Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. В нашей школе работа по методу проектов получила широкое применение последние шесть лет, после смены КУВТ УКНЦ на IBM-совместимую технику и подключению к Internet. Вашему вниманию предлагаются общие идеи и краткие сценарии двух проектов, выполненных в кабинете информатики нашей школы. Кроме этих проектов в кабинете информатики собран обширный материал для поддержки преподавания разных предметов, подготовленный школьниками: презентации в среде Power Point практически по всем темам школьного курса астрономии, раздела “Механика” физики, отдельных тем по географии, истории, иностранному языку, автоделу, ОБЖ и т.д. Подготовлены бланки отчётов за проведённые лабораторные работы по физике – электронные таблицы Excel, позволяющие автоматизировать расчёты результатов и построения графиков. Для администрации была создана база данных с необходимыми для удобной работы Формами, Запросами и Отчётами по учащимся школы в среде Microsoft Access и получен заказ на базу данных по кадровому составу. Такую работу выполняют учащиеся разных классов, в специализированном спортивном классе в 2002/2003 учебном году был выполнен проект “Мой выбор – спорт” - учащиеся с отделения футбола подготовили тему “Футбол”, гребцы – “Бегущие по волнам”. За более подробной информацией и материалами проектов обращайтесь в кабинет информатики школы к Кошелеву Константину Владимировичу.
Межшкольная телекоммуникационная конференция “Наркотики?...НЕТ!”
Руководители проекта: Зарубина Людмила Леонидовна – учитель информатики школы №1 и Кошелев Константин Владимирович – учитель информатики школы №2.
Исполнители проекта – учащиеся старших классов Бронницких школ №1 и №2.
Изначально планировалось рассмотреть темы “Работа в телеконференциях” и “Общение в реальном времени” при подключенном, но неоплаченном Internet. Попробовали решить проблему при помощи приложения Hyper Terminal (стандартное приложение Windows, позволяет бесплатно обмениваться данными в пределах бесплатности телефонных звонков). При следующей схеме (см. рис. 1) работа оказалась удобной. Серверы локальных сетей двух компьютерных классов связываются между собой через модем, передают и получают данные друг другу. Внутри каждого кабинета информатики пользователи компьютеров по локальной сети обращаются к “своему” серверу за полученной из соседней школы информацией и оставляют на нём информацию для отправки. После рассмотрения названных выше тем стало ясно, что предложенная проблема школьникам интересна и выходит за рамки уроков информатики. Работу продолжили во внеурочное время, и её итог был представлен на областном семинаре “Здоровьесберегающие технологии”, проходившем на базе нашей школы.
Межшкольная телекоммуникационная конференция
"Наркотики?… НЕТ!"
Цель:
1. Продолжить формирование навыка работы учащихся с РС по коммутируемому каналу связи в среде Hyper Terminal;
2. Развивать умение:
чётко, лаконично высказывать своё мнение по заданной теме, используя современные средства связи;
обрабатывать графические изображения в среде PhotoShop (создание коллажей);
получать и обрабатывать изображения со сканера.
3. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Материалы и оборудование:
РС, сканер, принтер, модем, локальная компьютерная сеть, телефонная линия;
программное обеспечение: Hyper Terminal, PhotoShop, Блокнот, Word, Excel, ACDSee;
заготовка газеты - отчёта о телекоммуникационной конференции;
домашнее задание в виде обработанного результата опроса (что вы относите к наркотикам?), сообщения по теме, плакаты);
Режим работы:
1. Вступительное слово - 1 минута.
2. Работа учащихся: приём, обработка, отправление сообщений по темам ("Творчество и наркотики", "Спорт и наркотики", Карьера и наркотики", Отдых и наркотики"). - 10 минут.
3. Получение из школы №1 плакатов и их просмотр, отправка своих плакатов. Выбор из них двух лучших и отправление сообщения об их номерах - 3 минуты.
