Вступление
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных и в этом смысле судьбоносным, так как задает “тон” всему дальнейшему профессиональному пути.
Большую помощь старшеклассникам в выборе профессий оказывают педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители, родители.
Практический профессиональный выбор в г. Рязани предоставляет Муниципальное образовательное учреждение “Межшкольный учебный комбинат”.
Как это начиналось…
В 1995 году в образовательной системе города назрела необходимость более глубокого и полного профессионального обучения старшеклассников. При этом приоритетным является обучение ослабленных здоровьем детей, детей-инвалидов, детей-сирот. Учебный комбинат, имея двадцатипятилетний практический опыт обучения взрослого населения строительным профессиям, обладая достаточной материально-технической базой, стал первым и пока единственным в Рязани образовательным учреждением по начальному профессиональному обучению старшеклассников.
Благотворительно с 1 сентября 1995 года на обучение были приняты 175 школьников. Перечень профессий был невелик, всего шесть.
В конце учебного года учащиеся пожелали сдать квалификационный экзамен по выбранной профессии. Оценки были проставлены в аттестат зрелости по предмету “Технология”, всем, получившим “4” и “5”, выданы свидетельства государственного образца с присвоением профессии.
Обучение школьников и по сей день осуществляется бесплатно по заявкам от общеобразовательных учреждений. В настоящее время в "Межшкольном учебном комбинате" обучается 2843 человека по 25 профессиям.
С 1999/2000 учебного года для выбора учащимся предлагается профессия “Секретарь-референт”.
В программу включены следующие темы:
- Машинопись
- Делопроизводство
- Профессиональная этика
- Пользование персональным компьютером
- Деловой английский язык
Данная профессия становится очень популярной среди старшеклассников. В связи с этим в учебном комбинате оборудованы два кабинета для проведения занятий, которые оснащены пишущими машинами, персональными компьютерами и оргтехникой, облегчающей работу секретаря.
О преподавании
Обучение машинописи и делопроизводству – первая часть программы по профессии “Секретарь-референт”. Это не только период первоначального обучения профессиональному мастерству на основе изучения клавиатуры печатных устройств, правил машинописи, но и полноценный раздел в подготовке учащихся к овладению выбранной профессией.
Программа этого раздела представляет следующие направления:
- Организация труда
- Основные профессиональные функции секретаря
- Профессиональная этика
- Классификация и устройство пишущих машин
- Правила работы с клавиатурой
- Оформление машинописных работ
- Документационное обеспечение управления
- Требования к оформлению документов
- Развитие техники и скорости письма
- Знакомство и работа с оргтехникой (телефон, факс, принтер, ксерокс)
Цели раздела: овладеть клавиатурой печатного устройства; бегло писать на пишущей машине с печатного и рукописного текстов; грамотно оформлять документацию; уметь правильно располагать текстовый и цифровой материал, а также осмысленно системно овладеть выбранной профессией.
Изучение рядов клавиатуры пишущей машины десятипальцевым методом по горизонтальной системе выступает в начальный период обучения как основная задача и средство в приобретении и закреплении практического навыка печатания.
Обучая детей, я использую различные типы уроков, методы и формы преподавания. На уроке рассказываю, объясняю, беседую с учащимися, дискуссирую, показываю приемы выполнения некоторых профессиональных функций секретаря. Разумно сочетаю традиционные и инновационные формы и методы обучения, что способствует развитию самостоятельности у старшеклассников, учит их осваивать новые способы деятельности, творчески применять их в незнакомой ситуации.
На своих занятиях я использую различные пособия:
- На печатной основе
- Объемные учебно-наглядные образцы деталей, механизмов, рычагов пишущей машины, коллекции документов
- Аудивизуальные – плакаты, рисунки
- Символические – схемы, графики
Отработка удара по клавиатуре, закрепление знаний рядов и букв, увеличение скорости письма сопровождаются ритмичной музыкой (Pop-Corn) в течение 3—5 минут при выполнении задания напечатать отдельные слова или фразы на каждом уроке. Это помогает детям быстрее освоить и лучше запомнить изученный материал.
Особенностью уроков машинописи и делопроизводства является то, что их невозможно разделить на чисто теоретические и чисто практические знания. В соответствии с программой теоретические знания усваивают, закрепляя их на практике, т.е. выполняя письменные упражнения, решая те или иные ситуации.
Часто я практикую следующую форму проведения занятия. В начале урока создаю рабочую ситуацию в придуманном офисе. Учащиеся сами распределяют роли сотрудников, и мы в течение урока вместе обыгрываем учебную задачу нового материала и решаем ее, закрепив практическими упражнениями.
Обучение машинописи и делопроизводства я строю в тесной связи с изучением русского языка, секретарского дела и других дисциплин. На занятиях приобретаются знания и по использованию средств автоматизации административно-управленческого труда.
Благодаря систематическому повторению упражнений исчезают лишние движения, неуверенность, увеличивается скорость печатания, сокращается время на самоконтроль, появляются элементы автоматизма, умения переходят в профессиональный навык.
О главном
Традиционно в “Межшкольном учебном комбинате” проводятся конкурсы профессионального мастерства “Лучший по профессии”. Это еще одна из форм проведения урока, и зрелищное мероприятие воспитательного характера. Проводятся такие конкурсы во втором учебном полугодии, когда 75% программы изучены и усвоены учащимися.
Предлагаю один из сценариев (вариантов) такого конкурса, проведенного в прошлом учебном году по профессии “Секретарь-референт”.
