Личностно-ориентированные уроки физики

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


Сегодня одно из главных направлений развития системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно–ориентированного образования – такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель–ученик. Создание условий для такой деятельности учеников является основной целью личностно–ориентированного урока [1].

Средства достижения учителем этой цели:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, сказать неправильный ответ и т.п.;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
  • использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Данная работа содержит описание организации различных видов деятельности на уроках физики, которые, по мнению автора, реализуют поставленную цель через изложенные выше средства.

Организация уроков по повторению курса 9 класса по технологии сотрудничества.

Основным преимуществом такой формы проведения уроков, по мнению автора, является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития, но и то, что на таких уроках ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь.

В начале каждого учебного года я отвожу 2 недели, т.е. 6 уроков на повторение материала, пройденного в предыдущем классе. Так, в 10 классе, эти уроки посвящены повторению теоретического материала и решению задач по “Механике”. Провожу этот блок уроков по технологии обучения в сотрудничестве (cooperative learning) [1].

Для того чтобы сделать задачи этих уроков личностно–значимыми для каждого учащегося иду на такую хитрость: на первом же уроке после летних каникул предлагаю контрольную работу по темам 9–го класса. Несколько минут ребята пытаются вспомнить формулы, определить тип задач и т.д., но потом приходят к единому мнению, что необходимо основательно повторить пройденный в прошлом году материал. Далее все вместе обсуждаем вопрос, что конкретно повторять. Задания в контрольной работе формулирую таким образом, что чётко можно выделить темы для повторения: кинематика, динамика и т.д. После того, как ребята сами определили для себя, что необходимо повторять, решаем, сколько времени требуется на повторение каждой темы с условием того, что всего я могу выделить на повторение 6 часов учебного времени. В итоге приходим к тому, что

1 урок – вводный, организационный;

2 урок – кинематика;

3 урок – динамика;

4 урок – законы сохранения;

5 урок – практикум по решению задач;

6 урок – контрольная работа.

Далее предлагаю провести повторение названных тем, работая в команде по технологии сотрудничества. На этом же уроке объясняю условия работы в команде, которые заключаются в следующем:

а) “награду” команда (группа) получает одну на всех в виде балльной отметки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную “планку” и разное время на её достижение;

б) индивидуальная (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого её члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, которое я предлагаю после каждого этапа повторения;

в) равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путём улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Например, если в результате тестирования по повторяемой теме ученик получает “5” или оценку выше на один балл, чем по предыдущему тестированию, то он приносит команде 2 балла. Если же ученик подтверждает предыдущий результат (кроме неудовлетворительной оценки), то он приносит команде 1 балл. Это даёт равные возможности продвинутым, средним и отстающим ученикам в получении очков для своей команды.

Организация обучения в команде на моих уроках предусматривает разбиение класса на группы по 4 человека (разного уровня обученности). Каждой группе даётся задание составить плакат–шпаргалку (на формате А1 – ватман) по соответствующей теме урока, которой разрешаю позже пользоваться на контрольной работе. Задание делается по частям, т.е. происходит распределение ролей внутри группы (каждый член группы занят своей частью и оформляет свою часть задания на листе формата А4 – альбомный лист). В ходе работы каждый член группы обязательно знакомит свою команду со своей частью работы и добивается усвоения каждым членом команды материала по своему вопросу. Затем отдельные части склеиваются в единую “шпаргалку” и оформляются. На эту работу отводится 15–20 минут от урока, о чём обязательно сообщается группам перед началом работы.

Для индивидуальной работы по составлению своей части “шпаргалки” предлагаю различные формы работы с учебной литературой на выбор. Например,

а) составить план–конспект прочитанного и переработанного материала;

б) составить опорный конспект по своему вопросу;

в) предоставить материал в форме таблицы;

г) записать опорные слова и формулы, по которым можно легко воспроизвести весь повторяемый материал;

д) описать физическое явление, понятие, величину, закон, теорию по обобщённому плану:

  • название темы;
  • определение;
  • свойства;
  • соответствующие формулы;
  • примеры;
  • графики;
  • дополнительные сведения (например, исторические).

Понятно, такой выбор заданий подразумевает, что ребята обучены и в достаточной мере владеют хотя бы одним из описанных методов работы с информацией.

