Цель: | Сформировать убеждение в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни. |
Оборудование: |
|
План занятия:
- Организационный момент 2 мин
- Ситуационная задача для размышления 10 мин
- Объяснение учителя 20 мин
- Ролевая игра 15 мин
- Дискуссия (работа в группах) 30 мин
- Подведение итогов (написание синквейна) 10 мин
- Рефлексия 3 мин
Содержание занятия
Занятие включает три блока:
1 блок “Первая волна” Задача: актуализация всей совокупности знаний учащихся о ВИЧ–инфекции и СПИДе (сущность, способы заражения, сопутствующие заболевания, ситуация по ВИЧ–инфекции в мире и в России, профилактика). Для этого используется текст “История Томаса С.”(учитель читает вслух): Каждую ночь приходит страх. Тогда Томас бредет в спальню своей матери. Мать уже пережила много таких ночей и знает, что надо делать. Она встает и обнимает своего сына. Это длится 2, 3 минуты, пока он немного не успокоиться. Томас С. из Берлина, ему 25 лет. Он страдает синдромом приобретенного иммунодефицита – приобретенной слабостью иммунитета. СПИД? Томас думает, что это еще не доказано на 100%. “Врачи честны по отношению ко мне, – говорит он, – Я даже надеюсь, что выйду из трудной ситуации”. Лицо Томаса в морщинах, с впалыми щеками. В течение 4–х месяцев он сильно похудел, потеряв треть своего веса. В начале 1974 г. Томаса поместили в больницу. У него не было сильных жалоб. Ему только нездоровилось, и поэтому он хотел обследоваться. В больнице значительных отклонений в его здоровье не обнаружили. Поскольку Томас почувствовал себя лучше, через 3 дня он собрал свои вещи и выписался из больницы. Томас уже знал, что в его организм попал вирус, называемый ВИЧ (вирус иммунодефицита человека), который может вызвать заболевание СПИДом. В Америке по поводу этого заболевания была поднята большая тревога, и он решил проверить себя. Результаты анализа соответствовали его опасениям: в крови были обнаружены антитела. Тест на ВИЧ оказался положительным. Однако врач сказал Томасу, что между временем заражения и началом болезни могут пройти месяцы и даже годы. Томас узнал также, что фактически только часть инфицированных заболевает СПИДом. Через неделю после выхода из больницы у парня случился приступ лихорадки, на следующий день началась сильная головная боль и расстройство желудка, причем обычно используемые в таких случаях таблетки не помогали. Ему вновь пришлось ложиться в больницу. При поступлении в стационар в карте записали: “Пациент дезориентирован и сильно заторможен. Ухудшился аппетит. Головная боль. Язык с белым налетом. Диагноз – токсоплазмоз”. При обследовании врачи обнаружили еще и тяжелый гепатит. Теперь Томас чувствовал себя значительно хуже. Поскольку приобретенный иммунодефицит лечить пока не могут, врачи искали пути помочь Томасу. Ему давали таблетки. Он не мог есть, желудок был расстроен. В первые недели он еще вставал с постели, но с каждым днем становился все слабее. Однажды в туалете случился коллапс: начались судороги, и он упал. После этого Томас около месяца не вставал с постели. Но мать продолжала бороться за его жизнь. Каждый день она появлялась в больнице с термосом свежего бульона, хотя лечащий врач считал, что больному осталось жить несколько дней. Но Томас снова встал на ноги. Первого мая 1985 г. его выписали из больницы. Томас почувствовал силы и даже немного поправился. Он пытался совершать маленькие прогулки по улице, однако уже через пару сотен метров силы покидали его. Раньше этого парня можно было сравнить с дубом, а теперь от него осталась только тень. Боль не покидала его. Ему стало трудно скрывать свои мысли. Он сказал: “Мне безразлично, что случится. Если это должно произойти, то я не хочу умереть в больнице”. Томас С. умер дома. ОБСУЖДЕНИЕ: КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ О СПИДе и СОСТОЯНИИ ПАЦИЕНТА ТОМАСА СОДЕРЖИТ ЭТО СООБЩЕНИЕ?(5 мин) |
Рекомендации учителю: Попросите учащихся слушать рассказ внимательно, чтобы они смогли в дальнейшем отвечать на предлагаемые вопросы. Убедитесь, что ученики успевают улавливать излагаемый вами материал.
