Цели урока: а)закрепление знаний учащихся по выявлению особенностей природы материка Австралии; б) развитие познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний; в) стимулирование творческой мыслительной деятельности; г) показать возможности ЭВМ на уроках географии, применение навыков работы на компьютере.
Задачи урока: а)установить зависимость между природными условиями и географическими картами; б) выявлять индивидуальность растительного и животного мира, их приспосабливаемость к условиям этой территории и распространения по ней, используя ЭВМ; в) отработать навыки выполнения операции копирования в Paint до автоматизма; г) обобщать полученные знания на основе межпредметных связей.
Форма проведения: межпредметная, групповая, работа в парах, творческая работа.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование: Наглядные пособия по предмету, использование компьютерной программы Paint, географические карты, видеоматериал ''Австралия'', глобус, видео и компьютерная техника.
Оформление класса: на доске плакат “Австралия” и стихотворение
Австралия – страна наоборот.
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами;
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары
Столица не имеет населенья.
Австралия – страна наоборот.
Её исток – на лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия – страна наоборот
Ход урока.
На экране телевизора идет демонстрация видеоролика “Австралия”. Ученики рассаживаются за столами. Ведущие встречают учащихся и начинают урок.
Преподаватель информатики: “Уважаемые друзья! Сегодня мы с вами будем изучать географию с помощью ЭВМ. Это, на мой взгляд, очень интересно. А как Вы считаете, (обращается к учителю географии) почему география не стала наукой с математическим фундаментом, подобно физике?”
Преподаватель географии: “География – это, прежде всего, экспериментальная наука. Основные теоретические выводы и закономерности в географии до последнего времени базировались преимущественно на наблюдениях за природой и экспериментальных исследованиях. Именно поэтому география еще не стала наукой с математическим фундаментом ”
Преподаватель информатики: Позвольте с вами не согласиться, в последнее время математические методы находят широкое применение в таких разделах географии, как изучение внутреннего строения земли, климатические условия, тектонические движения земли. Одна из основных предпосылок – широкое внедрение компьютерной техники, во все сферы человеческой жизни. Возможность на их основе осуществить математическое моделирование различных географических явлений и процессов.
Преподаватель географии: В принципе, Вы правы. Действительно в последнее время начато и успешно продолжается исследование живой природы, составление географических карт.
Преподаватель информатики: Сегодня на уроке мы попытаемся с помощью ЭВМ обозначить природные зоны материка Австралия и установить соответствие им живой природы, обозначить наибольшее и наименьшее количество осадков с помощью графического редактора Paint.
Преподаватель географии: “Как добраться до “пятого континента”, чтобы проследить путь от Темиртау до Австралии, надо повернуть глобус на пол-оборота. Путешественнику, задумавшему преодолеть это расстояние 100-200 лет назад, потребовалось бы от одного месяца до одного года. В наше время от Темиртау до Сиднея на реактивном лайнере можно долететь за 40 часов. Австралийцы очень любят свою страну. Стоит иностранцу сойти с трапа самолета, как его почти тот час же спрашивают: “Как Вам нравится Австралия?” Несколько позже уже не задают подобных вопросов, а просто говорят: “Австралия – самая лучшая страна в мире”.
Преподаватель информатики: Какие зрительные образы возникают у вас при упоминании о ней? (Ответ учащихся). А теперь проведем небольшое соревнование. Для этого нам нужно разделиться на 4 команды.
Учащимся раздают бейджи с названиями “Джои”, “Скрэб”, “Крик”, “Ехидна”.
Преподаватель географии: предлагаем вашим командам объяснить значения ваших названий.
Преподаватель информатики: Команды “Скрэб” и “Крик” отправляются в путешествие по Австралии с помощью редактора Paint.
Задание №1.
С помощью цветового фона материка нанесите на карту природные зоны материка и разместите животных согласно местам их проживания, используя навыки работы на компьютере.
Задание №2.
Нанесите на географическую карту номенклатуру материка Австралия.
Задание №3.
Тестирующая программа (в электронном виде).
1. Кроме древней платформы в основании Австралии находится: 1) область древней складчатости; 2) область новой складчатости;
2. Большой водораздельный хребет по своему строению относится к горам: 1) складчатым; 2) складчато – глыбовым; 3) вулканическим;
3. Большую часть Австралии занимает климатический пояс: 1) субэкваториальный; 2) тропический; 3) субтропический.
