Художественные ценности регионального искусства в системе повышения квалификации учителей ИЗО Адыгеи

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


“…искусство – самый желанный,
самый благоуханный цветок культуры”. [ 1]

Игорь Грабарь

В современных условиях модернизации российского образования, направленного на его демократизацию и гуманизацию, наметились прогрессивные тенденции значительного повышения социально-педагогического статуса школьной образовательной области “Искусство” как эффективного средства духовно-художественного формирования личности школьника.

Один из значимых предметов этой образовательной области “Изобразительное искусство”, объединяющий в себе основы визуально-пространственных искусств и нацеленный на разностороннее художественно – творческое развитие учащихся, имеет альтернативные типовые программы, ориентированные на некий общий базовый уровень содержания художественного образования, рекомендуемый для усвоения школьниками всех субъектов Российской Федерации. Однако эти учебные программы, несмотря на все свои достоинства, не отражают национальных особенностей художественной культуры, народного искусства, быта и природных условий конкретного российского региона, каким, например, является Адыгея и сопредельные с ней родственные по культуре территории.

Поэтому проблема интеграции материалов художественной культуры народов Адыгеи и Кубани в содержание федеральных программ предмета “Изобразительное искусство” является одной из актуальных. Недопустимо в современных условиях обновления российского образования исключить из учебного процесса изучение в школе художественных ценностей регионального искусства, имеющих большую социальную и эстетическую значимость для учащихся.

Проблема воспитания школьников на традициях этнохудожественной культуры адыгов не является новой в аспекте современных задач модернизации образования. Еще в конце 80-х годов ХХ в. Адыгейским облисполкомом было принято решение, которое предусматривало разработку рекомендаций в помощь учителям изобразительного искусства для проведения занятий и бесед по вопросам древних памятников адыгов, композиции адыгейского орнамента, особенностей раскладок цветов национальной одежды. В контексте требований этого документа кабинетом изобразительного искусства института усовершенствования учителей была проделана соответствующая научно-методическая работа по возрождению и изучению в школах традиций адыгского народного декоративно-прикладного искусства (НДПИ).

Эта работа системно осуществлялась посредством организации переподготовки и повышения квалификации учителей изобразительного искусства в аспекте возрождения НДПИ адыгов, разработки и издания программ и пособий, обобщения передового опыта учителей ИЗО.

В процессе опытно-экспериментальной работы была выстроена структурно и содержательно программа курса по основам адыгской художественной культуры и прикладного искусства, состоящая из двух блоков, научно-теоретического и практического.

Главная цель первого блока программы заключается в том, чтобы дать учителю цельное, системное представление об общих проблемах культуры, характерных особенностях генезиса художественной культуры адыгов и, в частности, таких ее компонентов, как прикладное искусство и орнамент, имевших большое значение в развитии этноса.

Факты истории свидетельствуют о том, что ярким проявлением национальной художественной культуры адыгейского народа является декоративно-прикладное искусство, которое в прошлом находило воплощение в традиционных художественных ремеслах: золотом шитье, плетении циновок и тесьмы, аппликации, тиснении, керамике, чеканке, ювелирном деле. Особое место в нем занимает народный орнамент, который красноречивее всего говорит о талантливости этноса, создавшим его, и выражает национальное своеобразие прикладного искусства в целом.

Лекционно-семинарские занятия планировались с учетом принципа интеграции, предусматривающего комплексное изучение духовно-художественной культуры этноса как целостной системы, охватывающей все ее ответвления: прикладное искусство, орнамент, музыку, танец, фольклор и современное искусство профессиональных художников-прикладников.

Такой концептуальный подход был обусловлен исследованием Т.Я. Шпикаловой, которая, отмечает, что личность с высокой художественной культурой, сочетающую осведомленность в области истории, искусства и быта своего народа, с эмоциональной отзывчивостью, вниманием к увиденому и познанному, с готовностью защитить и приумножить богатство народной культуры, можно сформировать лишь при условии изучения и восприятия народного искусства как целостной системы (устное, музыкальное, изобразительное творчество), взаимодействующего в системе современной культуры с другим типом художественного творчества – искусством классическим [2] .

Учитывая, что большинство учителей ИЗО из сельских школ Адыгеи, проведению экскурсий в музеи и на выставки уделяется особое внимание.

Программа предусматривает обязательное посещение слушателями курсов Национального музея, где они получают дополнительные сведения об уникальных, редких образцах прикладного искусства адыгских мастеров, консультации у научных сотрудников музея об истории редких и ценных экспонатов, выполняют зарисовки национального орнамента и предметов художественного ремесла.