Далее провожу общее обсуждение работы над этим заданием разными группами, т. к. задание одинаковое для всех групп или проводим защиту “шпаргалок” каждой группы. В случае защиты, группа выбирает докладчика, который в течение 2 минут сообщает результаты работы своей группы. После того как убеждаюсь, что материал усвоен всеми учащимися, даю тест на проверку понимания и усвоения повторяемого материала. Над заданиями теста учащиеся трудятся индивидуально, вне группы. При этом можно дифференцировать сложность заданий по уровню обученности учеников. Баллы за индивидуальную работу (тест) по вышеописанной методике суммируются в группе, и объявляется общая оценка группе. Из расчёта на 4 человека в группе имеем следующее распределение оценок:

3 балла – (один из возможных вариантов: 3 человека принесли команде по одному баллу, т.е. подтвердили свой предыдущий результат, а хотя бы один человек получил “2”) – общая оценка для группы – “3” (по традиционной пятибалльной системе оценивания);

4 – 5 баллов (все члены команды принесли по 1 баллу, т.е. подтвердили свои результаты, а хотя бы один человек повысил свой предыдущий результат или получил 5) – общая оценка группе 4;

6 –7 баллов и более (два человека подтвердили свои результаты и два человека повысили на 1 балл свой предыдущий результат или получили “5”) – общая оценка группе “5”.

Подобная работа в команде позволяет формировать и развивать коммуникативные, информационные, организационные навыки учащихся. При работе над своей частью задания разрешаю на выбор ученикам пользоваться всей имеющейся в кабинете литературой. Как показывает практика, многие учащиеся пользуются учебниками, содержащими материал повышенной сложности по данному вопросу, и успешно не только сами усваивают его, но и доносят до сведения остальных членов группы.

Примерные вопросы для распределения между членами группы:

Урок №2. Кинематика.

  1. Основные понятия кинематики: путь, перемещение, траектория, материальная точка. Равномерное движение.
  2. Равноускоренное движение. Свободное падение.
  3. Движение по окружности.
  4. Относительность движения.

Урок №3. Динамика.

  1. Законы Ньютона.
  2. Виды сил.
  3. Вес тела. Невесомость.
  4. Искусственные спутники земли. Первая космическая скорость.

Урок №4. Законы сохранения.

  1. Импульс. Закон сохранения импульса.
  2. Реактивное движение.
  3. Энергия, виды энергии.
  4. Закон сохранения энергии.

Урок №5. Задание для группы: подготовить задачи (придумать или подобрать из задачников) по повторенным темам.

  1. Задача на прямолинейное равноускоренное или равномерное движение.
  2. Задача на закон сохранения импульса или на закон сохранения энергии.
  3. Нахождение веса тела, движущегося с ускорением по вертикали.
  4. Движение тела под действием нескольких сил (наклонная плоскость, блок).

Далее работа на этом уроке проводится в виде инструктажа. Подготовивший задачу, т.е. инструктор, предлагает её для решения всем остальным членам группы и контролирует её решение: задаёт наводящие вопросы в случае затруднения, объясняет и корректирует в случае необходимости. Учитель в свою очередь контролирует и помогает инструктору.

При подборе задач рекомендую ребятам просмотреть варианты контрольной работы, которая была предложена на первом уроке. Проверочного теста в конце этого урока нет. В качестве проверки работы команды выступает домашнее задание, за выполнение которого и начисляются баллы команде.

Ниже приведён пример проверочного задания после работы команды над темой “Кинематика” на уроке №2. Аналогичные задания предлагаются для оценивания работы группы по каждой теме. На выполнение задания каждым учеником отводится 5 минут.

Урок №2. Кинематика.

Вариант1. (Задания первого уровня сложности).

  1. Дать определение равноускоренного движения.
  2. Привести пример задачи, когда тело можно считать материальной точкой, а в какой ситуации нельзя.
  3. Дано уравнение: x = 3 + 5t. Определить вид движения, значение начальной координаты, начальной скорости тела, ускорения. Нарисовать график зависимости скорости для данного вида движения.
  4. С каким ускорением должен затормозить автомобиль, движущийся со скоростью 10 м/с, чтобы через 10 с остановиться?

Для решения задачи: – определи вид движения;

  • Запиши условие: чему равна начальная скорость тела v0=

Чему равна конечная скорость тела v=

Чему равно время торможения t=

Что нужно найти в задаче?

  1. Мяч подбросили с начальной скоростью 5 м/с. На какой высоте окажется мяч через 0,6 с?

Вариант 2. (Второй уровень сложности).

  1. Дать сравнительный анализ равномерного и равноускоренного движения.
  2. Чем отличаются понятия пути и перемещения, сделанного телом. Привести примеры.
  3. Дано уравнение x = 4 + 6t – 9,8t2. Определить вид движения. Написать соответствующее уравнение для скорости. Построить график зависимости скорости тела от времени.
  4. Автомобиль, двигаясь равномерно, проходит путь 20м за 4 с, после чего он начинает тормозить и останавливается через 10 с. определите ускорение и тормозной путь автомобиля.
  5. Камень, брошенный вертикально вверх, через 4 с падает на землю. Определите высоту подъёма камня.

