мастерская конструирования знаний. О ней будет рассказано ниже.

4. Смешанные мастерские. Они включают в себя элементы выше изложенных мастерских.

В мастерской существует 3 этапа проведения.

1 этап – индукция. От слова “индуктор” – толчок. Начало должно быть неожиданным, важно побудить интерес к предстоящей работе. Это своеобразный толчок, вызывающий положительное или даже отрицательное отношение к проблеме, явлению, событию. Это подключение сознания к своему собственному “я”. Индуктор может быть разным – от звука, слова, до образа или любого предмета.

Пример: мастерская конструирования знания по природоведению в 3-м классе “Растения, занесенные в Красную книгу”. Звучит магнитофонная запись сигнала “...” (значение сигнала детям не сообщается). Предлагается детям высказывать свои чувства, образы… (различные ассоциации).

Или индуктор к проведению творческой работы: запишите свое имя, выберите самую любимую букву. Запишите предложение, чтобы в каждом из слов была эта буква. Выберите самое “теплое” слово. Запишите его. Это будет тепло вашей творческой работы.

2 этап – основной. Здесь происходит накопление знаний, их деконструкция, реконструкция, обогащение словаря, поиск путей решения поставленной проблемы, социоконструкция (работа в группах), социолизация (высказывания), афиширование работ, объединение в группы по собственному выбору, выступление групп, защита знаний.

Пример: мастерская конструирования знаний “Чтобы прочитать стихотворение, нужно его заново сочинить”.

На основном этапе каждому раздается стихотворение И.Анненского “Смычок и струны”. В течении 2-3 мин оно читается. Потом листки собираются. Индивидуально выносится на листы все то, что запомнилось: слова, строфы, рифмы, ассоциации, чувства. Далее каждому предлагается воссоздать стихотворение, ни с кем не общаясь.

После – объединение в группы для совместного восстановления стихотворения. Выступление групп, сравнение с оригиналом, обсуждение неточных слов, выражений в своем варианте. Попробовать объяснить, почему автор выбрал другие слова и выражения, обосновать свое понимание стихотворения.

Недавно услышала выступление известного литературоведа. Он говорил, что любое литературное произведение надо не изучать, а читать, опираясь на свои чувства. Попытка проанализировать стихотворение убивает его. Мастерская дает возможность почувствовать произведение, а не расчленить его на определенные части.

После такой работы открывается новый взгляд на стихотворение, начинаешь понимать чувства автора. И разве не по-другому ты будешь его читать? (Для родителей – учатся с детьми – учатся с детьми учить стихи).

Заключительным и обязательным этапом мастерской является рефлексия – это осознание содеянного, взгляд на себя со стороны. Этого часто не умеют делать и взрослые. Участники содятся в полукруг или круг и, передавая друг другу любой предмет (цветок, горящую свечку…) высказывают свои ощущения, мысли, чувства в данный момент.

И в заключении хочется сказать, что благодаря таким мастерским происходит единение детей, родителей и учителей, возникает радость от совершенного совместно. “Я мыслю – значит, я существую”, - утверждал Декарт. “Я познаю – значит, я существую”, - хочется сказать после проживания мастерской.

Закончу стихами Мастера, сотрудника Центра передового опыта Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства Надежды Ивановны Беловой, написанными на одной из мастерских:

В болоте страха и вины
Держись за берег иль плыви.
Спасенье здесь, спасенье там,
Спасти себя ты сможешь сам!
Есть монстры вне и есть внутри,
В свои проблемы посмотри:
Что лучше – корни в берегах?
Опасный ветер в парусах?
И берег тот, и океан
Не зря планете нашей дан.
Чтоб берег прочный оценить,
Попробуй вольным стилем плыть.
И, океана соль вкусив,
От страха сам себя спаси!

Работа над проектом на уроках технологии в начальной школе.

“Знание – сила. Но и оковы одновременно. Нет, сила – познание. И сила гораздо большая, потому что познание – ещё и инструмент самопостроения и саморазвития каждой личности.”

