Программа развивающих занятий “Мир психологии” "рис. 1" содержит в себе: описание структуры программы; подробный сценарий уроков (по количеству рабочих недель в году); рабочие тетради для детей, поступающих в школу и первоклассников "рис. 2", "рис. 3"; наглядные материалы и список используемой литературы.
Цели цель программы заключаются в развитии познавательных способностей, творческих возможностей, некоторых социальных навыков детей, также в развитии групповых структур и процессов, поддержании благоприятного внутригруппового климата, сплочении и развитии детского сообщества, в раскрытии детьми своих возможностей и способностей.
При проведении занятий с малышами (от 4 – 5 до 6 – 7 лет) дополнительной целью служит развитие произвольности.
Для будущих первоклассников – подготовка детей к собеседованию при поступлении в школу.
Для первоклассников и пятиклассников – психолого-педагогическое сопровождение на этапе адаптации детей в новых для них школьных условиях.
Для выпускных классов – повышение самосознания и самоопределение.
Занятия построены на основе современных психологических представлений о природе человека с учетом особенностей детей данного возраста.
Обширная психологическая диагностика, включенная в программу, является профессиональной точкой опоры в осуществлении поставленных целей.
Задачи программы
Создание условий, обеспечивающих детям свободное выражение эмоциональных состояний.
Обучение способам группового взаимодействия.
Установление добрых отношений в группе. Развитие эмпатии.
Сплочение и развитие детского сообщества.
Развитие способности планирования и прогнозирования.
Развитие навыков использования имеющихся знаний в новых условиях.
Через игровые роли и сказочные образы осознать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Дать ученикам возможность поверить в свои силы.
Способствовать развитию познавательных процессов.
Выработать необходимые навыки в трудных ситуациях.
Понять и принять себя “таким, какой Я есть”.
Организация занятий
Занятия могут проводиться как с группой детей, так и с целым классом.
Занятия для малышей построены на основе настольной игры "рис. 4", где каждый шаг это игра на заданную тему (этот вид развивающих занятий с психологом рассчитан на весь учебный год: 37 занятий по одному разу в неделю; продолжительность занятия 20 – 30 мин.)
Блок подготовительных занятий для будущих первоклассников (рассчитан на 7 недель по два раза в неделю или на 14 недель по одному разу в неделю; продолжительность занятия 25 – 30 мин.)
Уроки психологии на первой ступени образования (1 класс) на один учебный год (31 занятие по одному уроку в неделю; продолжительность занятия 40 – 45 мин.).
Занятия в первых классах сопровождаются путешествием по волшебному миру психологии, с помощью карты "рис. 5", что очень хорошо мотивирует детей к работе.
Прикладываются дополнительные упражнения для 2 – 4 классы, поэтому данная программа может использоваться для всех классов начального звена школы.
Уроки психологии при переходе в среднее звено (5 класс) (33 занятия по одному уроку в неделю; продолжительность занятия 40 – 45 мин.)
Уроки психологии в старших классах (14 занятий, один раз в две недели; продолжительность занятия 45 – 60 мин.)
Большое внимание в программе уделяется занятиям в компьютерном классе. "рис. 6", "рис. 7".
Структура урока
Перед каждым занятием прописана цель, материалы, используемые на уроке.
Структура занятия: разминка, беседа, работа по теме урока (перечень упражнений), завершающее упражнение, обратная связь.
План занятий для малышей
Шаги в игре: “Путешествие”, “Зоопарк”, “Школа”, “Сказка”, “Кубики”, “Задача”, “Пишем и рисуем”, “Воображение”, “Загадка”, “Отдых”, “Соревнование”, “Музыка”.
