Цели:
- познакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами снега и льда;
- формировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода, и что в природе они наблюдаются в разных видах;
- показать значение снега и льда;
- развивать воображение, наблюдательность;
- воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование:
- снег и лёд,
- стаканы, блюдца,
- квадраты цветной бумаги,
- карточки,
- текст (рис. № 1).
Рис. 1
Ход урока
I . Организационный момент.
1. Приветствие учителя.
2. Звучит музыка. Появляются Льдинка и Снежинка (рис. № 2, 3) .
Рис. 2
Рис. 3
Снежинка: | В небе зародилась из капельки воды Звездочка резная дивной красоты. Хрусталиком искристым с неба прилечу, Сяду и растаю, если захочу. |
Льдинка: | И я тоже капелькой чистой была. А когда замерзла, словно замерла. Тоже я искристая, ростом невеличка. Льдинка я лучистая, я – твоя сестричка!!! |
Снежинка: | А вот и нет !! Я – из солнца, серебра !! Ты же – мутная вода! Просто замарашка !! Тоще Тоже мне, близняшка. |
Льдинка: | Да опомнись !! Вот так да !! Все же, я твоя сестра !! |
Учитель: | Ребята, хотите помочь Льдинке и
Снежинке? О чем они вас просят? |
Дети : | Доказать, что они родные сестры. |
Учитель: | Чтобы доказать родство снега и льда, нам нужно исследовать их свойства. А помогут нам в этом опыты. |
II. Новый материал.
1) Практическая работа.
Опыт 1.
Учитель. Положите в один стакан кусочек льда, в другой - комок снега. Поставьте их на некоторое время в сторону (рис. 4).
Рис. 4
Опыт 2.
Учитель. Ребята, а какой ваш любимый цвет? Может быть, он есть среди квадратов цветной бумаги у вас на столе? А какой цвет у снега? Найдите квадрат, по цвету соответствующий снегу. Покажите. Верно. Белее снега нет ничего на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии. Попробуйте продолжить.
А какого цвета лед? Найдите квадрат, по цвету соответствующий льду. Сделаем вывод: лед не имеет цвета, т.е. бесцветный.
Опыт 3.
Учитель. Возьмите блюдце. Положите на него тонкий слой снега, а рядом - пластинку льда. Сравните. Что вы заметили? Как можно назвать это свойство льда и снега?
Дети. Снег - непрозрачный, лед - прозрачный.
Учитель. А теперь возьмите палочку и попробуйте разрыхлить снег. Получается? А сейчас лёд. Что заметили? Какой вывод можно сделать?
Дети. Снег - рыхлый, лёдд - плотный.
Опыт 4.
Учитель. Установим еще одно свойство льда. (Учитель роняет лёд. Лёд раскалывается) Что произошло? Как бы вы назвали это свойство льда?
Дети. Лёд -– хрупкий.
Учитель. Можно ли точно так же поступить со снегом? Почему?
Дети. Нет. Снег – рыхлый, мягкий. Он не расколется.
Далее завершается работа по первому опыту.
Учитель. Посмотрим теперь на снег и лед, которые мы в начале работы положили в стаканы. Что произошло со снегом и льдом? Почему? Так что такое снег и лёд?
Дети. Снег и лёд- это замёрзшая вода.
Учитель. Доказали ли мы, что Снежинка и Льдинка родные сёстры?
Дети. Да, доказали.
2) Обобщение по таблице.
Свойства |
Цвет |
Прозрачность |
Действие тепла |
Другие свойства |
Снег | Белый | Непрозрачный | Тает, превращается в воду | Рыхлый |
Лёд | Бесцветный | Прозрачный | Тает, превращается в воду | Плотный, хрупкий |
Учитель: Чем похожи снег и лёд? Чем отличаются друг от друга?
III. Физминутка.
Снежинка: Как люблю во время вьюги
Я по воздуху летать.Льдинка: А я люблю, когда ребята
Начинают льдом играть.Снежинка: Обожаем мы движенье,
Если музыка под стать.Льдинка: Всех ребят без промедленья
Приглашаем танцевать.Снежинка: Встаньте дружно. Не зевайте
И за нами повторяйте.
IV. Новый материал (продолжение)
3) Снег и лёд в природе
Снежинка: В природе мы царим везде
На благо матушке – земле.Льдинка: Услышать мы хотим сейчас
Где вы ещё встречали нас ??Снежинка: Представьте нам без промедленья
Другие наши проявления.1) Учитель: Снег и лёд наблюдаются в природе в разных видах. Отгадайте, о каких явлениях природы, связанных со снегом и льдом, идёт речь? а)
Снег с берёзы повалился
На Андрюшу комом – хлоп !!
Из Андрюши получился
Рыхлый беленький ….. (сугроб)б)
На стекле вдруг вырос лес
Полный сказок и чудес,
Появились белы горы
То морозные ….. (узоры)Учитель: А в какое время года можно наблюдать эти явления природы? Нужно выбрать, какие ещё явления природы связаны со снегом и льдом.
