Профессиональная реализация личности через творческий подход к методике преподавания курса "Машинопись и делопроизводство"

Разделы: Технология


Вступление

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных и в этом смысле судьбоносным, так как задает “тон” всему дальнейшему профессиональному пути.

Большую помощь старшеклассникам в выборе профессий оказывают педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители, родители.

Практический профессиональный выбор в г. Рязани предоставляет Муниципальное образовательное учреждение “Межшкольный учебный комбинат”.

Как это начиналось…

В 1995 году в образовательной системе города назрела необходимость более глубокого и полного профессионального обучения старшеклассников. При этом приоритетным является обучение ослабленных здоровьем детей, детей-инвалидов, детей-сирот. Учебный комбинат, имея двадцатипятилетний практический опыт обучения взрослого населения строительным профессиям, обладая достаточной материально-технической базой, стал первым и пока единственным в Рязани образовательным учреждением по начальному профессиональному обучению старшеклассников.

Благотворительно с 1 сентября 1995 года на обучение были приняты 175 школьников. Перечень профессий был невелик, всего шесть.

В конце учебного года учащиеся пожелали сдать квалификационный экзамен по выбранной профессии. Оценки были проставлены в аттестат зрелости по предмету “Технология”, всем, получившим “4” и “5”, выданы свидетельства государственного образца с присвоением профессии.

Обучение школьников и по сей день осуществляется бесплатно по заявкам от общеобразовательных учреждений. В настоящее время в "Межшкольном учебном комбинате" обучается 2843 человека по 25 профессиям.

С 1999/2000 учебного года для выбора учащимся предлагается профессия “Секретарь-референт”.

В программу включены следующие темы:

  • Машинопись
  • Делопроизводство
  • Профессиональная этика
  • Пользование персональным компьютером
  • Деловой английский язык

Данная профессия становится очень популярной среди старшеклассников. В связи с этим в учебном комбинате оборудованы два кабинета для проведения занятий, которые оснащены пишущими машинами, персональными компьютерами и оргтехникой, облегчающей работу секретаря.

О преподавании

Обучение машинописи и делопроизводству – первая часть программы по профессии “Секретарь-референт”. Это не только период первоначального обучения профессиональному мастерству на основе изучения клавиатуры печатных устройств, правил машинописи, но и полноценный раздел в подготовке учащихся к овладению выбранной профессией.

Программа этого раздела представляет следующие направления:

  • Организация труда
  • Основные профессиональные функции секретаря
  • Профессиональная этика
  • Классификация и устройство пишущих машин
  • Правила работы с клавиатурой
  • Оформление машинописных работ
  • Документационное обеспечение управления
  • Требования к оформлению документов
  • Развитие техники и скорости письма
  • Знакомство и работа с оргтехникой (телефон, факс, принтер, ксерокс)

Цели раздела:  овладеть клавиатурой печатного устройства; бегло писать на пишущей машине с печатного и рукописного текстов; грамотно оформлять документацию; уметь правильно располагать текстовый и цифровой материал, а также осмысленно системно овладеть выбранной профессией.

Изучение рядов клавиатуры пишущей машины десятипальцевым методом по горизонтальной системе выступает в начальный период обучения как основная задача и средство в приобретении и закреплении практического навыка печатания.

Обучая детей, я использую различные типы уроков, методы и формы преподавания. На уроке рассказываю, объясняю, беседую с учащимися, дискуссирую, показываю приемы выполнения некоторых профессиональных функций секретаря. Разумно сочетаю традиционные и инновационные формы и методы обучения, что способствует развитию самостоятельности у старшеклассников, учит их осваивать новые способы деятельности, творчески применять их в незнакомой ситуации.

На своих занятиях я использую различные пособия:

  • На печатной основе
  • Объемные учебно-наглядные образцы деталей, механизмов, рычагов пишущей машины, коллекции документов
  • Аудивизуальные – плакаты, рисунки
  • Символические – схемы, графики

Отработка удара по клавиатуре, закрепление знаний рядов и букв, увеличение скорости письма сопровождаются ритмичной музыкой (Pop-Corn) в течение 3—5 минут при выполнении задания напечатать отдельные слова или фразы на каждом уроке. Это помогает детям быстрее освоить и лучше запомнить изученный материал.

Особенностью уроков машинописи и делопроизводства является то, что их невозможно разделить на чисто теоретические и чисто практические знания. В соответствии с программой теоретические знания усваивают, закрепляя их на практике, т.е. выполняя письменные упражнения, решая те или иные ситуации.

Часто я практикую следующую форму проведения занятия. В начале урока создаю рабочую ситуацию в придуманном офисе. Учащиеся сами распределяют роли сотрудников, и мы в течение урока вместе обыгрываем учебную задачу нового материала и решаем ее, закрепив практическими упражнениями.

Обучение машинописи и делопроизводства я строю в тесной связи с изучением русского языка, секретарского дела и других дисциплин. На занятиях приобретаются знания и по использованию средств автоматизации административно-управленческого труда.

Благодаря систематическому повторению упражнений исчезают лишние движения, неуверенность, увеличивается скорость печатания, сокращается время на самоконтроль, появляются элементы автоматизма, умения переходят в профессиональный навык.

О главном

Традиционно в “Межшкольном учебном комбинате” проводятся конкурсы профессионального мастерства “Лучший по профессии”. Это еще одна из форм проведения урока, и зрелищное мероприятие воспитательного характера. Проводятся такие конкурсы во втором учебном полугодии, когда 75% программы изучены и усвоены учащимися.

