Урок в 9 классе по теме “Административно-территориальное деление России”: “Географический морской бой”.
Учащимся предлагается начертить квадрат как для игры “Морской бой”, расставить по вертикальной левой стороне цифры от 1 до 10, по горизонтальной верхней стороне буквы над каждой клеточкой, буквы образуют слово “республика”. Номера цифр соответствуют номерам вопросов, а каждая буква соответствует начальной букве ответа, в строчке номера вопроса, под буквой правильного ответа ставится “крестик”. Проверка осуществляется с помощью квадрата, в котором вырезаны клеточки на месте правильного ответа, совмещая этот квадрат с ответами ученика нетрудно подсчитать количество правильных ответов и можно быстро оценить работу.
Р | Е | С | П | У | Б | Л | И | К | А | |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 |
- Определите республику России по следующему описанию: значительную часть республики занимают пустыни, имеет выход к Каспийскому морю-озеру, религией верующего населения является буддизм.
- В этой республике находятся шахтерские города Воркута и Инта, укажите столицу республики.
- Укажите, в какой республике, выпускают авто- и мототехнику с маркой “ИЖ”.
- В какую республику России надо приехать, чтобы оказаться на берегу озера Байкал?
- Как называется Республика Северного Кавказа, административным центром которой является город Магас (ранее – Назрань)?
- Эту республику образно называют страной рек, озер и гранита, она граничит с Финляндией, укажите столицу республики.
- Какая республика России носит название гор?
- Как называется самая крупная река в самой большой по площади республика России?
- Укажите название автономной области, расположенной в Хабаровском крае.
- Укажите название единственной области в составе Северо-Кавказского федерального округа.
Работа на уроке разбивается на два этапа:
- Ответить на вопросы задания.
- По аналогии с выполненным заданием, составить свои вопросы на каждую букву слова “Республика”, так, чтобы ответами были названия административных единиц Российской Федерации. Совет: крестики на месте предполагаемых правильных ответов расставьте заранее, а потом составляйте вопросы. Данная работа оценивается.
Модуль “Шесть шагов” для организации изучения темы “Разница во времени на территории России” в 8 классе.
Используемые учебники:
- Раковская Э.М. География: Природа России.-
М.:Просвещение, 1994;
Или - Э.М.Раковская, И.И. Баринова. Природа России: М.:Просвещение, 1997.
№ |
Задания для самостоятельной работы |
Где взять информацию |
Работа в тетради |
||||||
1. |
Прочитайте статью “Местное время”. |
§4 |
Запишите и дополните
предложения: 1) за 1 час Земля поворачивается на …… градусов. 2) Если на нулевом меридиане 10 часов, то на меридиане 15° в.д. - …… часов. 3) В пунктах, различающихся друг от друга на один градус по долготе, время различается на ……. мин. 4) Запишите определение: местное время – это время данного меридиана. |
||||||
2. |
Прочитайте предложенную
задачу: на нулевом меридиане – 10 часов дня, какое
местное время в этот момент в Тотьме (43° в.д.)? Рассмотрите образец решения этой задачи: 1) 43° ? 4(мин) = 172 (мин) на столько отличается местное время г. Тотьмы от времени нулевого меридиана. 2) 172 минуты – это 2 часа 52 минуты. 3) 10 + 2ч52 мин = 12ч52 минуты местное время в г. Тотьма. |
Используйте карту для определения долготы. |
Запишите задачу: Какое
местное время будет в Москве, если на нулевом
меридиане 10 часов? Запишите решение задачи по действиям с пояснениями.
Сделайте вывод: удобно ли пользоваться местным временем?
|
||||||
Внимание! В районах, где время отличается от московского, иногда говорят “местное время”, имея в виду время данного пояса, т.е. поясное время. | |||||||||
3. |
Прочитайте статью “Поясное время” |
§4 |
Запишите пояснение: поясное время – это….. | ||||||
4. |
По карте часовых поясов определите, сколько в России часовых поясов |
Рисунок в учебнике или карта в атласе |
Запишите и дополните
предложения: в России ……. часовых поясов от II до …… |
||||||
5. |
Рассмотрите схему для территорий, лежащих по обе стороны от линии перемены дат на побережье Берингова пролива:
линия перемены дат
НЕ СОВПАДАЕТ ДАТА! |
РЕШИТЕ ЗАДАЧИ, ЗАПИШИТЕ
ПОДРОБНЫЕ ОТВЕТЫ: (Самолеты вылетают утром,
время полета – 1 час). Используйте карту
часовых поясов. а) Житель Аляски прилетел на Чукотку 25 мая. Какого числа он вылетел с Аляски? б) Какого числа жителю Чукотки надо вылететь на Аляску, чтобы оказаться там 3 октября? в) в 1 час ночи 1 января 2002 года из Владивостока отправлена новогодняя поздравительная телеграмма в Москву, укажите дату и год получения телеграммы.(Время передачи телеграммы – 1 час). Придумайте свою задачу и запишите ее и свое решение. |
|||||||
6. |
Послушайте сообщения учащихся по теме: “Декретное и летнее время” | Сделайте необходимые записи в тетради |
Для самоконтроля используйте вопросы в конце параграфа 4.
Организация самостоятельной работы учащихся 8 класса по составлению условной карты по теме: “Природные комплексы Русской равнины”. Фрагмент урока.
При объяснении нового материала учитель обращает внимание на довольно простой контур Русской равнины, границами которой в пределах России являются границы страны на западе, Уральские горы на востоке, их изображаем двумя прямыми линиями, сложный рисунок северных и южных границ равнины можно условно прорисовать, а можно и игнорировать. При рассмотрении границ природных зон на Русской равнине, учащиеся могут отметить их отклонение от широтного простирания. Перед учащимися ставится проблемная задача: известно, что солнечное тепло распределяется по земной поверхности субширотно, объясните, почему границы природных зон в пределах равнины(!) расположены не строго вдоль параллелей?
Примерный рисунок условной карты:
Задание:
Тундра
1. Используя рисунок в учебнике, создайте
условную карту
Тайга природно-территориальных комплексов
Русской равнины
2. Используя текст учебника и карты атласа, составьте описание особенностей смешанные и расположения природных зон. широколиственные леса
3. Используя текст учебника и карты атласа объясните особенности расположения лесостепи и степи природных зон. полупустыни и пустыни
Результат работы можно отразить в виде таблицы:
(приводятся примерные ответы)
Особенности расположения природных комплексов | Причины |
Зона тундры расширяется на восток | отепляющее влияние тёплого Северо-Атлантического течения на западе. |
Тайга заболочена, особенно в западной части | значительное количество осадков в западной части равнины и уменьшение количества осадков к востоку |
Зона смешанных и широколиственных лесов постепенно выклинивается к востоку. | нарастающая континентальность климата |
Более полный набор природных зон наблюдается в восточной части Русской равнины. | нарастание континентальности и сухости климата, особенно к юго-востоку |