Второй блок программы курсов посвящается активной художественно-практической деятельности педагогов по освоению отдельных традиционных, широко распространенных в прошлом художественных ремесел адыгов. Этот блок программы состоит из нескольких спецкурсов, основной целью которых является практическое обучение слушателей основам технологии конкретного художественного ремесла: золотого шитья, плетения циновки или тесьмы, аппликации или керамики.

Как показало изучение эффективности послекурсовой переподготовки учителей ИЗО по данному варианту программы, все они уделяют внимание в той или иной форме решению проблемы по изучению и возрождению в школе адыгского прикладного искусства. Одни учителя (Э.К.Багова, О.В.Иванча, Р.В.Бараускас, О.Н.Харло) интегрируют в учебный процесс по ИЗО полученные на курсах материалы по адыгейской художественной культуре: они проводят беседы о художественных ремеслах адыгов, уроки по изображению адыгского орнамента, выполнению творческих рисунков на темы национального фольклора. Другие учителя (Х.М.Жане, Х.А.Хасанов, М.Ю.Хахук, М.Ю.Кабертай, М.Б.Мукова и другие) наибольший акцент делают на активизации форм внеклассной и внешкольной работы, т.е. основное внимание уделяют созданию кружков и студий по адыгскому прикладному искусству, организации встреч с мастерами народного искусства, проведению различных мероприятий по художественному краеведению.

Кабинетом изобразительного искусства института была также разработана, апробирована и внедрена региональная учебная программа для начальной школы “Изобразительное искусство и художественные ремесла”, в которой намечены новые подходы обучения изобразительному искусству, основанные на психологических и возрастных особенностях развития ребенка, законах функционирования искусства, традициях адыгской художественной культуры, лучших, прогрессивных идеях как зарубежных, так и отечественных учебных программ по искусству.

В соавторстве с З.Л. Гучевым была составлена программа для внеклассной, студийно-кружковой работы “Искусство плетения адыгской циновки”, главной целью которой является возрождение широко распространенного в прошлом художественного ремесла.

Естественно, что апробация и внедрение новых программ по ИЗО потребовали активной методической работы с учителями в аспекте их переподготовки и повышения квалификации по специально разработанным курсовым программам. К сожалению, ограниченные рамки статьи не позволяют подробно останавливаться на этом этапе методической работы с учителями ИЗО.

Однако, следует отметить, что данная проблема далеко не исчерпана, она по-прежнему остается актуальной, требующей творческих усилий по ее практическому воплощению.

Новую веху в решении этой проблемы в Адыгее открыла “Республиканская программа развития образования на 2000-2004 годы”, в мероприятиях которой предусмотрены разработка и создание государственных стандартов, образовательных программ, учебников и методических пособий по предметам национально-регионального компонента (НРК), включая и образовательную область “Искусство” [ 3] .

В контексте требований этого документа, обусловливающего реализацию этнокультурной направленности образования, кабинетом ИЗО АРИПК разработана новая экспериментальная программа НРК “Искусство Адыгеи и сопредельных территорий в преподавании ИЗО” (1-7 кл.), которая позволяет адаптировать к региональной культуре две федеральных учебных программы: “Изобразительное искусство”, разработанную авторским коллективом под руководством члена-корреспондента РАО В.С.Кузина; “Изобразительное искусство и художественный труд”, разработанную авторским коллективом под руководством академика Б.М.Неменского.

Есть основания рассматривать народы Северного Кавказа как межэтническую общность, сформированную в результате этногенетической близости, длительного социально-культурного взаимодействия. Важными признаками межэтнической общности народов северокавказских республик являются язык, религиозные верования, народное искусство, а главное- наличие общей культуры и общего эстетического самосознания.

Много близких черт у адыгских народов Кавказа в традиционном декоративно-прикладном искусстве (золотом шитье, плетении циновок, ювелирно-оружейном ремесле, узорообразовании). Неизолировано от адыгских народов развивалась и художественная культура славянских народов Кубани, заимствовавших друг у друга лучшие традиции прекрасного в одежде, оружии, прикладном искусстве, этикете.

Традиционная художественная культура адыгов,   родственных народов северокавказских республик (Кабардино- Балкарии, Карачаево-Черкесии) полихудожествена в своей основе. Многие столетия она формировалась на тесном взаимодействии разных искусств (прикладного искусства, музыки, танца) как целостная национально-художественная система, имеющая в то же время в каждой из республик и свои отличительные стилевые особенности. Поэтому полное представление о ценностях художественной культуры адыгов можно получить, изучая ее в сравнении с особенностями развития других родственных этнокультур, что и предусмотрено содержанием программы НРК.