4. Просмотр материалов, полученных из Internet - 4 минуты. Если не хватает времени (технические накладки) - просмотр материала со стенда при оформлении газеты.
5. Итог - 2 минуты.
10 минут после занятия - оформление газеты (распечатка материалов, занесение их в шаблон газеты)
Примечание:
Занятие является заключительным в общении школ по данной теме. При подготовке и межшкольном обсуждении на прошлых занятиях учащиеся говорили (писали, чатились) о том, что можно называть наркотиком, какие вещества можно отнести к наркотическим, составили диаграмму общего межшкольного мнения по этому вопросу. В чем разница между пристрастием и зависимостью. Какова роль психологического и физического факторов. Учащиеся провели социологический опрос населения города, по результатам которого также составили диаграмму. Появилась возможность сравнить мнение учащихся школ и населения города. Результат работы размещён на стенде в качестве итога мероприятия. Стенд пользовался популярностью у школьников.
Астрономическая конференция “От Птолемея до полётов на Луну. Зарождение и развитие небесной механики."
Руководители проекта: Кошелев Константин Владимирович – учитель информатики школы №2 и Хорикова Светлана Анатольевна – учитель астрономии школы №2.
Исполнители проекта – учащиеся 11 “А” класса школы №2.
Учащимся класса были предложены пять тем: “От первых наблюдений к системе мира Птолемея”, “Система мира Коперника и её подтверждение телескопическими наблюдениями Галилея”, “Законы движения планет Кеплера и их объяснение Ньютоном с помощью закона всемирного тяготения”, “Практическое применение законов небесной механики для запуска и полёта космических аппаратов”, “Телескопы: от Галилея до наших дней”. В классе 24 человека, для разработки тем школьники организовались в группы по 4 – 5 человек. Каждый участник конференции готовил свой проект (презентация Power Point), наиболее удачные слайды которых вошли в итоговые работы.
В качестве примера предложена одна из конференций по астрономии. Эта конференция была первой из показанных школьниками широкой аудитории (преподавателям разных предметов всех городских школ и коллегам из другого района). В дальнейшем подобные конференции по астрономии и физике проводились неоднократно. Проводилась конференция по краеведению “Исторический путеводитель по г. Бронницы”, “Моя школа”. Проект “Моя школа” послужил стартовой площадкой для создания девятиклассниками официального сайта школы, с которым можно познакомиться по адресу http://www.school-2.net В настоящее время на стадии завершения подготовка конференции по физике и ОБЖ, которые проведём в начале декабря 2003 года. При проведении такого рода мероприятий целесообразно иметь обратную связь как с участниками так и с гостями конференции; в Приложениях приведены примеры анкет.
Сценарий научной конференции Общества любителей астрономии "Икар"
От Птолемея до полётов на Луну.
Зарождение и развитие небесной механики.
Цели:
1. Повышение познавательной активности
учащихся.
2. Развитие интереса к астрономии через
информатику и к информатике через астрономию.
3. Формирование навыков коллективной
деятельности.
4. Укрепление естественно - научного
мировоззрения.
5. Формирование навыков использования учащимися
современных информационных технологий.
6. Приобретение навыка публичных выступлений.
Материалы и оборудование:
РС, сканер, локальная компьютерная сеть, принтер, модем, телефонная линия, мультимедийный проектор;
программное обеспечение: Power Point, Adobe PhotoShop, Adobe Illustrator, Microsoft Word, Microsoft Excel, ACDSee, Hyper Terminal; Internet Explorer.
Режим работы:
1. Вступительное слово (5 - 7 минут).
2. Выступления докладчиков по темам (общее время
выступлений 35 - 40 минут):
От первых наблюдений к системе мира Птолемея.
Система мира Коперника и её подтверждение телескопическими наблюдениями Галилея.
Законы движения планет Кеплера и их объяснение Ньютоном с помощью закона всемирного тяготения.
