Урок математики. 2-й класс (1—4). Тема: "Ознакомление с действием умножение"

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями

Класс: 2


Цели:

  1. Раскрыть конкретный смысл умножения, как сложения одинаковых слагаемых. Познакомить с соответствующей математической терминологией и символикой;
  2. Развивать математическую речь, внимание;
  3. Воспитывать интерес к предмету.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Сегодня я приглашаю вас в математическое царство, логическое государство. Но чтобы попасть в другое государство нужно пройти таможенный досмотр. Проверяем, взяли ли мы с собой ручку, карандаш, тетрадь, учебник и дневник. А что-нибудь ещё нужно захватить с собой в математическое государство? Обязательно возьмем с собой логику, внимание и смекалку, ведь в сказочном царстве может произойти всё что угодно! Билетами в путешествие будут наши тетради. Запишите в них дату отправления : 3 апреля. Классная работа. И отправляемся в путь!

(музыка)

  1. Проверка домашнего задания.

В некотором математическом царстве, в некотором логическом государстве, за геометрическим морем жил-поживал Иванушка – дурачок. Однажды одолела его колдунья Лень, этим воспользовались злые Ошибки и забрали его в свое подземелье. Он тайно прислал нам письмо, но оно зашифровано. Каждому числу соответствует определенная буква. А ключ к шифру ваше доманее задание.

73

-

56

85

-

32

30

-

23

47

+

34

35

+

65

24

+

35

82

-

30

74

+

26

г

п

и

е

о

т

м

о

Куда я должна поставить букву “г”? (п,и,…) почему?

(“г” ставим под числом 17, потому что 73-56=17)

53

100

52

100

17

7

59

81

п

о

м

о

г

и

т

е

Прочитайте послание.

Кто согласен помочь? Тогда отправляемся на поиски подземелья! Дорога туда лежит через математические препятствия, которые охраняют математические знаки.

  1. Устный счет.

Для выполнения первого задания один ученик отправляется в секретную комнату.

Остальные ребята посмотрите на доску: Продолжите ряд: 2, 4, 6…

Что общего в этом ряду? ( все числа однозначные, четные)

Какую закономерность обнаружили? (+2)

Какое следующее число? 2,4,6,8,10

Посмотрите на получившийся ряд. Какое число лишнее? (10-двузначное)

Как мы получили число10? (считали двойками)

Сколько двоек нужно сложить, чтобы получилось 10? (5: 2+2+2+2+2=10)

Какое следующее число? (12)

Результатом скольких двоек является число12? (6) Как догадались? (12 больше 10 на 2, 5+1=6)

Можно ли сосчитать до 12 пользуясь другими одинаковыми слагаемыми?

3+3+3+3=12; (по 3 взяли 4 раза)

4+4+4=12; (по 4 взяли 3 раза)

6+6=12 (по 6 взяли 2 раза)

Проверим работу за доской:

Поставь знак <,>,=.

a+a+a...a+a

b+b+b+b...b+b+b+b

с+с+с...с+с+с+с

Правильно ли выполнил задание ученик? Докажите. Оцените работу.

  1. Постановка проблемы.

А вот какую задачу придумали проказники математические знаки:

(аудиозапись)

У каждого ученика в портфеле лежит 4 учебника. Сколько всего учебников в портфелях у 9 учеников?

О чем говорится в задаче? ( о учебниках и портфелях)

Сколько учебников в одном портфеле? (4)

Сколько таких портфелей? (9)

Как решить эту задачу? (нужно по 4 взять 9 раз)

Прошу записать на доске: 4+4+4+4+4+4+4+4+4

Легко ли было записать это выражение? (слишком длинная запись)

Я могу записать решение по - другому: 4 * 9

Эта запись обозначает, что по 4 нужно взять 9 раз или можно прочитать так: 4 умножить на 9.

А это действие так и называется умножение.

  1. Первичное закрепление (работа в группах).

Откройте учебник на стр. 110, прочитайте вывод .

Ребята с красными треугольниками на груди, вот задание для вас:

Замените примеры на сложение примерами на умножение:

3+3+3+3=...*...

5+5+5+5+5=...*...

6+6+6+6+6+6+6=...*...

7+7+6+7=...*...

Ребята с синими и зелеными треугольниками, работаем по учебнику №1.

