Первая стадия технологии “Критическое мышление” - стадия вызова. Присутствие этой стадии в уроке обязательно с точки зрения данной технологии и позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;
- пробудить интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- пробудить ученика к активной деятельности на уроке.
На стадии Осмысления задача другая – получение новой информации, ее осмысление и соотнесение с собственными знаниями.
Заключительная стадия – стадия размышления (рефлексии).
Основные задачи деятельности на этой стадии:
- целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного – тем и проблем для дальнейшей работы (“новый вызов”);
- анализ всего процесса изучения материала.
Что дает эта технология ученику?
- повышение ответственности за собственное образование;
- развитие навыков работы с текстами любого типа и с большими объемами информации;
- развитие творческих и аналитических способностей;
- умение эффективно работать совместно с другими.
Технология РКМЧП включает в себя несколько стратегий проведения уроков:
- составление кластеров, написание синквейнов;
- чтение текста с пометками;
- стратегия ЗХУ;
- стратегия “Продвинутая лекция”;
- стратегия “Параллельные тексты”;
- стратегии дискуссионных форм работы учащихся на уроке.
Урок №1: “Алюминий и его соединения” (с использованием стратегии “Знаю – хочу узнать – узнал”)
Цель:
обобщить знания учащихся об алюминии и его соединениях;
опытным путем изучить свойства амфотерности оксида и гидроксида алюминия, показать большое практическое значение алюминия и его соединений и отрасли их применения человеком.
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|
Вызов |
1. Целеполагание. | 1. Совместно с учителем ставят цели урока. |
2. Организует заполнение таблицы ЗХУ учащимися. | 2. Заполняют таблицу ЗХУ | |
3. Заполняет таблицу на доске. | 3. Фронтальная беседа. | |
Осмысление |
4. Организует работу с текстом. | 4. Чтение
текста с пометками, ндивидуальное заполнение в
таблице графы “узнал”. Обсуждение друг с другом в группах результатов заполнения таблицы. |
5. Заполняет со слов учащихся графу “узнал” на доске. | 5. Фронтальная беседа. | |
Р е ф л е к с и я |
6. Организует проведение лабораторных опытов. | 6. Экспериментально доказывают свойства амфотерности гидроксида алюминия. Пишут уравнения в ионном виде на оценку. |
7. Задает
вопросы по тексту: 1) Почему алюминий был дорог в XIX веке? 2) Как будет выглядеть полное ионное уравнение взаимодействия гидроксида алюминия со щелочью? 3) Как гидроксид алюминия с точки зрения химии понижает кислотность желудочного сока? |
7. Фронтальное обсуждение с опорой на текст. Заполняют IV графу в таблице “что бы еще хотели узнать о соединениях алюминия”. | |
8. Подводит итоги урока, возвращается к целям урока. | 8. Составляют по группам кластер. |
Текст для работы учащихся на уроке
“Люди гибнут за металл”
(В. Гете)
Алюминий – типичный р-металл.
Конечно, слова поэта В. Гете сказаны о золоте, но в IX веке алюминий тоже ценился на вес золота, так Д.И. Менделееву в знак его больших научных заслуг на международном съезде ученых химиков был вручен ценный подарок в виде большой алюминиевой кружки.
Подумайте, почему алюминий так дорого ценился.
Алюминий – основной представитель металлов главной подгруппы III группы периодической системы. Свойства его аналогов – галлия, индия и таллия – во многом напоминают свойства алюминия, поскольку все эти элементы имеют одинаковую электронную конфигурацию внешнего уровня ns2np1 и поэтому все они проявляют степень окисления 3+.
Алюминий – серебристо-белый металл, обладающий высокой тепло- и электропроводностью. Поверхность металла покрыта тонкой, но очень прочной пленкой оксида алюминия Al2O3.
Алюминий весьма активен, если нет защитной пленки Al2O3. Эта пленка препятствует взаимодействию алюминия с водой. Если удалить защитную пленку химическим способом (например, раствором щелочи), то металл начинает энергично взаимодействовать с водой с выделением водорода:
Алюминий в виде стружки или порошка ярко горит на воздухе, выделяя большое количество энергии:
2Al + 3/2O2 = Al2O3 + 1676 кДж.
Эта особенность алюминия широко используется для получения различных металлов из оксидов путем восстановления алюминия. Метод получил название алюмотермии. Алюмотермией можно получить только те металлы, у которых теплоты образования оксидов меньше теплоты образования Al2O3, например:
Cr2O3 + 2 Al = 2 Cr + Al2O3 + 539 кДж.
При нагревании алюминий реагирует с галогенами, серой, азотом и углеродом.