Основными принципами построения и практической реализации этой программы являются:

I. Принцип взаимодействия (единства) научной и художественной дидактики в приобщении учащихся к ценностям художественной культуры Адыгеи и Кубани, основанном на разумном соотношении рационально-логического и художественно-образного мышления. При этом предпочтение отдается эмоционально-чувственному восприятию как сущностной основы эстетического переживания, без которого художественная коммуникация теряет свой смысл. В связи с этим на уроках ИЗО должны создаваться условия для эмоционально-эстетического восприятия произведений искусства народов Адыгеи и соседних регионов как основы развития художественного вкуса.

II. Принцип соблюдения иерархии целей художественного образования (Неменский Б.М.), предполагающий постепенное (поэтапное) вхождение (“погружение”) в мир ценностей художественной культуры Адыгеи и северокавказского региона, начиная с освоения первоначальных основ общения с искусством и активного проявления в нем своего воображения (в начальной школе) до более глубокого развития ассоциативно-образного мышления, творческих способностей (в основной школе). Такое последовательное “погружение” в мир художественных ценностей своего региона должно осуществляться при условии функционирования концентрической системы обучения, позволяющей от класса к классу, от ступени к ступени расширять и углублять границы эстетического развития школьников.

III. Принцип компетентностного подхода, предписывающий формирование у учащихся ключевой компетентности в сфере ценностей художественной культуры своего Отечества и своей малой Родины – Адыгеи и Кубани. Такой подход обеспечит не только формирование у школьников разносторонней осведомленности в области культуры и искусства своего региона, но и будет способствовать их интенсивному духовно-эстетическому обогащению.

На основе компетентностного подхода учитель может развивать у учащихся повышенный интерес к культуре и искусству своей малой Родины – Северного Кавказа, воспитывать способности к личностному художественному самообогащению посредством поиска и изучения специальной литературы, индивидуального посещения местных музеев и различных выставок изобразительного (декоративно-прикладного) искусства.

Компетентностный подход в обучении изобразительному искусству не следует рассматривать как некую дань моде в современной образовательной политике, а как необходимое условие качественного усиления художественной и графически-продуктивной направленности обучения.

IV. Принцип толерантности в реализации содержания программы НРК, обусловливающий воспитание учащихся в духе уважения, принятия и правильного понимания культуры другого народа. Этот принцип идейно и содержательно связан с Декларацией ЮНЕСКО, которая определяет толерантность как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности [ 4].

Поэтому принцип толерантного подхода в решении воспитательных задач современного гуманитарно-художественного образования является основополагающим. Он определяет и морально-этическую направленность поликультурного образования, которое характеризуется в современном мире толерантностью взглядов, суждений людей, признанием и развитием культурного плюрализма в обществе, возможностью свободного выбора человеком своих культурных идентичностей и т.д. [5].

В связи с этим приобщение школьников разных народов к культуре Адыгеи, например, русских к адыгской, адыгов к русско-славянской, непременно требует толерантного подхода на основе глубокого понимания этнопсихологии конкретной группы учащихся. Выполнение этого принципа в социокультурных условиях образования Адыгеи под силу мультикультурному учителю, который всегда стремится понимать и принимать многокультурные идентичности школьников, создавать атмосферу толерантности в классе, ярко и образно представлять искусство разных народов: русских, адыгов, осетин, армян, греков и т.д. (как уникальное явление отечественной, региональной художественной культуры).

V. Принцип интегративного подхода в изучении явлений традиционной и современной художественной культуры северокавказского региона, а также в художественно- изобразительной деятельности, связанной с освоением некоторых видов ремесел, изображением орнамента, иллюстрированием произведений народного фольклора и профессиональных писателей Адыгеи.

Традиционная художественная культура адыгов (орнамент, музыка, танец и т.д.) полихудожественна в своей основе. Она веками формировалась на тесном взаимодействии разных искусств как целостная национально- художественная система.

Учитель ИЗО может использовать на уроке разные типы взаимодействия (интеграции) искусств, например: коррелятивный тип взаимодействия, или одновременный, обеспечивающий достижение максимальной эмоциональности пробуждения эстетических чувств; интегративный тип взаимодействия, или последовательный, при котором базой формального сопряжения всех видов выступает тот вид, художественная доминанта которого имеет главное значение для остальных; творчески преобразующий тип взаимодействия, основанный на разносторонней художественно-творческой деятельности учащихся.