Прочитайте задание

Сколько треугольников обведено каждой линией? (5)

Сколько раз взяли по 5? (3)

Как узнать сколько всего треугольников? ( взять по 5 - 3 раза)

Прочитайте пример на умножение. Что обозначает цифра 3?

Проверим, как справились с заданием ребята первой группы.

Все ли примеры смогли заменить умножением? (нет)

Какой пример нельзя заменить умножением? Почему? (неодинаковые слагаемые).

Попробуйте сформулировать вывод: Что такое умножение?

(это сложение одинаковых слагаемых)

Вы справились с заданием математических знаков, пора и передохнуть.

  1. Физминутка.

Повернитесь друг к другу, называйте по очереди числа, прибавляя 2, нужно дойти до 12 и обратно.

  1. Хлопок в ладоши.
  2. Ответ по очереди (дети называют числа).
  1. Самостоятельная работа.

Продолжим путь! Злые ошибки приготовили для вас еще одно задание. Если вы справитесь, то мы войдем в пещеру, где томится Иванушка – дурачок.

Задания записаны разным цветом, ребята с красными треугольниками выполняют красное задание, с синими – синее, а с зелеными – зеленое. (3 ученика выполняют это задание на карточках)

Красные: исправь ошибки (поставь правильно знак): Синие: замени умножение сложением: Зеленые: продолжи запись:
2+2+2=2*4

8+8+8> 8*5

7*3< 7+7

6*3=…

5*4=…

2*2=…

2+2+2=2*…

3+3+3+3=3*…

6*2=6+…

(Карточки вывешиваем на доске.)

Проверим работу на карточках. Что можете сказать о выполнении красного ( синего, зеленого) задания. Оценка. Кто выполнил работу без ошибок? Молодцы.

Мы вошли в пещеру, осталось расколдовать Иванушку. Для этого нужно правильно выполнить задание №2 стр.110.

  1. Повторение ранее изученного.

Прочитайте задачу про себя.

Прочитайте вслух только условие задачи.

О чем говорится в задаче? ( о липах)

Сколько лип на 1-ой аллее? (12) что известно о второй?

  1. 12 лип
  2. ?, на 4 >

Придумайте такой вопрос к задаче, чтобы она решалась в два действия.

Обозначьте этот вопрос в виде краткой записи. (у доски)

Кто согласен ?

Кто может доказать, что теперь задача решается в два действия? (сначала узнаем сколько лип на 2 аллее, потом, сколько их всего)

Кто уверен, что сможет решить задачу самостоятельно, приступайте, (затем дополнительное задание №6).

Остальные ребята решают с комментатором у доски.

Индивидуальная проверка и оценивание ребят сильной группы.

Что можете сказать о работе у доски? Оценка.

  1. Арифметический диктант.

Мы справились со всеми трудностями, победили злую Лень, исправили все ошибки и расколдовали Иванушку – дурака. А хотите узнать чем кончится наша сказка? Тогда приготовьтесь ответить на мои вопросы. Запишите только ответы.

  1. разность чисел 17 и 15. (2)
  2. 12 уменьши на 5 ( 7)
  3. на сколько 14 больше 11? (3)
  4. на сколько нужно увеличить 99, чтобы получить 100? (1)
  5. сумма 32 и 20 (52)
  6. увеличь 14 на 3 (17)
  7. по 4 взять 2 раза? (8)

проверим:

2 7 3 1 52 17 8
и е в ч ц а р

У кого также?

Расставьте цифры в порядке убывания (один у доски).

52 17 8 7 3 2 1
ц а р е в и ч

Какое слово получилось?

Вот и конец нашей сказки. Превратился Иванушка – дурачок в Ивана- царевича, перестал лениться, а начал учиться. Стал жить поживать, да добра наживать.

  1. Итог урока.

Наш урок подходит к концу. Закройте тетради, откройте дневники. Домашнее задание:

Красным: Придумать задачу, чтобы она решалась умножением.

Синим: с.110 № 4 , ребусы.

Зеленым: с.110 №4.

Что нового вы узнали на уроке?

Спасибо за урок.


Работа с родителями

Воспитательную работу в классе я провожу в тесном контакте с родителями. Именно в союзе: учитель - ученик - родитель, на мой взгляд, можно осуществить главную задачу - формирование творческой, гармонически развитой личности.

