1.Понятие “индивидуализированный раздаточный материал”
Современные концепции гуманизации и модернизации российского образования выдвигают на первый план необходимость “обеспечения дифференциации и индивидуализации при использовании эффективных методов обучения” [4]. В связи с этим встает вопрос о необходимости учета индивидуальных особенностей учащихся и поиска средств, способствующих реализации принципа индивидуализированного обучения любому учебному предмету, а иностранному языку в особенности, так как обучение иностранному языку “в большей степени, чем какому-либо другому предмету требует индивидуального подхода” [6]. Это объясняется тем, что индивидуален не только процесс овладения, но, что самое главное, индивидуален сам объект усвоения – речь человека как продукт и как процесс. Во-первых, индивидуальна мотивация, т.е. разные люди реагируют на разные стимулы по-разному. Во-вторых, речь индивидуальна в содержательно-смысловом плане, поскольку каждый человек выражает в речи самого себя. В-третьих, речь индивидуальна и как “способ выражения и формулирования мысли” [3]. Это не может не учитываться в процессе поиска средств обучения, которые, не подменяя учебник, давали бы учителю возможность учитывать индивидуальные особенности обучаемых.
Методические комплекты, при всем своем совершенстве, страдают существенным недостатком объективного порядка: они рассчитаны на некоего абстрактного “среднего” ученика и в силу этого не могут учитывать индивидуальные особенности каждого отдельно взятого учащегося, изучающего иностранный язык. Поэтому, если учитель не будет использовать дополнительные к УМК средства обучения, учитывающие индивидуальные особенности учащихся, в частности способности, темп продвижения, пробелы в усвоении материала, то процесс обучения не сможет протекать достаточно эффективно.
Проблема создания средств обучения, которые обеспечивают активное участие учащихся в учебном процессе и способствуют продуктивности усвоения учебного материала, является одной из наиболее важных дидактических проблем. Одним из способов ее решения может стать индивидуализированный раздаточный материал.
Индивидуализированный раздаточный материал (ИРМ) является особым типом учебных средств, предназначенным для осуществления индивидуализации учебного процесса и учитывающим индивидные, субъектные и личностные свойства учащихся в индивидуальной, парной и групповой формах работы в классе и дома.
ИРМ может быть выделен в особую группу средств обучения, которая является подсистемой в системе средств обучения иностранным языкам.
2. Функции ИРМ
Функциями ИРМ на этапе развития речевого умения являются: обучающая (способность ИРМ формировать необходимые качества высказывания); воспитательная (обеспечивает развитие способности формулировать свою точку зрения по проблеме обсуждения на основе нравственных ценностей, при этом особенности оформления ИРМ также способствуют эстетическому и культурному воспитанию учащихся); развивающая (способность ИРМ развивать такие психические функции, связанные с речевой деятельностью, как мышление, внимание, воображение и др.); познавательная (способность ИРМ расширять кругозор учащихся за счет содержания представленного в материальных средствах).
Ведущими функциями, которые выделяют ИРМ из ряда других дидактических средств, являются: мотивационная (способность ИРМ создавать мотив речевой деятельности за счет обращенности к компонентам личностной подструктуры учащегося, включающей контекст деятельности, личный опыт, сферу желаний, интересов, склонностей, мировоззрение, статус личности, эмоционально-чувственную сферу, что является сильным стимулом для вызова коммуникативной мотивации; мотивация содержанием ИРМ; возможность использования разнообразных форм работы речевых партнеров с ИРМ, индивидуально, в парах или группах, объединенных с учетом общего контекста деятельности, также способствует порождению речевого высказывания); компенсаторная (позволяющая компенсировать недостающие способности за счет высокоразвитых у каждого учащегося, благодаря наличию памяток и алгоритмов в карточке ИРМ, что дает возможность ученикам с низкой успешностью обучения работать в одном режиме с классом, выполняя не только легкие задания, но и задания повышенной трудности, при условии, что для “слабых” карточки с ИРМ будут опережающими, возможно с домашней подготовкой).