Очевидно, что такие уроки помогают справиться не только с проблемой усвоения, осмысления материала каждым учеником группы, но и повысить учебную активность учеников, повысить некоторую уверенность слабых учеников в собственных силах, повысить ответственность учеников за свою учебную деятельность, пробудить первые симптомы умения ребят самостоятельно решать пусть небольшие, но всё же проблемы.

Организация работы с учебными текстами на уроке.

Для описанной выше командной работы очень важным, на наш взгляд, является предварительное обучение детей самостоятельной работе с научным текстом. Многие учителя, наверное, сталкивались с проблемой непонимания учеником самостоятельно прочитанного параграфа из учебника, или с трудностью воспроизведения даже понятого материала. На своих уроках я предлагаю различные варианты работы с текстом учебника: составление и пересказ по плану, краткий и развёрнутый конспект, опорный конспект, использование опорных слов.

Личностно–ориентированные уроки предполагают не только обучение основным предметным знаниям, умениям и навыкам, но и выявление способов овладения тем или навыком каждым учащимся, раскрытие процесса, технологии усвоения. 80% учащихся в моих классах чаще выбирают опорные слова в качестве приёма учебной работы с текстом. Потому что, во–первых, данный метод не требует большой затраты времени. Во–вторых, помогает быстро запомнить новую терминологию (т.к. обычно в качестве опорных слов ребята выбирают новые для них слова из текста). В третьих, развивает логическое мышление учащихся (т.к. при составлении и последующем пересказе по опорным словам дети учатся логически связывать каждое предыдущее слово с последующим).

Именно, на этом методе работы с текстом, я остановлюсь чуть подробнее. В 9 классе при изучении темы “Закон всемирного тяготения” учащимся предлагается прочитать введение к соответствующему параграфу (учебник И.К.Кикоин, Физика–9, параграф 28, стр.78).

После прочтения текста учитель демонстрирует ребятам в течение 40 секунд следующие 8 слов для запоминания: Ньютон, законы, движение, сила, ускорения, Земля, притяжение, гравитация, масса. Далее слова убираются, и учащиеся письменно воспроизводят эти слова. Учитель фиксирует результат и пытается выяснить, каким способом удалось (или почему не получилось) запомнить все слова. Многие из тех, кто запомнил в правильном порядке все слова, отмечают, что эти слова встречались им в прочитанном только что тексте и, кроме того, все они логически связаны. Предлагаю воспроизвести логику связи этих слов, использованную в тексте. Получается связанный пересказ прочитанного текста. Тут же даю задание прочитать следующую небольшую часть из параграфа: “Роль масс притягивающихся тел” и каждому самостоятельно выписать 5–8 опорных для него слов, попытаться сначала запомнить их, а затем по желанию у доски или в парах воспроизвести текст, используя свои опорные слова.

Дидактический материал для уроков по решению расчётных задач.

При разработке дидактического материала к урокам по решению задач я пытаюсь учитывать индивидуальные особенности учащихся: во–первых, разный уровень обученности (традиционно выделяю 3 уровня).

Во–вторых, различные способы восприятия задачи: одни учащиеся хорошо владеют словесной формой и после прочтения текста задачи легко могут сосредоточиться на восприятии лишь тех частей задачи, которые являются предметом анализа, и отвлекаться от тех, которые в данной задаче несущественны. Другие учащиеся легче оперируют, например, с иллюстративными картинками. Поэтому каждая карточка с текстом задачи с обратной стороны имеет иллюстрацию и условно–графическое изображение. При необходимости такие ученики имеют возможность воспользоваться картинкой и разобраться со смыслом задачи либо после прочтения текста, либо сразу знакомиться с задачей по иллюстрации в зависимости от особенностей собственной мыслительной деятельности. Чтобы ребята сами определили: достаточно ли им текста задачи для правильного анализа условия или кому–то необходима иллюстрация, предлагаю единый вопросник для всех задач по данной теме. Если для ответа на эти вопросы ученику достаточно прочитать задачу, то пользоваться рисунком необязательно. Пример такого вопросника приведён ниже.

В третьих, учитываю следующие особенности характера учеников: многие ребята, затрудняясь при решении задачи в силу своей стеснительности или по другим причинам, не обращаются за помощью к учителю. Да и учитель не всегда может подойти ко всем, кто в данную минуту нуждается в его помощи. Многим комфортнее попросить несколько раз объяснить одно и то же одноклассника, чем учителя из–за боязни, что учитель поймёт, что ученик не понимает чего–то, и поставит худшую оценку. С этой целью я группирую задачи таким образом, что карточки одного уровня сложности и одинаковые по способу решения имеют один цвет (жёлтый, синий, зелёный). Это позволяет ученику решающему, например, жёлтую карточку из первого уровня видеть, кто ещё из группы в это время решает аналогичную задачу и при необходимости обратиться к товарищу за консультацией.

И, наконец, в четвёртых, стремлюсь на уроке учесть индивидуальный темп при решении задач.

