Исследовательская работа в рамках истории и обществознания
В настоящее время все большее внимание в теории и практике образования уделяется обществознанию, т.е. интегрированному курсу, который знакомит учащихся с основными сферами жизни общества и главным действующим лицом этой жизни — человеком.
Социальные и гуманитарные науки в системе научного знания занимают особое место. Они теснейшим образом связаны с понятием человеческая природа, образованность, культура и общественное учение. Они помогают человеку понять самого себя и окружающее его общество.
Первичным и ключевым звеном всей социальной системы является институт семьи. Из семьи люди приходят в общество. В ней воспитываются основные черты личности гражданина. Семья задает повседневный тон всей общественной жизни. Общество процветает, когда в семьях его граждан царят благополучие и мир.
Институт семьи находится в центре пересечения линий всех остальных институтов (собственности, армии, образования, заработной платы и т.д.)
Именно здесь есть бескрайние возможности для исследовательской работы.
В своей практической работе в рамках курса “Обществознание” 8-11 классы я предлагаю ребятам 7-х или 8-х классов в дни летних каникул (из-за специфичности города малое количество семей имеют родственников в нашем городе) начать сбор материала к теме “Семья”.
Материал собирается по нескольким направлениям:
- генеалогическое древо моей семьи (по линии папы и мамы отдельно);
- биографические сведения о родственниках;
- семейные предания, истории, документы.
Для выполнения каждого из этих заданий нужна отдельная тетрадь или папка.
Подробно объясняю и показываю:
- как чертить древо;
- какие сведения должны быть в “ветвях”;
- как выделяется прямая и косвенные линии;
- что такое биография и как оформить записи (на каждого члена семьи — отдельная страничка, его фотография или ксерокопия фотографии);
- что записывать в преданиях, историях;
- какие документы могут быть интересны для исследования.
Любая исследовательская работа должна быть интересна настолько, чтобы возникло желание заниматься ею длительное время. “Узнавание” своих корней в этом случае является сильнейшим стимулом.
Такая работа позволяет иметь достаточно большое количество материала, она всегда изобилует неожиданными для детей открытиями.
На втором этапе работы помогаю в оформлении древа, летописи, даю индивидуальные консультации. И, наконец, мы получаем тот материал, который может послужить отправной точкой для желающих продолжить исследование по теме “Моя семья”, а также помощником при изучении истории России.
Каждую работу внимательно просматриваю не только с целью выставления оценки за выполненную работу, но и затем, чтобы сделать себе заметки о том, где и когда проявили себя родственники моих учеников.
Этим ребятам даю задание по истории: приготовить материал о каком-либо событии в истории нашей страны и, конечно, упомянуть в рассказе о своих родственниках.
За многие годы работы у нас “находились” и участники русско-японской войны, и моряки с броненосца “Потемкин”, и участники первой российской революции, Первой мировой войны, коллективизации, индустриализации, выдающийся ученый-путешественник Пржевальский, писатель Михаил Загоскин, автор “Юрия Милославского”, герои Гражданской и Отечественной войны, как, например, И.С. Конев и т.д.
Так появляется новая линия исследования “История моей семьи в истории моей страны”. Такое название работе я сама определила много лет тому назад и была очень рада тому, что в газете “История” в последние годы был объявлен конкурс по этой теме. Наконец-то обратились к самому важному для человека — его истокам и корням! Некоторые рекомендации конкурсантам использовала в своей дальнейшей работе, хотя ко многому пришла сама.
Для ребят, которые заинтересовались работой всерьез, предлагаю продолжить исследование в каком-либо конкретном направлении.
Так, к празднованию 55-летия Победы в 2000 году учащиеся 9-х классов участвовали в школьном конкурсе сочинений “Моя семья в годы Великой Отечественной войны”. А ученицы этих классов Загоскина Александра и Завадская Евгения (в настоящее время учится в США) победили в городском конкурсе рефератов на ту же тему.