Я успешно использую для этого распространенную коллективную форму работы с родителями - родительское собрание. Главное назначение собрания - обогатить родителей знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания, но я стараюсь превратить собрание не в скучную нотацию для родителей, а в радость переживания за успехи своего ребенка. Так родилась идея проводить собрания для родителей и детей в форме интеллектуальных игр или соревнований. Провожу в конце года "Конкурс эрудитов" для детей и родителей, новогодний праздник в форме игры "Счастливый случай", где родители не только участники команд, но и актеры ( Дед Мороз, Снегурочка, Баба - Яга). После таких собраний - праздников результат налицо. Родители ценят достижения своих детей, а дети просто счастливы от того, что родители вместе с ними играли, переживали, радовались успехам. Традиционными стали собрания в форме смотра знаний детей. На таких собраниях я провожу открытые уроки для родителей. После урока вместе анализируем, делаем выводы. С большим вниманием родители отнеслись к делу укрепления здоровья своих детей. С нетерпением ждут и родители, и дети осенью праздника "Печеной картошки" (поход в лес, где мы не только учимся разводить костер, печь картошку, но и обязательно узнаем что-то новое об окружающем нас мире), а зимой - это праздник "Мама, папа, я - спортивная семья". Также стало традиционным собрание отцов. Здесь мы с папами не только говорим о проблемах наших детей, их поведении, успеваемости, воспитании, но и не забываем о наших мамах. Сильная половина нашего класса заранее готовит теплые слова, песни и конечно же цветы для очаровательных мам. Ни о чем не подозревающие мамы, придя на праздничное собрание в школу, получают не только поздравления от детей, но и от мужей. Сценарий такого собрания я предоставляю вашему вниманию.

Весенняя сессия наших мам.

Оборудование: вернисаж женских улыбок ( портреты мам), зачетные книжки, экзаменационные билеты, расписание экзаменов, дипломы.

Ход собрания.

Мы пригласили наших мам на весеннюю сессию. Сессия - это период сдачи экзаменов в учебных заведениях. В течении года, как правило, у студентов бывают две сессии - зимняя и летняя. Мы же предлагаем организовать еще одну - весеннюю сессию. Весеннюю не только потому, что начался первый месяц весны, но и потому, что все экзамены, включенные в расписание, имеют непосредственное отношение к весне и к героиням весеннего праздника.

Редкий студент любит сдавать экзамены, но в весенней сессии все по-другому! Здесь экзамены не страшные, а, наоборот, приятные. К тому же сессия - праздничная и по этой причине тоже необычная. Но, как и на обычных сессиях, у нас есть экзаменационная комиссия ( наши мужчины), для успевающих студенток - стипендия и даже настоящие дипломы!

Позвольте ознакомить вас с общими правилами и особенностями весенней сессии. Форма сдачи экзаменов индивидуально - групповая. Это означает, что каждая учебная группа сообща готовится к ответу и решает кому отвечать. Состав учебных групп таков: слева мамы мальчиков, справа - мамы девочек. Есть и группы поддержки, которые имеют право не только болеть за вас, но и подсказывать - это ваши дети.

Расписание экзаменов заранее составлено деканатом и выглядит следующим образом:

Расписание:

  • Весенняя математика
  • Веснопение
  • Женская логика
  • Весеннее всезнание
  • Весенняя кулинария

Слово для поздравления с началом весенней сессии предоставляется председателю экзаменационной комиссии ( один из пап).

- Милые женщины, я, от лица всего мужского состава нашего класса, поздравляю вас с началом весенней сессии, желаю удачи, хорошего настроения и побольше приятных сюрпризов!

1. Весенняя математика.

Математика как царица наук властвует везде и во все времена. Но, чтобы сдать экзамен по весенней математике, нужно, как минимум, любить математику, разбираться в весенней психологии человека и, наконец, иметь чувство юмора, потому что без него все весенние задачи будут скучными.

Экзаменационный билет на нашем необычном экзамене один на всех. Поэтому выигрывает та команда, которая быстрее правильно ответит на вопросы.

В бублике 1 дырка, а в цифре, указывающей на первый весенний праздник, в два раза больше. На сколько меньше дырок в 7 бубликах, чем в 12 таких цифрах?
Весной выяснилось, что Катя за весь зимний период потеряла 12 варежек, а Лара на 2 варежки меньше. Сколько пар варежек за зиму потеряли Катя и Лара вместе?
Площадь квадратной мартовской лужи, в которую после праздника упал Петр Петрович, 4м в квадрате. Длина одной стороны равна росту Петра Петровича в шляпе. Шляпа увеличивает рост на 16см. узнай рост Петра Петровича.