По ходу чтения текста расшифровывайте незнакомые учащимся термины и фиксируйте их на доске: Токсоплазмоз–заболевание, вызываемое одноклеточным паразитом Toxoplasma gondii. Источником инфекции могут быть подстилка или мусор, загрязненные фекалиями больных кошек, иногда–зараженное и недоваренное мясо. Характерные симптомы:
Профилактика:
Коллапс – одна из форм острой сосудистой недостаточности, возникающая в результате нарушения нормального соотношения между вместимостью сосудистого русла и объемом циркулирующей крови.
Не стоит волновать учащихся понапрасну: объясняйте симптомы СПИДа очень тщательно, т.к. ученики столкнутся со многими из них при обычных болезнях. |
Объяснение учителя (по ходу объяснения учащиеся слушают и записывают в тетрадь схемы, таблицы и ключевые слова по теме):
Ошибка никогда не может стать истиной, сколько бы ее не повторяли.
Истина никогда не может быть ошибочна, даже если ее никто никогда не слышал.Махатма Ганди
Возникновение СПИДа было предсказано еще в начале семидесятых годов 20 века. Краткая формулировка прогноза гласила: “В 80–е годы может появиться гриппоподобное заболевание с высокой летальностью”. Предсказание основывалось на двух экологических правилах. Первое: ниша не может пустовать. Второе: пустующую нишу быстрее всего заполняет мелкий по размерам, очень изменчивый и эволюционно более примитивный организм.
Экологическая ниша начала пустеть в результате успехов медицины, когда многие возбудители инфекционных заболеваний были уничтожены практически полностью. Меры по их уничтожению были применены быстрые и верные, но стратегия была рискованная: в борьбе с инфекциями следовало опасаться абсолютной победы – полного уничтожения инфекций. Не остереглись. “Дремавший на задворках биосферы” ВИЧ стал быстро занимать освободившуюся экологическую нишу…(рис.1,2)
Исследователи обнаружили ВИЧ во всех биологических жидкостях инфицированных пациентов. В то же время было установлено, что концентрация вируса в отдельных жидкостях различно.
Концентрация вируса |
Среда обитания |
Очень высокая |
Кровь, семенная жидкость |
Высокая | Вагинальная жидкость, материнское молоко |
Низкая | Моча, экскременты |
Очень низкая | Пот, слюна, слезы, носовой секрет |
Заразиться ВИЧ не так уж легко. Вирус чрезвычайно чувствителен и сохраняет жизнеспособность вне человеческого тела лишь в стерильных условиях, например в колбе. Будучи помещенным в пространство без доступа воздуха, вирус погибает. Обычные гигиенические меры в быту и в больнице также быстро делают вирус безвредным.
Можно ли убить возбудителя СПИДа?
1. 50–70° спирт | несколько секунд |
2. Попадание в желудочно–кишечный тракт | разрушается пищеварительными ферментами и соляной кислотой |
3. t°=56° | 30 минут |
4. Попадание на кожу | через 20 минут уничтожается ферментами бактерий, паразитирующих на коже |
5. Кипячение | мгновенно |
6. Дезинфицирующие средства (хлорамин, хлорная известь) |
мгновенно |
Заражение возможно лишь тогда, когда определенное количество вируса находится в организме. Посредством биологических жидкостей тела, которые содержат лишь ничтожное количество вируса, заражение практически исключено. Слюна содержит, кроме того, эндогенные вещества, которые обладают защитным действием, поэтому и без того малое количество вируса становится неопасным.
ВИЧ может переноситься в том случае, если жидкости тела с высокой концентрацией вируса проникают прямо в кровяное русло человека, например при микроскопических, незаметных трещинах слизистых оболочек прямой кишки (которая особенно предрасположена к повреждению), женских и мужских половых органов, а также через шприц, в котором находятся остатки зараженной крови.
Контрольное задание: в предложенных тестах укажите знаком “+” или “–” в какой ситуации возможен перенос ВИЧ, а в какой – нет.
Тест “Пути переноса ВИЧ”
- Рукопожатие, объятия, поцелуй в щеку
- От матери к ребенку (в утробе, при родах, при кормлении грудью)
- Совместные игры
- Чихание, кашель, через слюну
- Использование многоразовой посуды в столовой
- Домашние животные
- Половые контакты
- Занятия спортом
- Общественные туалеты
- Совместная работа и проживание с зараженными людьми
- Уход за больными СПИДом при соблюдении гигиенических норм
- Использование наркоманами общих игл для инъекций
- Страстный поцелуй
Совместная проверка результатов, исправление ошибок.
