Коррекция личностного развития подростков с девиантным поведением через психологическую поддержку

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Программа предназначена для развития коммуникативных навыков подростков с девиантным поведением, имеющих проблемы в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками. Программа направлена на формирование у них умения устанавливать личностные контакты, поддерживать дружескую атмосферу в коллективе, а также на снижение уровня агрессивности, тревожности и способствует поддержанию эмоционального комфорта подростков.

Цели программы направлены

  • на личностное развитие подростков, которое включает понимание себя, своих чувств, мотивов своих поступков;
  • на решение проблем в сфере взаимоотношений с окружающими, как в установлении позитивных контактов, так и в избежании конфликтов и развитие навыков общения;
  • на формирование самоконтроля

Возраст: 11-13 лет.

В данной программе условно можно выделить 3 этапа:

- ознакомительный

- этап самораскрытия,

- развивающий.

Программа рассчитана на 10 полуторачасовых занятий, которые рекомендуется проводить один раз в неделю.

Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:

  • ритуал приветствия
  • основное содержание
  • рефлексию каждого занятия 
  • ритуал прощания.

В ходе работы используются игровые технологии, метод групповой дискуссии, психогимнастика, проективные методики рисуночного и вербального типов, элементы арт-терапии, мини-лекции, работа в парах.

В групповой дискуссии участники группы имеют возможность высказывать свое мнение по обсуждаемой проблеме. Здесь они учатся формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение, спорить, не оскорбляя своих оппонентов, критиковать точку зрения других, не переходя на “личности”.

После каждой игры проводится обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как они себя чувствовали в той или иной роли, мотивируя свои поступки. Игры на интенсивное физическое взаимодействие служат для усиления интереса участников, повышения работоспособности, снятия напряжения, отдыха, улучшения взаимоотношений в группе.

ПРЕВОЕ  ЗАНЯТИЕ

Тема: Знакомство

1. Знакомство

2. Упр. “Глаза в глаза”

3. Составление правил работы в группе

4. Упр. “Все – некоторые - только я”

5. Рефлексия всего занятия

ВТОРОЕ  ЗАНЯТИЕ

Тема: Осознание себя. Внимание к поведению других. Умение вести разговор.

1. Ритуал приветствия

2. Повторение правил поведения в группе

3. Продолжение знакомства

4. Упр. “Ласковое слово”

5. Упр. “Приятно сказать

6. Упр. “Общий язык”

7. Упр. “Как укреплять свою коммуникабельность

8. Рефлексия всего занятия

ТРЕЬТЕ  ЗАНЯТИЕ

Тема: Умение слушать. Люди, значимые для меня. Работа с чувствами.

1. Ритуал приветствия

2. Повторение правил поведения в группе

3. Упр. “Слушаем молча”

4. Упр. “Значимые люди

5. Упр. “Список чувств”

6. Упр. “Интонация

7. Рефлексия всего занятия

ЧЕТВЕРТОЕ  ЗАНЯТИЕ

Тема: Мои проблемы

1. Ритуал приветствия

2. Упр. “Мои проблемы”

3. Упр. “Изобрази проблему”

4. Упр. “Преодоление”

5. Упр. “Крокодил”

6. Рефлексия всего занятия

ПЯТОЕ  ЗАНЯТИЕ

Тема: Осознание своих идеалов различных черт

1. Ритуал приветствия

2. Повторение правил поведения в группе

3. Упр. “Спина к спине”

4. Упр. Мимика и жесты”

5. Упр. Жесты”

6. Упр. “Мой идеалы

7. Упр. “Чучело

8. Рефлексия всего занятия

ШЕСТОЕ  ЗАНЯТИЕ

Тема: Осознание проблем в отношениях с людьми

1. Ритуал приветствия

2. Повторение правил поведения в группе

3. Упр. “Мои проблемы”

4. Упр. Какая рука горячее”

5. Упр. “Свое пространство

6. Упр. “Не дыши в затылок”

7. Упр. “Разговор в парах на разных дистанциях

8. Рефлексия всего занятия

СЕДЬМОЕ  ЗАНЯТИЕ

Тема: Осознание мотивов межличностных отношений. Выражение чувств.