Целью развивающего обучения является введение учителем своих учеников в процесс познания, в поиск знания, а не прямая передача информации от владеющего к незнающему.

Задача учителя – организовать поиск решения проблемы, включить учащихся в активную познавательную деятельность. В этом то и коренится важное отличие развивающего обучения.

Курс “Трудовое обучение, Технология” – это составная часть единой развивающей системы обучения и воспитания учащихся. Особенности этого курса, как учебного предмета в начальной школе, состоят в том, что программные знания и умения учащиеся приобретают в процессе выполнения различных работ и конкретных изделий, имеющих практическое значение. В начальных классах этот курс включает многие виды труда. Каждый из них направлен на овладение младшими школьниками необходимыми для жизни умениями: элементарными приёмами работы с различными материалами и инструментами, уходом за своей одеждой, выращиванием растений и т.д.

В выпускных классах начальной школы введён раздел “Работа над проектом”, который подразумевает проведение серии занятий результатом которых является самостоятельное выполнение каждым учеником выбранного изделия, для изготовления которого требуются знания по всем изученным ранее разделам.

В начале выпускного класса учитель определяет тот раздел, по которому будет выполняться проект. Это может быть работа с тканью, бумагой, комплексные работы – в зависимости от того, насколько хорошо владеют дети определенного класса данной темой. Запланировав необходимое количество часов по повторению материала по выбранной теме, учитель нацеливает детей на определенный “выход” – самостоятельное изготовление изделия, включающее в себя самостоятельное выполнение эскиза, планирование дальнейших действий, защиту своего проекта и поэтапное самостоятельное его выполнение и оформление.

Для младших школьников эта работа достаточно ответственна, поэтому помощь учителя важна и необходима, однако должна иметь характер направляющий, корректирующий действия детей.

Предлагаем вашему вниманию конспект занятия в 3-м классе, являющемся первым в работе над проектом по теме “Работа с бумагой и картоном”.

Приблизительно за месяц на уроках технологии мы повторяли все виды работ с бумагой и картоном, виды аппликации, правила сочетания цветовой гаммы и композиции, способы оформления работ, - всё то, что пригодится для самостоятельной работы над проектированием изделия. Параллельно каждым ребенком оформлялся альбом, куда вклеивались памятки – образцы различных видов работ.

Таким образом дети чувствовали себя уверенно перед началом работы над проектом.

Серию уроков по работе над проектом мы разделили на такие этапы:

    1. Выбор изделия. Изготовление его первоначального эскиза. (2 урока)
    2. Защита эскизов, их совместное обсуждение. Доработка эскиза, его окончательное исполнение. Выбор материала. (2 урока)
    3. Разметка и изготовление основы и деталей изделия. (2 урока)
    4. Полная сборка изделия, его обсуждение. (2 урока)

Нами была выбрана групповая форма работы на уроке. Дети разделились на 4 группы по 6 человек в каждой. Так как целями данного занятия были:

а) определение этапов работы над проектом.
б) составление эскиза изделия,

то в оборудование входили альбомы с образцами видов работ, бумага для эскизов, краски, фломастеры, цветные карандаши (у детей). У каждой группы был набор из 20-25 открыток различной формы, размера, цвета.

Оборудование, используемое учителем: записи на доске, этапы работы над проектом, записанные на отдельных листах (каждый лист в форме бревнышка, слово “проект” записано на “крыше” дома – таким образом составляется дом под названием “проект”).

Ход урока.

I. Определение темы занятия.

  • Сегодня мы с вами начинаем работу над проектом (на доску вывешивается табличка со словом “проект”, открываются слова

“планирование”
“изготовление”
“предмет”.

  • Какие слова вы выберете для определения этого понятия ? (Мнения детей).
  • На самом деле, проект – это

планирование
изготовления
предмета

(учитель исправляет на доске окончания, т.о. получается определение понятия “проект”)

II. Анализ этапов работы над проектом.

  • Как вы думаете, какие предметы может проектировать человек? (Всевозможные).
  • Для чего люди пытаются создавать различные проекты одних и тех же вещей, например одежды или мебели? (Для того, чтобы вещи становились более совершенными, соответствующими возрастающим человеческим потребностям).
  • С чего, по вашему мнению, нужно начинать работу над проектом? (Мнения детей).