2 блок “Сеанс одновременной игры”
Задача: выработка собственной модели поведения в критической ситуации.
Учащиеся получают карты (рис. № 3), на которых изображена компания подростков и дана инструкция к работе. Необходимо проделать все описываемые действия и сделать вывод (заслушать одного ученика).
Инструкция:
Перед вами компания подростков. У каждого из них номер от 1 до 15. Известно, что:
- №1–соблюдает целомудрие (такой человек есть в любой компании)
- №2 и 3– влюблены и верны друг другу. Обведи их кружком.
- Остальные подростки сексуально “общаются”. Они легкомысленно меняют партнеров и никто из них не знает, что один уже инфицирован ВИЧ. Пометь его особо (например, красным цветом).
- Возьми карандаш и соедини линиями партнеров (кроме № 1,2,3).
Делай так 3 раза, каждый раз образуя новые пары, не исключая и зараженного (лучше разными цветами).
- Теперь отметь тех, кто контактировал с ВИЧ–инфицированным, и тех, кто был в контакте с ними.
Какой получился результат?
№ 1,2,3 благодаря своему выбору не подвергались риску, они здоровы и спокойны.
А остальные?
А ты сам где был в этой игре?
Выиграл ты или проиграл?
Подумай и прими решение!
3 блок “Обратный всплеск”
Задачи: На данном этапе наиболее эффективно проведение дискуссии по группам (удобно разделить класс на 6 групп – три в поддержку и три – оппоненты) для обсуждения следующих вопросов: |
Рекомендации учителю: Убедитесь, что ученики обсуждают свои ответы в группах открыто и не оказывают давление на мнение товарищей. Они должны соглашаться/не соглашаться с идеями, а не с людьми, которые их вызывают. Каждый должен иметь возможность высказаться. Во время дискуссии с классом убедитесь, что все идеи были рассмотрены внимательно, и ничье мнение не было воспринято с насмешкой. Переходя от одной группы к другой, следите за тем, как ученики воспринимают вопросы, и как готовят к ним ответы, быть может, им потребуется Ваша помощь. Старайтесь поддерживать работу групп целенаправленной и интересной. |
|
Проблема |
Аргументы в защиту |
Контраргументы |
Контроль: необходимо создать жесткую систему контроля, сокращающую до минимума возможность заражения СПИДом здоровых людей через нормативно–правовое регулирование и систему контроля. | ||
Реабилитация: люди, больные СПИДом, – полноправные граждане общества, они нуждаются в медицинской и социальной помощи. | ||
Просвещение: создание системы информированности населения и формирование положительных нравственных ценностей |
Итогом работы на уроке может стать творческая работа учащихся по написанию синквейна.
Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований.
Правила написания синквейна:
В синквейне 5 строк:
- понятие (одно слово)
- прилагательные (два слова)
- глаголы (три слова)
- предложение (из четырех слов)
- существительное (одно слово)
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.
Пример синквейна по данной теме:
1.СПИД
2. Опасный, смертельный.
3. Калечит, уродует, разрушает.
4. Распространяется из–за невежества.
5. Боль.
Каждая группа пишет свой синквейн, затем представители зачитывают варианты.
Общие выводы по уроку (записываются в тетрадь):
- “Природа не терпит пустоты”: пустующая экологическая ниша непременно “заполняется” другой живой системой.
- СПИД – это не только вирусная или социальная болезнь. СПИД – это многофакторный процесс.
- Молодые люди могут предотвратить передачу ВИЧ только тогда, когда они владеют точной информацией и навыками в принятии решений, позволяющими умело ей пользоваться.
- СПИДом может заболеть любой человек, совершающий поступки, граничащие с риском заражения ВИЧ. Никто не застрахован от болезни, если подвергает себя риску.
- Каждый человек сам отвечает за свои поступки.
- 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом.
Заключение: НАМ РЕШАТЬ!
Рефлексия: закончить фразы:
Я думал…
Теперь я думаю…
Я делал…
Я сделаю…
Домашнее задание:
- обсудить с членами семьи наиболее эффективные и реально осуществимые элементы личной стратегии противостояния СПИДу
- составить вопрос по теме, на который ученик действительно хочет получить ответ.