Реализация всех вышеперечисленных функций должна находить свое отражение в технологии создания и использования ИРМ.
3. Структура ИРМ
Содержание ИРМ будет наполняться в зависимости от того, какое учебное умение мы развиваем (монологическую или диалогическую речь), от видов индивидуализации, на которые необходимо опираться, от формы работы и места использования.
Структурными компонентами ИРМ являются: установка (речевая задача), цель которой – мотивация к высказыванию; материальные средства, создающие содержательную или смысловую базу высказывания; памятки и алгоритмы, показывающие технологию выполнения речевой задачи; опоры, которые помогают осуществлять высказывание в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся. Каждый из компонентов ИРМ в той или иной степени должен быть направлен на осуществление личностной, субъектной или индивидной индивидуализации (см. схему “Индивидуализация, как основа создания ИРМ”).
Осуществлению личностной индивидуализации способствует установка – информативная соотнесенность с компонентами личностной подструктуры и предлагаемые материальные средства. Различаются вербальные содержательные материальные средства: фрагмент или несколько фрагментов текста, объединенных одной темой, представляющие отрывок из художественного произведения, газетной или журнальной статьи, высказывания, письма, дневника, таблицы, содержащей конкретные данные и т.п.; иллюстративные содержательные материальные средства: картинки, фотографии, иллюстрации или их серии, рисунки, кроки и т.д.; вербальные смысловые материальные средства: слова как смысловые вехи, лозунги, афоризмы, поговорки; иллюстративные смысловые материальные средства: диаграммы, таблицы, схемы, статистические данные, даты, символика, плакаты, карикатуры.
Индивидная индивидуализация находит свое отражение в опорах – словесных и схематических, которые позволяют любой категории учащихся (“сильным”, “средним”, “слабым”), несмотря на степень развитости способностей, эффективно справляться с предложенными заданиями. Во-первых, опоры компенсируют недостающие механизмы и способности, во-вторых, способствуют выполнению речевой задачи, позволяя достаточно легко и эффективно справиться с установкой, в-третьих, способствуют развитию таких учебных умений, как работа с картинкой, умение общаться в парах, группах и т.д. На практике мы имеем дело с учащимися, которые обладают различным составом индивидной подструктуры, у которых по-разному развиты мыслительные процессы, иноязычные способности, поэтому наличие данного компонента в структуре ИРМ является необходимым и оправданным.
Реализации субъектной индивидуализации способствует наличие алгоритмов и памяток по выполнению разных видов заданий, что способствует постепенному овладению алгоритмами и в дальнейшем, полному отказу от них. В зависимости от характера их содержания различаются следующие виды памяток: памятки-алгоритмы, в которых все предлагаемые действия жестко фиксированы, их последовательность обязательна; памятки-инструкции, в которых даются указания о необходимости определенных действий (шагов), указания вполне конкретные, но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже опускание одного из них; памятки-советы, в которых учащиеся получают рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие осуществляется успешнее (выбрать действия, наиболее подходящие для себя лично – дело учащихся); памятки-стимулы, главное назначение которых – стимулирование учащихся на выполнение задания [2], [5].
Памятки особенно необходимы, если индивидуализированное задание предлагается впервые. Наряду с опорами они помогают компенсировать недостающие способности работать в одном режиме с классом. Ведь многое зависит от того, насколько правильно учащиеся умеют работать с карточкой ИРМ.
Наличие или отсутствие тех или иных компонентов структуры ИРМ, а также их объем зависит, во-первых, от степени развитости способностей и учебных умений учащихся, во-вторых, от степени их владения иностранным языком и, в-третьих, от степени развития речевого умения. Чем выше степень развитости речевого умения, тем в более свернутом виде представлены компоненты ИРМ.