1 этап: Выбор изделия и обоснование его назначения.

(Учитель может помочь детям)

  • Что необходимо человеку во все времена для того, чтобы укрываться от дождя, холода, ветра? (Дом).
  • Давайте построим символический дом под названием “Проект”, в котором фундаментом будет 1 этап работы над проектом. (На доске появляется “крыша” с надписью “проект” и “фундамент” с надписью “Выбор изделия и его назначения”).
  • Мы с вами решили построить дом. Назначение его известно. Можно приступить к работе? (Нет).
  • О чем мы забыли? (Нужно выполнить эскиз).

2 этап: Эскиз.

(Прикрепляется к “дому” “бревнышко” с надписью “эскиз”)

(На доске появляются 2 изображения: эскиз дома, выполненный в цвете и чертеж дома с несколькими размерами высоты и ширины).

  • Что является эскизом? Почему? (Мнения детей).
  • Как называется второе изображение? (Чертеж).
  • Чем чертеж отличается от эскиза? (Эскиз – лишь приблизительное изображение предмета, а в чертеже присутствуют точные размеры).
  • Какой же следующий этап?

3 этап. Выполнение чертежа.

(Прикрепляется следующее “бревнышко” с надписью “чертеж”).

  • Прежде чем выполнять любое изделие, над чем мы с вами всегда размышляем? (План действий).

4 этап. Составление плана работы.

(Следующее “бревнышко”).

  • Каким будет последний этап ?

5 этап. Изготовление изделия.

(Последнее “бревнышко”).

  • Давайте ещё раз повторим составленный план работы (1 ученик зачитывает).

III Обоснование выбора изделия.

  • А теперь приступаем к работе по составленному нами плану.
  • Мы еще и настоящие мастера, но должны придерживаться главного правила: браться за самостоятельную работу только тогда, когда имеем для этого достаточно знаний и умений.
  • В работе с каким материалом мы с вами можем чувствовать себя уверенно? (Мнения детей - бумага, картон).
  • Какие изделия мы можем выполнить из этих материалов? (Дети обращаются к альбомам со вклейками).
  • В нашей жизни много праздников. С помощью чего мы поздравляем близких нам людей? (Открытка) (На доске появляется запись “открытка”).

IV Анализ образцов.

  • Прежде чем выполнять эскиз, давайте рассмотрим те открытки, которыми мы привыкли пользоваться.

Задание группам: определить, что общего у всех открыток и чем они отличаются (группы обсуждают и выделяют признаки открыток).

Общее: назначение, материал, способ оформления (рисунок).

Отличие: форма, цвет, композиция, размер, количество листов.

Признаки выписываются на доску вокруг слова “открытка”.

V Анализ признаков изделия.

  • Вам хотелось бы повторить какую-нибудь из увиденных открыток или сделать свою, такую, которой ещё ни у кого не было ?
  • Тогда давайте проанализируем каждый признак в отдельности и подумаем, что мы можем усовершенствовать в нем.

Назначение – (из предложений детей)

Открытка

– обложка

– закладка

– панно

– рамка для портрета

– календарь

(Исходим из того, что любой предмет имеет основное назначение и, при нашем желании, может иметь ещё несколько назначений. Например, ваза создается для того, чтобы в неё ставить цветы, но мы можем использовать её как отдельный декоративный элемент. Таким образом стали появляться музыкальные открытки, открытки-блокноты).

Форма – в основном прямоугольная или квадратная. Это вызвано необходимостью соответствовать форме конверта. Но она может быть различной – треугольной, круглой, овальной, в виде цветка или солнышка, любых предметов. Важно уточнить, что форма должна соответствовать назначению открытки и тому событию, для которого создается открытка.