В апреле этого учебного года учащиеся 9-х классов приняли участие в городском конкурсе “Забава” в номинации “Журналистика”, где заняли все призовые места и получили призы за исследовательские работы по темам “Моя семья на Байконуре”, “Военная служба и истории моей семьи”, “История моей семьи в истории моей страны” и т.д.
Такие конкурсы помогают ребятам почувствовать значимость своего труда, т.к. их работы представляют интерес не только для них и их семей, но и для широкой общественности. Работы выставляются в школе, в Центре детского и юношеского творчества, выдержки из работ учащихся печатаются в газете “Байконур”.
В июне 2002 г. и в июне 2003 г. я и мои ученики приняли участие в работе школ-семинаров “Академия юных” в г. Гагра. Они посещали мастер-класс профессора МГТУ им. Баумана Багдасарьян Н.Г. Работа Иванова Станислава “История моей семьи в истории моей страны” была выдвинута на заключительную конференцию, а ее автор награжден высшей наградой Академии.
В 2003 году лучшие работы были отправлены на Четвертый Всероссийский конкурс старшеклассников (общество “Мемориал”). Три работы вошли в число лучших, и их авторы награждены Почетными грамотами. На Пятый конкурс мы направили работы “Моя семья”, “Музей В.П. Глушко на Байконуре”, “Память, застывшая в камне”.
Межпредметные связи очень важны в преподавании социально-гуманитарных наук. Поэтому работу по обществознанию (социология) я стараюсь связывать с работой по истории и краеведению.
В любом месте (городе, деревне, поселке) есть много объектов, которые можно и нужно изучать, чтобы наше подрастающее поколение знало не только историю страны в целом, но и своей малой родины в частности. Такими объектами могут быть и интересные люди, и архитектурные здания, и памятники, и храмы.
В 1988 году с учениками 9 класса мы занимались историей памятника Ю.А.Гагарину, который находится в нашем городе. Здесь был и сбор информации, и поиски очевидцев строительства и открытия памятника, и интервьюирование, и поиск видеоматериалов, компоновка их, озвучение фильма. Ребята попробовали себя как режиссеры, операторы, сценаристы, актеры и убедились, что это очень интересно и познавательно.
А результат — 1 место на городском конкурсе видеофильмов о памятниках города. Наш фильм “Сын Земли, сын России” теперь используется на уроках по “Байконуроведению” и на классных часах, посвященных Дню Космонавтики.
Есть еще одно направление в нашей работе, которое затрагивает и обществознание и краеведение.
В 2000 году с учащимися 10-х классов мы провели исследовательскую работу “Православный храм на Байконуре”. Работа проводилась в рамках Всероссийского конкурса “Христианство и современность”. В общей сложности мы трудились над ней четыре месяца, и, хотя не заняли призовых мест на конкурсе, но получили признание и одобрение настоятеля храма, создали систематизированное описание истории храма, которое теперь используется в работе городской библиотеки и Воскресной школы при храме.
В этом учебном году работа получила продолжение. 9-а класс работал над темой “Религиозные конфессии на Байконуре”. Ученики собирали материал об исламе, т.к. мы живем на территории Казахстана и в школе много ребят казахской национальности, о мечети, о праздниках мусульман.
Подобного рода исследования — это не только знакомство с различными конфессиями, это еще и нравственное, культурное, толерантное воспитание молодежи. В нашем многонациональном государстве необходимо прививать интерес не только к своей родной культуре, но и к культуре других народов, живущих рядом.
А тем для изучения, исследования можно найти много. Надо только оглянуться, заинтересоваться самой и заинтересовать в какой-либо работе своих учеников и воспитанников.
Последней работой, которую мы сделали с учениками 11-х классов в этом году, была деловая игра “Байконур — город будущего”, в которой выпускники школы выступили в качестве Главы администрации города и его заместителей.