Практическое применение законов небесной механики для запуска и полёта космических аппаратов.
Телескопы: от Галилея до наших дней.
3. Вопросы прессы (8 - 10 минут).
4. Анкетирование учащихся и гостей.
5. Заключительное слово. Подведение итогов конференции (5 - 7 минут).
Примечание:
Занятие является обобщающим по теме "Небесная механика". Представленные работы - результат коллективного труда учащихся.
Материалы конференции полностью подготовлены учащимися (Сертификат участника, схема выступлений, цитаты; всё кроме анкет); оформлена фотогазета.
Благодаря этой конференции школьники получили возможность на подобных мероприятиях использовать мультимедийный проектор – одно из городских предприятий нам его предоставляло в пользование для проведения конференций, в настоящее время есть свой.
Приложения:
1. Нагрузка школьников при подготовке и проведении конференции.
№ п/п |
Фамилия |
Тема |
Подготовка |
Конференция |
1 |
Авдеев | Орбиты небесных тел | Фотограф | Корреспондент |
2 |
Александров | Радиотелескопы. | Оформление 2 части доклада | Социолог |
3 |
Алимурадов | Определение расстояний до тел солнечной системы и размеров этих небесных тел. | Оформление схемы конференции | Выставка литературы |
4 |
Белан | Наблюдательная астрономия. | Монтаж 1, 2 и 3 частей доклада | Гид |
5 |
Брянская | Наблюдение Вселенной. Телескопы. | Подготовка и оформление цитат | Выставка литературы |
6 |
Василенко | Часы. | Приём проектов с удалённых компьютеров | Докладчик |
7 |
Васильчиков | Радиотелескопы. | Подготовка и оформление цитат | Демонстрация презентаций |
8 |
Васильчикова | Астрономия древних цивилизаций. | Оформление фотогазеты | Оформление зала |
9 |
Витушкин | Радиотелескопы | Оформление 1 части доклада | Гид |
10 |
Карпеева | Астрономия древних цивилизаций. | Оформление эмблемы конференции | Корреспондент |
11 |
Катанская | Движение планет. | Оформление схемы конференции | Регистратор |
12 |
Котова | Видимое движение планет. | Оформление фотогазеты | Гид |
13 |
Крючков | Развитие космонавтики. | Приём проектов с удалённых компьютеров | Установка техники |
14 |
Локоть | Коперник. | Оформление сертификатов | Докладчик |
15 |
Никитина | Затмения. | Печать документов на бумагу | Корреспондент |
16 |
Носов | Электронные системы наблюдения за звёздами. | Оформление 5 части доклада | Докладчик |
17 |
Панова | Астрономия древних цивилизаций. | Копирование проектов на компьютеры конференции | Корреспондент |
18 |
Пивоварова | Ньютон | Оформление 4 части доклада | Оформление зала |
19 |
Прокофьева | Космические орбиты | Оформление эмблемы конференции | Регистратор |
20 |
Рыльщикова | Календари. | Копирование проектов на компьютеры конференции | Установка техники |
21 |
Смагина | Космические орбиты. | Оформление сертификатов | Корреспондент |
22 |
Стрышкова | Законы Кеплера. | Печать документов на бумагу | Социолог |
23 |
Фролова | Созвездия. | Оформление 3 части доклада | Докладчик |
24 |
Штаков | Тихо Браге. | Монтаж 4 и 5 частей доклада | Докладчик |
2. Подборка цитат. Примеры из подобранного школьниками.
Кто решится утверждать, что мы знаем всё, что может быть познано?
Галилео Галилей.
Человек - это создание, непрактичность которого временами может сравниться лишь с его любопытством, - заинтересовался количеством звёзд и строением Космоса раньше, чем теорией земледелия или строением собственного тела.
Станислав Лем.
