5 часов (3 часа – теория, 2 часа – практика)
Эпиграф урока:
"Красна птица перьем, а девица – уменьем" (Русская пословица).
Цели урока:
1. Дать понятие о вышивке, как
традиционном русском виде рукоделия, ознакомить
с основными понятиями вышивки, оборудованием и
материалами для вышивки.
2. Развивать эстетический вкус и творческие
способности учащихся.
3. Воспитывать уважение к народным традициям
Руси, интерес к традиционным видам рукоделия.
Оснащение урока:
1. Выставка изделий, вышитых различными
видами вышивки.
2. Иллюстрации предметов старинной одежды, быта
русской деревни, куклы в русских народных
костюмах.
3. Образцы материалов и инструментов для вышивки.
4. Таблицы:
1). "Старинные символы в русской вышивке";
2). "Виды швов в вышивке".
5. Раздаточный материал:
1). Карточка-задание "Составление технологической цепочки изготовления русской льняной рубашки";
2). Инструкционная карта "Оборудование и материалы для вышивки".
6. Образцы рисунков для вышивки различных видов.
7. Для лабораторно-практической работы: альбом, карандаш, линейка, краски или цветные карандаши, образец рисунка свободного контура (для каждого учащегося).
I. Организационная часть урока
Приветствие учащихся, проверка явки и готовности к уроку. Сообщение темы и краткий обзор урока.
II. Подготовка к восприятию нового материала: беседа-обобщение с ориентировкой на жизненный опыт учащихся
Осмотр выставки вышитых изделий и беседа с учащимися о месте вышивки в жизни людей в наши дни, применении вышивки для отделки одежды и создания интерьера жилища.
Примерные вопросы беседы:
1. Нравятся ли вам изделия, представленные на этой мини-выставке?
2. Есть ли в ваших домах вышитые вещи? Какие?
3. Кто выполнял вышивку на этих вещах?
4. С какими изделиями приятнее иметь дело: с купленными в магазине или сделанными своими руками? Почему?
5. Как вы думаете, актуальна ли вышивка в наши дни или она только дань прошлому?
6. Какие изделия вы хотели бы вышить сами для своих друзей и близких?
7. Что в доме можно украсить, применяя вышивку?
III. Изучение нового материала
1. Реферат по истории вышивки, подготовленный одной из учащихся
(См. приложение 5).
2. Краткий экскурс в историю с элементами лекции.
Учитель, используя иллюстрации и кукол в народных костюмах, рассказывает о старинных русских традициях, связанных с девушкой 13–15 лет, с приготовлением приданого, замужеством, обязанностью женщины шить одежду для всех членов семьи, ее украшении вышивкой, об изначальном обереговом предназначении вышивки.
Во время рассказа учащиеся конспективно делают записи в тетради.
3. Практическая работа учащихся по карточкам обратной связи.
Индивидуальная работа учащихся по карточкам-заданиям "Составление технологической цепочки изготовления русской льняной рубашки" (см. приложение 1).
Учитель предлагает выполнить задание на составление технологии изготовления рубашки и представить, как бы учащиеся сами справились с этой нелегкой работой, если бы они жили в XV – XVI в. в.
4. Творческое задание "Русские загадки"
Учитель предлагает учащимся разгадать русские народные загадки об одежде.
1. Сверху голо, снизу лохмато, а теплом богата, что твоя хата. (ШУБА)
2. День-деньской скачет, пляшет и на покой идет со мной. (РУБАШКА)
3. Маленькая, горбатенькая в переулочке завязла. (ПУГОВИЦА)
4. Из липы свито дырявое корыто. По дороге идет, клетки кладет. (ЛАПТИ)
5. Шел по одной, вышел из двух. (ШТАНЫ)
6. Привяжешь – пойдут, отвяжешь – останутся. (ЛАПТИ)
7. Сижу верхом, не ведаю на ком. Знакомца встречу – соскочу, привечу.
(ШАПКА)
5. Путешествие в историю русского костюма
1). Используя иллюстрации народного костюма, учитель в форме беседы предлагает определить, к какому народу принадлежал, какого пола, какого возраста, семейного и материального положения был человек, носивший ту или иную одежду.
Во время беседы учащиеся записывают, что можно было узнать по вышивке на одежде человека:
- национальность;
- климат и природу родного края;
- семейное положение и состав семьи (особенно у женщины);
- социальное и экономическое положение;
- умение и мастерство рукодельницы;
- иногда даже мысли и мечтания.
2). Практическая работа учащихся по зарисовке основных элементов одежды.
Вместе с учащимися учитель зарисовывает основные элементы одежды русской девушки-крестьянки с указанием линий, по которым делалась вышивка. Рядом с рисунками делают краткое описание.
Основа русского костюма – рубаха.
Нижняя часть из более грубой ткани,
верхняя часть – из более тонкой.
На Севере России – с длинными рукавами,
собранными у запястья.
На Юге – с поликами – вставками на плечах.
Украшали: ворот, оплечья, низ рукава и подол.
Сарафан – исконно русская одежда, закрывала тело женщины от линии груди почти до земли.
Украшали: подол, середину и бретели.
Часто поверх него носили пояс.
3). Игра "Хоровод" (с использованием музыкального оформления).
Демонстрация кукол в народных костюмах и беседа о значении символов в вышивке по таблице "Старинные символы в русской вышивке" (см. приложение 2).
Учащиеся записывают таблицу в тетрадь.
IV. Самостоятельное изучение оборудования и материалов для вышивки учащимися
1. Работа учащихся по инструкционной карте
Задание: Рассмотреть предложенные образцы материалов и инструментов для вышивки. Внимательно прочитать карту "Оборудование и материалы для вышивки" (см. приложение 3), переписать ее в тетрадь и приготовиться отвечать на вопросы.