В результате дидактический материал для группы учащихся разного уровня обученности, состоящей из 4 человек, использую на уроке следующим образом: карточки разделены по уровню сложности и цифра в нумерации карточки говорит ребятам о сложности задачи. Независимо от уровня обученности, предлагаю всем начинать с карточек первого уровня сложности, а вот следующую задачу решать по своему выбору: либо закрепить свои умения решать точно такую же задачу, но с другими числовыми данными из первого уровня. Как говорилось выше, такие задачи имеют одинаковый цвет, например, жёлтый. Либо ученик может в качестве второй задачи выбрать опять карточку первого уровня, но другого цвета, например, синего, что говорит о том, что эта задача имеет несколько другое решение или другого типа, но всё равно является достаточно простой. Если же ученик легко справился с “жёлтой” задачей первого уровня сложности, он может выбрать карточку второго уровня сложности. Обычно я рекомендую выбирать во втором уровне карточку такого же цвета, т.е. в данном случае желтого, которую ученик решал на первом уровне, т.к. она по ходу решения похожа на только что решённую, но имеет изменённую для второго уровня и усложнённую ситуацию для третьего. Итого, в каждом уровне имеется по 4 карточки (по числу учеников в группе) трёх цветов (жёлтого, синего, зелёного). Всего 36 карточек для каждой группы.

Приведу пример всех четырёх заданий одного цвета для первого, два задания для второго и одну задачу такого же цвета третьего уровня сложности по теме “Сила трения. Коэффициент трения” для 9 класса.

1 уровень (во всех задачах известна масса и коэффициент трения. Требуется найти силу тяги)

    1. На соревнованиях лошадей тяжелоупряжных пород одна из них перевезла груз массой 23 тонны при коэффициенте трения 0,01. Найти силу тяги лошади. Движение считать равномерным.
    2. Автобус, масса которого с полной нагрузкой равна 15 тонн, на некотором участке пути едет равномерно. Найти силу тяги, если коэффициент сопротивления движению равен 0,03.
    3. Деревянный брусок массой 1,6 кг равномерно тянут по деревянной линейке с некоторой силой. Определить эту силу, если коэффициент трения дерева по дереву равен 0,25.
    4. Тепловоз может везти состав массой 6 000тонн, двигаясь равномерно при коэффициенте сопротивления 0,005. Какое тяговое усилие он при этом развивает?

2 уровень (изменённая ситуация: на тело действуют либо несколько сил трения, либо несколько сил тяги вдоль одной оси, но при этом опять же известна масса, коэффициент трения, и надо найти силу тяги)

    1. Два мальчика везут на санях груз массой 50 кг, прикладывая при этом одинаковые усилия в горизонтальном направлении. Определить силу, которую должен приложить каждый мальчик для равномерного движения саней, если коэффициент трения полозьев о снег равен 0,1.
    2. Два деревянных бруска, массой по 1 кг каждый, лежат на деревянной доске. Какую силу надо приложить, чтобы вытащить нижний брусок из–под верхнего. Коэффициент трения на обеих поверхностях нижнего бруска равен 0,3.

3 уровень (усложнённая ситуация: вновь необходимо найти силу тяги, которая теперь приложена под углом к горизонтали. При проектировании на оси координат имеем теперь по две действующие силы соответственно по оси OX и OY).

    1. Коэффициент трения скольжения ящика массой 100 кг о пол равен 0,2. Ящик тянут за верёвку, проходящую через его центр тяжести. Верёвка образует угол 30 градусов с горизонталью. Какую силу надо приложить, чтобы ящик двигался равномерно.

Вопросник “Понятно ли тебе условие задачи?”

  • Представь всё то, о чём говорится в задаче.
  • Что известно? Какой вид движения наблюдается вдоль оси OX и OY?
  • Что нужно найти?
  • Какие силы действуют на тело вдоль оси OX?
  • Какие силы действуют на тело вдоль оси OY?
  • Что можно сказать о равнодействующей сил вдоль оси OX, если учесть, что тело вдоль этой оси двигается равномерно.
  • Что можно сказать о равнодействующей сил вдоль оси OY, если учесть, что тело вдоль этой оси либо не двигается, либо двигается равномерно.

Работая на уроках с таким дидактическим материалом по группам из 4 человек, ребята ощущают: во–первых, психологический комфорт, т.к. в любой момент могут проконсультироваться с товарищем, решающим в данный момент аналогичную задачу. Во–вторых, сохраняется индивидуальный темп при решении задач. В–третьих, учащиеся сами определяют для себя скорость продвижения от простых задач к более сложным или необходимость закрепления достигнутых успехов. В четвёртых, решая задачи одного цвета, учащийся может самостоятельно постепенно продвигаться к более сложным задачам в своём темпе, тем самым, повышая свой уровень обученности.

Литература.

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2002.