Цель
- Дать общее представление о болезнях человека, о причинах их возникновения.
- Учить защищать свой организм от болезней, вести профилактику таких заболеваний как простуда, грипп, аппендицит.
- Воспитать грамотных в отношении здоровья детей.
Оборудование
- таблица № 1: “Строение тела человека”;
- таблица № 2: “Внутренние органы человека”;
- чесночницы у каждого учащегося; ингалятор – заправленный чесноком; карточка с ответом по цифровому диктанту (4, 7, 9, 1, 8, 6, 2, 10, 5, 3); рисунок лисы; 3 баночки для игры; 2 карточки со словами “аппендицит” и “аппендикс”; таблица: “Микробы – бактерии”; подписанные листочки для каждого учащегося в двух экземплярах; краски; кисточки; баночки; кассета с песней “Микробы и мыло”; плакат: “Здоровье”.
I. Организация класса к уроку на основе предыдущих знаний
- Ребята! Пожалуйста улыбнитесь и все покажите мне зубы. Для чего нужны нам зубы? Какие названия зубов вы знаете? (Резцы, клыки, коренные)
- А для чего нам нужен нос? (Чтобы дышать, чувствовать запахи, очищать воздух от пыли и т.д.)
- Проведем игру: Я – лиса, а вы – лисята. Мама – лиса учит лисят находить мышей по запаху. (Вначале учитель даёт понюхать 1 баночку, в которой находится вата с определённым ароматом духов – это запах мыши. Затем учитель берёт ещё две баночки с разными запахами. “Лисятам” нужно найти “мышку” (из 3)).
- А кто знает, зачем животным и людям нужны уши? (Опасность, добыча, отгоняет мух, вешаем серёжки, источник информации, равновесие – вестибулярный аппарат, летучая мышь – улавливает ультразвук)
- У кого самые большие уши? (Заяц, некоторые собаки, слон)
II. Повторение пройденного
- Кто помнит тему прошлого урока? (Строение тела человека)
На доске таблица № 1. Покажите и расскажите из чего состоит наше тело? (Голова, шея, туловище (грудь, живот, спина), верхние конечности (руки), нижние конечности (ноги)).
На доске таблица № 2. Назовите и покажите основные внутренние органы человека. Расскажите о их функции (т.е. какую работу выполняют).
Цифровой диктант
На доске нарисованы:
- сердце
- кожа
- печень
- головной мозг
- нос
- легкие
- желудок
- язык
- уши
- глаза
Вопросы
- Этот орган расположен в черепе, с его деятельностью связана правильная работа внутренних органов.
- Какой орган переваривает пищу?
- С помощью этого органа мы различаем звуки, шум, шорох.
- Что приводит в движение кровь?
- Орган, которым мы различаем горькую, сладкую, кислую, солёную пищу.
- Орган дыхания.
- Что защищает наше тело от различных повреждений?
- С помощью этого органа мы видим предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет.
- Что помогает нам узнавать предметы по запаху?
- Этот орган вырабатывает кровь.
(Ответ: 4, 7, 9, 1, 8, 6, 2, 10, 5, 3) Дети выполняют взаимопроверку по карточкам на доске.
III. Новая тема
- Кто мне скажет, почему так говорят:
- Болезнь человека не красит.
- Болячка мала, да болезнь велика.
- Больной – что ребёнок.
Ответы: больной плохо выглядит, бледный, без настроения; даже маленькая ранка, ссадина может сильно болеть; больной очень слаб – за ним нужен уход как за ребёнком).
- Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Правильно, (открываю тему урока, написанную на доске) “Поговорим о болезнях”
- Откройте учебник стр.88. Назовите разделы, части, на которые подразделяется наша тема.
- Простуда.
- Грипп.
- Боль в животе.
- Сегодня мы будем с вами говорить о простуде, о гриппе, о болях в животе. О том, какие бывают признаки этих болезней, что вызывает ту или иную болезнь. Как правильно вести себя чтобы не заболеть и что делать, если ты все - таки заболел.
- Работаем следующим образом: 3 группы по … человек
1 группа – читают о простуде стр.88 - 89
2 группа – читают о гриппе стр. 89 – 90
3 группа – читают о боле в животе стр. 90
- Нужно прочитать о заболевании и ответить на вопрос: Отчего и почему возникает это заболевание?
- Самостоятельная работа учащихся.
- Ответы на поставленный вопрос.
VI. Физминутка
Проводится в кругу, возле ингалятора, заправленного чесноком.
I. Дыхательная гимнастика.
Надуваем шар.
- Глубокий вдох (на раз, 2, 3, 4, 5)
- Задержка дыхания на счет 1, 2, 3.