2. Фронтальная беседа с учащимися по назначению и применению оборудования для вышивки и повторение техники безопасности при работе с ним
Примерные вопросы беседы:
1. Что нужно учитывать при выборе ткани для вышивки? (Назначение и характер изделия).
2. На что ориентируются при подборе ниток для вышивания? (На фактуру и свойства ткани).
3. Каковы особенности иглы для вышивки, чем она отличается от обычной иглы?
(Игла для вышивания тонкая, с длинным ушком и закругленным острым концом).
4. Где располагаются иглы на рабочем месте? (В игольнице).
5. Сколько видов ножниц нужно иметь при вышивании, для чего они предназначены? (Два вида: с прямыми концами - для разрезания ткани, с закругленными концами - для обрезания ниток, чтобы не прорезать ткань).
6. Как передают ножницы друг другу? (Острыми концами к себе).
7. Пяльцами из какого материала удобнее пользоваться? (Из дерева, они лучше держат ткань, экологически чистые).
8. Зачем нужен наперсток? (Для предохранения пальцев от укола иглой).
9. Какой стороной следует накладывать на ткань копировальную бумагу? (Блестящей стороной).
10.Сколько и какие карандаши нужны при вышивании? (Два: твердый – для перевода рисунка на ткань, мягкий - для прорисовки контуров рисунка).
V. Знакомство с видами вышивки
Используя выставку вышитых изделий в ходе беседы, учащиеся и учитель определяют основные виды вышивки и составляют схему "Виды вышивки".
VI. Обзорное ознакомление с видами швов в вышивке
Работа с таблицей
Знакомство с видами швов в вышивке по таблице "Виды швов в вышивке" (см. приложение 4).
Учащиеся перечерчивают таблицу в тетрадь.
VII. Анализ рисунков для составления схемы
Учитель предлагает учащимся рассмотреть и сравнить рисунки для вышивки различных видов. Проведя совместный анализ рисунков, в ходе беседы учащиеся и учитель составляют схему "Виды рисунков для вышивки".
Сделаны "от руки". Их можно стилизовать, менять размер и расположение элементов, от этого смысл и содержание не меняется. Ограничены рамками сетки и длиной стежка. Не допускают изменений.
VIII. Практическая работа учащихся
Учащиеся выполняют работу по увеличению или уменьшению рисунка свободного контура.
План проведения работы:
1. Рассмотрение учащимися рисунка.
2. Изображение рисунка в натуральную величину и нанесение на него сетки.
3. Дифференцированное увеличение или уменьшение рисунка (по заданию учителя).
4. Подведение итога практической работы.
IX. Заключительная часть урока
1. Закрепление изученного материала.
Фронтальная беседа по основным понятиям урока.
2. Подведение итога урока, выставление оценок.
3. Домашнее задание:
- Повторить изученное на уроке.
- Принести материалы и инструменты для вышивки.
Приложение 1
Карточка обратной связи "Составление технологической цепочки изготовления русской льняной рубашки" для индивидуальной работы учащихся
Перед Вами этапы изготовления русской льняной рубашки. Ваша задача – составить технологическую цепочку, проставив соответствующие номера от 1 до 15 в окошках напротив каждого этапа.
Карточка для учащегося Правильный ответ
Дергание льна с корнем | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трёпка льна | 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прядение кудели в нитку | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Посев льна | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мятие льна | 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шитьё рубашки | 14 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прополка льна | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кройка рубашки | 13 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отделение коробочек с семенами от стебля | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выбеливание полотна | 12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вышивание оберегов на рубашке | 15 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чесание льна | 9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вымачивание льна | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ткание полотна на кроснах | 11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сушка льна | 6 |
№ п/п |
Название |
Назначение, особенности |
1 |
Ткань |
Является основой для вышивки, качество зависит от проектируемого изделия |
2 |
Нитки: – мулине – шелк – шерсть – ирис – люрекс |
Ими выполняется вышивка, качество зависит от качества ткани |
3 |
Иглы |
Специальные для вышивки, толщина зависит от толщины ткани и ниток |
4 |
Ножницы: – с прямыми концами – с закругленными концами |
С прямыми концами – для разрезания ткани, с закругленными – для обрезания ниток (чтобы не повредить ткань) |
5 |
Пяльца |
Для натягивания ткани. Могут быть овальной, круглой, прямоугольной формы (зависит от вида работы). Изготавливаются из дерева, металла, пластмассы. |
6 |
Наперсток |
Для предохранения пальцев от укола иглой |
7 |
Копировальная бумага |
Для перевода рисунка вышивки на ткань |
8 |
Карандаши: – твердый – мягкий |
Твердый – для перевода рисунка на ткань, мягкий - для прорисовки контура рисунка |
Приложение 4
Таблица "Виды швов в вышивке"
№ п/п |
Группы швов |
Виды швов |
1 |
Контурные |
Шов "Пунктир" Шов "Строчка" Стебельчатый шов |
2 |
Тамбурные |
Узкий и широкий шов Шов "Петля" Шов "Полупетля" |
3 |
Обшивочные |
Простой обшивочный шов Неровный обшивочный шов Шов уголками Шов треугольниками |
4 |
Украшающие |
Ячейковый шов Шов "Козлик" Шов "Козлик" цветной Бархатный шов Шов "Восьмерка" |
5 |
Декоративные |
Шов"Узелки" и "Навив" Шов "Петельки" Декоративная сетка |
6 |
Соединительные |
Воздушный шов Маскирующий шов |
7 |
Счетные |
Шов "Роспись" Крест простой Крест длинный Крест сложный Гобеленовые швы |
8 |
Гладьевые |
Одно- и двухсторонний шов Гладь вприкреп Счетная гладь Зернистый шов |
Приложение 5