Первый экзамен позади, а впереди музыкальная перемена. Для вас поют наши дети!

"Школа моя"
(на мотив "Зайка моя")
Школа моя, я твой мальчик
Ручка моя, я твой пальчик.
Парта моя, я твой стульчик.
Лампа моя, я твой лучик.
Ты мой мелок, а я - тряпка,
Книжка моя - я тетрадка,
Ты карандаш, а я - ластик,
Здесь каждый день просто праздник!
Школа моя.
Припев: Я ночами плохо сплю,
Потому что школу я люблю,
Потому что я ее давно люблю!
Я уроки все учу и в тетрадках все строчу,
Потому что очень умным быть хочу!
Школа моя, я твой школьник,
Циркуль ты мой, я - угольник,
Косинус мой, я твой синус,
Плюсик ты мой, а я - минус
Колба моя, я - подставка,
Суффикс ты мой, я - приставка
Карта моя, я - указка
В школе не жизнь, просто сказка!
Школа моя!

2. Веснопение.

Весной поют птицы, капель, наши дети и даже незнакомые прохожие на улице что-то напевают себе под нос. Как же не запеть нашим очаровательным мамам! Начинаем следующий экзамен. Вы должны пропеть по2 строчки из песен с женскими именами.

(Команды по очереди поют песни.)

3. Женская логика.

Вам нужно будет найти по одному делегату от команды для выполнения следующего письменного задания в секретной комнате. Этим студенткам нужно будет записать по 5 ассоциаций к словам. Затем свои ассоциации к этим же словам назовут болельщики - дети.

Пока наши мамы готовятся в секретных комнатах, для всех наших бабушек поют самые очаровательные Бабки - Ежки!. ( частушки исполняют девочки в костюмах)

Частушки Бабок - Ежек .

1.
На базаре я была
сникерс с марсом продала.
Твикс сама я съела!
Эх, не утерпела!
Припев:
растяни меха, гармошка,
Эх, играй наяривай,
Пой частушки, бабка - ежка,
Пой не разговаривай!

2.
Я у черного кота
ела вискас до утра
и теперь совсем не лень
мне мяукать целый день

3.
Ступу старую свою
я на "Volvo" заменю.
С ветерком поеду,
К лешему - соседу.

4.
Я накрашусь причешусь
и в купальник наряжусь
постою под елью
я фотомоделью.

5.
подвернулась как дуга
костяная вдруг нога.
Надо спонсоров искать.
Чтоб в ремонт ее отдать.

Проверим работу наших мам. Болельщики первой команды называют свои ассоциации к слову "Бабушка", а мама вычеркивает совпадения. Вторая команда - "Мама".

4. Весеннее всезнание.

Этот экзамен пройдет в виде практикума. Материалом для этого практикума являются шуточные вопросы о дамах. Выигрывает команда, ответившая быстрее.

    • Сумма средств и приемов, при помощи которых из Бабы - Яги можно сделать Василису Прекрасную. (Косметика)
    • Растение, отвечающее собственной головой за отношения между юношей и девушкой. (Ромашка)
    • Часть тела, которую предлагают в комплекте с сердцем. (Рука)
    • Пора, которая в сентябре бывает бабьей. (Лето)
    • Часть организма, через которую можно проложить путь к сердцу. (Желудок)

Как раз об этой части организма пойдет речь на следующем экзамене, а пока музыкальная перемена.

Частушки:

1. Снег последний с нашей крыши,
Словно дождик, льется,
Под весенними лучами
Веселей поется.

Припев:
Трень, брень, дребедень,
Трень, брень, дребедень,
Нам учиться не охота,
А частушки петь не лень!

2. Очень скоро все мы встретим
Женский праздник и весну
В этот день просила мама
Подарить ей тишину.

3. В праздник маму удивлю -
Целый час я днем просплю
И на стенке краской
Нарисую сказку.

4. Я со штангой тренируюсь,
Начал мышцы я качать,
Но вот мамочкину сумку
Не могу никак поднять!

5. Весенняя кулинария.

Наши женщины принесли сегодня свои кулинарные шедевры, которые мы чуть позже попробуем, но сначала предлагаю сдать следующий экзамен. Здесь вам понадобятся не только знания кулинарии, но и литературы. Вашему вниманию предлагается ряд зашифрованных по смыслу пословиц, крылатых выражений, фразеологизмов, имеющих отношение к кулинарии. Они составлены по принципу "перевертышей" - замены лексического значения слов на антонимы.

