Цели урока:
проверить, как ученик
представляет себе целостную “архитектуру”
изучаемой теории - ее стержневые идеи,
особенности видения мира с позиций знания темы
“Законы сохранения в механике”;
1 этап – теоретический (1 – 5 баллов):
(эксперты и учащиеся сидят напротив друг друга, по жеребьевке каждый получает свой вопрос, на подготовку к ответу может воспользоваться 2 - 3 минутами).
- Закон сохранения импульса тела.
- Кинетическая энергия тела.
- Потенциальная энергия тела.
- Работа силы.
- Закон сохранения механической энергии.
- Мощность.
2 этап – экспериментальный (1- 5 баллов):
(приборы и материалы: шарик диаметром 25 мм на нити, линейка измерительная 30-35 см с миллиметровыми делениями, динамометр учебный, нить длиной 500 мм, штатив для фронтальных работ, трибометр лабораторный, грузы массой по 100 г с двумя крючками -2 шт., угольник ученический, брусок от лабораторного трибометра, часы с секундной стрелкой или метроном механический)
На каждом столе стоят приборы и лежит описание лабораторных опытов, учащиеся, соблюдая требование по Т.Б., выполняют опыты, отвечают на поставленные вопросы.
- Измерение модуля импульса тела.
- Изучение закона сохранения импульса при упругом соударении тел.
- Измерение механической работы.
- Сравнение силы тяжести с изменением кинетической энергии тела.
- Измерение средней мощности при подъеме тела.
- Измерение потенциальной энергии поднятого тела.
3 этап – практический (1-5 баллов):
(предлагаются учащимся задачи трех уровней сложности, ученик имеет право выбрать любое задание или выполнить несколько, если уложится в отведенное время).
I уровень (2 балла)
- Поезд массой 2000 т, движется прямолинейно; увеличил скорость от 36 до 72 км/ч. Найти изменение импульса.
- Вагон массой 20 т, движущийся со скоростью 0,3 м/с, нагоняет вагон массой 30 т, движущийся со скоростью 0,2 м/с. Какова скорость вагонов после взаимодействия, если удар неупругий.
- Башенный кран поднимает в горизонтальном направлении стальную балку (p = 7,8 *103 кг/м3) длиной 5 м и сечением 100 см2 на высоту 12 м. Какую полезную работу совершает кран?
- Найти потенциальную и кинетическую энергию тела массой 3 кг, падающего свободно с высоты 5 м, на расстоянии 2 м от поверхности земли.
- Какую работу надо совершить, чтобы лежащий на земле однородный стержень длиной 2 м и массой 100 кг поставить вертикально?
- При скорости полета 900 км/ч2 все четыре двигателя самолета Ил-62 развивают мощность 30 МВт. Найти силу тяги одного двигателя
II уровень (4 балла)
- Движение материальной точки описывается уравнением X = 5 - 8t + 4t2. Приняв ее массу равной 2 кг, найти импульс через 2 с.
- С судна массой 750 т произведен выстрел из пушки в сторону, противоположную его движению, под углом 60о к горизонту. На сколько изменилась скорость судна, если снаряд массой 30 кг вылетел со скоростью 1 км/с относительно судна?
- В воде с глубины 5 м поднимают до поверхности камень объемом 0,6 м3. Плотность камня 2500 кг/м3. Найти работу по подъему камня.
- Сравнить работы, которые совершает человек, растягивая пружину динамометра от 0 до 10 H, от 10 до 20 H.
- Каковы значения потенциальной и кинетической энергии стрелы массой 50 г, выпущенной из лука со скоростью 30 м/с вертикально вверх, через 2 с после начала движения?
- Троллейбус массой 15 т трогается с места с ускорением 1,4 м/с2. Найти работу силы сопротивления на первых 10 м пути, если коэффициент сопротивления равен 0,02.
III уровень (6 баллов)
- Снаряд верхней точки траектории на высоте 100 метров разорвался на две части (1 и 1,5 кг). Скорость снаряда в этой точке 100 м/с. Скорость большего осколка оказалась горизонтальной, совпадающей по направлению с начальной скоростью и равной 250 м/с. Определить расстояние между точками падения обоих осколков.
- Струя воды, площадь поперечного сечения которой 6 см2, ударяет в стенку под углом 60о к нормам и упруго отскакивает от нее. Найти силу F, действующую на стенку, если известно, что скорость течения воды в струе V = 12 м/с.
- Пуля, летящая со скоростью V0, пробивает несколько одинаковых досок, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. В какой по счету доске застрянет пуля, если ее скорость V1 после прохождения первой доски равна 0,83 V0?
- Найти мощность воздушного потока, имеющего поперечное сечение в виде круга диаметром d = 18 м и текущего со скоростью V= 12 м/с? Плотность воздуха 1,3 кг/м3.
- Грузовики, снабженные двигателями мощностью N1 и N2, развивают скорости соответственно V1 и V2. Какой будет скорость грузовиков, если их соединить тросом?
- С горы высотой h = 10 м и основанием b = 5 м съезжают санки, которые затем останавливаются, пройдя по горизонтали путь l = 35 м от основания горы. Найти коэффициент трения.
IY этап - занимательный (1 балл за правильный ответ):
(учащимся задаются вопросы; кто поднял первым руку - имеет право на ответ)
- Почему, перед тем как метнуть диск, метатель совершает вместе с диском вращение?
- Как космонавту, находящемуся в открытом космосе с ненужным предметом в кармане скафандра, сдвинуться с места к космическому кораблю, не прибегая к помощи фала (троса)?
- Ледокол колет только тонкий лед. В иных же случаях он вползает на ледяное поле и проваливает его своей тяжестью. За счет какого вида энергии в этом случае совершается разрушение льда?
- Импульс сохраняется только в замкнутой системе тел. В действительности же замкнутых систем нет (хотя бы вследствие всемирного тяготения). Почему же в некоторых случаях прогнозы, сделанные на основании закона сохранения импульса, хорошо согласуются с фактами? В каких именно случаях может быть такое согласие?
- По краям горных шоссейных дорог в местах особенно крутых поворотов насыпают толстый слой древесных опилок, так называемые опилочные ловушки для автомашин. Объясните действие таких ловушек.
- Представьте, что вы едете по горизонтальному участку шоссе на автомобиле. Как определить коэффициент сопротивления движению автомобиля, пользуясь только имеющимися на нем приборами?
Подведение итогов урока, впечатления, замечания.