Философы ввиду необычного совершенства неба называли его видимым божеством. Поэтому, если оценивать достоинства наук в зависимости от того предмета, который они исследуют, наиболее выдающейся будет астрономия. Сама она, являющаяся бесспорно главой благородных наук и наиболее достойным занятием свободного человека, опирается почти на все математические науки.
Николай Коперник.
И т.д.
3. Сертификат участника (см. рис. 2).
4. Схема выступлений (см. рис. 3).
Анкета участника.
Уважаемый участник!
Сегодня, подводя первые итоги работы, Вам предлагается принять участие в опросе. Цель опроса - выяснить, интересна ли Вам такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении. Нам важно знать Ваше мнение по предложенным вопросам. Надеемся на Ваше участие и поддержку.
Анкетирование проводится анонимно, все результаты будут обработаны на компьютере и представлены статистически. Для заполнения анкеты обведите вариант ответа, который соответствует Вашему мнению и напишите свой ответ, где это указано.
Светлана Анатольевна и Константин Владимирович.
1. Какими источниками информации Вы
пользовались при подготовке проекта?
а) Книги; б) Периодическая печать; в) Интернет; г)
Учитель; д) Другие (укажите какие)
2. Достаточно ли было времени,
отведённого для подготовки проекта?
а) Да; б) Нет.
3. Подготовка проекта оторвала у Вас
время от более важных и интересных дел?
а) Да; б) Нет.
4. Работая над проектом, Вы использовали компьютерную технику. Доступ к технике у Вас был:
а) Дома; б) В школе после уроков; в) Дома и в школе; г) Другое (укажите где).
5. Хотели бы Вы представляемый сегодня проект разместить в Интернет?
а) Да; б) Нет.
6. Будет ли интересна работа над
проектами следующим за Вами школьникам?
а) Да; б) Нет.
7. Вы организатор работы над проектом. Что с вашей точки зрения нужно сделать по другому:_____________________________________________________________________
Если есть пожелания и замечания, не вошедшие в вопросы, напишите их на обратной стороне анкеты.
Благодарим Вас за ответы и надеемся на дальнейшее сотрудничество. Желаем Вам успехов!
Анкета гостя.
Уважаемый коллега!
Сегодня Вы посетили конференцию Общества любителей астрономии школы №2. Вам предлагается принять участие в опросе, Цель опроса - выяснить, интересна ли Вам такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении. Нам важно знать Ваше мнение по предложенным вопросам. Надеемся на Ваше участие и поддержку.
Анкетирование проводится анонимно, все результаты будут обработаны на компьютере и представлены статистически. Для заполнения анкеты обведите вариант ответа, который соответствует Вашему мнению и напишите свой ответ, где это указано.
Светлана Анатольевна и Константин Владимирович.
1. Каково Ваше общее впечатление о
мероприятии?
а) В целом отрицательное; б) В целом
положительное; в) Безразличное.
2. Каково Ваше мнение об использовании
в нём технических средств?
а) Использовано недостаточно средств; б)
Использование избыточно для рядового урока, но
достаточно для открытого мероприятия; в)
Использование нецелевое и избыточное.
3. Ваше мнение о методической
оправданности формы мероприятия:
а) Более подходит для урока информатики; б) Более
подходит для урока астрономии; в) Способствует
развитию интереса (мотивации) к изучению обеих
дисциплин и позволяет ученикам проявить себя; г)
Форма неоправданна.
4. Ваше мнение об учащихся, принимавших
участие в мероприятии:
а) Недостаточно готовы и работают "по
обязанности"; б) Готовились обстоятельно и
работают с интересом; в) Хорошо подготовлены и
работают как обычно; г) Не готовы и уклоняются от
участия.
5. Вы организатор работы над проектом. Что с вашей точки зрения нужно сделать по другому: ______________________________________________________________________
Если есть пожелания и замечания, не вошедшие в вопросы, напишите их на обратной стороне анкеты.
Благодарим Вас за ответы и надеемся на дальнейшее сотрудничество. Желаем Вам успехов!