4. Восстановите цепочку причинно-следственных связей: 1) горы задерживают влажные воздушные массы с океана; 2) на восточных склонах Большого Водораздельного хребта расположены леса; 3) на наветренных склонах гор выпадает много осадков
5. Уникальность органического мира материка объясняется тем, что Австралия: 1) самый маленький из материков; 2) давно отделилась от других материков и располагается изолированно; 3) самый сухой материк;
6. Коренное население Австралии проживает в основном: 1) на юго-востоке материка; 2) в центральной части.
7. В основании большей части Австралии расположена: 1) область древней складчатости; 2) древняя платформа.;
8. Большой водораздельный хребет по высоте относится к горам: 1) высоким; 2) средневысоким; 3) низким
9. На севере Австралии располагается климатический пояс: 1) субэкваториальный; 2) тропический; 3) субтропический.
10. На наветренных склонах Большого водораздельного хребта осадки выпадают: 1) в основном зимой; 2) в основном летом; 3) равномерно в течение всего года.
11. Восстановите цепочку причинно-следственных связей: 1) на большей части материка расположены пустыни; 2) горы задерживают влажные воздушные массы; 3) выпадает мало осадков.
12. Уникальность органического мира материка Австралия объясняется тем, что Австралия: 1) самый сухой материк; 2) давно отделилась от других материков и располагается изолированно
Задания для вас находятся на рабочем столе, их названия соответствуют вашей команде.
Команды “Джои” и “Ехидна” отправляются в путешествие по материку с помощью географических карт.
Преподаватель информатики помогает учащимся в случае необходимости.
Задания, подготовленные на компьютере в программе Paint. Рис.1, Рис.2.
Преподаватель географии:
Мозговой штурм (необходимо в группе найти единое решение этого вопроса)
Первые европейцы, высадившиеся на берегу Австралии (когда это произошло), были поражены животным миром материка. Он оказался даже более своеобразным, чем растительный. Как вы объясните этот факт? О каких австралийских животных идет речь?
Пользуясь картами атласа, составьте характеристику физико-географическое положение Австралии. Какие черты природы материка им определяются?
Укажите главные особенности хозяйства Австралийского Союза.
Почему коренных жителей Австралии выделяют в особую расу?
Назовите крупнейшие реки Австралии. В чем причина такого неравномерного распределения речной сети по материку?
Перечислите природные зоны Австралии. Существует ли связь между природными зонами и климатическими поясами?
Команды меняются местами.
Большие объемы информации очень трудно хранить на листе бумаги, поэтому для создания географических карт применяют ЭВМ. Вы работали с картой, какой объем она занимает на жестком диске компьютера?
Укажите основные черты рельефа, климата, речной сети Австралии. Чем объясняются эти особенности?
Известный писатель Эрнст Хемингуэй писал после посещения Африки: “С нашим появлением континенты быстро дряхлеют…” справедливы ли его слова для Австралии?
Австралия – самый сухой материк Земли. Подтвердите правильность этого положения.
Сравните климатические условия западных и восточных берегов Австралии, объясните причины различий.
Какие части суши в процессе развития отделились от материка Австралия?
Сравните рельеф Африки и Австралии. Укажите сходство.
Первый европеец увидел это в 1872 году, но местные жители всегда поклонялись ей проводили ритуальные празднества и именовали ее Улуру. В переводе – место, где бывает тень. (Гора Айерс-Рок).
Со слов коренных жителей – это животное, никогда не пьющее воды, спит и носит своего детеныша до 6 месяцев в сумке. (Коала)
Этот зверек может сложить лапы ковшиком, чего не могут не кошки, ни енот, ни мартышка, воет ревом, раздающимся по ночам. (Сумчатый дьявол).
Подведение итогов.
Преподаватель информатики: Сегодня на уроке мы работали с вами при помощи ЭВМ и географических карт и для себя узнали много интересного. Давайте сделаем выводы по нашей теме.
Вопросы классу:
Какой графический редактор вы использовали при работе с картой?
Какие приемы вы применяли при выполнении заданий на компьютере?
Как осуществить операцию копирования?
Какие единицы измерения объема информации вы знаете?
Назовите не менее 7 особенностей природы, населения, хозяйства Австралии, о которых можно говорить так: “… самое …самое…”.
Пока учитель информатики подводит итоги и выставляет оценки, учитель географии демонстрирует видеофильм об Австралии.
Подводим итоги урока, благодарим детей за активное участие и хорошую подготовку.
Выставляем оценки учащимся с помощью оценочного листа.