4) Карточка
Учитель. Нужно выбрать, какие ещё явления природы связаны со снегом и льдом.
(Самостоятельная работа.)
1) сосулька |
2) снегопад | 3) иней |
||
роса |
снег, лед |
дождь |
||
4) пурга |
5) метель | 6) гололёд |
Учитель: | Проверим. (Дети называют с места, учитель заполняет на доске.) |
Учитель: | А почему вы не выбрали дождь и росу? (Дети высказывают свои предположения.) |
Учитель: | На что похож рисунок, получившийся в результате нашей работы? |
Учитель | Проверим. А почему вы не выбрали дождь и росу? На что похож рисунок, получившийся в результате нашей работы ? |
Дети: | На снежинку. |
Учитель: | Посмотрите, как много в нашем снежном царстве разных красивых снежинок. А вот какие ещё бывают снежинки по форме : столбик, запонка, игла, крупа, ёж, пластинка, звезда (рис. 5, 6, 7, 8). |
Рис. 5, 6, 7, 8
5) Значение снега и льда для человека
Звонит телефон.
Запись диалога на магнитофоне:
Алло, говорите.... Это дворник. |
Здравствуйте. Снег опять засыпал двор, сугробы намело. Хорошо – мусора не видно. Но что же это такое, с другой стороны. Вчера убирала, сегодня опять убирать. Спину из-за этого снега не разогнёшь!! |
Звонок. |
Алло. Я водитель грузовика. Вы там всё про снег, да про лёд. Это, конечно, хорошо, грязи нет, машину мыть не надо. Только вот плохо, что скользко очень, гололедица, машину так и заносит. |
Учитель: | Ну, вот они какие: снег и лёд. И хорошо с ними, и плохо. Давайте и мы выскажем своё мнение. Что плохого в том, что есть на свете снег и лёд, чем они вам мешают? А что хорошего скажите в защиту снега и льда? |
На доске заполняется схема:
ХОРОШО | ПЛОХО |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
|
+ |
Вывод: Хорошего в том, что есть снег и лёд, всё же больше, чем плохого.
6) Значение снега и льда в природе
Снежинка: | Мы рады, знаем, что нужны Ваши слова для нас важны. |
Льдинка: | Только мы везде бывали, многое видали. А что узнали, то вот нарисовали. (Указывают на доску) |
Снежинка: | Теперь вопрос, он важен вроде. Нужны ль мы матушке – природе? |
Льдинка: | Земле, деревьям и кустам, Животным, рыбам? Ответьте нам. |
Дети доказывают значимость снега и льда для всего живого в природе в зимнее время года (пользуясь рисунком на доске) (рис. 9).
Дети объясняют смысл пословицы "Много снега – много хлеба".
Дети читают текст В.Архангельского "Снежная шуба":
В суровые, морозные зимы под снежной шубой в снег прячутся многие птицы. Каждый вечер в снег падают тетерева. В мягкой снежной постели они устраиваются на ночлег и спят там до утра. И рябчики так делают, и куропатки, и глухари - самые большие птицы наших северных лесов.
Да и не только птицы прячутся в снегу. Прячется мышонок под снегом. Всю зиму под снегом лежит в берлоге медведь. В снежном домике укрывается в непогоду и зайчишка. И маленький зверь бурундук спит в ямке под кореньями деревьев, закрытый снежным одеялом.
Дети отвечают на вопросы учителя:
- Какое ещё значение имеет снег?
- Почему рассказ так называется?
7) Обобщение
Снег и лёд – это надёжное укрытие животных и растений от стужи, это досыта напоенная влагой земля весной, это весёлые забавы детей, спорт, отдых, это удивительные и неповторимые явления природы.
V. Итог урока
Учитель: | Что нового узнали, ребята, побывав в нашем царстве снега и льда ? А хотите узнать, чем закончилась история Льдинки и Снежинки ? |
Дети: | Да, хотим. |
Учитель: | Вдруг подуло теплым ветром, В небе солнце заискрилось, Все сугробы потемнели – В город к нам пришла весна. Что же стало с нашей Льдинкой? |
Льдинка: | Я ужасно огорчилась, Что Снежинка не признала Факт, что я её сестра… |
Снежинка: | И под солнышка лучами Льдинка плакала от горя. И, растаяв, превратилась Снова в капельку воды. |
Льдинка: | И Снежинка, между нами, Победив со мною в споре, Капелькой влилась весною В полноводные ручьи. |
Учитель: | Тут и встретились сестрёнки Среди миллиона капель. Сразу же узнав друг друга Засмеялись, обнялись. |
Снежинка: | И о том, что будем вместе Летом с неба ливнем падать, |
Льдинка: | А зимой кружиться в небе Снегом белым, поклялись. |
Учитель: | Пусть хранят вас амулеты В знак добра, любви к природе, Чтобы вас "зимы приветы" Грели при любой погоде. |
Снежинка и Льдинка дарят детям амулеты (рис. 10).
Рис. 10