Вышеизложенные теоретические положения и принципы легли в основу определения главной цели и учебно- воспитательных задач программы НРК. Главной целью программы НРК по предмету “Изобразительное искусство” является приобщение школьников Адыгеи к богатому наследию адыгской художественной культуры, художественным ценностям современного изобразительного и прикладного искусства Адыгеи и Кубани, народов северокавказских республик и воспитание на этой основе гармоничной и эстетически развитой личности.

Достижение поставленной цели планируется посредством решения следующих учебно-воспитательных задач:

1. Формирование у учащихся эстетического отношения к ценностям адыгской художественной культуры (прикладному, изобразительному искусству, фольклору, музыке, танцам), культурно- художественным традициям народов Кубани и республик Северного Кавказа.

2. Изучение традиционного искусства и обучение школьников практическому овладению способами изображения орнамента адыгов, плетения ручной тесьмы, изготовления аппликации с использованием в работах доступных возрасту средств художественной выразительности;

3. Формирование у школьников нравственно- эстетической отзывчивости к современному изобразительному искусству Адыгеи и Кубани, и в целом – республик Северо-Западного Кавказа;

4. Воспитание у подростков ценностного отношения к культуре и искусству своей малой Родины, воспитание средствами искусства народов Адыгеи и Кубани, культуры межнационального общения, толерантности, гуманности, миролюбия, т.е. воспитание с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА и КРАСОТЫ[6].

5. Активное применение в приобщении учащихся к ценностям художественной культуры Адыгеи, Кубани, республик Северного Кавказа, разнообразных форм работы, включающих уроки ИЗО, специально организованные внеклассные (внешкольные) мероприятия, в т.ч. – посещение Национального музея РА, художественных выставок, проводимых в Картинной галерее г. Майкопа, музее искусства народов Востока, выставочном зале АГУ.

Практическое решение поставленной цели и учебно-воспитательных задач предусматривается программой НРК в течение длительного периода обучения, начиная с первой ступени в начальной школе и, заканчивая второй ступенью общего образования в основной школе (5-7 кл.)

Программа НРК по ИЗО представляет собой специально отобранный материал по традиционной этнохудожественной культуре адыгов, современному изобразительному и декоративно-прикладному искусству Адыгеи, а также по искусству Кубани и республикам Северного Кавказа, структурно разделенный на три основных раздела.

В первом разделе “Традиционная художественная культура и народное декоративно-прикладное искусство адыгов” определено содержание тематики занятий, отражающих становление и развитие народного прикладного искусства в тесной взаимосвязи с окружающей природой, которая предвосхитила рождение с доисторических времен разнообразных художественных ремесел (керамики, плетения циновок, тесьмы, резьбы по дереву, войлочного ковроделия и т.д.).

Во втором разделе программы рекомендуется для изучения современное изобразительное и прикладное искусство Республики Адыгея, представленное творчеством художников разных национальностей, жанров искусства и творческих направлений. Эти два раздела составляют единый учебный блок программы НРК, охватывающий проблемы развития традиционно-прикладного и современного изобразительного искусства Адыгеи как субъекта Российской Федерации.

Третий раздел программы раскрывает особенности изобразительного и прикладного искусства Кубани и Республик Северного Кавказа. Этот раздел является важнейшей составной частью программы, дополняющий и раскрывающий аспекты этнического взаимодействия культуры и искусства народов Адыгеи и северокавказских республик.

Таким образом, две третьих объема содержания программы НРК отводится искусству Адыгеи, одна треть – искусству Кубани и республикам Северного Кавказа. Такое соотношение содержания материала программы дает возможность широкого охвата культурно-художественного развития этого уникального региона и, следовательно, будет способствовать формированию у учащихся целостного, общего представления об искусстве и его культурно- исторических связях.

Апробация и внедрение этой программы НРК тесно взаимосвязаны с разработкой научно и методически обоснованной программы курсов повышения квалификации учителей ИЗО и созданием комплекта учебно-методических пособий.

Массовое внедрение этой программы станет началом перспективного направления художественного образования школьников Адыгеи, актуальность которого определяется современными проблемами этнокультурного развития общества и задачами модернизации всей общеобразовательной системы.

Литература

1. Отблески, вып. 4-й. – М.: Молодая гвардия, 1981, – С. 5.

2. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания /Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук/. – Москва, 1988. – С. 59.

3. Республиканская программа развития образования на 2000-2004 годы // Советская Адыгея, № 195, 2000. – С. 3-7.

4. Декларация принципов толерантности // Учительская газета, 2000. – № 37, с. 21.

5. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – М.: Народное образование, 1999.

6. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М.: Педагогическое общество России, издательский Дом и Ноосфера, 1999.