Материал – в основном картон или бумага, обработанные специальным способом. Этот признак сложно усовершенствовать, так как этот материал является легким, удобным для письма. Единственное, на что обратили внимание ребята, - это непрочность и недолговечность изделий из бумаги. Они предложили поместить открытку в целлофановый пакетик или покрыть лаком.

Способ оформления – так как мы работаем с бумагой, естественным способом оформления являются разнообразные виды аппликаций. Мы обратили внимание на то, что объемная аппликация не подойдет, например, для открытки-рамки для портрета, так как неудобно будет вставлять внутрь фотографию.

Композиция – правильное взаимоположение изображений элементов. Элементы должны быть связаны либо орнаментом (если это сюжетная аппликация), либо формой (если это орнамент), либо размером (например, цветы).

Цвет – выберите наиболее удачную по сочетанию цветов открытку по вашему мнению. Постарайтесь объяснить ваш выбор. Что нужно учитывать при подборе цветов для изделия. (цвета должны сочетаться, не следует выбирать слишком большую гамму).

Размер – как вы думаете, от чего зависит размер открытки ? (от события: естественно, на бабушкин юбилей мы постараемся приобрести большую по размеру открытку; если посылаем другу в письме – то открытка стандартных размеров, ну а если поздравляем с днем Святого Валентина – это маленькое “сердечко”).

Количество листов – обычно 1 или 2 листа. Дети предложили сделать больше – чтобы на каждом листе написать отдельное пожелание, например, если это коллективное поздравление.

VI Составление эскиза.

  • Сейчас группы будут выполнять совместный эскиз той открытки, которую впоследствии нужно изготовить.
  • Что мы будем иметь в виду, рисуя эскиз?
    1. Назначение
    2. Форма
    3. Размер
    4. Композиция
    5. Сочетание фона и элементов, окантовки

(На выполнение работы отводится 20 мин).

VII Защита и обсуждение эскизов.

Группы представляют свои эскизы и защищают их по плану, записанному на доске:

    1. Назначение открытки
    2. Обоснование выбора формы
    3. Технология изготовления отдельных частей (виды аппликации – должно быть не менее 3-х).

Другие группы внимательно слушают, задают вопросы, вносят корректирующие предложения.

Получились такие эскизы:

1 группа: открытка-книжка (подарок к началу летних каникул). Получилась обложка с морем и пальмами, солнцем. На каждой страничке – пожелание на лето.

2 группа: открытка-рамка (чтобы можно было поставить на стол и любоваться цветами, а при желании вставить внутрь свою фотографию).

3 группа: открытка-панно (украшена плетением и объемной аппликацией: корзина с колокольчиками).

4 группа: открытка-закладка (выполнена в технике народного орнамента).

VIII Подведение итогов, Домашнее задание.

  • Над какими этапами выполнения проекта мы с вами работали?
  • Можно ли считать работу над вторым этапом законченной? (Нет, эскизы требуют доработки).
  • Я предлагаю вам дома доработать эскизы, учитывая предложения. На следующих уроках мы приступим к разметке деталей.

Хочется ответить кратко на вопрос, возникший после проведения открытого занятия. Почему дети так много говорили и так мало сделали за 2 урока ?

Мы должны научить ребенка самостоятельно выполнять задуманную работу, в каком бы направлении она не велась, а без умения анализировать, осмысливать каждый свой шаг, человек не сможет пройти такую сложную дорогу познания.

На обычных уроках труда детям нет времени подумать, пофантазировать, как следует осмыслить необходимость того или иного действия.

Есть конечная, подкрепленная готовым образцом цель работы. Здесь не надо особо размышлять, главное – успеть.

Не потому ли в конце урока у единиц получаются хорошие, качественные работы, а большинство их просто выбрасывает. А если ребенку предлагают выполнить любую работу по своему усмотрению, он встает в тупик. И возникает множество вопросов: Как делать? Из чего? С чего начать? А что потом?

Но если дети проходят с помощью учителя, шаг за шагом, каждый этап работы, их взросление происходит гораздо быстрее. Не возникают вопросы, как и почему, вернее, они возникают, но тут школьники чувствуют в себе силы ответить на них самостоятельно.