Алюминий легко растворяется в соляной кислоте любой концентрации:
Концентрированная серная и азотная кислоты на холоде не действуют на алюминий. При нагревании алюминий способен восстанавливать эти кислоты без выделения водорода:
2Al + 6H2SO4(конц) = Al2(SO4)3 + SO2 + 6H2O,
Al + 6HNO3(конц) = Al(NO3)3 + 3NO2 + 3 H2O.
В разбавленной серной кислоте алюминий растворяется с выделением водорода.
Соединения алюминия и их свойства. Амфотерность.
Амфотерность – это способность оксида или гидроксида элемента-металла проявлять одновременно основные и кислотные свойства.
Оксид алюминия, будучи амфотерным, может реагировать не только с кислотами, но и щелочами, давая при этом метаалюминаты.
Al2O3 + 2NaOH = 2NaAlO2 + H2O.
Гидрооксид алюминия – белое студенистое вещество, практически нерастворимое в воде, обладающее амфотерными свойствами. Гидрооксид алюминия может быть получен обработкой солей алюминия щелочами.
Доказательством его амфотерности является его взаимодействие с кислотами и со щелочами.
Al(OH)3 + NaOH = NaH2AlO3 H2O – орто-алюминат натрия.
Подумайте, а как будет выглядеть полное уравнение этой реакции.
Из гидрооксида алюминия можно получить практически все соли алюминия. Почти все соли алюминия и сильных кислот хорошо растворимы в воде и при этом сильно гидролизованы.
Применение алюминия и его соединений.
Важнейший сплав алюминия – дюралюминий. Замечательный сплав дюралюминий получил свое название от города Дюрен в Германии. Отечественный сплав похожего состава одно время называли “кольчугалюминием” - по имени поселка металлургов Кольчугино во Владимирской области. Алюминиевые сплавы незаменимы для авиации – они почти в три раза легче стали и меди и вместе с тем тверды, жаростойки и прочны. Так, проволока из дюралюминия сечением 1 мм2 не рвется под грузом 50 кг.
Оксид алюминия (корунд) находит широкое применение в производстве стекла и кристаллов для лазеров.
Гидроксид алюминия – основной компонент всем известных лекарств: “маалокс”, “альмагель” и др., которые понижают кислотность желудочного сока. Подумайте, с точки зрения химии, как это происходит?
Урок №2 “Главные переходные металлы (d-элементы) и их соединения”. (на примере хрома и железа) (с использованием стратегии “Продвинутая лекция”
Цели: учащиеся должны уяснить существенное различие в строении атомов металлов главных и побочных подгрупп, понять причину разнообразия соединений металлов побочных подгрупп, убедиться в том, что окислительно-восстановительные и кислотно-основные свойства соединений зависят от степени окисления металла.
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Целеполагание. Сообщает план лекции (он записан на доске):
|
1. Совместно с учителем ставят цели урока. |
2. Стадия вызова к первой части лекции. | 2. Учащимся предлагается самостоятельно предположить и записать в тетрадь, используя таблицу Д.И. Менделеева, краткую характеристику элементов железа и хрома. |
3. Читает I часть лекции. | 3. Конспектируют в
тетрадь в таблицу: Железо Хром
|
4. Стадия рефлексии. | 4. Сравнивают свои предположения и услышанное в лекции, групповое обсуждение. |
5. Стадия вызова ко II части лекции. | 5. Записывают в тетрадь уравнения предполагаемых химических свойств железа и хрома. |
6. Читает II часть лекции. | 6. Конспектируют в тетрадь в таблицу аналогично п. 3. |
7. Стадия рефлексии. | 7. Соотносят свои предположения и услышанное в лекции, выясняют причины неправильного написания отдельных уравнений реакций. |
8. Стадия вызова к III части лекции. | 8. Предполагают, какие важнейшие соединения хрома и железа существуют и каковы их свойства. |
9. Читает III часть лекции. | 9. Конспектируют в тетрадь в таблицу аналогично п. 3. |
10. Стадия рефлексии к III части лекции и к лекции в целом. | 10. Обобщают полученные знания по всей теме. По группам составляют кластер: I группа – кластер по железу; II группа – кластер по хрому. |
Лекция
I. Общая характеристика. Понятие переходный элемент обычно используется для обозначения любого элемента с валентными d- или f-электронами. Эти элементы занимают в периодической таблице переходное положение между электроположительными s-элементами и электроотрицательными p-элементами.
d-элементы принято называть главными переходными элементами. Их атомы характеризуются внутренней застройкой d-подоболочек. Дело в том, что s-орбиталь их внешней оболочки обычно заполнена уже до того, как начинается заполнение d-орбиталей в предшествующей электронной оболочке. Это означает, что каждый новый электрон, добавляемый в электронную оболочку очередного d-элемента, в соответствии с принципом заполнения попадает не на внешнюю оболочку, а на предшествующую ей внутреннюю подоболочку.
d-элементы образуют три переходных ряда – в 4-м, 5-м и 6-м периодах соответственно. Первый переходный ряд включает 10 элементов, от скандия до цинка. Он характеризуется внутренней застройкой 3d-орбиталей. Орбиталь 4s заполняется раньше, чем орбиталь 3d, потому что имеет меньшую энергию.