При подготовке игры мы проводили социологические опросы среди разных возрастных категорий горожан, анализировали “горячую линию” жалоб и предложений, обсуждали насущные городские проблемы и пытались найти пути их решения. На игре присутствовали представители администрации города, которые с интересом выслушали все предложения и приняли активное участие в обсуждении вопросов.
Конечно, всякая серьезная работа требует и сил, и времени, но все окупается, когда видишь радость в глазах ребят от полученного результата, от осознания ими того, что они выполняли важное и нужное и им и окружающим дело.
Перестройка всех сфер нашего общества существенно повлияла на содержание педагогического процесса в школе. Учебные программы предусматривают сейчас такой объем знаний, которых недостаточно для поступления выпускников в вузы. Об увеличении часов не может быть и речи. Значит, надо применять новые технологии и методики, возвращаться к забытому интегрированию, межпредметным связям, которые положительно влияют на решение воспитательных и образовательных задач в средней школе. Усиление воспитательной функции в учебном процессе помогает успешному формированию мировоззрения учащихся и их оценке окружающей действительности. Вне стен школы на молодежь обрушивается поток вредной информации, а это диктует необходимость усиления воспитания в образовательном процессе.
Что может лучше воспитывать, чем положительный и отрицательный пример твоих предков, их достижения и просчеты, их взлеты и падения. Зная историю своей семьи, а через нее узнавая историю своей страны, молодое поколение научится оценивать и взвешивать свои поступки и дела.
Таким образом, в работе учителей-практиков необходимо сегодня использовать современные технологии и методики. Такие методики как интерактивное обучение (ролевая игра), методика проектной деятельности (исследование), информационные технологии позволяют ученику и учителю решать одну из немаловажных задач образования – получение учеником , помимо знаний, умений и ценностной ориентации еще и опыта эмоциональной и творческой деятельности.
Декабристское движение в России
Вводный урок по истории России в 8-м гуманитарном или 10-м общеобразовательном классе.
Цели урока
- знакомство с декабризмом как общественно-политическим движением и литературным направлением;
- формирование навыков работы с информацией (анализ документов);
- повышение эмоционального восприятия темы.
Оборудование урока
- доска (на центральной части тема урока и портреты декабристов, на левой и правой сторонах эпиграфы урока – стихотворение и слова К.Рылеева);
- видеоаппаратура (для демонстрации фрагмента учебного фильма “Русская революция”);
- выставка книг о декабристах;
- распечатки текстов для анализа;
- аудиозапись песни “Пловец” на стихи Н.Языкова;
- эпиграфы: “Каждый день убеждает меня в необходимости моих действий, в будущей погибели, которой мы должны купить нашу первую попытку для свободы России и вместе с тем в необходимости примера для пробуждения спящих россиян”.
“Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа, —
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертвы куплена свобода!”
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
14 декабря 1825 года и 26 декабря — 3 января 1826 года — даты выступления декабристов. В 2000 году этим событиям исполнилось 175 лет. С причинами возникновения декабризма мы уже познакомились, с декабристскими обществами, самими событиями и итогами движения мы познакомимся на следующих уроках, а наш урок сегодня — вводный в тему “Движение декабристов в России”.
Записываем в тетрадь тему урока.
Декабристы — участники этого движения (по названию месяца), но основным понятием темы является понятие декабризм. Декабризм — общественно-политическое движение дворян в первой четверти XIX века в России (записываем понятие в тетрадь и объясняем его). Из понятия видно, какое российское сословие приняло участие в этом движении. Перечислите привилегии дворян. Логичным является вопрос: что они хотели изменить в России своими действиями? Цель нашего урока — знакомство с некоторыми участниками событий и попытка с помощью исследования их творчества понять, что они хотели изменить в России.