Предлагаю один из сценариев (вариантов) такого конкурса, проведенного в прошлом учебном году по профессии “Секретарь-референт”.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА

Цели и задачи

  1. Воспитать у учащихся чувство ответственности и добросовестное отношение к овладению профессией, научить работать в коллективе.
  2. Привить у школьников интерес и любовь к профессии “Секретарь-референт”.
  3. Развивать творческие способности.
  4. Повысить интеллектуальные способности у учащихся.
  5. Проверить знания и умения, полученные на занятиях.

Организатор конкурса

  1. МОУ “Межшкольный учебный комбинат”.

Условия проведения

  1. Провести конкурс учащихся в день, дата которого установлена приказом директора МОУ “Межшкольный учебный комбинат”.
  2. Участники конкурса выступают в составе двух команд, определенных заранее.
  3. Конкурс проводится между учащимися 10—11-х классов из общеобразовательных учреждений г. Рязани, обучающимися в МОУ “Межшкольный учебный комбинат” по профессии “Секретарь-референт”.
  4. Программа конкурса включает в себя задания на сообразительность, быстроту мышления, скорость печатания, аккуратность при выполнении машинописных работ, внимание, смекалку.

Определение победителей и награждение

  1. Конкурс оценивает жюри, избранное из числа сотрудников МОУ “Межшкольный учебный комбинат” - администрация, преподаватели.
  2. Победитель определяется обычным большинством набранных баллов после подведения итогов счетной комиссии.
  3. Команда, занявшая первое место, награждается дипломом и поощрительными призами.
  4. Лучший из учащихся получает приз зрительских симпатий.

Девиз конкурса

Рисунок 1

“Чтобы быть профессионалом в любой области деятельности, надо постоянно совершенствовать свои знания и умения, не останавливаясь на достигнутом”.

I. Представление команд

В игре принимают участие команды: учащиеся школы № 54 – команда “Любава”, учащиеся школы № 13 – команда “Эрика”.

Представляют состав жюри и счетной комиссии.

В приветствии команда может представить в стихотворной или любой другой форме своих участников и эмблему команды. Игрокам на подготовку отводится пять минут. Конкурс оценивается по пятибалльной системе.

Слово ведущему:

Появление секретарской должности на Руси относится к XVIII веку. Подписанный в 1720 году Петром Генеральный регламент государственных коллегий фактически создал канцелярию и утвердил должность секретаря. В обязанности секретаря того времени входила регистрация документов и доклад о них “без промедления”. С тех пор секретарская должность претерпела существенные изменения.

А теперь давайте посмотрим, чему научились наши “современные секретари”.

Учащиеся демонстрируют свое командное приветствие.

II. “А ну-ка, обгони”

Приглашаются по одному участнику от команды.

Условия

За десять минут участники должны заправить лист в машинку, установить поля и напечатать небольшой текст. При печатании текста нельзя использовать штрих или ластик. При оценивании этого конкурса учитываются скорость и качество выполненной работы. Наивысший балл данного задания – пять.

Пока учащиеся выполняют задание,  участникам предлагают следующее.

III. “Напряги память”

За 1 минуту один из участников от каждой команды должен вспомнить и написать на доске буквы трех рядов клавиатуры в той последовательности, в которой они расположены на пишущей машине. Нельзя пользоваться помощью команд. Данное задание оценивается по пятибалльной системе.

IV. “Определи знак”

Условия

Перед началом проводится жеребьевка. Игроки команд определяют очередность участия в данном задании. По очереди выбирают карточку и называют корректурный знак, изображенный на ней. Конкурсанты имеют право воспользоваться помощью своей команды. Оценивается задание по пятибалльной системе.

Корректурный знак

Значение корректурного знака

Рисунок 2

Поменять местами слова, буквы

Рисунок 3

Переставить из одной строки в другую слово или группу слов

Рисунок 4

Разъединить слитно напечатанные слова

Рисунок 5

Устранить пробелы в словах

Рисунок 6

Восстановить вычеркнутый текст

Рисунок 7

Начать фразу с абзаца

Рисунок 8

Заменить прописную букву строчной или наоборот

Рисунок 9

Убрать текст, расположенный на нескольких строках

Подводят итоги второго задания и оценивают четвертое.

V. Задание для капитанов команд “Секретарь-эрудит”

Условия

Капитаны по очереди выбирают номер вопроса из специально приготовленного цветка “Ромашка” и отвечают на него. Пользоваться подсказками и помощью команд не допускается. Оценивают по пятибалльной системе.

VI. Демонстрация костюма секретаря на все случаи жизни.

Условия

По очереди команды демонстрируют костюмы, предназначенные для работы в офисе, а также для проведения совещаний, дипломатических встреч и отдыха.

Наивысшая оценка конкурсантам.

VII. Ситуация из жизни школы (секретарь в канцелярии)

Условия

Командам дается ситуация из жизни канцелярии школы. Один участник выполняет роль секретаря, другой – посетителя. Секретарь должен:

  • показать умение принять посетителя и вежливо вести с ним диалог,
  • принять телефонограмму и зарегистрировать ее.

Оценка за данное задание – пять.

По окончании выполнения задания жюри подводит итоги и объявляет победителя. Команда “Любава” заняла 1-е место по итогам всех заданий.

Награждение команды-победительницы и вручение приза зрительских симпатий.

Заключение

Логическим завершением первого года обучения является сдача зачета, который дает учащимся право перехода на следующий учебный год для продолжения обучения по выбранной профессии “Секретарь-референт”.

Формой проведения такого зачета я выбрала игру "О, счастливчик!". В ходе ответов на вопросы по изученной программе старшеклассники получают баллы, которые зависят от сложности поставленных вопросов. Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов, получают сладкий приз.

По результатам зачета я выявляю качество усвоенного программного материала и положительную успеваемость учащихся, что и является фактором для продолжения обучения в новом учебном году.