1. Ритуал приветствия

2. Повторение правил поведения в группе.

3. Упр. “Мотивы наших поступков

4. Упр. “Чувства без слов

5. Упр. “Благодарность без слов”

6. Рефлексия всего занятия.

ВОСЬМОЕ  ЗАНЯТИЕ

Тема: Чувство благодарности другим

1. Ритуал приветствия

2. Повторение правил поведения в группе

3. Упр. “Особые дары

4. Упр. “Благодарность без слов

5. Рефлексия всего занятия

ДЕВЯТОЕ  ЗАНЯТИЕ

Тема: Мотивы наших поступков

1. Ритуал приветствия друг друга

2. Повторение правил поведения в группе

3. Упр. “Мотивы наших поступков”

4. Упр. “Запретный плод”

5. Упр. “Горячее место”

6. Рефлексия всего занятия

ДЕСЯТОЕ  ЗАНЯТИЕ

Тема: Завершение занятий группы.

1. Ритуал приветствия

2. Упр. “Карусели”

3. Упр. “Чемодан”

4. Упр. “Прощай”

5. Упр. “Подарки”

6. Ритуал прощания

Пример:

Десятое занятие

Тема: Завершение занятий группы.

Цели:

  • Совершенствование коммуникативных навыков у подростков.
  • Подведение итогов проведения тренинговых занятий.

1. Ритуал приветствия

-Сейчас встанем в круг. Положим руки друг другу на плечи, приветливо посмотрим друг на друга и поздороваемся.

2. Упр. “Карусели”

– Мы с вами сейчас разделимся на две подгруппы и встанем “круг в круге” лицом друг к другу. Один круг стоит на месте, другой идет по часовой стрелке. Например, вам нужно улыбнуться каждому, сказать комплимент или что-то приятное.

3. Упр. “Чемодан”

– Один из вас выйдет из комнаты, остальные начинают “собирать ему в дальнюю дорогу чемодан” (скоро наше расставание, и нужно помочь человеку в его дальнейшей судьбе). В этот “чемодан” складывается то, что, по мнению группы, поможет данному человеку в общении с людьми, т.е. те положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке. Но нам необходимо будет напомнить о том, что будет мешать ему в дороге, т.е. об его отрицательных качествах, с которыми необходимо работать, что бы его жизнь стала более приятной и продуктивной. Затем отъезжающему, который все время находился в другой комнате, зачитывается и передается весь список. У него есть право задать нам любой вопрос по прочитанному.

(Затем выходит следующий участник и процедура повторяется до тех пор, пока все участники не получат по “чемодану”).

4. Упр. “Прощай”

– Наши занятия подошли к концу, и мы расстаемся. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть конкретный участник, мнение которого о себе вы хотели бы узнать?

У вас есть этот шанс сейчас. Сделайте то, что вы не успели сделать на предыдущих занятиях. Не откладывайте свое решение на завтра. Действуйте здесь и теперь.

5. Упр. “Подарки”

– Каждый из вас придумает подарок, который хотелось бы подарить человеку, сидящему рядом. Главное условие заключается в том, что подарок должен как можно лучше подходить данному человеку, доставлять ему радость. Рассказывая о предполагаемом подарке, каждый объясняет, почему именно этот подарок был выбран. Участник, которому “подарили” подарок, высказывает свое мнение: действительно ли он рад этому.

6. Ритуал прощания

Список использованной литературы:

Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2003.

Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр,1999.

Марасанов Г.И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. – Киров, 1995.

Методы и педагогические приемы воспитательной работы с трудными подростками / И.А. Невский, Л.И. Белозерова, 1978.

Фопель К. Создание команды. – М.: Генезис, 2002.