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА
Цели и задачи
- Воспитать у учащихся чувство ответственности и добросовестное отношение к овладению профессией, научить работать в коллективе.
- Привить у школьников интерес и любовь к профессии “Секретарь-референт”.
- Развивать творческие способности.
- Повысить интеллектуальные способности у учащихся.
- Проверить знания и умения, полученные на занятиях.
Организатор конкурса
- МОУ “Межшкольный учебный комбинат”.
Условия проведения
- Провести конкурс учащихся в день, дата которого установлена приказом директора МОУ “Межшкольный учебный комбинат”.
- Участники конкурса выступают в составе двух команд, определенных заранее.
- Конкурс проводится между учащимися 10—11-х классов из общеобразовательных учреждений г. Рязани, обучающимися в МОУ “Межшкольный учебный комбинат” по профессии “Секретарь-референт”.
- Программа конкурса включает в себя задания на сообразительность, быстроту мышления, скорость печатания, аккуратность при выполнении машинописных работ, внимание, смекалку.
Определение победителей и награждение
- Конкурс оценивает жюри, избранное из числа сотрудников МОУ “Межшкольный учебный комбинат” - администрация, преподаватели.
- Победитель определяется обычным большинством набранных баллов после подведения итогов счетной комиссии.
- Команда, занявшая первое место, награждается дипломом и поощрительными призами.
- Лучший из учащихся получает приз зрительских симпатий.
Девиз конкурса
“Чтобы быть профессионалом в любой области деятельности, надо постоянно совершенствовать свои знания и умения, не останавливаясь на достигнутом”.
I. Представление команд
В игре принимают участие команды: учащиеся школы № 54 – команда “Любава”, учащиеся школы № 13 – команда “Эрика”.
Представляют состав жюри и счетной комиссии.
В приветствии команда может представить в стихотворной или любой другой форме своих участников и эмблему команды. Игрокам на подготовку отводится пять минут. Конкурс оценивается по пятибалльной системе.
Слово ведущему:
Появление секретарской должности на Руси относится к XVIII веку. Подписанный в 1720 году Петром Генеральный регламент государственных коллегий фактически создал канцелярию и утвердил должность секретаря. В обязанности секретаря того времени входила регистрация документов и доклад о них “без промедления”. С тех пор секретарская должность претерпела существенные изменения.
А теперь давайте посмотрим, чему научились наши “современные секретари”.
Учащиеся демонстрируют свое командное приветствие.
II. “А ну-ка, обгони”
Приглашаются по одному участнику от команды.
Условия
За десять минут участники должны заправить лист в машинку, установить поля и напечатать небольшой текст. При печатании текста нельзя использовать штрих или ластик. При оценивании этого конкурса учитываются скорость и качество выполненной работы. Наивысший балл данного задания – пять.
Пока учащиеся выполняют задание, участникам предлагают следующее.
III. “Напряги память”
За 1 минуту один из участников от каждой команды должен вспомнить и написать на доске буквы трех рядов клавиатуры в той последовательности, в которой они расположены на пишущей машине. Нельзя пользоваться помощью команд. Данное задание оценивается по пятибалльной системе.
IV. “Определи знак”
Условия
Перед началом проводится жеребьевка. Игроки команд определяют очередность участия в данном задании. По очереди выбирают карточку и называют корректурный знак, изображенный на ней. Конкурсанты имеют право воспользоваться помощью своей команды. Оценивается задание по пятибалльной системе.
Корректурный знак Значение корректурного знака
Поменять местами слова, буквы Переставить из одной строки в другую слово или группу слов Разъединить слитно напечатанные слова Устранить пробелы в словах Восстановить вычеркнутый текст Начать фразу с абзаца Заменить прописную букву строчной или наоборот Убрать текст, расположенный на нескольких строках
Подводят итоги второго задания и оценивают четвертое.
V. Задание для капитанов команд “Секретарь-эрудит”
Условия
Капитаны по очереди выбирают номер вопроса из специально приготовленного цветка “Ромашка” и отвечают на него. Пользоваться подсказками и помощью команд не допускается. Оценивают по пятибалльной системе.
VI. Демонстрация костюма секретаря на все случаи жизни.
Условия
По очереди команды демонстрируют костюмы, предназначенные для работы в офисе, а также для проведения совещаний, дипломатических встреч и отдыха.
Наивысшая оценка конкурсантам.
VII. Ситуация из жизни школы (секретарь в канцелярии)
Условия
Командам дается ситуация из жизни канцелярии школы. Один участник выполняет роль секретаря, другой – посетителя. Секретарь должен:
- показать умение принять посетителя и вежливо вести с ним диалог,
- принять телефонограмму и зарегистрировать ее.
Оценка за данное задание – пять.
По окончании выполнения задания жюри подводит итоги и объявляет победителя. Команда “Любава” заняла 1-е место по итогам всех заданий.
Награждение команды-победительницы и вручение приза зрительских симпатий.
Заключение
Логическим завершением первого года обучения является сдача зачета, который дает учащимся право перехода на следующий учебный год для продолжения обучения по выбранной профессии “Секретарь-референт”.
Формой проведения такого зачета я выбрала игру "О, счастливчик!". В ходе ответов на вопросы по изученной программе старшеклассники получают баллы, которые зависят от сложности поставленных вопросов. Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов, получают сладкий приз.
По результатам зачета я выявляю качество усвоенного программного материала и положительную успеваемость учащихся, что и является фактором для продолжения обучения в новом учебном году.