Все d-элементы являются металлами.
II. Химические свойства d-элементов. Рассмотрим химические свойства наиболее важных переходных металлов: хрома и железа.
1. Хром. При высоких температурах хром горит в кислороде с образованием Cr2O3, в раскаленном состоянии он реагирует с парами воды:
2Cr + 3H2O = Cr2O3 + 3H2
При нагревании с галогенами хром образует галогениды состава CrHal3. Хром, также как и алюминий, пассивируется холодными концентрированными серной и азотной кислотами. Однако при сильном нагревании эти кислоты растворяют хром, например:
2Cr + 6H2SO4(конц) = Cr2(SO4)3 + 3SO2 + 6H2O.
Хром растворяется при обычной температуре в разбавленных кислотах (HCl, HBr, HI, H2SO4) с выделением водорода. В этих случаях в отсутствие воздуха образуются соли Cr2+, а на воздухе – соли Cr3+.
2. Железо. Железо – металл серого цвета. В чистом виде оно довольно мягкое, ковкое и тягучее. Металлическое железо реагирует с водяным паром, образуя Fe3O4 – смешанный оксид железа (II, III) FeO · Fe2O3:
3Fe + 4H2O(пар) = Fe3O4 + 4H2.
На воздухе железо легко окисляется, особенно в присутствии влаги (ржавление или коррозия):
4Fe + 3O2 + 6H2O = 4Fe(OH)3.
Взаимодействуя с галогенами при нагревании, железо всегда образует галогениды железа (III), например:
2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3
Железо легко вступает во взаимодействие с соляной и разбавленной серной кислотами, вытесняя водород и образуя соли железа (II), например:
Концентрированные кислоты – окислители (азотная и серная) пассивируют железо на холоде, однако растворяют его при нагревании:
III. Важнейшие соединения хрома и железа и их свойства. По своим химическим свойствам соли Cr2+ похожи на соли Fe2+. Обрабатывая их растворы щелочами в отсутствие кислорода, можно получить желтый осадок гидроксида хрома (II):
который обладает типичными основными свойствами.
Соли трехвалентного хрома сходны с солями алюминия по составу, строению кристаллической решетки и растворимости. При действии щелочей соли хрома (III) выпадает студнеобразный осадок гидроксида хрома (III) – Cr(OH)3 зеленого цвета:
Гидроксид хрома (III) обладает амфотерными свойствами.
В результате прокаливания Cr(OH)3 можно получить оксид хрома Cr2O3:
Cr2O3 представляет собой зеленые кристаллы, практически нерастворимые в воде. Cr2O3 может быть также получен при прокаливании дихромата аммония:
При сплавлении Cr2O3 со щелочами, содой и кислыми солями получаются хромиты, растворимые в воде:
Cr2O3 + 2NaOH = 2NaCrO2 + H2O.
Наиболее важными соединениями хрома в высшей степени окисления 6+ являются оксид хрома (VI) CrO3 и соли хромовой и двухромовой кислот – хроматы и дихроматы.
В кислой среде хромат-ион CrO42- превращается в дихромат-ион Cr2O72- и наоборот:
Гидроксид железа (II) Fe(OH)2 можно получить при действии растворов щелочей на соли железа (II) без доступа воздуха:
FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2 + Na2SO4.
Fe(OH)2 представляет собой студенистый осадок, плохо растворимый в воде. В присутствии кислорода воздуха он сразу же окисляется до гидроксида железа (III):
4Fe(OH)2 + O2 + 2H2O = 4Fe(OH)3,
давая бурый студенистый осадок.
Растворимые соли железа в воде сильно гидролизованы, и их водные растворы имеют кислую реакцию, поскольку гидроксиды железа (II) и (III) являются нерастворимыми основаниями. Гидроксид Fe(OH)2 проявляет более основные свойства, чем Fe(OH)3. В частности, это проявляется в амфотерности Fe(OH)3. При нагревании Fe(OH)3 в горячих концентрированных растворах щелочей происходит его частичное растворение:
Fe(OH)3 + 3KOH = K3[Fe(OH)6].