Возраст детей | 4 – 5 лет |
5 – 6 лет |
6 – 7 лет |
I раздел Эмоциональная сфера |
|||
1. Вступительный урок (знакомство, установление контакта) | 1 занятие |
1 занятие |
1 занятие |
2. Наши эмоции | 4 занятия |
4 занятия |
4 занятия |
3. Самооценка | 2 занятия |
2 занятия |
2 занятия |
II раздел Познавательные способности |
|||
1. Развитие крупной и мелкой моторики | 9 занятия |
4 занятия |
4 занятия |
2. Восприятие | 7 занятий |
4 занятия |
4 занятия |
3. Внимание | 5 занятий |
7 занятий |
6 занятий |
4. Память | 4 занятия |
6 занятий |
|
5. Мышление | 6 занятий |
8 занятий |
7 занятий |
III раздел Сказкотерапия |
|||
Мир вокруг нас | 3 занятия |
3 занятия |
3 занятия |
План подготовительных занятий для будущих первоклассников
I раздел Эмоциональная сфера
Тема раздела: “Наши чувства” (продолжительность 5 занятий)
1. Вступительный урок (знакомство, установление контакта) – 1 занятие.
2. Наши эмоции – 1 занятие.
3. Трудности и правила в школе – 2 занятия.
4. Самооценка – 1 занятие.
II раздел Познавательные способности
Тема раздела: “Наши мысли” (продолжительность 9 занятий)
1. Диагностика – 2 занятия.
2. Восприятие – 1 занятие.
3. Внимание – 1 занятие.
4. Зрительно-моторная координация – 1 занятие.
5. Мышление – 2 занятия.
6. Память – 2 занятия.
План уроков психологии на первой ступени образования (1 класс)
I раздел Введение в психологию
Тема раздела: “Тайны моей души” (продолжительность 11 уроков).
1. Вступительный урок (знакомство, установление контакта):
“Здравствуй, Мир психологии” – 1 урок.
2. Диагностика:
“Какой я?” – 2 урока.
3. Проблемы детей в школе:
“Трудности школьника” – 1 урок.
“Наша школа” – 1 урок.
4. Эмоции и чувства:
“Наши чувства” – 1 урок.
“Гнев” – 1 урок.
“Радость” – 1 урок.
5. Качества человека:
“Темное и светлое в людях” – 1 урок.
6. Самооценка:
“Какой я хороший” – 2 урока.
II раздел Сказкотерапия
Тема раздела: “Мир сказки” (продолжительность 5 уроков).
Положительный психологический климат в классе:
“Мы самые дружные” – 1 урок.
Сказкотерапия:
“Мир сказки” – 2 урока.
“У нас гости” – 1 урок.
“Рисуем сказку” – 1 урок.
III раздел Развитие познавательных способностей
Тема раздела: “Какой я умный” (продолжительность 13 уроков)
1. Восприятие:
“Как мы видим мир” – 1 урок.
2. Зрительно-моторная координация:
“Мы рисуем”– 1 урок
3. Внимание:
“Какие мы внимательные” – 2 урока.
4. Память:
“Механизм памяти” – 1 урок.
“Как мы запоминаем” – 1 урок.
“Память чувств” – 1 урок.
5. Мышление:
“Что такое мышление” – 1 урок.
“Конкурс знающих и находчивых” – 1 урок.
“Какой я умный” – 1 урок.
“Учимся думать творчески” – 1 урок.
6. Речь:
“Как мы умеем говорить” – 1 урок.
7. Воображение, творчество:
“Мы фантазируем” – 1 урок.
IV раздел Социальные навыки
Тема раздела: “Я и другой” (продолжительность 2 урока)
1. Общение:
“Игры гномиков” – 1 урок.
2. Тренинг безопасного поведения:
“Один на улице” – 1 урок.
План уроков психологии при переходе в среднее звено (5 класс)
I раздел Введение в психологию
Тема раздела: “Кто я и мои друзья?” (продолжительность 11 уроков).
1. Вступительный урок (знакомство, установление контакта):
“Здравствуй, мир психологии!” – 1 урок.
2. Адаптационная игра:
“Дорога в пятый класс” – 2 урока.