2. Демонстрация фрагмента фильма “Российская революция”
Это все, что посчитали необходимым сообщить о декабристах создатели английского фильма по истории России. Конечно, этого мало, чтобы понять, почему и зачем они пошли против власти и тем более мало для знакомства с людьми. Поистине удивительное явление даже в масштабах мировой истории явление: столько людей, и каких людей: блестяще образованных, обеспеченных, имевших признание в обществе, словно подхваченные вихрем выломились из своего класса, и перешли на сторону трудящихся, народа. Поэты, мыслители, мечтатели и деятели — они первыми поднялись на неравную борьбу с самодержавием и крепостничеством.
3. Исследовательская работа
Наша исследовательская работа будет основываться на литературном наследии декабристов, ведь их творчество для нас — исторический документ.
Задание 1
Перед вами стихотворение К.Рылеева (коротко о личности). Возьмите карандаш, разделите стихотворение “Ах, тошно мне” на четверостишья, читаем по очереди, вслух, разбираем каждое по вопросам:
- О какой неволе в родной стране идет речь?
- О каком незаконном явлении говорит поэт? Почему незаконное?
- Кто закабалил? Что такое кабала?
- В чем упрекают крестьяне бар?
- О чем мечтают? Как устроят жизнь?
- Кого винят в бедах ? Почему их (его)?
- В чем упрекают царя?
- К чему призывают?
- От чьего лица написано стихотворение?
- В чем угроза России?
- Что надо изменить? (Крепостное право и самодержавие)
В тетради записываем — Программа декабристов.
1. Отмена крепостного права.
Задание 2
Перед вами второй документ — “Русская правда” (отрывки из главы) П.И. Пестеля (коротко о личности). Читаем вслух, обсуждаем и сразу ведем запись в тетрадь.
2. Ликвидация дворянских привилегий.
3. Равенство всех перед законом.
4. Уничтожение сословий.
5. Гражданское равноправие.
6. Уничтожение дворянских титулов
Два этих документа были написаны до начала выступления декабристов, а вот следующий документ — стихотворение “Желания” — уже на каторге, после поражения. Автор стихотворения — Ф.Ф.Вадковский (коротко о личности). Читаем, обсуждаем, дополняем программу, выбирая то, о чем еще не шла речь.
7. Уничтожение цензуры.
8. Сокращение срока службы.
9. Свобода слова.
10. Самоуправление (демократия).
11. Законодательное народное собрание.
Итак, у нас появилась программа будущего России. (Варианты урока: — изучение “Конституции” Н.Муравьева и “Русской правды” П.Пестеля — продолжение работы над программой на этом уроке или на следующем, в зависимости от времени).
4. Слово учителя
Все, что хотели изменить в России декабристы два века назад — мы с вами сегодня имеем. Для нас все это стало нормой. А тогда говорить и думать об этом было страшно. Выступление декабристов закончилось поражением. 5 были повешены, 121 — сосланы на каторгу в Сибирь, лишены всех привилегий и званий. Но и там они не потеряли веру в то, что в будущем все их мечты сбудутся.
Звучат два стихотворения: А.С.Пушкин “Послание в Сибирь” и А.Одоевский “Ответ”.
Декабрист Н.Языков обращался к своим друзьям и потомкам с призывом-песней “Пловец”. (Песня может быть озвучена в записи или исполнена учениками).
5. Заключение
Одни повешены… Другие убиты на Кавказе… Третьи сведены в могилу чахоткой и непосильными каторжными работами в Сибири...
Немногие выжили, сохранив честь, достоинство, любовь к Отечеству.
Ими сделано великое и вечное. Вся жизнь этих богатырей — яркое свидетельство единства слова и поступка, великой мечты и бескорыстного дела.
Но вечен род! Едва слетят
Потомков новых поколенья,
Иные звенья заменят
Из цепи выпавшие звенья… А.Одоевский (можно использовать как эпиграф)
Таков завет декабристов, в этом бессмертие их Великой Мечты о счастье народном. Я надеюсь, что эта мечта станет и вашей путеводной звездой. А сейчас давайте познакомимся с теми, о ком еще не шла речь на уроке.