Основным обязательным компонентом (а, следовательно, и признаком) индивидуализированного раздаточного материала является представленность личностной индивидуализации (в установке, информативном содержании, иллюстративной наглядности). Факультативными компонентами (признаками) следует считать представленность индивидной (опоры) и субъектной (памятки) индивидуализации. Раздаточный материал не может считаться индивидуализированным и пригодным для работы, если при его составлении не учтены в необходимой мере особенности трех подструктур индивидуальности ученика, и, главным образом, личностной. Личностная индивидуализация должна присутствовать в каждой карточке с ИРМ, в то время как наличие двух других видов индивидуализации определяется особо в каждом отдельном случае. Их отсутствие, равно как и неоправданное включение, значительно снижает эффект обучения.
4. Требования к форме предъявления ИРМ
Рассмотрев содержание ИРМ, необходимо остановиться на форме презентации данного вида пособия. В связи с этим к форме подачи ИРМ следует выдвигать следующий ряд требований:
1) ИРМ должен быть эстетично оформлен. Это совсем не значит, что карточка должна пестрить картинками и яркими рисунками, что только отвлекает ученика от самого задания и рассеивает его внимание. Важно помнить, что дети младшего школьного возраста лучше воспринимают картины с небольшим количеством деталей, в то время как у старшеклассников наблюдается интерес к композиционной сложности. Это положение необходимо учитывать при подборе визуального материала для карточки с ИРМ.
Существует мнение, что в младших классах в карточках должно присутствовать больше иллюстративной наглядности, а в старших должна преобладать информативная наглядность. Это не совсем так. Всё зависит от этапа работы над речевым материалом. Если мы находимся на первой стадии развития речевого умения, то возможно использование содержательных иллюстративных опор, а на последующих стадиях представленный материал не должен быть содержательной базой, его назначение – нести лишь смысловую нагрузку.
2) При оформлении карточки нужно учитывать психологические особенности цветового восприятия. Известно, что каждый цвет несет свою функциональную нагрузку. “С физиологической точки зрения цвет – это всего лишь реакция нервной системы на свет с определенной длиной волны. Психологически наши визуальные силы также реальны, как все то, что мы воспринимаем, чувствуем и думаем” [1]. Механизм воздействия цвета на человека очень сложный. Если развивать эту мысль дальше применительно к нашему исследованию, то материал в ИРМ должен быть цветным, а отбор четким, та как от действия цвета зависит работоспособность человека.
В представлении детей красный цвет – сигнал опасности и особого внимания. Поэтому нам представляется правомерным использование красного цвета в карточке, выполняющего именно такую функцию. Этим цветом можно выделить новые незнакомые слова, грамматические структуры и явления, на которые надо обратить особое внимание и в которых ученики могут допустить ошибку. Опираясь на закономерности цветового восприятия, можно предположить, что выделение красным цветом, например, вспомогательного глагола в новой грамматической структуре предотвратит опускание его в речи, так как этот цвет будет сигнализировать мозгу аварийность.
Холодные тона являются сигналами безопасности. Например, зеленый цвет говорит об отсутствии опасности, так как его психофизиологическое воздействие на человека – успокаивающее. Такой цвет не может раздражать ученика и вызывать у него чувство тревоги и беспокойства. Поэтому им могут быть выделены в карточке различного рода опоры. Обобщающие схематические опоры выполняют своеобразную роль “подпорок”, облегчают и ускоряют обобщающую деятельность мозга, то есть схема является общей формулой, в которую можно легко подставить любые значения.
Для написания установки желательно использовать голубой цвет. По эмоциональному восприятию и вызываемому настроению голубой цвет относится к “спокойным”, создает впечатление дружественности, помогает ученику спокойно собраться с мыслями и подумать над заданием.
Памятка должна быть написана черным цветом, который относится к “рабочим” и более или менее нейтральным.
Таким, на наш взгляд, должно быть примерное сочетание цветов в карточке с индивидуализированным раздаточным материалом в соответствии с их функциональными свойствами. Несмотря на то, что существует и индивидуальное восприятие цвета, мы ориентировались на общепринятые положения цветового восприятия.