3. Адаптационная игра:
“Наши учителя” – 1 урок.
4. Адаптационная игра:
“Корреспондентский марафон” – 2 урока.
5. Самооценка и оценка других, самочувствие ребенка в классе:
“Мое место в классе” – 2 урока.
6. Адаптационная игра:
“Стучи, поезд, стучи!” – 1 урок.
7. Диагностика школьной мотивации, получение обратной связи:
“Угадай, кто это!” – 2 урока.
II раздел Творчество
Тема раздела: “Самые оригинальные” (продолжительность 5 уроков).
1. Диагностика креативности, элементы арттерапии:
“Мы фантазируем” – 3 урока.
2. Элементы оригами:
“Мы мастерим без клея и ножниц” – 2 урока.
или (вместо 2 и 3) Компьютерное рисование (PAINT BRUSH)
III раздел Развитие познавательных способностей
Тема раздела: “Какой я умный” (продолжительность 13 уроков).
1. Восприятие, зрительно-вербальные функции:
“Что такое восприятие?” – 2 урока.
2. Внимание:
“Что такое внимание?” – 2 урока.
3. Память:
“Что такое память?” – 2 урока.
4. Диагностика интеллекта:
“Что такое интеллект?” – 1 урок.
5. Мышление:
“Как мы мыслим?” – 5 уроков.
IV раздел Повышение самопознания, самостоятельности, саморазвития
Тема раздела: “Подготовка и защита творческих проектов” (три консультации и один открытый урок).
Предлагаемые темы творческих проектов:
1. Наша школа.
2. Наши учителя.
3. Наш класс.
4. Увлекательная психология.
5. Что мы знаем о себе.
План уроков психологии в старших классах
I раздел Введение в психологию (продолжительность 5 занятий и одно дополнительное).
1. Знакомство, установление контакта – 2 занятия.
2. Исследование межличностных отношений старшеклассников – 2 занятия.
3. Исследование личности старшеклассника – 1 занятие.
Дополнительное занятие: Рассмотрение одной из теорий в психологии, сопровождающееся психологическими тестами, согласно этим теориям.
Предлагаемые темы:
1)стадии развития по З. Фрейду; иерархия потребностей по А. Маслоу; типы психологических защит по З. Фрейду;
2) психология любви (Э. Фром);
3) трансактный анализ (Э. Берн).
II раздел Развитие познавательных способностей (продолжительность 2 занятия и одно дополнительное).
1. Восприятие, внимание, память – 1 занятие.
2. Мышление, творчество – 1 занятие.
Дополнительное занятие: Устная и письменная речь.
III раздел Профориентация (компьютерное тестирование) (продолжительность 6 занятий и одно дополнительное).
- Диагностика интеллекта – 2 занятия.
- Психологический портрет – 2 занятия.
- Методики на профориентацию и профпригодность – 1 занятие.
- Бизнес – тестирование – 1 занятие.
Дополнительное занятие: Детско-родительская профориентационная игра “Поступаем в ВУЗ”
IV раздел Работа по микрогруппам (личностный тренинг) (продолжительность 2 занятия).
Темы тренинга на выбор:
1. Тренинг личностного роста;
2. Готовимся к экзамену;
3. Повышение уверенности;
4. Учимся этикету.
При составлении программы использовались труды: Вачкова И.В., Абрамовой Г., Анастази А., Андреас, Стив и Фолкнер, Чарльз, Башаевой Т.В., Битяновой М.Р., Большаковв В.Ю., Брязгуновой И., Касаткиной Е., Венгера А.Л., Гуткиной Н., Дилео Д., Катхановой Ю.Ф., Лидерс А.Г., Личко А.Е., Матвеевой О.А., Овчаровой Р.В., Бодалева А.А., Рудестама К., Фридмана Л.П., Чейли Дж. и других авторов.
Данная программа работает второй год и показывает хорошие результаты. "рис. 8"