6. Сообщения учащихся о декабристах
7. Домашнее задание
Материал для исследования
К.РЫЛЕЕВ
Ах, тошно мне...Ах, тошно мне
И в родной стороне:
Все в неволе, в тяжкой доле,
Видно век вековать.Долго ль русский народ
Будет рухлядью господ,
И людями, как скотами,
Долго ль будут торговать?Кто же нас кабалил,
Кто им барство присудил,
И над нами, бедняками,
Будто с плетью посадил?По две шкуры с нас дерут,
Мы посеем — они жнут,
И свобода у народа
Силой бар задушена.А что силой отнято
Силой выручим мы то,
И в приволье, на раздолье
Стариною заживем...Уж так худо на Руси,
Что и боже упаси!
Всех затеев Аракчеев
И всему тому виной.Он царя подстрекнет,
Царь указ подмахнет,
Ему шутка, а нам жутко,
Тошно так, что ой, ой, ой!А до бога высоко,
До царя далеко,
Да мы сами ведь с усами,
Так мотай себе на ус.
<1824 г>.
П.И.ПЕСТЕЛЬ. “Русская правда”
Отрывки из 3 главы
Все люди в государстве имеют одинаковое право на все выгоды, государством доставляемые и все имеют равные обязанности нести все тяготы, нераздельные с государственным устроением.
Все люди в государстве должны быть непременно перед законом совершенно равны, а всякое постановление, нарушающее это равенство, есть зловластие, которое должно быть непременно уничтожено.
Должно быть уничтожено различие граждан и разделение их на сословия, имеющие совсем различные виды и выгоды.
Сословия тем пагубны, что некоторым членам народа выгоды дают, а другим отказывают без всякой причины.
Все люди в государстве должны составлять одно сословие, могущее называться гражданским, и что все граждане в государстве должны иметь одни и те же права и быть перед законом все равны.
Преимущества дворян должны быть также уничтожены, а титлы: князь, герцог, граф, барон и т.д. отменены, поскольку удовлетворяют одному только надутому тщеславию и гордому самолюбию.
Ф.ВАДКОВСКИЙ
ЖеланияПомнешь ли ты нас, Русь святая, наша мать,
Иль тебе, родимая, не велят и вспоминать?
Вот за что хотели мы нашу кровь пролить:
Чтобы кровью тою волюшку тебе купить,
Чтобы на Руси цепь народа разорвать,
Чтоб солдатушкам в службе век не вековать.
Чтобы всякий мог смело мыслить и писать,
Правду-матушку на весь мир провозглашать,
Чтобы твой народ сам собою управлял,
Чтобы через избранных он законы поставлял,
Чтобы всяк берег те законы пуще глаз,
Помня про себя: глас народа — божий глас!
Чтобы не было ни вельможей, ни дворян,
Дармоедов тех, что живут за счет крестьян.
Вот чего тебе мы хотели добывать,
Вот за что твой царь велел нас заковать!
А.ОДОЕВСКИЙ
Ответ...
Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли.
К мечам рванулись наши руки,
Но лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард: цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы!
И с нею грянем на царей –
И радостно вздохнут народы!
Н.ЯЗЫКОВ
Пловец
Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно
В роковом его просторе
Много бед погребено.
Смело, братья! Ветром полный
Парус мой направил я:
Полетит на скользки волны
Быстрокрылая ладья!Облака бегут над морем
Крепнет ветер, зыбь черней,
Будет буря: мы поспорим
И поборемся мы с ней.Смело, братья! Буря грянет,
Закипит громада вод,
Выше вал сердитый встанет,
Глубже бездна упадет!Там за далью непогоды,
Есть блаженная страна:
Не темнеют неба своды,
Не проходит тишина...Но туда выносят волны
Только сильного душой!
Смело, братья, ветром полный
Прям и крепок парус мой.