- Медленный выдох на счет раз, 2, 3, 4, 5.
- Быстрые ритмичные вдохи носом.
II. Упражнение для мышц шеи.
Написать носом и подбородком цифры от 1 до 10.
III. “На горе – то калина”… - фольклор (поём под музыку)
1.
На горе - то калина, руки поднимем вверх
Под горою малина, руки опускаем вниз
Ну, что ж, кому дело, калина руки вперёд хлопки в ладоши
Ну, кому какое дело, малина притоп ногами.
2.
Там девицы гуляли, повороты туловища
Красавицы гуляли вправо, влево.
Ну что ж, кому дело, гуляли хлопки в ладоши
Ну, кому какое дело, гуляли притоп ногами.
3.
Калинушку ломали подтягиваемся на носочках, руки через
Калинушку ломали. стороны вверх.
Ну что ж, кому дело, ломали достаем веточку,
Ну, кому какое дело, ломали ломаем ее – хлопок.
4.
На дорожку бросали, немного приседая, резкие
На дорожку бросали движение кистями рук вперед, вправо, влево.
Ну что ж, кому какое дело, бросали, хлопки в ладоши
Ну, кому какое дело, бросали притоп ногами.
V. Продолжим работу
Сейчас каждая группа сообща работает над своей темой по плану (план на доске).
- Признаки болезни.
- Причины, вызывающие болезнь.
- Профилактика болезни.
- Как лечиться.
- Самостоятельная работа учащихся.
VI. Опрос каждой группы по плану
- 2 другие внимательно слушают. Учитель добавляет.
Простуда
Укутаться, пить горячий чай с малиновым вареньем, мёдом, горчичники, пить травяные отвары - зверобой, мать-и-мачеху, шиповник. Полоскать горло фурацелином, содой. Если насморк, то закапывать в нос.
Грипп
Лечение схоже с простудным заболеванием. Вызывает болезнь особый микроб - вирус гриппа. Профилактика - в этом учебном году вам всем делают прививку от гриппа - капали в нос капли. А взрослым делали уколы.
- Защитило ли это нас от гриппа? (Да.)
- Во время эпидемии гриппа продавцы работают в марлевых повязках.
Боль в животе
Профилактика: мыть фрукты, овощи, руки перед едой.
Запоры
Слабительное лекарство, клизмы, таблетки “Но-шпа”.
Аппендицит - заболевание, которое возникает в результате воспаления маленького отростка кишечника - аппендикса. Причиной воспаления могут быть различные кишечные инфекции, обязательно надо обратиться к врачу, иначе может лопнуть, что очень опасно. Удаляется хирургическим путём. ( Показываю аппендикс на таблице “Внутренние органы”.)
VII. Микробы
Грипп вызывают особые микробы - вирусы гриппа. Так же и боль в животе может появиться от того, что в организм проникли микробы или по – другому, бактерии.
Показ таблицы с изображением бактерий. Они очень малы, и рассмотреть их можно лишь под микроскопом. Очень быстро размножаются.
Их огромное количество. Попадая в организм, они быстро размножаются и человек заболевает.
Сейчас медицина сильна и есть такие препараты, лекарства, вакцины, которые уничтожают микробы в организме человека. Организм человека и сам умеет бороться.
Чтобы уничтожить бактерии в комнате, на них нужно действовать паром при t = 120oС, в течении 20 минут. Это сделать в обыкновенных условиях невозможно. Но оказывается эти микробы погибают под обыкновенными солнечными лучами в течении 3 ч.
Нужно как можно чаще проветривать помещение, делать влажную уборку.
- А давайте поиграем: изобразим микробы, которые погибают под солнечными лучами.
Возьмите листок бумаги наложите три капли синей или зелёной или чёрной краски, чтобы микробы были хмурые. Методом выдувания при помощи соломки изобразите микробы. В углу рисунка, сверху большая красная капля. Аналогичным способом выдуваем солнце. Нарисуйте солнцу глаза и улыбку. А микробам хмурый взгляд.
- Ребята, а только ли солнечных лучей боятся микробы?
- Для чего нужны вам ваши чесночницы?
(Дети работают: звучит песня “Микробы и мыло”)
Выставка детских работ.
VIII. А теперь подведём итоги нашего урока
Из всего того, что написано на доске, выберите только относящееся к гриппу и к боли в животе.
Мокрая обувь, грязные руки, попал под дождь, вирусное заболевание, слабость, пища испорчена, одет не по погоде, немытые овощи, боль в мышцах, высокая температура, аппендикс.
(Взаимопроверка)
(Оценивание работ учащихся)
- А вы хотите быть здоровыми?
- Тогда запомните это правило: “Болен - лечись, здоров – берегись. Здоровье дороже богатства”.