3) Следующее требование, которому должны соответствовать карточки с ИРМ – это пригодность к многократному использованию, то есть возможность использовать один и тот же раздаточный материал с различными целями на разных уроках для разных учеников. Для этого наполнение (установки, алгоритмы работы, иллюстративный материал, вербальная наглядность, схематическая наглядность и др.) должны быть съемными.
5. Организация работы по использованию ИРМ в учебном процессе
ИРМ способствует развитию речевого умения только в случае последовательного и целенаправленного использования в процессе обучения. Начинать работу следует с проведения специальной тематической анкеты. Она представляет собой серию вопросов, косвенно выясняющих отношение учащихся к будущей проблеме обсуждения, их знания и интересы в данной области. Вопросы анкеты должны быть составлены таким образом, чтобы способствовать выявлению информации для формулировки будущих речевых заданий. Это помогает заблаговременно обеспечить учеников необходимым материалом для выражения своих мыслей на иностранном языке. Кроме того, тематическая анкета дает возможность, во-первых, полнее “замыкать” задания на компоненты личностной подструктуры и обеспечивать тем самым, высокий уровень коммуникативной мотивации; во-вторых, прогнозировать речевые поступки, что значительно облегчает процесс управления индивидуализированным обучением; в-третьих, учесть, по возможности, интересы и желания всех учеников через индивидуальные задания. Для этого вопросы анкеты составляются с учетом компонентов личностной подструктуры и соотносятся с каждым из них. Количество вопросов может варьироваться в зависимости от задач, поставленных учителем в аспекте работы над высказыванием.
После проведения специальной анкеты, задача учителя – обратиться к тематическому плану, данному в книге для учителя и наметить конкретные моменты прохождения темы, к которым необходима разработка ИРМ, определить его объем, соотнести с целями каждого урока.
Следующим этапом является соотнесение данных методической характеристики класса, полученных о каждом из учащихся с типами индивидуализации. Необходимо проанализировать полученные о каждой подструктуре данные и определить какие потенциальные трудности может испытывать ученик на разных этапах работы над речевым материалом (в частности, какие опоры, памятки могут понадобиться, какое материальное средство будет наиболее действенным в плане вызова коммуникативной мотивации). Для этого в тематическом плане выделяется графа – приложение, в которую заносятся фамилии учеников и способы оказания необходимой помощи. Эффективность использования ИРМ зависит от того, насколько точно содержание ИРМ соотносится с тактикой и стратегией индивидуализации, разработанной для каждого учащегося на основе данных методической характеристики класса.
Критериями, на которые необходимо опираться при создании и использовании ИРМ на этапе развития речевого умения, являются степень обученности учащихся, способ индивидуализации, форма работы и место использования ИРМ.
Для того чтобы ИРМ стал эффективным средством обучения, необходимо соблюдать следующие принципы работы с ИРМ: принцип систематичности реализуется в постоянном и целенаправленном использовании ИРМ, который в соответствии с тактикой и стратегией индивидуализации для каждого конкретного ученика, либо компенсирует недостающие способности, либо направлен на обучение умению учиться, либо на развитие личностной сферы на протяжении цикла уроков; принцип охвата всех учащихся подразумевает использование ИРМ для всех категорий учащихся, исходя из степени их обученности: для более “сильных” учащихся он в большей степени осуществляет профилактическую функцию индивидуализации, поддерживая достаточно высокий уровень интереса и мотивируя изучение иностранного языка, для группы наиболее “слабых” учащихся ИРМ выполняет компенсаторную функцию, позволяя им работать в едином режиме с другими учащимися, группе учащихся, обладающих “средними способностями”, ИРМ позволяет при соответствующих условиях перейти в группу “сильных” за счет вовремя оказанной помощи; принцип адекватности предполагает, что содержание и структура ИРМ должны соответствовать общей идее урока, обсуждаемой проблеме и стадиям работы над речевым материалом.