    • Борщ соусом поправишь (кашу маслом не испортишь)
    • Сытость - родная бабка (голод - не тетка)
    • Последний пельмень ровный (первый блин комом)
    • Морковка без одежды (картофель в мундире)
    • Босоножки от супа отказались (сапоги каши просят)
    • На свой батон глаз открывай (на чужой каравай рот не разевай)
    • У соловья черт отобрал килограмм колбасы (вороне где-то Бог послал кусочек сыра)

Что ж, экзамены подходят к концу, для подведения итогов прошу за стол! (Столы в другом классе заранее накрыли наши папы и дети)

На мотив "Голубой вагон" дети исполняют песню:

1. Если вы пришли сегодня в гости к нам,
Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогам,
Вкус их всех вас сможет удивить.

Припев: Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай.
И наливай - ка всем ароматный чай.

2. Знаем лучше доктора серьезного -
Лечит чай и скуку, и тоску.
Приглашаем дорогих учителей
Выпить ароматного чайку!

Милые женщины, поздравляю вас с окончанием весенней сессии и с Женским днем. Желаю, чтобы все экзамены в жизни вы сдавали так же легко и весело, как сегодня. Для подведения итогов слово предоставляется председателю экзаменационной комиссии :

- Экзамены успешно сданы! После анализа успеваемости по итогам сессии, представители деканата приняли решение присвоить нашим студенткам звание "Лучшие мамы" и вручить дипломы, а также всем студенткам начислены стипендия в виде шоколада. Но и это еще не все! Вас ждет праздничный концерт, но к сожалению на именитых гостей денег не хватило, мы пригласили будущих звезд российской эстрады! Встречайте, воспитанники детского сада, ясельной группы!

(в класс заходят папы в шортах, с погремушками, с пустышками, слюнявчиками и т.п.)

1. Вот из садика поздравить
Милых женщин мы пришли
Ох, и сколько угощенья
На столе мы здесь нашли.

2. Каждой женщине желаем
Радости от всей души,
А ненастьям и невзгодам
Фигу с маслом, покажи!

3. Наши женщины сегодня
Очень все веселые
И наряды наших женщин
Очень даже клёвые.

4. Наши женщины, смотри-ка,
Сидят и улыбаются,
Неужели нас за стол
Позвать не догадаются?

Следующие гости, чуть постарше! В их исполнении вы услышите школьные частушки:

(Папы в школьных костюмах)

Частушки на мотив "Где это слыхано:"

1.
Женщинам очень хочу я понравиться
Очень я женщин, признаюсь, люблю!
Где это видано, где это слыхано?
Голоса нет, а я всё же пою!

2.
Женщины наши такие красивые
с этим согласен любой идиот!
Где это видано, где это слыхано?
На макияж пол зарплаты идет!

3.
Женщины наши такие прелестные
Мы восхищаемся, все от души!
Где это видано, где это слыхано?
Да и мужчины у вас хороши !

4.
Женщин своих поздравляем мы с праздником!
Сегодня пусть сбудутся ваши мечты!
Где это видано, где это слыхано?
Вам подарить мы решили цветы!

(Папы выносят огромный букет гвоздик)
Каждой женщине торжественно вручают цветы, диплом и шоколад.

- Это не все подарки на сегодня, в исполнении мужского хора для вас звучит песня :

На мотив песни "Крутится вертится шар:"

Крутится, вертится шар голубой
Крутится, вертится над головой
Нынче мы в гости на праздник пришли
И вам в подарок шары принесли
Красненький шар - пожеланье любви,
Чтобы любили по-прежнему вы.
Много тепла, много солнечных дней
В знак уваженья от ваших друзей
В шаре зеленом надежда живет
В том, что счастливым окажется год
В том, что не будет на свете войны
Будут сады и поля зелены.
Желтенький шар, чтоб украсить букет
Но он изменчив, предательский цвет.
Желтенький шар испытанье в судьбе
Желтенький шар не подарим тебе.
Черного шара мы не принесли
Не потому, что его не нашли
А потому, что в сердцах у друзей
Лишь пожелания солнечных дней.

Чаепитие продолжается, проводятся шуточные конкурсы, подвижные игры с детьми и родителями.