6. Опытное обучение
Описанная выше методики создания и использования ИРМ была проверена в ходе опытного обучения.
Опытное обучение по предложенной методике проводилось на базе негосударственного образовательного учреждения нового типа “Центр гуманитарного образования” (г. Сургут) в течение 3 месяцев (72 учебных часа) в 3-х группах учащихся 9-10 классов (всего 38 человек), в каждой из которых имелось примерно равное количество “сильных”, “средних” и “слабых” учащихся.
Контроль опытного обучения осуществлялся в три этапа: предварительный срез, который определял исходный уровень развития речевого умения учащихся; промежуточный срез, который дал возможность проследить за динамикой становления речевого умения с помощью ИРМ; итоговый срез констатировал результаты исследования. Каждый срез проводился на основе последовательно предъявляемых речемыслительных задач пяти видов (сообщение, объяснение, одобрение, осуждение, убеждение), уравненных по сложности.
Было проанализировано 570 высказываний учащихся с точки зрения целенаправленности, содержательности и логичности. Именно эти параметры высказывания являются наиболее проблемными в плане обучения. Динамика овладения этими качествами с помощью ИРМ показала, что данный вид учебных средств способен воздействовать на становление речевого умения. Отмечен высокий прирост итоговых показателей у “средних” и “слабых” учащихся. Инертность и незаинтересованность, присутствовавшие в высказываниях учащихся контрольных групп, а также в высказываниях учащихся на предварительном срезе уступили место заинтересованности, заметно увеличилось количество фраз, способных воздействовать на собеседника. Опираясь на информационно насыщенный материал ИРМ и задания в нем, учащиеся стали высказываться более содержательно, соотнося предлагаемые факты с личным опытом, контекстом деятельности, интересами, желаниями. На итоговом срезе высказывания отличались более широким тематическим охватом, привлечением большого количества фактов реальной действительности, т.е. более высокой степенью аргументированности; приобрели эмоциональную окраску. За период опытного обучения учащиеся научились более плавно переходить от одной мысли к другой, избегать повторов; увеличилось количество придаточных предложений и фраз, регулирующих высказывание. Итоговый срез также констатировал рост объема речевого продукта.
Представим результаты исследования в следующей таблице:
Сводная таблица показателей прироста качеств речевого высказывания
Категории учащихся |
Прирост показателя целенаправленности высказывания, % |
Прирост показателя содержательности высказывания, % |
Прирост показателя логичности высказывания, % |
“Сильные” | +6,9 | +52,2 | +29,2 |
“Средние” | +11,0 | +92,8 | +66,6 |
“Слабые” | +13,5 | +90,0 | +58,3 |
Данные таблицы свидетельствуют о значительном приросте показателей всех исследуемых качеств речевого высказывания. Таким образом, проведенное опытное обучение полностью подтвердило эффективность данного средства при обучении речевому высказыванию.
В качестве примера представлены 10 карточек, включающих индивидуализированный раздаточный материал, которые были разработаны для конкретных учеников по проблеме “Is it easy to be young”.
Этот же рисунок большого размера
Этот же рисунок большого размера
Этот же рисунок большого размера
Этот же рисунок большого размера
Этот же рисунок большого размера
Этот же рисунок большого размера
Этот же рисунок большого размера
Этот же рисунок большого размера
Библиография
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.– Б.: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртене, 2000.– 329 с..
2. Бойко В.П. Методические рекомендации для студентов 1 курса по рациональному овладению иноязычным общением.– Липецк: ЛГПИ, 1997.– 16с.
3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.– М., 1991.– 219 с.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России.– 2002.– №6
5. Кузовлев В.П. Основы профессиональной культуры.– Липецк: ЛГПИ, 1997
6. Рогова Г.В. Повышение эффективности обучения иностранным языкам за счет улучшения психологического климата на уроке // ИЯШ, 1976.– №2.– С. 74–80